Что такое Эрмитаж и где он находится?
Музей «Государственный Эрмитаж» в Санкт-Петербурге
Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из лучших музеев, который вы когда-либо посетите. Расположен в красивом Зимнем дворце и является местом где собрана одна из самых больших коллекций произведений искусства в мире. Его посещают более 5 миллионов человек в год, и это один из самых известных и посещаемых музеев в мире. Итак, давайте узнаем, некоторую информацию о нём и советы о том, как лучше всего исследовать сокровища Эрмитажа.
Что же такое – Эрмитаж
Уверены, что многие видели на фотографиях Санкт-Петербурга красивое бело-зеленое здание на одной из площадей. Это Зимний Дворец – бывшая резиденция русских императоров, а площадь перед ним – Дворцовая.
Теперь давайте кратко пробежимся по истории этого прекрасного места. Российская императрица Екатерина Великая основала Эрмитаж в 1764 году. Она была настоящим меценатом и положила начало коллекционирования произведений искусства в Зимнем дворце. С тех пор музейные коллекции пополнялись и преображались. Таким образом, в настоящее время они включают в себя большое количество предметов искусства со всего мира. Здесь можно познакомиться с шедеврами Древней Греции, с искусством Древнего Египта, живописью фламандских художников, итальянской живописью эпохи Возрождения, искусством и культурой России, а также увидеть роскошные государственные и частные покои императоров.
Строительство
Впечатляет не только коллекция, но и здание, в котором расположен музей, само по себе произведение искусства. Он состоит из шести зданий, но центральной его частью является Зимний дворец с узнаваемым зеленым фасадом.
Интересно, что Зимний дворец несколько раз перекрашивали в течение истории, в разные цвета. Какое-то время он был красным, желтым и т. д., и только после Второй мировой войны его перекрасили в исходный светло-зеленый цвет.
Он использовался как дворец и дом для семьи Романовых. Екатерина Великая организовывала здесь множество мероприятий, от маскарадов для знати до грандиозных приемов и различных церемоний. Его первоначальное предназначение всё ещё ощущается в интерьере с большими холлами и исторической мебелью.
Некоторые комнаты действительно выделяются своей отделкой стен и мебелью. Особенно примечательна галерея, известная как «Лоджии Рафаэля». Она была создана в 1780-х годах как копия комнаты, расписанной Рафаэлем в Апостольском дворце в Риме.
Что посмотреть в Эрмитаже
Многие туристы, собирающиеся посетить Санкт-Петербург, ставят Эрмитаж в свой список желаний. И неудивительно, так как он, настоящее чудо света.
Разумеется, посмотреть все его выставки за одно посещение невозможно. Чтобы не перегрузить себя количеством вещей, которые стоит увидеть, спланируйте заранее свой визит. Хотя бы, подберите пару тематик, которые интересны больше всего.
Коллекции
Эрмитаж, насчитывающий более 3 миллионов предметов, ещё раз повторимся, что он является вторым по величине музеем в мире. Говорят, что если потратить всего минуту, наблюдая за каждым экспонатом, нужно будет провести в нём 11 лет. Одиннадцать лет, Карл 😅. Лучшая часть коллекции – подборка западноевропейского искусства. Среди самых известных – работы итальянских художников эпохи Возрождения, таких как Леонардо да Винчи и Рафаэль, или голландских мастеров, таких как Рембрандт. Помимо этого, среди самых интересных – коллекции древнего Египта, античного искусства, живописи в стиле барокко и классической скульптуры.
Интерьеры
Вы уже в курсе, что Эрмитаж – бывший дворец императоров России. Поэтому его часто называют Зимний дворец. Многие русские цари проживали в этой резиденции, принимали почетных гостей и устраивали грандиозные празднества.
Сейчас у гостей есть возможность полюбоваться роскошными парадными залами и уютными частными комнатами монархов.
Наверняка многие видели на фотографиях знаменитую Иорданскую лестницу, которая изумляет своим колоритом на входе. Эта самая лестница – первая анфилада Зимнего. В анфиладу парадных комнат включены: Малахитовый зал, Большой тронный зал, Ротонда, Военная галерея и Николаевский зал и т. д. Торжественные залы – самые эффектные в музее.
Также, можно увидеть залы с внутреннем убранством разных периодов и стилей. Они знакомят, как жили и украшали свои дома русские дворяне и аристократия.
Главный штаб
Длинное здание жёлтого цвета напротив Эрмитажа и есть Главный штаб. Это тоже часть музея, тут также проводятся великолепные выставки.
Самая знаменитая коллекция, размещённая в Главном штабе, – собрание импрессионистов и постимпрессионистов, включающая полотна Пикассо, Моне, Ренуара, Мане, Ван Гога, Сезанна, Гогена.
К тому же, тут находятся комнаты с интерьерами времен Императорской России.
Билеты
Можно приобрести билеты в кассах расположенных у входа. Только не пугайтесь, обнаружив длинную очередь – это норма для Эрмитажа. Также можно купить билеты в автоматах во дворе музея.
Можно приобрести билеты онлайн, так вы сэкономите своё время.
Советуем приобрести двухдневный билет. Он имеет хорошую ценность. 1-й день проведёте в Зимнем дворце, а 2-й – в Главном штабе.
Стоит отметить, что посещение Эрмитажа для дошкольников, школьников, студентов бесплатное (просто попросите в кассе бесплатный детский билет).
Эрмитаж в цифрах и фактах
Государственный Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
1764 год считается датой основания Эрмитажа, когда Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца И.-Э. Гоцковского. День своего основания музей ежегодно празднует 7 декабря – в День святой Екатерины.
Эрмитаж – это:
Главный музейный комплекс, Дворцовая набережная, 32–38
- Зимний дворец (1754–1762, арх. Ф.-Б. Растрелли, восстановление после пожара 1837 года – В.П. Стасов);
- Малый Эрмитаж (1764 –1769, арх. Ю.М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот);
- Старый (Большой) Эрмитаж (1771–1787, арх. Ю.М. Фельтен);
- Эрмитажный театр (1783–1787, арх. Дж. Кваренги);
- Новый Эрмитаж (1842–1851, проект – Л. фон Кленце, постройка – арх. В.П. Стасов и Н.Е. Ефимов);
- Запасной дом Зимнего дворца – Лабораторно-хранительский и административный корпус (1726–1742, 1830, 1878, арх Д. Трезини (?), О. Трезини, Н.Ф. Беккер).
Главный штаб, Дворцовая площадь, 6–8
Бывшее здание Министерства иностранных дел и Министерства финансов, 1820–1830, арх. К. Росси.
Экспозиция «Дворец Меншикова», Университетская набережная, 15
1710–1727, арх. Дж.-М. Фонтана, Г. Шедель.
Зимний дворец Петра I, Дворцовая набережная, 34
В здании Эрмитажного театра.
Музей Императорского фарфорового завода, проспект Обуховской обороны, 151
На территории Императорского фарфорового завода.
Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня», Заусадебная улица, 37
Начало строительства – 1990 год.
Биржа, Биржевая площадь, 4
1805-1810, арх. Ж.-Ф. Тома де Томон
Центры Государственного Эрмитажа
- «Эрмитаж–Амстердам», Нидерланды, Амстердам;
- «Эрмитаж–Италия», Италия, Венеция;
- «Эрмитаж–Казань», Россия, Казань;
- «Эрмитаж–Выборг», Россия, Выборг.
Наиболее значительные коллекции, поступившие в музей со времени его основания
1764 – собрание И.-Э. Гоцковского;
1769 – собрание графа Г. Брюля;
1772 – собрание барона П. Кроза;
1779 – собрание лорда Р. Уолпола;
1781 – собрание графа Ф. Бодуэна;
1787 – кабинет резных камней герцога Орлеанского;
1814 – картины из Мальмезонского дворца Жозефины Богарнэ;
1861 – собрание маркиза Дж.-П. Кампаны;
1884 – собрание А.П. Базилевского;
1885 – Царскосельский арсенал;
1910 – собрание П.П. Семенова-Тян-Шанского;
После 1918 – национализированные коллекции Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и другие;
1935 – собрание музея Центрального училища технического рисования (барона А.Л. Штиглица);
1948 – коллекция новой европейской живописи конца XIX – начала XX в., в основном из собраний С.И.Щукина и И.А.Морозова;
1950 – собрание знамен и знаменных принадлежностей, знаменной графики, архив из Артиллерийского исторического музея;
2001 – коллекция музея Ломоносовского фарфорового завода.
Эрмитаж хранит 3 178 263 экспоната (на 31 декабря 2018 года):
1 125 975 – памятники нумизматики;
808 695 – археологические памятники;
625 889 – графические работы;
358 938 – произведения прикладного искусства;
60 521 – фотографии;
17 165 – произведения живописи;
14 016 – оружие;
12 814 – скульптура;
2 853 – документы;
2 609 – предметы истории техники;
360 – редкие книги;
295 – предметы печатной продукции;
148 133 – прочие экспонаты.
Статус Эрмитажа
Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1991 года Государственный Эрмитаж включен в список особо ценных объектов национального наследия народов Российской Федерации.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 июня 1996 года Государственный Эрмитаж находится под покровительством Президента Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 984 от 29 ноября 2011 года был утвержден новый устав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный Эрмитаж». В соответствии с уставом учредителем Государственного Эрмитажа является Правительство Российской Федерации.
В честь Государственного Эрмитажа согласно Официальному свидетельству Международного астрономического союза и Института теоретической астрономии Российской академии наук от 11 апреля 1997 года малая планета, зарегистрированная в Международном каталоге малых планет под № 4758, получила имя Hermitage.
Официальное название
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж», Государственный Эрмитаж, Эрмитаж.
Юридический адрес
Россия, 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34.
Общая площадь помещений (зданий) – 233 345 кв. м;
Экспозиционно-выставочная площадь – 100 000 кв. м;
Главный дворец Российской империи
З имнему дворцу на главной площади Петербурга уже более 250 лет. Величественное и нарядное здание в стиле барокко построил в 1762 году архитектор Бартоломео Растрелли. Портал «Культура.РФ» подготовил 10 фактов об императорской резиденции и музее Эрмитаж, который находится во дворце.
Пять Зимних дворцов. Зимний на Дворцовой площади — самый известный императорский дворец, но не единственный. Всего их было пять. Первый и второй «зимние дома» Петра I стояли у Зимней канавки — канала, который соединяет реки Мойку и Неву. Третий дворец — Анны Иоанновны — у Адмиралтейства; четвертый находился на Невском проспекте. Пятый дворец, известный сегодня всему миру, по замыслу Елизаветы Петровны должен был стать воплощением мощи российской монархии.
Выше не строить. Высота Зимнего дворца — 23,5 метра. В 1844 году Николай I издал указ: он запретил строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше 11 саженей — 23,43 метра. И хотя Зимний дворец в указе напрямую не упоминался, он оставался самым высоким зданием Северной столицы.
Город в городе. Зимний дворец стал гигантским дворцовым комплексом, который можно назвать городом в городе. В здании были жилая зона и парадные залы, две церкви, театр и музей. Здесь же находились подсобные помещения: аптека с лабораторией и квартиры служащих, кухни и кладовые, конюшни и манеж.
Парадные залы. Часть парадных залов Зимнего выходила на Неву, часть располагалась в центральной части дворца. Георгиевский зал — его также называют Большим тронным — был создан при Екатерине II в 1795 году по проекту Джакомо Кваренги. Мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона», расположенный над троном, выполнил скульптор Франческо дель Неро по рисункам Василия Стасова. В Георгиевском зале проходили все официальные встречи и церемонии.
Фрески из Папского дворца. Лоджии Рафаэля появились в Зимнем дворце через 30 лет после его постройки, когда в Европе и России входил в моду классицизм. В двухэтажном корпусе, возведенном в 1792 году Джакомо Кваренги, разместилась галерея с копиями фресок из Папского дворца в Ватикане. Строительство велось по личному указу Екатерины II.
Ошибка архитектора. В 1826 году Огюст Монферран по приказу императора построил в царской резиденции новые апартаменты. Считается, что архитектор совершил ошибку при проектировании системы отопления. Из-за нее в декабре 1837 года во дворце случился пожар, который не могли потушить двое суток. Здание, от которого остался только остов, восстанавливали почти два года, работами руководил архитектор Василий Стасов. Обновленный Зимний был точной копией старого дворцового комплекса — и внешне, и внутренне.
Подарок для царя. Малахитовая гостиная — единственный зал, интерьер которого сохранился до наших дней полностью. Гостиная служила связующим звеном между парадными залами дворца и комнатами императрицы. Роскошный зал украшен знаменитым уральским малахитом — ценным зеленым минералом. Более двух тонн малахита подарили царской семье для отделки дворца горнозаводчики Демидовы.
«Жилище отшельника». Так дословно переводится слово Эрмитаж. В прошлые века «жилищем отшельника» называли уединенные уютные помещения для приятного времяпрепровождения в кругу близких и друзей. В 1760-е годы архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламот построили рядом с дворцом Малый Эрмитаж. Здание стало так называться, потому что Екатерина II устраивала в нем спектакли и увеселительные вечера — «малые эрмитажи». Здесь хранилось ее первое собрание живописи, которое стало позже основой музейной коллекции.
Дворцовые коты. Коты появились во дворце в 1745 году, когда императрица Елизавета Петровна издала Указ о высылке ко двору котов. Животные получили почетный статус «охранников картинных галерей». В наши дни в Эрмитаже живут около 60 котов. В подвале у них есть специально оборудованное помещение с мисками, подстилками для сна, лотками. У котов есть свой ветеринар. Все животные привиты, стерилизованы и проходят обследования в лучших лечебницах Петербурга. В музее есть даже официальный праздник — День эрмитажного кота, его отмечают в конце апреля или начале мая. В этот день всех желающих пускают в кошачью обитель, а под Иорданской лестницей проходит выставка детских рисунков.
Один из крупнейших музеев мира. Зимний дворец входит в музейный комплекс Эрмитаж — один из самых крупных музеев мира. Здесь хранится самая большая коллекция полотен Рембрандта за пределами Нидерландов. Всего в Эрмитаже более трех миллионов экспонатов, для сравнения — в Лувре их около 300 тысяч. Если осматривать все 350 залов музея, то придется пройти не меньше 20 километров, а если уделять хотя бы минуту каждому экспонату — на прогулку по Эрмитажу уйдет несколько лет.
Путеводитель по Эрмитажу
Что стоит знать перед посещением?
Режим работы
Эрмитаж работает каждый день недели, кроме понедельника. 1 января и 9 мая — выходные. Санитарные дни и неожиданные закрытия — большая редкость, но на всякий случай перед посещением загляните на сайт музея и проверьте режим работы.
Вторник, четверг, воскресенье: 11:00 — 19:00
Среда, пятница, суббота: 11:00 — 20:00
Обращаем ваше внимание, что в связи с карантинными мероприятиями вход в залы Эрмитажа происходит строго по сеансам. Сеансы начинаются каждые 30 минут. Количество туристов, допускаемых на сеанс одновременно, ограничено.
Гардероб и турникеты
После того, как вы войдете в Эрмитаж, отправляйтесь в гардероб. Сюда нужно сдать верхнюю одежду, рюкзаки и большие сумки, воду и другие жидкости. Маленькие сумки можно взять с собой. На экспозицию с крупногабаритными предметами вас не пустят. Воду отберут на входе. Поэтому позаботьтесь об этом заранее. Будьте готовы к тому, что в гардеробе могут быть очереди, закладывайте 10-15 минут на эту процедуру. Также в гардеробе есть туалет.
Далее поднимайтесь обратно в Главный Вестибюль и отправляйтесь к турникетам. Положите сумки на бегущую ленту и проходите через турникеты. Билет приложите штрих-кодом к сканеру турникета.
О маршруте
Музейная экспозиция
Эрмитаж или Зимний дворец?
Сейчас мы находимся в Зимнем дворце, самом большом здании Эрмитажа, резиденции русских императоров от Петра III до Николая II. Зимний дворец построен в стиле русское барокко. Русское барокко — это гигантские пространства, сложные формы, обилие скульптуры, декоративные колонны и контрастные цвета. Осмотритесь вокруг — сейчас вы находитесь в огромном зале с обилием колонн и скульптуры. Позолоченные светильники, лепнина на потолке — все это характерные черты русского барокко. Идите вперед и поднимайтесь по лестнице на второй этаж.
Посольская (Иорданская) лестница (2)
Итак, вы на Иорданской лестнице. Она поражает воображение своими масштабами и богатством. Осмотритесь вокруг: здесь лестница тоже выполнена в стиле русское барокко. Огромное пространство высотой почти 20 метров кажется еще больше за счет зеркальных ложных окон, которые отражают свет настоящих. Основные украшение — золоченая лепка. Здесь использовано более пяти килограммов золота. Также обратите внимание на потолок, на роспись, где изображены боги Олимпа в облаках.
Большой фельдмаршальский зал (193)
Петровский зал (194)
Этот зал посвящен Петру Великому. В отделку включены вензеля императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. Стены обтянуты алым бархатом. Мемориальный характер зала подчеркивают панно над дверями (1). На них изображены два главных сражения Северной войны со Швецией, которая велась за те земли, где теперь расположен Петербург.
В центре зала стоит трон Петра Великого (1). Над троном — сам Петр с Минервой (2), аллегорической фигурой Славы.
Гербовый зал (195)
Военная галерея (197)
Большой тронный (Георгиевский) зал (198)
Аполлонов зал (260/261)
Романовская галерея (259)
В Романовской галерее представлено европейское прикладное искусство Средних Веков. Реликварии, процессионные кресты, изделия из кости, водолеи (сосуды для омовения рук), оклады переносных алтарей, церковные опахала. Пройдите галерею насквозь и переходите в следующий зал.
Павильонный зал (204)
Часы «Павлин»
Советская лестница (206)
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XVI в.(207)
Зал Тициана (221)
Тициан — крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В этом зале три картины Тициана: кающаяся Мария Магдалина (1), мученик III века Святой Себастьян, расстрелянный отравленными стрелами, и Даная (2) .
Кающаяся Мария Магдалена
«Кающаяся Мария Магдалена» на торцевой стене — шедевр, который прославил Тициана еще при жизни. По легенде, умирая, художник держал в руках именно ее. Для Эрмитажа картину приобрел 1850 году Николай I. В живописи эпохи Возрождения сложно найти женский образ, сравнимый по эмоциональной силе с Марией Магдаленой Тициана. Заплаканное лицо, глаза, устремленные к небу, прижатые к груди руки — все выражает смятение души героини.
Также обратите внимание на Данаю (2). Вспомним сюжет. У древнегреческого царя Акрисия была дочь — Даная. Оракул предсказал Акрисию, что его убьет собственный внук. Чтобы избежать этого, он заточил Данаю в башню и тем самым обрек ее на безбрачие. Но Зевс, очарованный девушкой, проник в башню в образе золотого дождя. Так был зачат греческий герой Персей, который действительно убил царя Акрисия, а позже обезглавил Медузу Горгону.
Сюжет о Данае и золотом дожде был чрезвычайно популярен у художников. В Эрмитаже находятся две из них: Даная Тициана и Даная Рембрандта, которую мы увидим позже. Именно Тициан окончательно сформировал композицию сюжета: обнажённая Даная на переднем плане (1), старуха-служанка на заднем (2) плане оттеняет своим уродством красоту Данаи, а дождь струится сверху золотистым сиянием. Тициан изображает его в виде золотых монет (3).
Зал Леонардо Да Винчи (214)
Следующий зал — зал Леонардо Да Винчи. Леонардо написал всего 15 картин. И две из них находятся в Эрмитаже. Давайте рассмотрим каждую поближе.
Мадонна Бенуа
Мадонна Бенуа — одна из ранних работ Леонардо. Художник изображает Деву Марию (1) и младенца (2) очень естественными, живыми. Если бы не нимбы, можно было бы подумать, что это жанровая сценка: итальянка играет с ребенком. Мадонна изображена обычной земной женщиной, черты ее далеки от идеала. В XV веке это произведение было поистине авангардным. Мать показывает ребенку цветок (3), тот с любопытством тянется к нему. Цветок — лилия — символ невинности. В руке у младенца крестоцвет (4), это намёк на распятие Иисуса.
Эту мадонну называют Бенуа в честь фамилии семейства, которому раньше принадлежала картина.
Мадонна Литта
Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI в.(216)
В зале Леонардо повернем направо, не останавливаясь пройдем через зал, где представлено творчество его учеников, и ненадолго задержимся в зале искусства Италии XVI века. Зал посвящен маньеризму — течению в искусстве Италии периода позднего Возрождения. Художники этого времени стремятся к творческой свободе, прибегают к необычным композиционным приемам и выбирают острые цветовые контрасты. Поэтому цвет, пропорции тел и перспектива на некоторых картинах в этом зале так сильно искажены.
Лоджии Рафаэля (227)
Зал Рафаэля (229)
Вернемся в Северный кабинет и повернем налево. Мы окажемся в зале Рафаэля. Он назван так в честь двух картин Рафаэля, выставленных здесь. Это Мадонна Конестабиле (1) и Святое Семейство (2). Давайте рассмотрим их поближе.
Мадонна Конестабиле (1)
Святое семейство (2)
Картину «Святое семейство» также называют «Мадонна с безбородым Иосифом». Действительно, Иосиф, традиционно изображавшийся с бородой, здесь — без нее. Картину отличает атмосфера возвышенной печали. Компактность композиции, треугольник, который образуют фигуры на картине, создают впечатление монументальности. Мягкая светотень, которую изображает художник, говорит о влиянии на его творчество Леонардо Да Винчи.
Зал Микеланджело (230)
Из зала Рафаэля повернем направо и попадем в Зал фресок Рафаэля. Здесь остановимся у скульптуры в центре зала. Это «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (1). Это единственная работа скульптора в коллекции Эрмитажа и во всей России.
Зал Рембрандта (254)
Зайдя в зал Рембрандта сразу поверните налево. Перед вами знаменитая «Даная», пожалуй, самое известное полотно Эрмитажа.
Даная
Сюжет картины нам уже знаком. Мы уже встречались с Данаей у Тицана. Теперь мы можем сравнить два полотна. Сразу бросается в глаза то, что Рембрандт не изображает золотых монет. Его золотой дождь — мягкий свет, который льется на героиню. Даная тянется к нему. Над ней — Эрот. Обратите внимание, его руки связаны. Искусствоведы считают, что это намек на вынужденное целомудрие.
У этой картины сложная судьба. Она пережила страшный акт вандализма и находилась в реставрации 12 лет. 15 июня 1985 года в Эрмитаж с экскурсией пришел 48-летний Бронюс Майгис. Он спрашивал у работниц музея, какая картина самая ценная. Потом подошел к Данае, плеснул в нее серной кислотой и несколько раз проткнул ножом. Краска начал пузыриться, кипеть, менять цвет. Майгис был арестован, а после признан сумасшедшим.
Возвращение блудного сына
Следующая картина, которая нас интересует, находится в противоположном конце зала, напротив двери. Это «Возвращение блудного сына».
Эта картина написана Рембрандтом за несколько месяцев до смерти. Этой картиной он будто подводит итог своей жизни. В основе сюжета — евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына. И младший попросил отца разделить имение и отдать ему часть. Отец так и поступил. Тогда младший сын покинул отцовский дом и отправился в дальнюю страну, где жил и потратил все деньги. Когда деньги закончились, он начал голодать, но никто из прежних друзей не помог ему. Тогда сын вернулся к отцу и упал к нему в ноги, прося прощение. Отец простил его и принял обратно в свой дом. Этот момент и изображен на картине. Освященное лицо старца будто излучает свет благородства души. Сын, в рваной одежде, грязный, прижимается к отцу, моля о прощении.
Советская лестница (206)
Мы покидаем зал Рембрандта и снова оказываемся на Советской лестнице. Здесь есть туалет (WC). Для продолжения маршрута спустимся на первый этаж и повернем направо. Пройдем, не останавливаясь, через зал с выставкой южноиталийских ваз и окажемся в Двенадцатиколонном зале.
Двадцатиколонный зал (130)
На первом этаже Эрмитажа нет картин — тут может быть слишком сыро для них. Зато тут выставлена античная керамика и скульптура. Зал, в котором мы с вами оказались, посвящен искусству и культуре Древней Италии. Здесь можно видеть разнообразные предметы, выполненные в технике бронзового литья, и этрусские вазы. Зал изначально был создан для выставки коллекции античных ваз. Поэтому он имитирует интерьер античного храма. По замыслу архитектора, декор зала составляет единое целое с экспозицией.
Колыванская ваза (128)
Не останавливаясь пройдем через Помпеянский зал и окажемся в следующем, где взгляд сразу остановится на огромной вазе. Это Колыванская ваза, самая большая ваза, когда-либо выполненная из цельного куска полудрагоценного камня. Огромный кусок яшмы был обработан на Колыванской шлифовальной фабрике — так ваза и получила свое название. Через пол-России на санях ее тащило 150 лошадей. Остальной путь она проделала по воде. Вес чаши около 20 тонн.
Египетский зал (100)
Мы возвращаемся в Зимний дворец. Направляемся в зал, посвященный Древнему Египту. Раньше здесь находился главный буфет Зимнего дворца. Тот самый, откуда на лифте поднимали блюда в Большой тронный (Георгиевский зал). Теперь тут расположилась египетская коллекция Эрмитажа.
Экспонат, привлекающий наибольшее внимание посетителей здесь, — египетская мумия.
Этого человека звали Падиисет. Он был жрецом, жил во второй половине VII века до нашей эры. Ожоги на его теле — результат воздействия соды, в которую жреца поместили, чтобы удалить из кожных покровов влагу. Это сделано для того, чтобы предотвратить гниение тела. Справа в витрине саркофаг (1). Это внутренний саркофаг из погребального комплекса жреца. Средний и внешний вы найдете в витрине в начале зала (2,3).
Галерея Растрелли
Мы закончили осмотр экспозиции и вышли в галерею Растрелли. По правую руку от вас — Иорданская лестница, где мы начинали нашу экскурсию. В галерее есть кафе, тут вы можете передохнуть, выпить кофе и купить сувениры.
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Один из самых популярных музеев не только в Санкт-Петербурге, но и во всей России. Пожалуй, не найдется в нашей стране человека, который хотя бы не слышал про Государственный Эрмитаж.
Кроме того, он постоянно входит в число лучших музеев мира. Круглый год сюда едут туристы из разных стран. Порой даже кажется, что иностранцев тут собирается больше, чем россиян. Отчасти из-за того, что экскурсии проводятся на разных языках, и постоянно можно слышать незнакомую речь.
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге до 1917 года именовался Императорским. Его история началась с коллекций произведений мирового искусства Екатерины Второй. Сегодня здесь порядка трех миллионов экспонатов: от каменного века до наших дней. Не переживайте, что не успеете все посмотреть, это просто невозможно. Ученые подсчитали: на то, чтобы пройтись по Эрмитажу, останавливаясь у каждого экспоната и изучая его, уйдет восемь лет! Так что возьмите экскурсию, чтобы не растеряться и увидеть основные шедевры.
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2 (главный корпус)
Координаты: 59.940073, 30.312733
Режим работы: 10:30-18:00 (вт., чт., сб., вскр.), 10:30-21:00 (ср., пт.)
Официальный сайт: hermitagemuseum.org
Интересные факты
Сегодня Эрмитаж в Санкт-Петербурге занимает пять зданий на набережной реки Невы. Главное из них — Зимний дворец. Далее идут Восточное крыло Главного штаба, Меншиковский дворец, фондохранилища.
Кстати, за произведениями искусства тут присматривают не только современные системы охраны и видеонаблюдения. Вот уже почти 300 лет в Зимнем дворце живут кошки.
Первых котов в Петербург распорядилась заселить Екатерина Вторая. В то время полчища мыш и крыс оккупировали дворец, и справиться с ними могли только самые грозные коты-крысоловы.
Вот и в наши дни они в прямом смысле работают в Эрмитаже, охраняя его экспонаты от крыс, которых по-прежнему много. Сегодня в стенах Зимнего дворца живут около 50 кошек.
Что посмотреть
В коллекции Государственного Эрмитажа — живопись, графика, скульптуры, археологические памятники, предметы прикладного искусства. Если у вас всего один день на посещение, знайте: посмотреть все залы музея вы физически не успеете. А потому лучше заранее определиться, что именно посмотреть.
Мы советуем начать с галереи портретов императорской династии Романовых. Включите в свою программу зал с знаменитыми золотыми часами-павлином, которые Екатерина получила в дар от князя Потемкина. Отдельный зал для поклонников Да Винчи и Пикассо. Интересен Египетский зал и знаменитая Иорданская лестница в северо-западной части Зимнего Дворца.
Главный вопрос – брать экскурсию или нет? С одной стороны, вы зависите от группы, с другой, сопровождение с рассказами об экспонатах — это действительно интересно.
Обратите внимание на разные адреса корпусов
- Главный музейный комплекс — Дворцовая площадь, 2
- Зимний дворец Петра Первого — Дворцовая набережная, 32
- Главный штаб — Дворцовая площадь, 1
- Дворец Меншикова — Университетская набережная, 15
- Музей Императорского фарфорового завода — пр. Обуховской обороны, 151
- Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» — ул. Заусадебная, 37а
Эрмитаж в разное время года
Цены на билеты в зависимости от сезона в Эрмитаже не меняются. А вот количество посетителей летом в несколько раз превышает число зимних туристов. Поэтому, если хотите спокойно наслаждаться искусством, лучше посещать музей вне сезона.
Зимой, 7 декабря, Эрмитаж отмечает день рождения. В этот день вход бесплатный. К празднику готовят специальную программу.
А весной, в конце мая, проводится «День Эрмитажного Кота» — ежегодный праздник, посвященный живущим в музее котам и кошкам.
Где сделать красивое фото
Фото на Дворцовой площади на фоне Эрмитажа и арки Главного штаба отлично получаются в любую погоду в любое время года.
Зимой на фоне снега особенно выделяется зеленый фасад Зимнего дворца
Фото: globallookpress.com
Зимой на фоне снега особенно выделяется зеленый фасад Зимнего дворца. Летом в солнечных лучах еще ярче становится желтый Главный штаб. Весной и осенью на фоне серого неба хорошо видно знаменитый монумент «Колесница Славы» на крыше арки — самый большой по объему старинный памятник Санкт-Петербурга.