Царь Ванна в Пушкине как добраться?
Что имеем не храним! Баболовский дворец и его уникальная ванна, весом 48 тонн из цельного куска гранита.
На юго-западе Царского села расположен самый последний из императорских парков — Баболовский. Главной достопримечательностью парка является Баболовский дворец (построен в 1785 году для Григория Потёмкина). В нем и находится забытый шедевр — гигантская ванна, в размеры которой трудно поверить.
Уникальный бассейн из гранита был заказан, по повелению Александра I, инженером А. А. Бетанкуром известному петербургскому каменотесу Суханову, который блестяще выполнил этот заказ, проработав над ним с 1811 по 1818 год. Современники и сам создатель этой ванны — Самсон Суханов высоко ценили это изваяние, не имевшее аналогов в истории каменотесного искусства. Однако эта ванна хранит особую, не до конца раскрытую историю создания.
Она была вытесана из единого блока камня мастерами известной своими работами петербургской артели С. К. Суханова, известной своими каменотесными работами, за 16000 рублей.
Как был доставлен Гром-камень к Исаакиевскому собору, за сотню метров от Невы, мы хорошо знаем. Как многомудрый Августин Бетанкур доставил царскосельскую чашу, не столь тяжелую, как Гром, но все-таки весящую без малого 50 тонн, к месту ее установки в начале XIX века, когда эпоха пара и электричества еще не наступила — инженерная загадка: ведь рядом ни водных путей, ни порядочных дорог нет, и приходится сожалеть, что прилежный рисовальщик-документалист не присутствовал при этой уникальной транспортной операции. Нет достоверных сведений и о том, где была изготовлена чаша — прямо в каменоломне на одном из островов Финского залива, или близ места установки. Если верно последнее, то, следовательно, к стенам Баболовского дворца был доставлен «отруб» гранита, в 2-2,5 раза превосходящий по массе саму чашу.
Первое упоминание о ванне находим в «Отечественных записках» за 1818 год в статье П. Свиньина. Вот как он описывает ее: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани. Она вышиной 2 аршина 12 вершков, глубиной 2 аршина 4 вершка и в диаметре 7.5 аршина. Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства, которое тем еще для него похвальнее и славнее, что не прибавил он ни сколько цены, предлагаемой ему за таковую же ванну из четырех частей! Сей удивительный кусок гранита найден им на одном из Финляндских островов и перевезен водою. Он весил сначала до 10.000 пудов (Около 160 т.), а ныне 3.000 (Около 48 т.). Во многих местах приметны на нем части Лабрадора, что при солнечном сиянии делает его блестящим.
В архиве имеется «Дело о выдаче купцу Суханову 6 тыс. руб. за выделку ванны из гранита и перевозку оной в Баболовскуто купальню», из которого, однако, сложно проследить историю создания ванны. В 1811 г. генерал-лейтенант А. А. Бетанкур заключил контракт с купцом Сухановым на выделку и перевозку гранитной ванны в Баболовскую купальню. В мае 1818 года ванна была изготовлена и поставлена на место, .
На основании этого документа можно предположить, что основные технические и прочие требования к гранитной ванне были определены при заключении контракта инженером А. А. Бетанкуром. Несомненно и то, что у Суханова уже был опыт изготовления такой же огромной ванны для. Петергофа, но полированной только изнутри.
Эта нечеловеческих размеров «ванна» весом в 48 тонн, диаметром 533, глубиной 152 и высотой 196 сантиметров и емкостью «в 800 ведер воды». В пересчете на современные меры длины получим размеры ванны:
высота — 195.5 см,
глубина — 151.1
диаметр — 533 см.
«По исчислению в ванну сию войдет до 800 ведер воды». По современным меркам, считая 1 ведро = 12.293 литра, получим объем воды в ванне ок. 10 куб. м, а по геометрическим размерам воды в ванну можно залить около 25 куб. м, то есть расчет был либо неправильным, либо счет шел на ведра горячей воды, добавляемой для разбавления холодной воды, либо на частичное заполнение — на 1/2 этой гигантской ванны.
Она была вырублена из цельного куска красного карельского гранита. Глыбу красного гранита весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте. Как уже указывалось, ванна обрабатывалась в течение 7 лет, с 1811 по 1818 год, это стало одной из причин разорения Суханова как подрядчика в условиях отсутствия новых заказов.
На изготовление ванны в Баболовском дворце использован гранит крупнозернистого строения темно-розового цвета, редко встречающийся без трещин, что придает особую ценность этому изделию-памятнику. Заготовка («отруб») огромной величины была вырублена на островах Финского залива, возможно, там же, где добывался затем материал для колонн Исаакиевского собора. Для этой гранитной ванны характерно еще одно привлекательное явление — эффект иризации (радужных отсветов), который создают в ней минералы полевого шпата (его разновидности — Лабрадора), входящие в состав гранита. Минералы состоят из тонких пластинок, толщина которых близка к длине светового луча. Для гранитной ванны Суханова характерно, что она при различном освещении смотрится иначе, например зимой и летом.
Чтобы представить трудоемкость изготовления чаши, разделим внутренний ее объем (около 30 кубических метров) на объем гранита, отделяемого от блока одним ударом киянки по скарпелю (в среднем от одного до трех кубических миллиметров). Результат: десятки миллиардов ударов только для придания блоку чашевидной формы. Тот же порядок имеет число ударов, нанесенных по блоку для придания ему идеально правильных, округлых внешних форм.
Добавим к этому, что Суханов работал за сто лет до появления твердосплавного камнерезного инструмента. Тот же инструмент из простой стали, который был в его распоряжении, требовал заточки через каждые три-четыре удара по граниту.
Уникальная ванна-бассейн, выполненная с особым вдохновением мастером Сухановым и его работниками, созданная из темно-розового гранита, существенно обогатила дворец благодаря своим размерам и художественно-декоративным достоинствам.
Директор Санкт-Петербургского минералогического общества профессор Я. Зембницкий об этой ванне писал в своей книге: «Сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времен египтян не известно ничего столь колоссального из гранита» . Из других достоинств следует отметить внутреннее оформление ванного павильона в виде решетчатого балкона, поддерживаемого кронштейнами из чугуна вокруг ванны, включающего согласно смете Стасова 16 пог. саж. чугунных решетчатых лесенок со стойками и 33 пог. саж. парапета с поручнем для галереи. Эта ответственная работа была выполнена на механическом заводе Чарльза Берда в Санкт-Петербурге (ныне ФГУП «Адмиралтейские верфи») уже в 1824—1825 годах и судя по сохранившимся остаткам изящного чугунного литья отменно качественно.
О том, каким способом бассейн наполнялся водою, кратко и загадочно повествует М. Пыляев: «когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну». Кто именно из исторических персонажей и при каких обстоятельствах в этой ванне купался, история умалчивает. Неясно также, каким образом происходил и происходил ли вообще подогрев воды в чаше. Историк И. Яковкин считал гранитную ванну в Баболовском дворце «из первейших в мире».
Баболовский дворец — далекое эхо плеска воды в римских банях, преодолевшее путь от терм Диоклетиана, через Холодные бани Екатерининского дворца до окраины Баболовского парка. Однако Баболовский дворец — не баня, но только символ бани, ее поэтическая метафора.
В Интернете сейчас ванну Суханова начинают называть Царь-ванна, видимо из-за ее размеров. Но столь лестное сопоставление с Царь-пушкой и Царь-колоколом не должно обольщать — предшественники ванны никогда не были задействованы по прямому назначению, а ванна бездействует пока менее века (после 1917 года).
Не скупитесь на репост, может как то поможет спасению этого рукотворного чуда!
Всем добра и всех с пятницей!
Маршрут по малоизвестным местам популярных пригородов. Пушкин. Часть I
В этой рубрике мы рассказываем о местах, до которых чаще всего не доезжают туристические группы, а кто-то и попросту не знает об их существовании. Здесь нет толп, прилавков с шалями и матрёшками и чаще всего оплаты за вход.
Отойдём от типичного маршрута «Екатерининский дворец, парк – Царскосельский лицей – Александровский парк» и откроем новые места: Царь-ванну весом 48 тонн, дачу в готическом стиле, где снимали серию фильма о Шерлоке Холмсе, Ратную палату и «Замок Черномора» в чаще леса. В Пушкине столько достопримечательностей, укрытых от глаз туристов, что наш маршрут мы разделили на две части. Выбирайте места себе по душе!
Дача великого князя Бориса Владимировича
Хозяином этой дачи был двоюродный брат императора Николая II, Борис Владимирович. Дом подарила ему сама королева Англии — Виктория. Среди краеведов есть мнение, что коттедж был построен на берегах Туманного Альбиона, а затем разобран и доставлен на корабле в Петербург. За уединенность и укромность места хозяин называл свою дачу «Волчьим садом», найти её не так то просто, она как будто утопает в лесу.
В интерьерах сохранилась архитектурная отделка — дубовые двери с резными наличниками, камины, оформление стен панелями, мебель, образцы обоев. Здесь снимали серию фильма о Шерлоке Холмсе. А именно дача стала домом сэра Рональда Адэра в серии «Охота на тигра».
Сейчас дача принадлежит Всероссийскому институту растениеводства имени Н.И. Вавилова. Попасть внутрь не удастся, но осмотреть сооружение снаружи можно.
Адрес:
Пушкин, Московское шоссе, 11
Как добраться: на электричке до ж/д станции «Царское Село — Пушкин» и далее пешком.
Баболовский дворец и Царь-ванна
Строительство дворца началось в 1780 году по указу Екатерины Великой. Позже она пожаловала его князю Г. Потемкину дабы он находился подальше от любимой резиденции императрицы и города. Особой изюминкой дома была большая купальня.
В 1823 году Александр I приказал построить здесь известную Царь-ванну. Она была вытесана из цельного куска красного гранита и вмещала 8000 вёдер воды. Её высота составляет почти два метра, а вес — 48 тонн. Каким образом удалось добиться таких правильных форм ванны, и как её доставили сюда остаётся лишь гадать.
Сейчас уникальный памятник архитектуры екатерининской эпохи представляет собой по большей части руины. Но что касается ванны, то она полностью сохранилась и находится на своём историческом месте.
Адрес:
Пушкин, территория Баболовского парка
Как добраться: на электричке до ж/д станции «Царское Село — Пушкин», далее через Екатерининский парк, или на автобусе №186 от станции метро «Звёздная» до остановки «Красносельское шоссе, 65
Ратная палата
Государева Ратная палата в Пушкине — это памятник архитектуры неорусского стиля и единственный в России музей Первой мировой войны. Она была заложена по указу императора Николая II в 1913 году и сразу была задумана как музей исторических документов и военных трофеев русского войска. Основой коллекции стало собрание, подаренное Е. А. Третьяковой.
Однако Первая Мировая изменила концепцию будущего учреждения. Сбор экспонатов шёл с фронта, а особо ценные реликвии привозили императору в Царское Село сразу. Также писались портреты георгиевских кавалеров по фотографиям и описаниям сослуживцев. Таким образом в палате разместились трофеи Первой Мировой. Рядом с музеем был установлен сбитый немецкий самолёт «Альбатрос».
DCIM100MEDIA
В советское время музей закрыли, а фонды распределили по разным учреждения. До 2008 года здесь находились реставрационные мастерские, спустя шесть лет на первом этаже вновь открылся уже современный музей истории Первой мировой войны.
Адрес:
Пушкин, Фермерская дорога, 5 А
Как добраться: от ст.м. «Московская» или «Купчино» на маршрутном такси №342 до остановки на пересечении Дворцовой ул. и Московской ул. Далее по указателю «Ратная палата».
Дом-музей Павла Петровича Чистякова
В этом доме художник и учитель русской живописи жил и работал 43 года. Здание было построено в 1876 году по проекту архитектора А. Х. Кольба и представляет собой яркий образец деревянного зодчества конца XIX века. Вокруг дома был разбит сад, в нём художник и его ученики рисовали.
Музей хранит большое количество подлинных произведений Павла Чистякова, предметы быта его семьи, портреты жильцов. Отдельный раздел посвящён ученикам выдающегося мастера. Кроме этого сюда стоит приехать ради архитектуры и особого уюта дачи. По рисункам художника была сделана декоративная резьба интерьеров. На крыше дома сидят два сказочных флюгера-петушка. Сам Чистяков называл свой дом «Замок Черномора».
Адрес:
Московское шоссе, 23
Как добраться: на электричке до ж/д станции «Царское Село — Пушкин» и далее пешком или на автобусе до остановки «Московское шоссе, 24»
Баболовский парк в Пушкине и легендарная Царь-ванна
В летние месяцы город Пушкин напоминает настоящий зеленый оазис. Жилые дома окружают скверы и цветущие клумбы. В этом небольшом городе находится также несколько достаточно крупных благоустроенных зон отдыха, и одна из них – это Баболовский парк, о котором сложено немало интересных рассказов и легенд.
История Баболовской мызы
Князь Г. А. Потемкин был фаворитом Екатерины II и одним из самых любимых, так как активно участвовал в заговоре 1762 года, после которого императрица пришла к власти. История дворца в Баболово начинается с 1783 года. Екатерина II никогда не жалела подарков для своих близких, и данная резиденция стала одним из царских презентов графу Потемкину. Первый дом, построенный в Баболовской мызе, был деревянным, но уже спустя 5 лет на его месте воздвигли каменный особняк. Летняя резиденция была сравнительно небольшой, отличалась несимметричной планировкой, а благодаря готическому оформлению фасада совсем скоро стала называться дворцом. В центральной, самой большой комнате, находилась мраморная ванна для купания летом.
Гранитная ванна в Баболово
Несмотря на свою красоту и оригинальность, готический дворец не пользовался особой популярностью. Из-за отсутствия постоянного внимания и ухода здание ветшает, и уже в 1791 году резиденция выглядит не слишком презентабельной. Архитектор В. П. Стасов берется за перестройку дворца в 1824 году. Овальный зал расширяют, а мраморную ванну меняют на невероятную по размеру купальню, выполненную из гранитного монолита. Забегая вперед, следует сказать, что Царь-ванна в Баболовском парке сохранилась до наших дней. Создал эту невероятную купальню известный в то время мастер Самсон Суханов. Из глыбы красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватого оттенка общим весом более 160 тонн была вытесана ванна. Размеры готовой купальни поражают: глубина составляет 152 см, высота – 196 см, а диаметр – 533 см. Интересен тот факт, что первоначально была установлена огромная ванна, а уже после вокруг нее построили комнату.
Легенды о Царь-ванне и дворце в Баболово
В первой половине девятнадцатого века купальни из гранита заказывали и устанавливали в своих домах многие члены царской семьи и просто очень богатые люди. Однако царская ванна в Баболовском парке, установленная во дворце, первоначально построенном для графа Потемкина, была необычной благодаря своему размеру. Купальня поражала даже знатных особ, увидевших ее впервые. Постепенно о гранитном бассейне стали слагаться легенды. Ходили слухи о том, что Екатерина II купалась в нем в козьем молоке. В некоторых источниках есть информация и о том, что в Царь-ванне крестили будущего императора — Александра I. Поговаривают также о том, что купальня использовалась для любовных утех и в оккультных целях. Во время Великой Отечественной войны немцы увидели Царь-ванну и хотели вывезти ее в Германию, однако они не смогли придумать способ перемещения тяжелой чаши, вытесанной из гранита.
Судьба дворца в наши дни
Последним полноправным владельцем дворцово-паркового комплекса в Баболово был Александр I. Дальнейшая судьба готического дворца с Царь-ванной не столь радужна. Баболовский парк и все постройки, находящиеся на его территории, сильно пострадали во время Великой Отечественной войны. Было вырублено много деревьев, а дворец превратился в жалкие руины. После окончания войны зону отдыха частично расчистили и облагородили. Реставрацией же дворца никто не занимался. Брошенные стены некогда величественной и роскошной резиденции ветшали все больше, однако сквозь разрушенные арочные окна еще можно было увидеть величественную купальню.
Современный Баболовский парк
Сегодня зона отдыха напоминает смешанный лес. На данный момент парк занимает около 30 гектаров. Сегодня это неухоженный лес и луга с дорожками и немногочисленными достопримечательностями. Здесь нет кафе или аттракционов, более того, даже скамейки можно пересчитать по пальцам. Однако этот уголок природы пользуется довольно большой популярностью у жителей города и туристов. Многих приезжих интересуют руины дворца и гранитная ванна в Баболовском парке. Однако сегодня то, что осталось от центральной постройки комплекса, обнесено высоким забором, и посмотреть на царскую купальню не так-то просто. Есть на территории зоны отдыха и некоторые другие выдающиеся сооружения. Например, Розовая караулка, расположенная сразу при входе в парк, водонапорная башня (1887 год), бетонный дот, построенный во время войны. Менее интересные «достопримечательности» — домики из бетонита, в которых когда-то жили охранники, и пансионат Ижорского завода, построенный в 1970 году. Вполне возможно, что в скором времени дворец будет восстановлен, или на его месте появится очередной современный отель или SPA-центр.
Как добраться до парка с Царь-ванной?
Баболовский парк – один из наименее известных в Пушкине. Нередко даже коренные жители Санкт-Петербурга лишь косвенно знают легенды о Царь-ванне, но понятия не имеют, где находится эта достопримечательность. Если вы решили своими глазами увидеть руины, оставшиеся от прошлого величия, вам необходимо добраться до города Пушкина. Где именно находится Баболовский парк, как доехать до него? От железнодорожного вокзала или Екатерининского дворца можно добраться на автобусах № 188 и № 273. Выйти необходимо на остановке «Старогатчинское шоссе». Пешком можно дойти по Парковой улице вдоль Екатерининского парка.
Баболовский дворец
Как добраться:
- — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Красносельском шоссе, д. 65» на любом автобусе или маршрутном такси, затем пешком до дворца (расстояние 1, 2 км.).
- — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Красносельском шоссе, д. 65» на любом автобусе или маршрутном такси, затем пешком до дворца (расстояние 1, 2 км.)
История строительства Баболовского дворца
Место для возведения будущего дворца выбрала Екатерина Великая во время одной из своих прогулок около Таицкого водопада на территории Баболовского парка. Дворец В 1780 году императрица приказала начать в этом месте строительство деревянного дома с соответствующими деревянными помещениями, и выделено на это было около четырех тысяч рублей.
Прошло несколько лет, и деревянный дом был разрушен, чтобы на его месте построить новый каменный дворец. По задумке новое сооружение должно было иметь семь комнат и большую ванну в круглой комнате. На сей раз на строительство было выделено пятнадцать с половиной тысяч рублей. Было также высочайшее повеление разбить английский сад и выкопать два маленьких пруда. На все ландшафтные работы было отпущено еще пять тысяч рублей сверху.
На другой стороне речки должен был быть построен флигель для прислуги и конюшни, своего рода гараж, каретник. В архитектуре дворца нашли отражение черты английской готики: постройка создана из красного кирпича, окна имели стрельчатые завершения, восьмигранная башня, постройке присуща общая асимметрия, у каждой комнаты был свой выход в сад. Все это делало Баболовский дворец ярким и достаточно экзотичным сооружением на фоне дворцово-паркового ансамбля Царского Cела. Баболовский дворец довольно миниатюрный и имел всего один этаж. Следует заметить, что дворцом эту постройку называли, прежде всего, за роскошно выполненную купальню. Помещение купальни включало в себя две части. В одной из них была собственно ванна, в другой – служебные помещения. В 1785 году Екатерина II пожаловала этот дворец cветлейшему князю Г. Потемкину, тем самым она добилась, чтобы князь был удален от любимой резиденции императрицы. Но дворец оставался в ведомстве мастеров Царского Cела и формально никогда не принадлежал Потемкину. Дворец стоял на достаточно большом удалении, из-за чего мало посещался, был заброшен и уже к 1790 году обветшал.
Царь-ванна
В 1823 году Александр I, большой любитель холодного купания, приказал построить в этом дворце ванну. Царь-ванна была вытесана из цельного куска красного гранита и вмещала 8000 ведер воды. В 1824 году архитектор В. П. Стасов составил план реконструкции здания, с целью увеличения размеров купального зала. Работы по реконструкции продолжались в течение 6 лет. Известно, что этот дворец Александр I использовал для любовных встреч со своей фавориткой Софьей, дочерью банкира. По этому поводу даже А. С. Пушкин написал стихотворение «На Баболовский дворец».
Современное время
В настоящее время к Баболовскому дворцу ходят лишь за тем, чтобы посмотреть на огромную ванну, которую можно увидеть через стрельчатое окошко, а чтобы потрогать, придется спускаться по хлипким доскам (данные на лето 2010 года). Само здание в войну было разрушено и до сих пор не реконструировано. Все окна в нем замурованы, а пробоины в стенах заделаны кирпичами. От чугунной лестницы с перилами и смотровыми площадками, по которой спускались к ванне, остались лишь ржавые столбы.
Тайна гранитной ванны из Баболовского парка
Что общего между Царь-пушкой, Царь-колоколом и Царь-ванной? Ни один из этих артефактов не использовался по прямому назначению: Царь-пушка никогда не стреляла, Царь-колокол никогда не звонил, а в Царь-ванне, скорее всего, никто никогда не купался.
Но если первые два — экспонаты Московского Кремля — известны во всем мире, то Царь-ванна скромно прячется на окраине Баболовского парка в Царском Селе, в стороне от туристских маршрутов. И это тем более странно, потому что Баболовская чаша — подлинный шедевр камнерезного искусства. Но кто и когда ее сделал — большая загадка.
Чудо в руинах
Что было раньше: курица или яйцо? Над этим вечным вопросом тщетно бились многие поколения схоластов. Но в нашем случае «яйцо» точно было раньше «курицы». То есть сначала установили огромную круглую гранитную ванну и лишь потом возвели вокруг нее стены и куполообразный свод. Впрочем, обо всем по порядку.
Баболовский парк не избалован вниманием гостей Царского Села. Он не изобилует архитектурными достопримечательностями, да и вообще сильно запущен, больше походит на лес. Зато здесь тишина, покой и свежий воздух. А если пройти по главной аллее — Баболовской просеке — почти до ее конца, а потом свернуть направо, то можно выйти к большому пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом-запрудой.
На другом берегу — руины из красного кирпича — все, что осталось от Баболовского дворца, разбомбленного во время Великой Отечественной войны фашистами и до сих пор не восстановленного. Впрочем, развалины обнесены забором, и на воротах висит табличка о том, что здание находится на реставрации. Имеются и охранник, и сторожевые собаки.
Но если вам удастся договориться с ними и заглянуть через пролом в стене внутрь восьмиугольной башни, вашему взору откроется настоящее чудо — гигантская чаша идеально круглой формы, вытесанная из цельной гранитной глыбы, как гласит официальная история, по повелению императора Александра I мастерами петербургской артели Самсона Ксенофонтовича Суханова.
«Произведение Русского Ваятеля»
Каменотесы трудились над царским заказом семь лет — с 1811 по 1818 год. 160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна — непосредственно в каменоломне или близ места установки — доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.
Вес ее — 48 тонн, диаметр — 5,33 метра, глубина — 1,52 метра, высота — 1,96 метра. В нее входило до 800 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Например, только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (это такой инструмент, стальной стержень, расширенный на одном конце в виде остро отточенной лопатки).
Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. К тому же в то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!
Не зря современники восхищались этим уникальным творением. Вот что писал в «Отечественных записках» за 1818 год Павел Петрович Свиньин: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани. Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства. »
Для размещения ванны потребовалась перестройка дворца, осуществленная в 1824-1829 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Причем сначала была установлена ванна, и лишь потом возведены стены павильона с каменным куполом.
Загадки Баболовской чаши
И все же эта великолепная чаша таит в себе немало загадок. Историки считают, что она использовалась для купания членов царской семьи в жаркие летние дни. Негоже ведь монаршим особам появляться в неглиже перед взорами досужей публики! Но возникает вопрос: как же она заполнялась? Неужели все 800 ведер заливались в нее вручную, так сказать, по первому требованию?
Писатель и журналист Михаил Иванович Пыляев повествует о способе заполнения бассейна кратко и весьма туманно: «Когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну». Также непонятно, как потом вода сливалась: ведь никакого сливного отверстия в ванне нет.
И вообще Баболовский дворец — и не дворец вовсе. Нельзя же так громко именовать дом, где всего 10 комнат (или даже семь, если считать всю правую, «банную», часть за одно помещение). Это и не баня, а, скорее, поэтическое место уединения, романтических свиданий, тихого отдыха после охоты, бала и прочих шумных придворных увеселений. Так что есть подозрение, что в этой «бане» никогда не мылись, а в ванне не купались.
Еще большей инженерной загадкой является то, каким способом был доставлен гранитный блок к стенам Баболовского дворца. Хорошо известно, каких неимоверных усилий стоило привезти знаменитый Гром-камень для пьедестала памятника Петру I к Исаакиевскому собору.
Но он перевозился по Неве на барже, а потом оставалось протащить его какую-то сотню метров. А в нашем случае 160-тонную глыбу надо было тянуть несколько десятков верст по сильно пересеченной местности — и это в эпоху, когда не было ни пара, ни электричества!
И даже если предположить, что чаша вырубалась непосредственно в каменоломне, вследствие чего груз стал вчетверо легче, все равно задача ее транспортировки кажется непосильной.
Заметим, что в Великую Отечественную войну немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX века, вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта из дворца в Германию: не нашлось у них подходящего оборудования и транспортных средств.
Неоднократно высказывались сомнения, что Баболовская чаша изготовлена вручную. Вот что пишет один токарь (орфография и пунктуация сохранены): «Нам, извините за выражение “впердюливают» что ее якобы зделал данный мастер: Суханов. делал аж семь лет, стругал как “папа Карло” полировал и так далее. чушь полнейшая. со всей ответственностью как (токарь-универсал 5-го разряда) я заявляю, это машинная обработка, вогнутые, выпуклые поверхности сей ванны, наиточнейшая окружность по всему диаметру, точно сферическая поверхность нижней части ванны, внутри по низу как же наиточнейшая (неразборчиво) по всему диаметру. такое изделие невозможно зделать в ручную, а уж тем более отполировать. такое впечатление складывается, что только вчера она вышла из под станка. полировка (темно, на фото не видно) как у колон Исаакия класса 4-5. Этого невозможно достичь без высокоскоростных полировальношлифовальных инструментов».
Но если уважаемый мастер прав и чаша сделана посредством машинной обработки, откуда взялся такой огромный токарный станок? Остается предположить, что этот артефакт гораздо древнее, чем считалось до сих пор, и достался нам в наследство от некой высокоразвитой цивилизации, давным-давно исчезнувшей с лица Земли.
Заметим, что с грандиозностью гранитного чуда Баболовской чаши сопоставим разве что саркофаг в пирамиде Хеопса, которому как минимум 5000 лет (а скорее всего, гораздо больше). Кстати, современные исследователи пришли к выводу, что этот гранитный ящик вовсе не предназначался для погребения фараона. А какие функции он выполнял на самом деле, неясно.
Такая же ситуация складывается и с Баболовской чашей. Версий о ее предназначении множество. К примеру, предполагают, что лежала она где-то в окрестных болотах с незапамятных времен и была случайно обнаружена в начале XIX века. А писатель Юрий Бабиков заявил: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи».
Сомнения-то как раз есть. Неоспоримо одно: перед нами — шедевр камнерезной техники. Сделать нечто подобное крайне сложно даже при современном развитии технологии, на современных станках.
А если камнерезы XIX века умели делать такие вещи, почему это умение было утрачено их потомками? И наконец, почему этот артефакт много лет скрыт от глаз людских и находится чуть ли не на свалке? Внятного ответа на эти вопросы нет.