Балтийская коса что посмотреть?

Балтийская коса: описание и фото. История основных достопримечательностей Балтийской косы. Как добраться, что посмотреть.

Балтийская коса что посмотреть?

Балтийская коса: основные достопримечательности косы

Природная достопримечательность города Балтийска — это Балтийская коса. Южная часть города находится именно на ней: здесь расположены поселки Коса и Рыбачий.

На Балтийской косе можно не только любоваться потрясающей природой и наслаждаться песчаными пляжами. Здесь находятся Южный мол и исторические достопримечательности Балтийской косы: Западный форт, заброшенный аэропорт Нойтиф, остатки немецких зенитных батарей, а также мемориальные памятники погибшим здесь советским солдатам в апреле 1945 года.

Как добраться до Балтийской косы

Сайт: baltparom.ru Адрес: Морской бульвар, 2А Стоимость переправы на пароме на Балтийскую косу и обратно: 70 рублей, с 6 до 12 лет — 40 руб., до 6 лет бесплатно, пассажир с велосипедом — 100 руб., стоимость переправы автотранспорта зависит от разрешенной максимальной массы.

Чтобы попасть на Балтийскую косу в Балтийске надо сесть на паром или катер. Паромную переправу осуществляет Балтийская судоходная компания на паромах «Вистула» и «Нида». Билет надо купить в кассе Балтийска и сохранить до конца поездки, он действителен в обе стороны. Кассы работают с 7.00 утра. Паром отходит от причала, расположенного рядом с памятником Петру I на Морском бульваре.

Паромная переправа из Балтийска осуществляется ежедневно в: 7.20, 10.00, 12.00, 14.00, 16.00, 18.00, 20.00, 21.30. Из Балтийской косы — в это же время + 10 минут. Расстояние, которое проходит паром примерно 800 метров, время в пути — 5-10 минут. На катере можно переправиться за минуту.

Балтийская коса

Балтийская коса (Фрише-Нерунг) имеет протяженность 65 километров, из них 35 километров на территории России, остальная часть относится к Польше. Здесь находится польская граница.

На косе находятся прекрасные песчаные пляжи. Часть ее территории покрыта дюнами и лесными массивами. Это уникальное место, не загрязненное промышленными отходами, выбросами, идеально подходит для отдыха.

Много лет Балтийская коса с ее красивейшей уникальной природой была закрыта для большинства людей, как и Балтийск, вход осуществлялся по пропускам и был доступен только военным. Сейчас на Балтийскую косу можно свободно попасть, но туристический бизнес здесь не развит, в отличие от Польши. На польской стороне косы расположен популярный курорт Крыница Морска.

Достопримечательности Балтийской косы

Достопримечательности Балтийской косы — это Южный мол, старинный полуразрушенный форт Западный, заброшенный немецкий аэропорт Нойтиф (Neutief) и немецкая береговая зенитная батарея Лемберг.

Карта Балтийской косы

Достопримечательности Балтийской косы на карте.

Южный мол

Южный мол был создан в 1887 году для защиты береговой линии от морских волн, на нем находится зеленый маяк. Попытки создать мол предпринимались неоднократно, но только данная конструкция оказалась наиболее долговечной.

Через пролив на расстоянии 361 метров расположен Северный мол, на нем установлен красный маяк. Два мола являются своеобразными воротами Балтийска на море.

Западный форт

На Балтийской косе рядом с Южным молом находится заброшенный полуразрушенный Западный (Морской) форт. Напротив него через пролив — Цитадель Пиллау. Кстати, есть и форт Восточный. Он находится на территории города Балтийск, рядом с парком имени А. Головко, недоступен для посещения, является частной собственностью.

Западный форт был построен в 1869 году на случай войны для перекрестной артиллерийской обороны Пиллауского пролива, но активных боевых действий в нем никогда не было.

Во время боев в апреле 1945 года, он никак не участвовал в немецком сопротивлении, гарнизона там не было.

Западный форт является памятником фортификационного зодчества середины XIX века. Он отнесен к памятникам архитектуры регионального значения, но никак не охраняется государством, находится в свободном доступе. Разрушается от морских штормов, времени и вандалов.

Есть вероятность скорого исчезновения форта под воздействием моря. Оно все больше захватывает сушу и наступает на форт.

Аэродром Нойтиф

Нойтиф (Neutief) — это немецкий аэродром, построенный (1934-1939) на Балтийской косе. Предназначался для сухопутных и гидросамолетов Luftwaffe. Уникальность аэропорта в том, что он был построен на песке. Снабжение аэродрома осуществлялось только морским путем, а электричество здесь появилось только в 1938 г. — по дну пролива был проложен электрический кабель.

Здесь было два огромных ангара из бетона с электрифицированными воротами для самолетов, 2 металлических ангара для другой техники, две бетонные взлетно-посадочные полосы с подогревом и подсветкой длиной около километра каждая, гидрогавань для гидросамолетов. А также мастерские, котельная, насосная станция, трансформаторная подстанция, склады, казармы и другие хозяйственные постройки. Тут же на косе был создан жилой поселок.

Нойтиф считался одной из лучших военных авиабаз Германии.

Несмотря на масштабные бои на Балтийской косе, аэродром находился в отличном состоянии. После войны аэропорт использовался авиацией Балтийского флота: здесь базировались гидросамолеты «Каталина», а позже — самолеты-амфибии или «летающие лодки»: Бе-4, Бе-6 и Бе-12.

К 90-м годам аэропорт требовал капитального ремонта и стал не нужен военным. С 1996 года аэропорт заброшен и является историческим памятником Второй мировой войны: именно здесь завершилась Восточно-Прусская операция. Продолжает разрушаться от времени. А одну летающую лодку Бе-12 с Балтийской косы можно увидеть в Калининграде, она относится к Музею мирового океана.

Береговые зенитные батареи

Немецкий аэродром на Балтийской косе защищали со стороны моря береговые зенитные батареи. Была построена система железобетонных капониров и подземных бункеров, некоторые из них двухэтажные.

Из артиллерийских батарей на Балтийской косе наиболее известна зенитная батарея Лемберг.

Зенитная батарея Лемберг (Lehmberg) — это запасной командный пункт системы противовоздушной обороны Пиллау. Здесь находилось четыре орудия «S.K. C/32» калибром 105 мм и четыре бункера для них. А также здесь были расположены бункеры для личного состава, боеприпасов, электростанция, столовая и другие бункеры. Общее количество — 25 бункеров.

В апреле 1945-го зенитная батарея Лемберг под руководством немецкого генерала Карла Хенке сопротивлялась до последнего, отказываясь сдаться. 27 апреля Хенке застрелился, оставшиеся в живых немцы капитулировали.

В настоящее время бункеры относятся к военной части, но не охраняются и не загорожены. Есть бункеры, которые можно найти прямо на пляже, некоторые оказались под песками, некоторые под водой.

Балтийская коса — удивительное, одно из самых красивых мест Калининградской области. Кажется, что время здесь остановилось. Мало людей, почти полное отсутствие организованного туризма, заброшенные грандиозные постройки и величие природы — все это разительно отличается от окультуренной Куршской косы.

Идеально подходит тем, кому нравится «дикий» отдых без удобств. Здесь можно спокойно ходить по дюнам, никаких запретов нет, в отличие от Куршской косы.

Большой интерес Балтийская коса представляет для любителей военных объектов и заброшек. Здесь есть на что посмотреть и куда забраться.

Старый Люнет

Сайт: vk.com/public149167690 Адрес: Балтийская коса, ул Морская Набережная, дом 7А. Часы работы: с 10.00 до 18.00 со вторника по воскресенье — с июня по август, остальные месяцы только по субботам и воскресеньям. Вход свободный.

Парково-музейный комплекс «Старый Люнет» создан энтузиастами в 2017 году. Он рассказывает об истории Балтийской косы и военных действиях, ведшихся на Фриш-Нерунге. Здесь можно посмотреть исторические фильмы о Балтийске и Балтийской косе. Представлены карты, чертежи, довоенные фотографии. Проводятся экскурсии.

Проект музея «Военные тайны самой западной точки России» получил президентский грант в 2019 году, выиграв конкурс.

Балтийская коса

Балтийская коса — узкая полоска суши, которая отделяет Калининградский залив от основной части Гданьского залива.

Здесь находится польская граница. Ширина косы составляет порядка 300–1800 метров в средней и южной частях и около 8–9 км — в северной.

На косе расположились песчаные пляжи, частично дюны и лесные массивы. В течение достаточно долгих лет Балтийская коса была закрыта для большинства туристов наряду с самим Балтийском. Вход был доступен исключительно военным по пропускам. В настоящее время на Балтийскую косу может попасть любой желающий. Тем не менее, в отличие от Польши, коса не имеет настолько развитый туризм, сюда не приезжает такое огромное количество народу. На ее территории можно увидеть в основном заброшенные постройки, что очень отличает в этом плане Балтийскую косу от Куршской косы.

Флора природной достопримечательности представлена смешанными хвойно-широколиственными лесами и редкими растениями, например, синеголовником. На территории российской части косы растут в основном сосны и реже березняки, также встречаются дуб, ель и ясень. Фауна косы характеризуется в большей степени по типу Центральной Европы: здесь обитают лиса, косуля, барсук, ёж, енотовидная собака и другие виды, также здесь можно увидеть 115 видов птиц, среди которых есть занесенные в Красную книгу.

Всего на территории Балтийской косы проживает порядка 34–35 тысяч человек. С российской стороны расположены поселки Коса и Рыбачий. С Польской расположились посёлки Рыбацке Конты, Крыница Морска и Пяски. Так или иначе на этом природном объекте живут люди, поэтому на косе есть и магазины, и рынок, и рестораны, и кафе. Кроме того, на этой территории проводят различные мероприятия. Так, например, в 2019 году с 6 по 7 сентября на Балтийской косе на территории заброшенных складов аэродрома Нойтиф прошел костюмированный фестиваль постапокалиптики «Ржавый Дракон». Все посетители фестиваля смогли проникнуться атмосферой мира после глобальной катастрофы и примерить на себя роль выживших. Программа двухдневного мероприятия включала в себя кинопоказ, выступления музыкальных и танцевальных коллективов и диджеев, работу тира, квест игры, конкурс костюмов и техники, фейерверк. Кроме того, на фестивале были установлены фотозоны и лавки с тематическими товарами, работали аниматоры и гримеры, показывали выступление фаер-шоу, проводили различные мастер-классы. Также работали кафе и туалеты.

Достопримечательности Балтийской косы

Балтийская коса является очень интересным местом, здесь расположены необычные достопримечательности: форт Западный, заброшенный немецкий аэропорт Нойтиф (Neutief), Южный мол и немецкая береговая зенитная батарея Лемберг.

Форт, построенный в 1869–1871 годах и расположенный на берегу Балтийского залива, предназначался во время военных конфликтов для отпора противника с моря.

Читайте также  Что посмотреть в Евпатории и окрестностях самостоятельно?

Всего на косе имеется 2 форта: рядом с Южным молом находится полуразрушенный Западный форт, который в настоящее время является памятником архитектуры регионального значения, но никак не охраняется государством, поэтому регулярно разрушается вандалами. В городе Балтийске находятся остатки Восточного форта, который был возведен в виде пятиконечной звезды. В настоящее время Восточный форт недоступен для посещения, поскольку является частной собственностью.

Оба форта строились капитально, на долгие годы. В строительстве использовали прочный морозостойкий кирпич, а стены строили толщиной в 1 метр, сверху форты засыпаны земляным накатом в 3 метра.

Музей

На территории Балтийской косы также находится парково-музейный комплекс «Старый Люнет», созданный в 2017 году. Музей повествует об истории Балтийской косы и военных действиях, которые здесь проходили. В музейном комплексе можно посмотреть исторические фильмы о Балтийске и Балтийской косе, изучить карты, чертежи, довоенные фотографии.

Аэродром

Коса имеет еще одну достопримечательность — немецкий аэродром Нойтиф (Neutief), построенный на песке в период с 1934 по 1939 года. Аэродром предназначался для гидроавиации и сухопутной авиации, в его состав входили 3 ангара для самолетов, 2 металлических ангара для различной техники, 2 бетонные взлетно-посадочные полосы с подогревом длиной около километра каждая и административные здания (мастерские, котельная, насосная станция, трансформаторная подстанция, склады).

После военных лет аэродром стали использовать уже советские военные, но в начале 90-х годов российские военные покинули это место. Со временем Нойтиф начал разрушаться. И сегодня аэродром выглядит в таком виде, в каком и остался после всех бомбардировок.

Береговая зенитная батарея «Лемберг»

Будучи на Балтийской косе, также можно посетить еще одну ее достопримечательность — батарею «Лемберг», которая была построена в 1943 году и являлась частью противовоздушной обороны и альтернативным командным пунктом военно-морской базы Пиллау. Комплекс батареи включал в себя столовую, электростанцию, складское помещение и, самое главное, 25 железобетонных бункеров, которые предназначались для военных и для хранения боеприпасов. План помещений был тщательно продуман и обеспечивал выход к орудиям и перемещение внутри батареи.

На сегодняшний день часть бункеров засыпало песком из-за постоянных наплывов воды и песка, а оставшиеся бункеры и по сей день притягивают туристов, которые с любопытством хотят взглянуть на часть истории.

Южный мол

Южный мол с зеленым маяком был построен в 1887 году, чтобы защитить пролив от водного потока и занесения песка. Первая попытка построить южный мол претерпела неудачу, поскольку строительство заключалось в нагромождении каменных глыб друг на друга. Такое сооружение продержалось совсем недолго и было разрушено волнами. Через пролив расположен Северный мол с красным маяком. Его первое строительство аналогично закончилось неудачей. И только в конце XIX века укрепили южную косу с помощью скрепленными между собой конструкциями из камня и якорей, а свободное пространство между ними заложили цементом. Далее укрепили и северный мол. Вдоль мола были проложены рельсы. Расстояние между маяками Северного и Южного молов составляет 361 метр.

Отдых на Балтийской косе

Как отмечалось выше, что туризм на Балтийской косе не сильно развит, тем не менее, есть туристы, которые хотят изведать это место.

Турбаза

Специально для отдыхающих на территории косы работает база отдыха «Балтийская коса», которая расположилась среди песчаных дюн и сосен. Турбаза за раз может принять до 50 человек. Инфраструктура базы отдыха представлена душевыми и туалетами, верандой с холодильниками, микроволновой печью, электрическими чайниками. Кроме того, на территории базы отдыха имеется прокат велосипедов, спортивного инвентаря, парковка для автомобилей, детская игровая площадка, спортивная площадка для игр в футбол и волейбол.

Кемпинг

Помимо турбазы «Балтийская коса» также имеется кемпинг на берегу Балтийского моря, расположенный в 100 метрах от пляжа. Кемпинг представляет собой гостевые домики, которые включают в себя следующие удобства: парковку, благоустроенную территорию, экскурсии по живописным местам и достопримечательностям, организацию выездов на рыбалку, прогулки на катере. Стоимость составляет 500 рублей в сутки с человека.

Аренда дома

Также на Балтийской косе можно снять жилье. Многие жители Балтийска сдают в аренду дома для туристов, которые оснащены всем самым необходимым для комфортного проживания. Цены на аренду дома начинаются, как правило, от 1000 рублей в сутки.

Погода на Балтийской косе

Климат на территории Балтийской косы переходный от умеренно морского к умеренно континентальному. Зима здесь мягкая, лето — прохладное.

Средняя температура воздуха составляет:

  • в январе: +3°С;
  • в феврале: +4°С;
  • в марте: +8°С;
  • в апреле: +14°С;
  • в июне: +18°С;
  • в июле: +20°С;
  • в августе: +24°С;
  • в сентябре: +19°С;
  • в октябре: +14°С;
  • в ноябре: +10°С;
  • в декабре: +5°С.

Где находится

Балтийская коса — уникальной красоты место, которое находится в Гданьском заливе и соединено со стороны Польши с материком на юго-западном конце, а со стороны России отделено от материка судоходным проливом. Северная часть Балтийской косы носит название Пиллауского полуострова.

Экскурсия на Балтийскую косу в Калининградской области

Кто желает провести время в компании туристов, можно заказать экскурсию на Балтийскую косу. Программа экскурсии включает в себя трансфер из Калининграда на комфортабельном микроавтобусе до Балтийска, где также пройдет обзорная экскурсия по историческому центру города, прогулка по Набережной, затем посещение самой косы и ее достопримечательностей. Далее — свободное время и возвращение в Калининград.

Экскурсия длится около 7–8 часов, цены на экскурсию варьируются от 1400 до 2500 рублей в зависимости от даты и времени посещения.

Панорама Балтийской косы:

История

Балтийская коса является морским природным образованием. Во время Второй Мировой войны до 1945 года входила в состав германской провинции Восточная Пруссия. В апреле 1945 года в северной части был высажен советский морской десант. В послевоенный период на территории косы была создана советская военная авиабаза, проработавшая до 1995 года. Как военные ушли с этой территории, авиабаза превратилась в руины. До наших дней сохранились объекты, которые принадлежат истории, которые прошли бомбардировки и в настоящее время напоминают всем жителям и гостям Балтийской косы о тех годах.

Как добраться

Паром на Балтийскую косу

Попасть на территорию Балтийской косы возможно лишь с помощью паромной переправы, поскольку коса не соединена с сушей. Сначала необходимо добраться до Балтийска, оттуда на пароме до косы. Паром отходит от причала рядом с памятником Петру I на Морском бульваре. Доехать на машине до косы невозможно. Если ехать из Калининграда, то сначала также нужно добраться до Балтийска.

Расписание парома на Балтийскую косу

Билет на паром можно купить в кассе Балтийска, которая работает с 07:00.

Стоимость билета на паром:

  • Взрослый — 70 руб.
  • Детский (от 6 до 12 лет) — 40 руб.

Провоз багажа осуществляется за отдельную цену. Стоимость всех услуг можно изучить на сайте Балтийской судоходной компании или по ссылке.

Самостоятельная поездка на Балтийскую косу: уточнения и дополнения

Большая заметка с информацией о Балтийской косе уже была опубликована на сайте пару лет назад. С ней имеет смысл ознакомиться прежде чем приступить к чтению нижеследующего материала.

В прошлом тексте помимо фотоотчёта с прогулки по обоим берегам косы содержатся общие сведения о Балткосе, информация о транспорте, развенчание туристических мифов и пр. В новой статье я постараюсь без повторов дополнить полезные сведения, в т.ч. фотографиями и видеороликами.

Предыдущую поездку на Балтийскую косу я совершил в середине марта, а теперь отправился в начале апреля. За окном потеплело на десяток градусов, но и только лишь. Картина по ту сторону материка изменилась не сильно: коса по-прежнему красива, таинственна, необычна и затягивающа.

Балтийская коса: уточнения и дополнения

Посёлок Коса

Нынешний отрезок путешествия на юг Калининградской области занял у меня два дня с ночёвкой прямо на Балткосе. Пару лет назад такая перспектива представлялась прямо-таки фантастической, на Букинге тогда имелся только один полубюджетный вариант проживания. И он, мягко говоря, не впечатлял. И по условиям, и по цене.

Перед новой поездкой как альтернативу ночёвке в Калининграде я рассматривал город Балтийск, поскольку тот совсем рядом. Но получилось ещё лучше, Букинг в общей выдаче отразил приемлемый вариант непосредственно на Балтийской косе. Радости моей предела не было.

Вариантом оказалась база отдыха «Фрише Нерунг» [Frische Nehrung — немецкое название Балтийской косы]. За полноценный отдельный номер с душем и туалетом здесь запросили 850 рублей. Правда, это только при одноместном размещении. Вдвоём будет в два раза дороже, вчетвером — в четыре.

В сезон данный номер сдаётся уже только под максимальное количество проживающих (4 человека). На лето 2019-го самое бюджетное предложение у «Фрише Нерунг» — двухместный номер за 2200 рублей. На двоих ещё терпимо, а для одного вариант так себе. Разве что, тысячу потом вернуть себе от Букинга.

Евроремонта, конечно, не ждите, мебель внутри в советской стилистике и схожем состоянии, но всё необходимое присутствует: и горячая вода, и электричество, и бесплатный Wi-Fi, и какая-никакая столовая с микроволновкой. Есть отдельно собственное кафе [в мой приезд ещё не работало, не сезон]. В двух шагах от базы отдыха продуктовый магазин.

И далее продолжая тему — про магазины. Их в посёлке аж несколько штук. Ассортимент довольно широкий: встречается разнообразное мясо, овощи, свежий хлеб, заморозка, немало колбасных изделий. Цены примерно такие же, как и на большой земле (т.е. по сравнению с Москвой процентов на 30 ниже). Озадачила только относительно дорогая питьевая вода, 45 рублей за 1,5 литра.

Благодаря ночёвке я и к посёлку присмотрелся более внимательно. Он действительно небольшой (население меньше тысячи человек), но здесь, например, есть собственный детский сад. Местная школа нынче не функционирует (?), теперь в этом здании располагается музей.

Читайте также  Петергоф что посмотреть в первую очередь?

Видео на пару минут с прогулки по Косе:

В целом населённый пункт ничем не хуже себе подобных во многих уголках России. Оригинальный колорит вносят только заброшенные здания, которые запросто соседствуют с жилыми домами.

Доступная территория Балтийской косы

Как оказалось, почти вся она уместилась в мою прошлую заметку. Пройдя с четыре километра вдоль залива и по взлётной полосе я полагал, что впереди для прогулки доступно ещё как минимум столько же, ан нет, полоса заканчивается спустя 1,5 километра, а далее в нескольких сотнях метров уже погранзона.

Ранее я упоминал, что на Балтийской косе имеется и второй посёлок. Он есть, но туда простых смертных не пустят. Крайней точкой добраться получится лишь до нескольких домиков, однако кроме них здесь больше не на что смотреть.

Стоит ли в таком случае вообще идти до конца? Главный плюс — возможность, не дублируя путь, попасть на берег моря в наиболее удалённой западной точке России. Туристы сюда ходят нечасто, янтаря под ногами прилично, а окружающие дюны всё так же очаровывают.

Достопримечательности Балтийской косы

Заброшенные ангары и другие здания аэродрома Нойтиф

Располагаются вдоль Калининградского залива. На них стоит обязательно взглянуть хотя бы разок, хотя бы снаружи.

Здесь есть где полазать, полюбоваться природой, побеждающей цивилизацию. Состояние некоторых объектов позволяет без лишних усилий даже забраться на смотровые площадки и прогуляться по крышам. Но только на свой страх и риск и с повышенным вниманием.

Интересности не ограничиваются исключительно придорожными зданиями, если пройти к деревьям позади ангаров, найдутся и другие объекты аэродрома в разной степени сохранности.

Взлётная полоса аэродрома

Наиболее запоминающаяся из них начинается в километре от самого дальнего ангара вглубь косы.

Да, это просто огромная широченная безлюдная дорога. Странно называть её достопримечательностью, но когда проходишь по ней километр-другой и в окружении лишь звуков природы оглядываешься по сторонам, впечатления остаются незабываемыми.

Руины форта «Западный»

В сотне метров от посёлка рядом с Южным молом. От парома идти десять минут.

В форте сохранилось несколько комнат, некоторые тоннели, спуски. Значительного количества времени, впрочем, они не отнимут.

Если соберётесь исследовать форт изнутри, обязательно захватите фонарик, с телефонным неудобно. Также не забывайте смотреть под ноги, нередко встречаются провалы.

Балтийские дюны

Со стороны моря они протянуты на всей территории косы прямиком от форта. Тут вам обилие песчаных изгибов и уникальный растительный мир. По большому счёту картина километр за километром меняется несильно.


По самим дюнам ходить не рекомендуется, чтобы не наносить вред природе. Лучше по кромке Балтийского моря, любуясь пейзажами, собирая янтарь, загорая на песочке.

У меня вот уже второе посещение местные дюны и поиски янтаря поблизости — самая приятная часть путешествия по Балтийской косе. И здесь получаются самые красивые фотографии.

Немецкие бункеры, засыпанные песком

Эти строения расположились вдоль дюн. Наиболее заметный бункер — в двух километрах от Западного форта прямиком у кромки моря. Другие будут далее от воды, прикрытые дюнами, их легко пропустить.

Ничего особо примечательного бункеры на данный момент из себя не представляют. Зайти внутрь нельзя из-за песка, снаружи тоже мало что видно.

Южный мол

Укреплённая дорога посреди моря длиной более километра, в конце есть смотровая площадка, а в воде встречаются лебеди.

Наибольший интерес Южный мол вызовет у городских жителей, вроде меня, которые с подобными объектами ранее не сталкивались и прежде всего при упоминании о моле вспомнят о торговом центре [тот пишется с двумя «л»].

Одной строкой

С телефонным сигналом проблем не наблюдалось ни в одной из точек Балтийской косы, а я прошёл вдоль всю её доступную территорию по обоим берегам. С 3G-интернетом (Теле 2) ситуация та же. 4G не проверял.

Паром вполне может отправиться несколько позже расписания. У меня во второй раз он задержался на 15 минут. Немаловажно при планировании стыковки с конкретным рейсом автобуса.

В кассе паромной переправы по-прежнему к оплате не принимаются банковские карты. Upd. По информации на конец августа 2019 года в кассе паромной переправы наконец-то появилась возможность оплаты банковской картой.

Неподалёку предыдущая заметка о посещении Балтийской косы со своей полезной информацией. Рядом другие статьи об окрестностях Калининграда (Куршская коса, Светлогорск и пр.). На Тудали-канале Youtube ещё несколько видео с Балткосы.

На этом всё. Спасибо за внимание!

Балтийская коса

Сложно найти человека в нашей стране, который не слышал о Куршской косе, расположенной на севере Калининградской области, но почти никто не знает, что на юге есть еще одна коса — Балтийская. Любопытно, что именно на Балтийской косе расположена самая западная точка нашей страны с координатами 19° 38′ восточной долготы. Если вы настоящий путешественник и исследователь, конечно, я рекомендую посетить этот не слишком исхоженный участок Калининградской области.

Таинственность Балтийской косы легко объяснить — в советские времена и вплоть до середины девяностых годов коса была режимной территорией, и просто так приехать сюда простому гражданину было невозможно. Затем въезд на территорию косы осуществлялся только для российских граждан через контрольно-пропускной пункт, и только в 2010 году все ограничения были сняты. Можно сказать, что с этого момента здесь начал развиваться туризм, хотя туристическую инфраструктуру здесь сложно назвать богатой, пока это рай для туристов, предпочитающих приключения и отдых дикарем.

Балтийскую косу мы делим с Польшей, где ее называют Вислинской косой, хотя пограничного пункта между странами в этом месте пока нет. С польской стороны коса соединена с материком, и на ней находятся несколько населенных пунктов, в том числе, морской курорт Крыница Морска.

Российская часть косы «отсоединилась» от материка еще в XVI веке после шторма, и теперь попасть сюда можно только по воде. Вообще косы — уникальные в своем роде географические объекты, которым мы обязаны особенностям климата Балтики. Косы возникают под действием ветра и волн. Посмотрите на карту — коса кажется узкой полоской в море, тем не менее здесь, на Балтийской косе, длина которой 65 км, а ширина от 300 до 1800 метров, есть и пляжи, и лес, в также два населённых пункта — посёлки Рыбачий и Коса.

Как добраться

Как я уже писала, коса не соединена с сушей, поэтому нужно сначала добраться до Балтийска, а оттуда на пароме или лодке (если договоритесь с частником) — до косы.

Посетить или пожить

Если Вы привыкли к комфортному отдыху — просто приезжайте на день без ночевки — туристических изысков здесь не встретите. Ну, а если любите уединиться с палаткой, то Балтийская коса, как раз место для вас. Ищите укромное место, благо его здесь достаточно, и разбивайте лагерь. Кстати, у причала можно взять в аренду палатки и все необходимое для отдыха. Аренда палатки будет начинаться от 150 рублей в сутки, спальника — от 100 рублей в сутки.

Природа

Балтийская коса с точки зрения природных красот, разнообразия птиц, животных и растений не уступает Куршской косе, хотя она мало известна, как место для прогулок и отдыха даже для жителей Калининградской области, не говоря уже об остальных россиянах. Если вы любитель уединенного созерцательного отдыха, нет лучшего места, чтобы насладиться красотой бесконечных белоснежных пляжей. А чуть зайдете в дюны, можете столкнуться со здешними обитателями: лесной куницей, енотовидной собакой, лисицей и кабаном, косулей, барсуком, ежом или кротом. Всего здесь насчитывается 29 видов млекопитающих. А вот из 115 видов птиц, которые здесь живут или находятся в период миграции, 5 видов занесены в Красную книгу Балтийского региона.

Здесь также можно встретить 13 видов растений, занесенных в Красную книгу, например, синеголовник, а еще плодовые дико растущие здешние деревья славятся очень вкусными плодами.

К сожалению, природный заказник «Вислинская коса», существовавший здесь в советское время не сохранился. Долгие годы обсуждается вопрос о его возрождении, это действительно необходимо для того, чтобы сохранить уникальный природный ландшафт, флору и фауну здешних мест.

Что посмотреть

Достопримечательности Балтийской косы связаны с ее военным прошлым.

Заброшенный немецкий аэродром Нойтиф

Аэродром, построенный в 1934-1939 годах был самым оснащенным в восточной Пруссии. После войны, не пострадавший от военных действий Нойтиф продолжали использовать уже советские военные. Когда в 90-х аэродром опустел, его строения потихоньку стали разрушаться, приходить в негодность, а некоторые просто разбирались на стройматериалы. Сегодня полуразрушенные ангары и ДОТы все еще впечатляют своим масштабом.

Хотя форт был построен в 1869-1871 годах, предпосылки к его строительству появились много раньше, когда осенью 1510 года в результате грандиозного шторма между косой и материком образовался пролив. Позднее стало понятно, что из-за военных конфликтов с соседями пролив требует защиты. В результате здесь выросло сооружение из красного кирпича в форме неправильного пятиугольника, защищенное с тыла рвом с водой и подъемным мостом.Во время войны форт также не пострадал, но сегодня он представляет собой хотя и живописные, но руины. Стихия и действия местных жителей, приспосабливающих старинные объекты под хозяйственные нужды, к сожалению, не способствуют сохранению памятника.

Береговая зенитная батарея «Лемберг»

Особенно если Вы оказались на Балтийскую косу с детьми, тем более, с мальчишками, можно устроить поход к батарее «Лемберг». Это будет настоящее приключение – ведь найти это сооружение в подвижных балтийских песках будет совсем непросто, несмотря на то, что сохранившееся руины батареи обширны. Здесь можно четко представить, как выглядела батарея во времена, когда ее активно использовали, полазить по останкам бункеров.

Читайте также  Римини что посмотреть куда съездить?

Батарея «Лемберг», воздвигнутая в 1943 году, являлась частью противовоздушной обороны и альтернативным командным пунктом военно-морской базы Пиллау. Мощнейший комплекс батареи включал себя четыре орудийных капонира из бетона, 25 железобетонных бункеров с толстенными стенами, ширина которых достигала более 2 метров. Бункеры были предназначены, как для военных, так и для хранения боеприпасов, содержания арестованных и хозяйственных нужд. План помещений был отлично продуман и обеспечивал выход к орудиям и удобное перемещение внутри батареи. Бункеры были соединены замаскированными ветками проходами.

В апреле 1945 года, уже после взятия Пиллау, в результате жестокого боя 27 апреля эта часть Балтийской косы перешла под контроль войск СССР.

Напоследок

Думаю, что бы вас не привлекало — природа или исторические ценности, на Балтийскую косу стоит съездить. Конечно же логично будет совместить поездку на косу с осмотром Балтийска (бывшего Пиллау), а может быть даже полюбоваться военным парадом, например, в день ВМФ, чтобы в полной мере ощутить военную историю этих мест. Если Вы были на Куршской косе, будет любопытно сравнить эти два уникальных природных феномена с точки зрения живописности и возможностей для отдыха. В общем, поезжайте, не пожалеете.

Балтийская коса что посмотреть?

  • Вы здесь:
  • Главная
  • Отдых в Калининграде и области
  • Область
  • Балтийская коса

Балтийская коса

Балтийская коса представляет собой узкую полоску суши, которая отделяет Калининградский залив от Балтийского моря. Ее длина составляет 65 километров, 35 из которых являются российской территорией, остальные 30 — польской. Ширина Балтийской косы колеблется от 300-1800 метров в ее южной и средней частях до 8000-9000 в северной. Польская часть косы носит название Вислинской (Калининградский залив в Польше также называют Вислинским).

Балтийская коса возникла в результате подъема песчаных масс под воздействием морских течений. Ее немецкое название — Фрише-Нерунг (Frische Nehrung), первое упоминание в древних хрониках датировано 1190 годом. Населявшие косу люди все время боролись с песком, укрепляя дюны железными штангами и лесными насаждениями. От материка Балтийская коса отделена судоходным каналом (пролив между косой и Пиллау образовался в 1510 году в результате сильного шторма), сообщение между ней и Балтийском осуществляется посредством грузопассажирского парома. На косе расположен поселок, в котором проживает около 900 жителей. Пограничного перехода на проходящей по косе польско-российской границе нет.

Балтийская коса, карта

Просмотреть Балтийскую косу на карте большего размера

Балтийская коса — достопримечательности

По своим природным условиям Балтийская коса похожа на Куршскую — такие же пляжи и песчаные дюны, но более бедная растительность. Здесь встречаются редкие виды животных и растений, занесенных в Красную книгу.



Достопримечательностями Балтийской косы можно назвать немецкие военные объекты: Западный форт, 1869/71 гг. постройки, аэродром Нойтиф (Neutief), построенный в 1934/39 годах, береговая батарея «Нойтиф», зенитные батареи «Лемберг» (Lemberg) и «Каддиг» («Kaddig»), бывшие склады боеприпасов люфтваффе. Аэродром использовался советскими и российскими военными до 90-х годов. Сохранились взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, ангары для самолетов и множество полуразрушенных зданий различного назначения. Западный форт и сооружения батарей «Нойтиф» и «Лемберг» в настоящее время постепенно разрушаются и сползают в море. Бывшие склады люфтваффе арендуются частными лицами и используются для проведения массовых мероприятий, в частности, фестиваля постапокалиптики «Ржавый дракон».



Отдых на Балтийской косе

Российская часть Балтийской косы до середины 90-х годов была закрытой территорией и (в отличие от польской) в качестве курортно-рекреационной территории не использовалась. В поселке имеется база отдыха, бар, несколько кафе и магазинов. Местные жители предлагают прокат досок для виндсерфинга, велосипедов, моторных лодок с рулевым, автомобилей с водителем. Есть возможность заказать прогулку на яхте, полет на паратрайке и покататься верхом. В настоящее время развит т. н. «дикий туризм», которому способствуют широкие (до 40 метров) песчаные пляжи и живописная природа, привлекающие любителей пляжного отдыха, пеших походов и рыбалки. Также Балтийская коса пользуется популярностью у исследователей фортификационных сооружений.

Балтийская Коса, Балтийск, Калининградская область — отзыв

«ЗАБРОШЕННЫЙ МИР для людей не от мира сего», так прочли мы в отзыве о Балтийской косе до поездки туда) Что же мы там увидели?) Много фото!

В Калининградской области две косы — Балтийская и Куршская. Куршская коса — национальный парк, который полностью оборудован для туристов! А Балтийская коса полная противоположность) Для тех кто не знает, что такое коса, то это узкий и длинный участок суши, окруженный с двух сторон водой) Лучше один раз увидеть на карте, как они выглядят) Коса может как примыкать к материку, так и быть разделенной с ним проливом.

Расположение.

Если Куршская коса с одной стороны примыкает к России, а с другой — к Литве. То Балтийская коса примыкает с одной стороны к Польше, а с нашей Российской стороны она разделена с материком проливом.

Когда мы там были, муж предположил, что этот пролив создали специально для заплыва судов в порт. Но в Википедии выяснился вот какой интересный момент:

С российской стороны коса отделена от материка судоходным проливом, образовавшимся в результате сильного шторма 10 сентября 1510 года.

Так что добраться до косы со стороны России можно на пароме от города Балтийск.

История.

Балтийская коса — вообще очень интригующее место для посещения) Вот приведу цитаты из Википедии.

До 1945 года входила в состав германской провинции Восточная Пруссия. В районе современных посёлков Коса и Рыбачий Германией была создана гидроавиационная гавань — база гидросамолётов.

26 апреля 1945 года в северной части косы был высажен советский морской десант.

После войны на тех же площадях была создана советская военная авиабаза, функционировавшая до 1995 года. После ухода военных с территории авиабазы, последняя пришла в запустение и, по сути, превратилась в руины. До наших дней сохранились обветшавшие и частично разрушившиеся ангары (где всё ещё можно увидеть выцветшие надписи на немецком языке), ВПП, рулёжные дорожки и прочую инфраструктуру аэродрома.

Также на косе расположены Южный мол, руины Западного форта (1869—1871 гг. постройки), недействующая смотровая вышка, три заброшенных командно-связных бункера, батарея ПВО, научно-исследовательский институт, музей истории косы (действует в здании начальной школы), радиовышка Росморпорта и турбаза «Балтийская коса».

Такое богатое историей место хочется посетить в обязательном порядке!)

Как мы добирались.

Так как мы уже были на Куршской косе и знаем, что там надо преодолевать большие расстояния между достопримечательностями, а длина Балтийской косы на Российской стороне — 35 км, то мы решили ехать на машине, тем более с детьми.

Есть варианты добираться на катере и на пароме. Так как решено было ехать с машиной, то мы поехали к парому. В интернете есть расписание движения парома от Балтийска и обратно от косы. Мы выехали из Калининграда примерно за час до отправления парома, может чуть пораньше. Расстояние 43 км. Но летом часто приходится ехать по пробкам, потому что все хотят в выходные на море).

В итоге мы приехали к парому, а там длинная очередь из машин. Я подошла к кассе, там рядом стоял парень в форме, он записывал количество машин, которые уже въехали на паром, у него можно было уточнить влезем мы еще или нет. Всего вмещается туда около 20 машин. А очередь была огромная. Заворачивала на другую улицу. Парень этот сказал, что если много машин, то паром, вернется и отправится опять. Едет он до косы минут пять, так что ждать вообще не долго. Заранее было объявлено о том, что пустят дополнительный паром на 15 минут позже основного. После этого объявления надо было подойти и купить билеты, чтобы когда паром уже приедет, все были с билетами и быстро заехали. За машину мы отдали рублей 700, но цена зависит от грузоподъемности. Билет за машину включает в себя билет за водителя. Остальным надо еще купить билеты за 70 рублей. Дети вроде бесплатно.

Процесс с паромом был удивительно быстрым! Паром через минут 10 вернулся, с него выехали машины с косы, в темпе загрузилась новая партия машин. А велосипедисты и остальные люди встали по бокам от машин. То есть все ехали довольно плотненько. Отдельных мест для людей не было.

Кстати для жителей косы поезд на пароме без очереди.

На Балтийской косе.

Мы, конечно, посмотрели карту интересных мест на косе, но не выработали какого-то определенного плана поездки. Так что решили смотреть по факту.

Сперва поехали на заброшенный форт и мол. Многие залезали прямо на эти руины. Форт виден вдалеке на фото. Когда мы там были дул сильный, холодный ветер. Хотя по прогнозу погоды была жара в 29 градусов) Мы были вообще не готовы к холодам, взяли купальники))

Пошли мы гулять по молу. Такой же есть в Балтийске. Это такая длинная дорожка, вокруг окруженная водой. Мы решили дойти до конца и посмотреть что там)) Холодный ветер, конечно, подсказывал, что нечего туда ходить, но мы, в шутку сказав, что нас там ждет сюрприз, пошли до конца)

Со всех сторон лежат бетонные блоки разной величины и формы, для берегоукрепления. Выглядят они порою очень мощно!

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: