Остров Русский что посмотреть?
Владивосток: туристические места и объекты острова Русский (ФОТО, ОПИСАНИЕ)
Специалисты Туристско-информационного центра Приморского края подготовили обзор достопримечательностей острова Русского во Владивостоке, которые стоит посетить как в зимний туристический сезон, так и в течение всего года, сообщает ИА PrimaMedia.
Русский мост. Соединяет материковую часть Владивостока с островом Русский. Мост входит в первую десятку рейтинга самых интересных туристических мест России, является самым длинным в мире вантовым мостом по протяженности пролета и вторым по высоте. Общая длина моста на остров Русский — 3100 метров, длина основного пролета — 1104 метров основной пролет. Высота конструкций — 321 метр.
Русский мост. Фото: ИА PrimaMedia
Русский мост. Фото: ИА PrimaMedia
Русский мост. Фото: ИА PrimaMedia
Новосильцевская батарея. Отсюда лучше всего начать знакомство с островом, с батареи открывается прекрасный вид на Русский мост. Это самый доступный из всех островных объектов Владивостокской крепости. Построена в 1902 году. К саммиту АТЭС-2012 батарею отреставрировали, установив там макеты орудий.
Новосильцевская батарея во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Форт Поспелова. Одно из немногих укреплений Владивостокской крепости, которое благоустроено для посещения туристами. В ходе экскурсии можно осмотреть залы форта, пройти по туннелям, насладиться природой и шикарным видом на Русский остров, кампус ДВФУ и Русский мост. Построен в 1904 году.
Форт Поспелова на острове Русском во Владивостоке. Фото: ИА PrimaMedia
Прогулки в окрестностях форта Поспелова — бывший мэр Владивостока Виталий Веркеенко гуляет по острову. Фото: ИА PrimaMedia
Лыжная трасса. Расположена возле поселка Канал (школа №5, поселок Канал, 29). Работает ежедневно. Воспользоваться бесплатным прокатом лыжного инвентаря можно в будние дни с 12.00 до 19.00. В выходные дни прокат работает с 10.00 до 20.00. Лыжники со своим инвентарем смогут кататься до 22.00. Длина трассы — 3,5 километра, благодаря системе искусственного оснежения на ней всегда есть снег.
Лыжная трасса на Русском. Фото: пресс-служба правительства Приморского края
Бухта Новик. Летом бухта становится излюбленным местом для занятия водными видами спорта и отдыха. В бухте практически никогда не бывает больших волн. Зимой здесь проходит ледовый полумарафон и фестивали подледной ловли рыбы. На берегу бухты расположены комфортабельная гостиница из натурального дерева и кафе с оригинальной дальневосточной кухней.
Бухта Новик. Фото: ИА PrimaMedia
Морская ферма. Является официальным предприятием по добыче и выращиванию морепродуктов. Тут можно не только насладиться вкусом морских деликатесов в уютном кафе при ферме, но и побывать на экскурсии и узнать все тайны выращивания и добычи морепродуктов. Адрес: бухта Воевода, 20.
Океанариум. Приморский океанариум (улица Академика Касьянова, 25) открылся 6 сентября 2016 года, и с тех пор стал очень популярным у жителей и гостей Владивостока. Здание Приморского океанариума построено в виде огромной красивой белой раковины площадью более 37000 квадратных метров. В его аквариумах плещется вода объемом около 15000 кубических метров. По величине океанариум занял почетное третье место в мире.
Приморский океанариум. Фото: ИА PrimaMedia
ДВФУ. Один из крупнейших вузов на Дальнем Востоке России, академический форпост страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в котором обучаются более 18 000 человек. Новый кампус университета по праву считается лучшим не только в России, но и одним из лучших в мире. На территории кампуса на берегу бухты Аякс расположена Университетская набережная протяженностью 1200 метров и одноименный парк с водопадом и фонтаном (поселок Аякс, 10).
Дальневосточный федеральный университет. Фото: ИА PrimaMedia
Медицинский центр ДВФУ (МЦ). Современное лечебно-научное учреждение, соответствующее высоким мировым стандартам. Главные задачи центра — оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, разработка и внедрение современных диагностических, лечебных и реабилитационных методик, организация условий для развития биомедицинских технологий, непрерывного обучения и повышения квалификации персонала клиники, создание клинической базы, обеспечивающей высокий уровень образовательного процесса и отвечающей запросам практической медицины.
Медицинский центр ДВФУ — флагман современной медицины на Дальнем Востоке. Фото: ИА PrimaMedia
Мыс Ахлестышева. Одно из самых популярных мест отдыха на острове. Пляж тут каменный и дикий. В самой дальней точке мыса оборудован surf-лагерь с прокатом surf-инвентаря, в том числе sup-досок и каяков. Волны тут идеальны для новичков, но подходят и для профи.
На краю земли
Личный блог Лапаевой Людмилы
Самый русский остров Русский
Легендарный остров
Сегодня в преддверии саммита АТЭС название острова часто можно услышать в новостях. В ближайшее время заканчивается строительство уникального вантового моста, имеющего длину центрального пролета 1104м,а общая протяженность моста 3100м, который соединит Владивосток и остров Русский. Мост тоже уже окрестили Русским.
А на самом острове заканчивается еще одна «стройка века» — Дальневосточного федерального университета, который объеденил 4 самых крупных ВУЗа Владивостока.
Мост на остров Русский фото с сайтаhttp://smitsmitty.livejournal.com
Удивительно красивый остров, как и все побережье южного Приморья, обладает причудливой береговой линией, со множеством небольших бухт и маленьких островов, таких как островок «Ослиные уши», с величественными прибрежными скалами и разнообразными пляжами — песчанными, галечными, валунными, на которые стремятся попасть многие отдыхающие. Летом там работает несколько баз отдыха.
Самый большой остров залива Петра Великого, в длину 18 км, в ширину 13км., отделен от полуострова Муравьева-Амурского, где расположен Владивосток, проливом Босфор Восточный, имеет уникальные очертания не только со стороны моря, но и внутри острова 12-ти километровая извилистая бухта Новак отделяет от основной части острова полуостров Саперный.
Карта острова фото с сайта Википедии.
Богата и разнообразна природа острова, есть зоны парковых лесов с мощенными старыми дорогами, здесь можно встретить маньчжурский орех и дикий абрикос, дикую грушу и амурский бархат, элеутерокок, аралия, лимонник и множество других деревьев и растений, а в начале лета расцветают белые маки, здесь еще встречаются лисы и дикие козы, завезенные сюда Арсеньевым для разведения, краснокнижные утки-мандарики. Как-то по льду на остров забрел тигр.
По исследованиям осадочных пород остров существовал уже 250 млн.лет назад, археологические находки, кстати найденные и при строительстве моста, говорят о проживании людей на нем еще в эпоху неолита.
Как и на территории всего Приморья здесь находят следы жизни народов древности, на острове есть развалины древних бохайских храмов, есть предположение, что здесь находилась одна из семи манчжурских крепостей — крепость Лунного света и шедевр зодчества древних мастеров — прекрасная пагода.
На европейских картах остров появился в начале 18 века, благодаря исследованиям французских миссионеров. Современная русская история острова берет начало в 1858г., когда экспедиция Путянина возвращалась в Россию после переговоров с Китаем и Японией. Наслышанные об уникальных островах и бухтах в этом районе, по пути в Николаевск-на-Амуре, они исследовали побережье Амурского залива и том числе прошли вдоль побережья острова Русский.
На следующий год северные и западные берега острова были описаны и появились на русских картах. В честь России, русских первопроходцев и исследователей, Муравьев-Амурский назвал этот остров Русский, также как и самую высокую гору острова — гора Русских.
В 1862г. было сделана полная опись острова и на русских картах он уже появился под другим названием — остров Казакевича, в честь контр-адмирала Казакевича, первого военного губернатора Приморской области. Долгое время он имел двойное название, но в итоге прижилось остров Русский.
Уникальнось географического расположения острова и рельефа, созданного самой природой как неприступная крепость, сделали его подходящим местом для постройки первой линии обороны Владивостокской крепости — шедевра русской военно-инженероной мысли тех времен.
«Стройка века» того времени была невиданной и очень масштабной, применялись уникальнейшие разработки талантливых русских военных инженеров. По словам иностранных экспертов, попавших в крепость во времена Гражданской войны, технологии применяемые при строительстве и сама идея опережали весь остальной военно-инженерный мир лет на 20.
Здесь же была построена станция обсервации для защиты города от холеры,чумы и других жутких заболеваний, кстати первая в России.
Гордость и Слава России и ее боль и трагедии, все смешалось в истории острова. Здесь проходил службу генерал Корнилов и создатель замечательного вальса Амурские волны Макс Кюсс, здесь нашли приют 800 петроградских детей, волею судьбы совершивших кругосветное путешествие и кадетский корпус в годы Гражданской войны.
Гениальные инженеры строили величественную крепость в начале века, а вандалы разрушали ее в конце века, командиры батарей с оружием в руках защищали свои посты от своих же русских варваров, здесь умирали от голода наши солдаты в 90-х.
Природа щедро одарила эти берега, от нас зависит как распорядиться этим богатством.
Прекрасные места, про которые знаменитый адмирал Кузнецов, командующий ТОФ с 1938г. и нарком ВМФ с 1939г. благодаря которому Военно-морской флот СССР в начале второй мировой войны не только отразил нападение фашистов на море, но и перешел в наступление, писал в своих мемуарах —
Я побывал во многих уголках земли. Но нигде не видел более величественных мест, чем наш Дальний Восток. И как моряк, я нигде не находил лучшего места для базирования флота. Уж как расхваливают знаменитые бухты Севастополя! Но морские окрестности Владивостока ни с чем сравнить нельзя.
Прекрасный остров достоин прекрасного будущего .
Иван Панфилов программа “Приморье with love. Панфилов story”
Что посмотреть во Владивостоке: городские достопримечательности
Особая атмосфера приморского портового города, острова, мосты, виды с окрестных сопок, морепродукты, рестораны с экзотической азиатской едой и чувство свободы, которое не покидает — вот что такое Владивосток.
Этот удивительный город отличается от других городов России и привлекает туристов множеством интересных мест. Владивосток называют тихоокеанскими воротами России, порталом между Европой и Азией и русским Сан-Франциско. А еще, здесь находится конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали.
Собираясь во Владивосток, многие путешественники стараются спланировать время заранее. И это неслучайно, ведь мало где еще можно встретить такое количество разнообразных достопримечательностей!
Мы решили сэкономить ваше время и сделали подборку самых знаковых мест Владивостока, которые обязательно должен увидеть каждый путешественник.
Видовая площадка “Орлиное гнездо”
Место, откуда многие туристы начинают знакомство с городом. Представьте, на фуникулере вы поднимаетесь на оборудованную смотровую площадку и перед вашими глазами открывается лучший вид на город, который только можно вообразить! Останется только вдыхать морской воздух, наслаждаться панорамой бухты Золотой Рог и фотографировать Золотой Мост, который с этого ракурса выглядит как на открытке.
Набережные Владивостока
Чтобы почувствовать ритм города и сразу же оказаться в гуще всех интересных событий, отправляйтесь на променад по набережным Владивостока.
Популярным местом для прогулок считается молодая и динамичная набережная Цесаревича, где вы увидите много местных жителей и гостей города.
В самом центре города находится Корабельная набережная, откуда начиналось строительство Владивостока. Здесь расположены значимые памятники и мемориалы. Отдельного внимания заслуживает музей “Подводная лодка С-56”, который вам непременно захочется посетить. Еще бы, ведь это возможность спуститься в настоящую военную подлодку, которая не только участвовала в боевых действиях, но и побывала в кругосветной экспедиции! Осматривать лодку нужно обязательно изнутри, чтобы почувствовать себя подводником и заглянуть в перископ.
Прогулка по городу: Владивосток исторический
Совершить путешествие во времени и перенестись в эпоху царской России поможет прогулка по историческим местам города, во время которой вы познакомитесь с архитектурой прошлого века. Атмосферу старины можно ощутить, посетив Приморский Арбат — центральную пешеходную улицу города с кафе и ресторанами. Обязательно обратите внимание на особняк Бриннеров с каменной лестницей и дом “Серая лошадь” со скульптурами красноармейца, колхозницы, летчицы и шахтера.
Прогулка станет для вас по-настоящему увлекательной в сопровождении опытного гида, который расскажет много интересного о прошлом Владивостока и его жителях. Забронировать такую экскурсию можно у нас на сайте.
Миллионка — старый китайский квартал
Любители тайн и загадок, оказавшись во Владивостоке, не должны упустить шанс отправиться на поиски легендарного золота Колчака. Миллионкой называется старый исторический район города конца 19 века. Здесь вы встретите дворы-колодцы, лабиринты, арки и здания из красного кирпича. В былые времена Миллионка служила домом для китайской диаспоры, притоном для контрабандистов, фальшивомонетчиков и других представителей социального дна. В наши дни загадочная атмосфера этого места и городские легенды, витающие среди тесных переулков, только прибавляют Миллионке популярности.
Исследовать этот необычный район города вы сможете, забронировав экскурсионный маршрут по Миллионке на нашем сайте. Поверьте, гид знает, чем вас удивить.
В свете огней: Владивосток вечерний
Любой местный житель посоветует вам не спешить вернуться в отель после насыщенного дня, а выйти на прогулку по городу в свете вечерних огней. Поверьте, впечатления того стоят! Город, раскинувшийся на берегу моря и окрестных сопках, невероятного прекрасен именно вечером, во время заката и после него.
Не упустить знаковые вечерние виды и лучшие ракурсы поможет наша прогулка “Вечерний Владивосток”, на которой вам точно понадобится фотокамера.
Казино Tigre de Cristal
Еще одна возможность увлекательно провести вечер — посетить приморский Лас-Вегас. Казино Tigre de Cristal считается одним из самых крупных казино России и попытать свою удачу сюда приезжают даже те, кто никогда не играл в азартные игры. Что, если именно вам повезет?
Остров Русский
Знакомство с городом будет неполным без посещения острова Русский. Обязательно выделите день для такой поездки, ведь на острове, который раньше был закрытой территорией, есть что посмотреть. Главная изюминка острова и гордость Владивостока — кампус ДВФУ. Если вы еще не знаете, что это, мы вам даже немного завидуем. Представьте себе современный технологичный университетский город в окружении дикой природы с парками, прудами, теннисными кортами и набережной. Представили? А увидеть это удивительное место своими глазами вы сможете на экскурсии “Остров Русский”.
Еще один способ увидеть остров Русский — морская прогулка, во время которой можно посмотреть на город с моря, искупаться, подробнее рассмотреть знаменитые мосты и сфотографировать Токаревский маяк — ворота Владивостока.
Крепость и подземелья: Владивосток военный
Уникальное фортификационное сооружение и одна из мощнейших в мире береговых крепостей времен Первой Мировой войны с тоннелями и казармами. Владивостокскую крепость лучше всего осматривать с опытным гидом, который расскажет историю этого места и ответит на интересующие вопросы.
Еще один интересный объект для любителей секретных подземелий — бункер НКВД. Пройдя по маршруту, составленному на основе исследований диггер-клуба, можно увидеть коридоры и помещения, которые использовались во время Великой Отечественной и Холодной войн.
Чтобы знакомство с городом стало интересным и содержательным, посетите экскурсии во Владивостоке, которые можно забронировать на нашем сайте TEZEKS. В ходе прогулок с гидом вы не просто увидите знаковые объекты, но и услышите их интересную историю.
Русский мост – с прицелом в будущее…
Еще совсем недавно, приезжая в Приморский край туристы считали своим долгом посетить главную достопримечательность Приморья — Токаревский маяк, но с 2012 года все кардинально поменялось, ведь именно в этом году был открыт русский мост который связал материковую часть Владивостока с островом, с одноименным с мостом названием.
История
Мост на остров Русский во Владивостоке до 2018 года являлся самым крупным проектом подобной конструкции во всем мире (потеснил его с пальмы первенства мост на Крымский полуостров). Тем не менее по настоящий момент — это самый большой мост в Азии.
Проект моста обсуждался еще в 1939 году и в 1960 году, однако, в обоих случаях он так и остался не реализованным. Кто знает, может, если бы не саммит АТЭС в 2012 году, может до сих пор план строительства так и пылился где-нибудь на полке в центральном архиве, однако, случилось так, и теперь через пролив Босфор Восточный перекинут красавец мост, фото которого красуются не только на стенках у путешественников, но и в некоторых глянцевых журналах.
Решение осуществить давно имевшиеся планы по строительству возникло спонтанно (так говорят в народе). Якобы, Герман Греф предложил провести саммит АТЭС именно здесь, пролетая над островом. Ну, не будем вдаваться в детали, каким образом он сумел рассмотреть остров и его красоту с высоты 10 тыс. метров, раз так люди говорят, значит так и было, повода сомневаться у нас нет.
Мост на остров Русский вместе с Золотым мостом, уже несколько лет прочно ассоциируются с Владивостоком, и уже нельзя представить этот бурно развивающийся город без данных объектов инфраструктуры.
В акватории, где расположен мост имеется несколько бухт, в том числе:
- бухта Патрокл;
- бухта Аякс;
- бухта Улисс;
- бухта Безымянная.
С каждой из них открывается великолепнейший вид на море и вздымающийся над ним величественный Владивостокский висячий мост.
Название мост получил благодаря острову, с которым и было связано автомобильное сообщение.
Раньше, дорога на остров Русский занимала около 40 минут, если сразу удастся попасть на паромную переправу, а сейчас, 10–15 минут, без каких-либо остановок.
Мост начал называться Русским с 3 июля 2012 года, когда ему официально было присвоено данное название.
Архитектурные особенности
Вантовый мост Владивосток имеет несколько удивительных особенностей, так как проект подобного масштаба был осуществлен в России впервые.
Мы составили краткое описание климатических условий, в которых мосту предстоит простоять долгое время:
- перепады температур — от −31 до +37 градусов;
- максимальные порывы ветра — до 36 м/с;
- максимальная толщина льда в районе мостовых пилонов — 70 см;
- максимальная глубина — 50 м.
Как вы понимаете, условия не самые благоприятные, и чтобы осуществить эту, казалось бы, безумную затею, к строительству привлекли не только русских, но и иностранных специалистов.
В результате мост получил следующие характеристики:
- общая длина моста — 1885 метров;
- протяженность самого длинного мостового перехода между пилонами — 1104 м;
- высота пилонов — 321 м;
- расстояние между водой и мостом — 70 м;
- ширина моста 21 м.
Обслуживание моста
Уровень ответственности высочайший, так как строительство курировалось лично президентом РФ, а значит и обслуживание должно быть на высоком уровне. Так и есть, смотреть за состоянием моста назначена целая бригада, в которую помимо строителей входят и метеорологи.
Для осуществления мониторинга им приходится не просто производить внешний осмотр пролетов и пилонов, но и подниматься на самую высокую точку моста, на высоту 320 метров над уровнем моря.
С этой высоты можно рассмотреть бескрайние просторы Приморья, насколько позволяет видимость, а также открытое море (которое некоторые источники, почему-то путают с Тихим океаном).
Кстати, мост получился таким огромным, что его даже видно, со спутника
Особенности строительства
Строительство моста велось 4 года с 2008 по 2012 году и его особенность заключалась в том, что оно осуществлялось с двух сторон. То есть, строители двигались друг навстречу другу, и в случае, если бы были допущены малейшие просчеты, могло случиться непоправимое, пролеты бы не сошлись.
Однако, 12 апреля 2012 года все строители разом облегченно выдохнули, так как в этот день произошла стыковка опор, и мост соединил материк с островом.
Однако, еще три месяца он был закрытый для движения транспорта (шли отделочные работы и укладка асфальта).
Помимо дорожного полотна, заслуживает внимания вантовые опоры, которые держат мост над проливом.
Самая длинная имеет протяженность 579 метров, а самая короткая 135 метров.
Каждый пролет моста отлично освещен, и в случае выхода из строя одной или нескольких ламп их в кратчайший срок меняет бригада электриков.
Вантовые опоры раскрашены в цвета российского триколора, а особенно красиво это место смотрится в вечернее время, когда сотни ламп создают потрясающую иллюминацию. Это стоит того, чтобы преодолев всю страну и оказавшись на самом краю Евразии восхититься величием русского моста.
Стоимость строительства — 34 млрд рублей. Цена получилась огромная, однако, уже сейчас ясно, что проект себя полностью окупил.
У моста имеется даже свой официальный сайт, однако, его обновление было завершено в 2015 году. Надеемся в скором времени владельцы возобновят вещание.
Значение сооружения
После того как строительство было завершено, остров Русский начал ударными темпами развиваться и к настоящему времени это уже полноценный студенческий городок с обширной инфраструктурой и колоссальными возможностями.
В дальнейшем, развитие острова будет осуществляться широкими шагами, так как он уже вошел в состав территорий опережающего развития.
На остров было перенесено несколько крупных учебных заведений, тем самым превратив его в студенческий островок.
Самое главное. Уже несколько лет тут функционирует крупнейший на Дальнем Востоке океанариум, у которого были тяжелые времена, но он с ними справился и радует гостей и жителей своими обитателями.
Для любителей палаточного отдыха и послушать морской прибой, на острове тоже найдется местечко, масса труднодоступных ранее мест, стали ближе и местные жители берут с собой палатку и через 40–50 минут уже оказываются на берегу ласкового моря.
Проезд
Проход пешеходов по мосту ограничен и связано это в первую очередь с безопасностью, а вот проезд наоборот. На мосту четыре полосы, по две в обе стороны. Ограничение скорости тут 60 км/ч. Бывает, что одну из полос ремонтируют, тогда там выставляется ограничение 40 км/ч. Ограничение 40 км/ч появляется и во время сильного ветра или плотного тумана (что здесь случается довольно часто).
Мост оборудован электронным табло, указывающее ограничение скорости, а также камерами, фиксирующими нарушения правил дорожного движения. Если честно, нарушать на мосту не хочется, а, наоборот, хочется вообще, остановиться и полюбоваться великолепными пейзажами, но остановка на мосту запрещена.
Экскурсии
Так как остров Русский, фото которого представлено ниже, сам по себе имеет высокую историческую ценность (в первую очередь, с точки зрения военной истории), тут имеется несколько достопримечательностей, которые будут интересны многим туристам, приезжающим во Владивосток.
Самая главная достопримечательность — Ворошиловская батарея, которая расположена в центре острова (однако, с точки зрения асфальтированности, кажется, что она находится в самом его конце, но это не так).
Любимая многими отдыхающими Новосельцевская батарея имеет довольно хитрые пути подъезда. Расположена она по левую сторону от моста. Если ехать на остров, и с нее открывается умопомрачительный вид на море. Заехать к ней можно через бывшую паромную переправу, для чего, на первом повороте после кольца надо уйти направо, и снова направо, а дальше держась правой стороны выехать к набережной, вдоль которой идет дорога под мост. Там и расположена батарея.
Если вы любите отдыхать совсем дикарями, можно прокатиться на другую сторону острова, откуда отправляются паромы на остров Попова. Вот там то точно дикая природа.
А еще, русский мост запечатлен на новой купюре в 2 тыс. рублей, что довольно символично, ведь песня, написанная группой Мумий Тролль, называется Владивосток — 2000, но уходить вам отсюда точно не захочется.
Итак, Русский мост — это грандиозное сооружение, которое стоит обязательно посетить, если вам доведется побывать в городе Владивосток, и неважно по делам ли или в отпуске.
Остров (не)везения: что из себя представляет остров Русский и какое у него будущее
Офшор и свободный порт
В 2005 году администрация Приморья разработала инвестиционный проект «Развитие острова Русский», согласно которому на острове должны были появиться комплекс производств в сфере био- и информационных технологий, университетский комплекс мирового уровня, межрегиональный медицинский центр.
В 2006 году правительство страны одобрило строительство вантового моста от Владивостока до острова. В 2010 году постановлением правительства создана туристско-рекреационная особая экономическая зона. 2012 год стал звёздным часом для территории — там прошёл саммит стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). К мероприятию открыли мосты (на остров Русский и через бухту Золотой Рог), начал частично функционировать кампус Дальневосточного федерального университета.
В 2015 году на Русском начал действовать режим Свободного порта Владивосток. В 2018 году там появился специальный административный район (САР). Сейчас резидентами САР являются три компании.
«Режим САР призван создать альтернативу для офшорных зон, которые существуют в мире: это Кипр и другие территории. Надеюсь, инициатива будет способствовать возврату инвестиций в Россию. Пока режим не очень пользовался успехом. Причина заключена в отсутствии комплексных мер по работе с потенциальными инвесторами со стороны правительства РФ и Центробанка. Недостаточно создать оболочку, нужны конкретные меры», — считает кандидат технических наук, профессор кафедры математических методов в экономике Школы естественных наук ДВФУ Александр Абрамов.
Эксперт добавил, что следует создавать необходимые условия для развития бизнеса по всей стране: должны быть задействованы новая экономическая и кредитная политика.
Экономист Александр Киктенко полагает, что САР — это «мертворождённый проект» и до эффективной инициативы ему далеко.
«То есть, по сути, здесь призывают отечественный капитал вернуться из-за границы на родину, но при этом, условия офшора никак не лучше кипрских. Дело тут не в самих преференциях, а в возможности «входа». Ведь особые экономические условия и налоговые льготы не могут не привлекать бизнес, но администрирование «на месте» оставляет желать настолько лучшего, что потенциальные резиденты САР просто отказываются от самой идеи переводить свой бизнес на Русский. А ведь именно упрощение административной составляющей вхождения в российский офшор могло бы стать тем самым толчком для развития территории. Бизнес сам бы «освоил землю», если бы эту землю кто-нибудь дал. Ведь в отличие от зарубежных офшоров, наш предполагает не только счета в банках, но и физическое присутствие компаний. А как они будут присутствовать, когда статус большинства земель на острове Русском до сих пор остаётся не ясным. Что-то принадлежит военным, что-то в перспективе может стать федеральной или муниципальной собственностью», — считает Александр Киктенко.
Федеральная территория
В конце прошлого года заговорили об ещё одном пути развития территории. После внесения поправок в Конституцию в России стало возможно создание отдельных федеральных зон. Первым опытом в данном направление стало появление федеральной территории Сириус, где действует созданный в 2015 году в Сочи образовательный центр. Давайте чуть подробнее рассмотрим, что из себя представляет этот объект.
Решение о наделении территории, где расположен образовательный центр, особым статусом принимали с участием жителей южного города-курорта, большинство из которых проголосовало за создание в Имеретинской низменности нового поселка. Позднее было проведено голосование за то, чтобы вывести из состава Сочи поселок Сириус и преобразовать его в отдельный муниципалитет. Большинство проголосовало «за» эту инициативу.
Сириус имеет самостоятельные органы власти, на которые возложены полномочия федеральных и региональных государственных органов. Также Сириус имеет собственный бюджет, собственное имущество и имущественные права. Систему органов публичной власти федеральной территории составляют Совет (представительный орган), глава федеральной территории Сириус (высшее должностное лицо) и администрация (исполнительно-распорядительный орган).
Ожидается, что особый статус позволит создать условия и механизмы для развития научно-технологической деятельности на федеральной территории, будет способствовать реализации масштабных инфраструктурных проектов. В первую очередь, добиться желаемых результатов удастся благодаря отсутствию зарегулированности и излишней бюрократии.
Сейчас в правительстве обсуждают внесение в Налоговый кодекс РФ изменений, которые позволят определить полномочия представительного органа федеральной территории в этой сфере, в том числе в части установления, введения в действие и прекращения действия местных налогов в Сириусе.
А что у нас?
В начале этого года в новых медиа появилась информация о планах властей по созданию аналогичной зоны в Приморье — на острове Русский. По данным Telegram-канала «Незыгарь», на присвоении острову особого статуса настаивает полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, а также Совет Безопасности.
«Они оценивают самостоятельное, свободное от региональных проблем развитие острова как возможность создать улучшенный аналог калифорнийской «Кремниевой долины» или громадных китайских технопарков», — отмечает «Незыгарь».
Имеется несколько предпосылок к отделению острова Русский от Владивостока. Это, во-первых, наличие правительственной Концепции развития острова на 2019-2021 годы. Во-вторых, полагает «Незыгарь», у острова достаточно развита дорожная и энергетическая инфраструктура. В числе других преимуществ называются наличие на острове Дальневосточного федерального университета (ДВФУ), работающие там преференциальные режимы,
«Против придания острову статуса федеральной территории активно возражают местные кланы», — заключает «Незыгарь».
По мнению экономиста Александр Киктенко, стремление властей присвоить Русскому статус федеральной территории похвально, но есть и свои нюансы.
«Вот только, надежд на то, что это даст толчок к развитию региона, пока нет. Почему? Громкое название не является залогом успеха. К нему должны прилагаться понятные правила игры, а главное, игроки, желающие играть по этим правилам. Пока же, как показывает практика, ни правил, ни игроков на нашем «островном поле» не наблюдается», — отметил экономист.
Если в кране нет воды, а в розетке тока…