Город Тикси где находится?

Сегодня Тикси - важнейший транспортный узел Якутии. Морской порт, расположенный в устье Лены на берегу моря Лаптевых, служит перевалочные пунктом при доставке грузов на материк и при перевозке в бассейны Индигирки и Колымы. Транспортный поток с каждым годом увеличивается, и поселок постепенно возрождается после трудностей 1990-х годов.

Город Тикси где находится?

Город Тикси где находится?

Город Тикси.

Сегодня Тикси — важнейший транспортный узел Якутии. Морской порт, расположенный в устье Лены на берегу моря Лаптевых, служит перевалочные пунктом при доставке грузов на материк и при перевозке в бассейны Индигирки и Колымы. Транспортный поток с каждым годом увеличивается, и поселок постепенно возрождается после трудностей 1990-х годов.

Тикси появился на карте 1933 году как один из портов Северного морского пути. Глобальный и очень перспективный проект позволял в месяцы летней навигации (всего их три в году) осуществлять доставку, и транзит грузов в порты Арктики, а оттуда — по рекам в центральную часть Сибири. Таким образом, происходил завоз топлива, оборудования, продовольствия, осуществлялся вывоз леса и природных ископаемых из южных районов.

Освоение Севера было невозможно без морского пути: качество сухопутных дорог и техники не давало осуществлять грузооборот в необходимом масштабе.

Помимо этого, Севморпуть позволял в разы сократить расстояние при доставке грузов до восточного побережья страны, однако сквозной проход вдоль северной границы России был очень опасным и рискованным предприятием — до изобретения атомных ледоколов такой маршрут использовался не очень активно.

Будьте готовы

Даже летом в Тикси возможны заморозки, поэтому без теплой одежды не обойтись. Из-за близости моря зимняя температура редко опускается ниже -40 °С, но это «компенсируется» постоянными сильными ветрами.

Когда «пуржит», школьники каждое утро ждут штормового пред-упреждения по местному радио. Занятия отменяются у разных классов в зависимости от силы ветра и, соответственно, веса ученика. В среднем, для отмены занятий сила ветра должна достигать 20 м/с.

Вплоть до середины XX века Тикси быстро развивался, вскоре он стал поселком городского типа, но статус города так и не получил. До необходимого двенадцатитысячного барьера недоставало нескольких сотен жителей, но в девяностые годы численность местного населения начала сокращаться и уменьшилась почти наполовину. Во многом упадок был связан с развитием технического прогресса — с появлением атомных ледоколов отпала необходимость останавливаться по ходу движения, и транспортный поток пошел мимо поселка.

Поселок делится на три части: Тикси-1 — собственно населенный пункт, в котором проживает основная часть населения, Тикси-2 — аэропорт, расположенный в 6 километрах от поселка, и Тикси-3 — военная часть. Аэропорт имеет двойное назначение: кроме приема гражданских рейсов он служит базой военной авиации, в том числе стратегических бомбардировщиков. Этот аэропорт — самые северные воздушные ворота Якутии, принимающие гражданскую авиацию. Ранее в нескольких километрах от Тикси был еще один аэродром — техника трамбовала снег, и взлетно- посадочная полоса также могла принимать военную авиацию.

Находясь в Тикси, обязательно посетите Музей изобразительного искусства и культуры Арктики. В 1975 году комиссия по культурному шефству над речным и морским флотом при Союзе художников СССР провела на Лене фестиваль изобразительного искусства «Художники — флоту». В творческой группе фестиваля принимали участие 24 художника из 12 союзных республик СССР и различных городов России. Группа работала в Якутске, затея прошла на теплоходе по Лене до Тикси. Отсюда художник, на судах СВУМФ ушли в рейсы на Хатангу, в Усть-Оленек, Нижнеянск, на Колыму. По итогам работы в клубе «Моряк поселка Тикси была организована отчетная выставка фестиваля. Тогда же в среде организаторов фестиваля возникла идея об открытии «малой» «Третьяковки» в Тикси и были переданы в дар союзами художников СССР, РСФСР и Якутии более ста произведена живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства Музей поселка Тикси является самой северной художественной коллекцией. В коллекции тиксинского музея много работ ведущих художников союзных и автономных республик. Помимо этого, в фондах музея содержится большая коллекция якутской графики.

Как добраться

Чтобы попасть в Тикси, вам нужно иметь специальное разрешение на посещение органиченной зоны. Это разрешение оформляется заранее в пограничной службе Федеральной службы безопасности. Без него находиться на территории поселка запрещено. Попасть в Тикси можно тремя способами — самолетом, теплоходом и по автозимнику, однако все варианты не очень надежны.

Авиасообщение осуществляется регулярно, но весной и зимой есть риск попасть в пургу и прождать неделю, пока погода позволит лететь. Есть рейсы в Якутск, иногда бывают рейсы в Москву. На теплоход полностью положиться тоже нельзя: летняя навигация длится всего три месяца, поэтому достать билеты не всегда удается — очень большой спрос. Надеяться на автотранспорт тоже не стоит — проехать по зимнику без приключений можно только в колонне полноприводных «Уралов» или КамАЗов.

В Тикси находится визит-центр Усть-Ленского заповедника, который раскинулся северо-западнее поселка. Возможно, он окажется стартовой точкой вашего путешествия по обширному и богатому флорой и фауной заповеднику в дельте реки Лены.

Любителям космических загадок стоит заглянуть в Полярную геокосмофизическую обсерваторию «Тикси». Наблюдения оптических явлений в верхней атмосфере были начаты в Якутии в 1957 году. В это время на материковой части и прилегающих островах Ледовитого океана (в Тикси, Жиганске, Казачьем, Верхоянске, на острове Шалаурово, острове Котельный, в Алдане и Якутске) была организована сеть станций патрульного наблюдения полярного сияния, входящая в состав международного комплекса. Помимо патрульных наблюдений сияния, велись спектральные, радиолокационные измерения, регистрация других явлений электромагнитного комплекса, связанных с сиянием.

Первая научная экспедиция в составе начальника Н. П. Чиркова, радиотехника В. С. Мержевича и лаборанта М. И. Тимофеева в 1957 году доставила в Тикси ионизационную камеру ACK-2 для регистрации космических лучей, телескоп на счетчиках Гейгера и всевозможную измерительную аппаратуру. Доставку грузов и специалистов осуществлял теплоход «Механик Кулибин», который курсирует по маршруту Якутск — Тикси до сих пор. В настоящее время обсерватория — крупное подразделение Института космофизических исследований и аэрономии им. Ю. Г. Шафера. В 2011 году была сформирована Лаборатория магнитосферно-ионосферных исследований (ЛМИИ) ИКФиА СО РАН, основными научными направлениями которой являются исследование вариаций магнитного поля Земли в широком диапазоне частот и изучение ионизированной части верхней атмосферы (ионосферы) радиофизическими методами измерения.

Как мы уже отметили, теплоход «Механик Кулибин» до сих пор совершает рейсы, в том числе туристические, из Якутска в Тикси (маршрут туда-обратно занимает 9 дней). В промежутках он делает короткие — двух- или трехдневные — рейсы до Ленских столбов: стоимость такого мини-круиза составляет от 3 до 5 тысяч рублей. «Механик Кулибин» — это двухпалубное пассажирское судно с каютами на одного, двух, четырех, шестерых или восемь пассажиров; на каждой палубе есть туалет и душевые кабины. Теплоход был построен в Германии на заводе Warnowwerft Warnemuende в период с 1953 по 1955 год. Это один из самых старых теплоходов, эксплуатирующийся в устье Лены, однако судно до сих пор может дать фору своим молодым собратьям — немецкая техника работает как часы. Среди местных жителей «Механик Кулибин» известен также как «Беленький». Названо судно в честь Ивана Петровича Кулибина. (1735-1818), российского механика-самоучки.

Что привезти?

Гордость Булунского улуса — очень вкусная рыба, которая в изобилии водится в обширном устье Лены. 3дешние чир, муксун, ряпушка и нельма пользуются большим спросом и в Якутске, и в Москве.

Тикси — суровый оазис на севере Якутии (27 фото)

Тикси — это небольшой поселок на севере Якутии, который является еще и одним из самых северных населенных пунктов России. Суровые погодные условия, высокие сугробы и обветшалые здания этого городка делают его довольно интересным местом для блогеров. Впечатления одного из блогеров, посетивших Тикси, ждут вас далее.

Далее слова автора:

В Тикси мы заехали глубокой ночью, и кроме домов с большими сугробами, было трудно что-то разглядеть. Сразу же заселились в гостиницу, хотя я бы не стал называть это заведение гостиницей и провели там жалкие остатки ночи, чтобы в шесть утра разлепить глаза полные песка, по крайней мере именно такое ощущение было у меня с утра.
И только утром, выйдя на улицу, я оценил масштабы здешних просторов, заброшенность и обветшалость города и количество снега вокруг него!

Сразу же бросается в глаза тот факт что часть пятиэтажек заброшена! При этом в сети можно найти объявления о продаже недвижимости и параллельно, можно совершенно бесплатно «въехать» в одну из таких квартир. Я не знаю точно по каким причинам столько народу отсюда уехало но конечно же могу догадываться об этом.

В некоторых местах сугробы достигают феноменальных размеров и часть из них используется детьми в качестве горок для катания.

Тикси разбит как минимум на две части, в той что подальше от зимника и рядом с аэропортом, стоит такой прекрасный столб с указателями километража до разных городов.


Могу себе представить что тут начинается во время метели. А метели могут быть по одной, по две недели. Думаю что после двух недель, город приходится буквально откапывать из под снежных наносов.

В городе несколько больших улиц. В центре, много деревянных домов, окна которых когда то заботливо заколотили но теперь в щели набивает снег. Сперва мне показалось всё очень похожим на Териберку но приглядевшись я увидел больше истории. И вообще, считаю что тут пропадают шикарные декорации. Правда, город находится в пограничной зоне и разрешат ли там снять фильм? Но локации тут что надо!


Первый раз вижу в аэропорту икону. С другой стороны, при таких условиях и погоде, не надо удивляться тому что люди пытаются хоть как-то себя успокоить.


Сперва мы увидили этот бар но слово север нас уже настолько пресытило, что в итоге пошли в какую-то восточную забегаловку. Еда обычная столового формата, только чуть по дороже но всё равно дешевле чем в Москве. Продукты в магазинах не смотрел, думаю ценник космический.

Буквально на каждом шагу следы советского союза.

Тут была школа. Теперь остались только плакаты с обещаниями светлого будующего и защищённости.

На одном доме я заметил надпись с датой 19** года, трудно поверить что в те далекие времена, здесь могли ставить такие здания, наверно это было очень современно и круто, по тем временам. В целом же, в Тикси полно старого деревянного жилищного фонда, который все еще стоит целыми нежилыми улицами и говорит о том, что некогда город был более многолюден.


Верили, стремились, работали!


Надпись гласит — «граница России священна». Скорее всего, это всё что осталось от здания в котором жили погранцы.

Читайте также  Париж в миниатюре как добраться?

Посреди этого тотального запустения стоит новенькая, свеженькая, я бы даже сказал, хрустящая бревенчатая церковь. Не уверен что оно помогает, на мой взгляд, одна добротная котельная была бы уместнее тут.

А это братцы, порт. Снег многое укрыл от наших глаз, и я даже не хочу представлять, что он скрывает.

Пустуют не только старые деревянные постройки, в городе много железобетонных домов без окон и дверей. Пока часть команды решала вопрос с пробитым колесом у прицепа, найдя ему замену на старом кладбище замерзших машин я Сергеем Доля заглянули в один такой музей под открытым небом.

Такое ощущение что вышли пять минут назад и не вернулись.

Вся соль в деталях: обруч, плакат-агитка на стене с фразой «нет», тут же икона, плакат певицы.

Но меня больше всего в таких картинах напрягают брошенные детские игрушки.

Интересно, чем выше мы поднимаемся, тем больше и фактурнее сугробы. В одном месте на лестничном прогоне столько снега, что можно кататься на лыжах.

В целом, дом не кажется таким уж развалившимся, и не пригодным к жилью, и тем не менее, он давно покинут людьми, квартиру в таком доме теперь можно приобрести бесплатно и даже не попросят квартплату, заезжай и живи.

По Якутии на вездеходах, часть 1. Отчаяние и надежда ПГТ Тикси

Большинство историй про Тикси, которые рассказывают в блогах, похожи друг на друга, как блекло рыжие сопки, которые я вижу под крылом летящего по маршруту Якутск-Тикси 49-летнего АН-26. Несмотря на существенный возраст, самолет подкрашен, турбовинтовые моторы работают, как часы, взбивая воздух пропеллерами. Салон, по словам бортпроводника, когда-то перекинули со списанного ТУ-134, в старых креслах мягко и уютно, тепло и пахнет детством, в котором я ни разу не летал на самолете.

«Морские ворота Якутии», «самый северный аэродром подскока стратегической авиации СССР», «поселок городского типа на краю света», «четвертый в списке самых северных населенных пунктов РФ», «заполярная Припять», «в переводе с якутского — прибытие, встреча» и многие другие формулировки — это все, конечно же, правда, как и одна тысяча девятьсот тридцать третий год основания поселка Тикси на берегу моря Лаптевых. В месте со среднегодовой температурой в минус 17.8 градусов Цельсия… Зимой тут до -50, средняя температура самого теплого месяца, августа +3.6 градуса. Брр.

Попасть в Тикси непросто — навигация открыта всего три месяца в году, самолеты «Якутии» и «Полярных авиалиний» хотя и летают сюда из Якутска почти каждый день (после годового перерыва в 2012-2013 гг — военная летчики ушли, выключив навигационое оборудование), но далеко не всегда могут приземлиться из-за сильных ветров, дующих в поперечном к ВПП направлении. Автомобильных дорог нет — лишь зимой сюда можно доехать по зимнику.

Еще в Якутске я удивился забитым продуктами сумкам пассажиров, в руках почти у каждого было по 3-4 упаковки на 30 яиц. На расспросы времени не было, да и в руках была 36-килограммовая КПП для “Шерпа”, которую персонал был готов загрузить в самолет только после взвешивания багажа всех пассажиров.

Оказалось, десяток в Тикси стоит 250 рублей, как и килограмм пожухших бананов. Бутылка «колы» — три сотни, ровно как бутылка якутской водки (хорошо, что продают ее тут лишь после 14:00).

Зарплаты тут при этом совсем не «московские» и не «нефтяные». Но этот рассказ — не о водке и не о коле, и не о зарплате, он о людях. Мягкий кивок подвески шасси, и вот пухлые колеса уже мягко стелят по бетонной полосе, занимают свое место на грунтовой стоянке, откуда нас отвезет старенький “Луноход”…

С уютного кресла в ареале доступа ко всем благам цивилизации трудно понять, зачем вообще было нужно с очевидным трудом строить это поселение на пронизываемом ветрами краю света. Но попробовать понять можно. Вспомним легендарных исследователей Арктики — Нансена, Амундсена, и многих других, которые реально отдавали свое здоровье и свои жизни за новые географические открытия без селфи и лайков в соцсетях. Упомянем Д. Лаптева, впервые открывшего бухту Тикси (тогда, в 1878 году, он назвал ее бухта Горелая), и будущего адмирала русского флота, лейтенанта Петра Анжу, который в 1823 году по результатам исследования побережья между реками Оленек и Индигирка и Новосибирских островов обозначил эту бухту как Тикси. Или же стоит вспомнить шведа Нильса Норедшельфа, в 1878-79 годах доказавшего возможность с одной зимовкой попасть Северным морским путем из Атлантики в Тихий океан. Все необходимые обоснования и расчеты по созданию северного порта Тикси были проделаны ученым Ф.А. Матисеном в самый разгар гражданской войны — в 1919 году. Потом была легендарная экспедиция О.Ю. Шмидта, прошедшего Севморпуть на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» за одну навигацию.

Все остальное вы наверняка знаете. Началась массовая постройка ледового класса и ледоколов, вдоль северных берегов создавались метеостанции, станции связи, аэродромы полярной авиации. Все перечисленное досталось и Тикси, в 1939 году получившему статус поселка городского типа. В тридцатых годах освоение Арктики имело такое же стратегическое и геополитическое значение, как покорение космоса в шестидесятых.

В военные годы в Тикси формировали арктические конвои. В 1957 году тут открыли полярную геокосмофизическую лабораторию. В порту и на аэродроме, чья трехкилометровая полоса была способна принимать любые большие самолеты (при СССР там дислоцировались ТУ-95МС) кипела жизнь. В конце восьмидесятых в Тикси начался стремительный закат. За десять лет число жителей сократилось с 11649 человек более чем вдвое (а по факту — еще больше).

В период забытия большинство военных объектов было покинуто и заморожено (в прямом смысле слова), аналогично — и с жилыми домами, как в самом Тикси, так и в расположенном рядом с аэропортом военном поселке Тикси-3. Если вы любите живописную заброшку, сегодня это одно из лучших мест на земле.

Построенные на свайных зданиях толстостенные дома разделены на несколько секций для лучшей теплоизоляции, все коммуникации — в коробах над землей, под которой — вечная мерзлота. В центре поселка нет асфальта, там стоят полуразрушенные дома первой очереди застройки.

Из более современных зданий, построенных в 70-80 гг, значительная часть заброшена полностью или частично — в каждом обитаемом доме есть брошенные квартиры, этажи или целые подъезды.

Короба на окнах — «холодильник Арктика». Вместо кошек у мусорных бачков пасутся жирные чайки.

На протяжении почти двух десятков лет, жители Тикси были фактически предоставлены сами себе. И они научились выживать в условиях недружелюбного климата и отсутствия транспортного сообщения.

И по сей день по ночам на заброшенных объектах в тундре кипит жизнь — работают болгарки, кто-то тащит «зилом» из под земли ржавые трубы, чтобы укрепить ими гараж. Потому что такая жизнь.

Ржавого металла вокруг поселка немеряно, но, по словам местных, по сравнению с девяностыми его стало гораздо меньше.

Белые буквы «Слава Октябрю» на горе Лелькина (местные зовут ее Лялькин Пуп) над бухтой — ни что иное, как топливные бочки, которые сварили между собой и покрасили белой краской по случаю важного юбилея. Пеший подъем сюда занимает всего минут двадцать. Прямо на вершину по плоским черным каменным пластинкам ведет прямая, как стрела, колея ГТС.

Остова грузовиков и ГТС-ок встречаются почти везде, в грузовом порту есть и обособленное кладбище техники, свидетельствующее о былом величии поселения.

Яркие, краски смерти: лоскуты охры на ПАЗ-672 и голубые на ЗИЛ-130.

Полузатопленные остова кораблей…

Туман, поутру скрывающий половину поселка, и охрипший от времени и ветров скрипучий голос советской пропаганды на выцветших растрескавшихся стенах добавляют остроты впечатлений.

Кажется, что нет ни перемен, ни надежды, одно лишь отчаяние.

Случись здесь родиться новому пророку, он недалеко ушел бы со своими проповедями — по бескрайней тундре идти некуда, даже если можешь идти по воде. Уехал бы зимой по зимнику — вернулся бы через пару месяцев, пьяный в дым, на попутном “камазе”, уже поделив с водилой украденные из отправленных какими-то московскими чудиками вездеходов термоса и бинокль.

Люди, зачем вы тут живете? «Здесь красиво, да и люди тут прямые и честные, всегда скажут, что думают, и никогда в беде не бросят — не дадут встать на колени», отвечает местный житель 26 лет от роду. С этим я, пожалуй, искренне согласен.

У строгого офицера погранвойск ФСБ есть другое мнение: «Пропуска есть? Вы тут зачем, на полярную станцию?»

Выслушав исчерпывающий ответ, офицер немного поспрашивал про вездеходы, и добавил: «Кстати, вы тут по ночам не ходите, у каждого якута в кармане нож». Местные, услышав эту историю, пожимают плечами — мол, ту драку у кафе они сами и затеяли, вот пусть и боятся, а вам не стоит.

Поначалу все это показалось мне абсурдным, но позже я понял, в чем дело. Действительно, несмотря на суровый климат, у местных жителей больше свободы (и ржавых труб для гаражей), чем можно унести; они живут единым сообществом, им не нужно никуда торопиться, контроля за ними гораздо меньше, чем у нас, да и какая-никакая работа всегда найдется (в основном, вокруг перевозки командировочных, а также продуктов и товаров с теплоходов и сухогрузов). А что уж говорить про рыбалку… А недостаток солнца вполне восполняют УФ-лампы в квартирах. В холодильнике — рыбий жир и сливочное масло в жестяных банках, годовой запас замороженного муксуна или осетра. У каждого зажиточного тиксинца во дворе стоит морской контейнер — своеобразный гараж или склад «ништяков». Контейнеры, в которых мы везли вездеходы, мы продали однажды ночью за 35000 рублей каждый — и уже утром их монтировали краном у одного из домов.

Вы можете возразить, что все это не оправдание существованию в столь жалком на вид окружении, и тут я соглашусь, но лишь отчасти. Сегодня и Тикси, и Новосибирские острова, о которых я упоминал вскользь в самом начале, вновь получили некогда утраченное стратегическое значение. Развитие Севморпути и разведка в Арктике новых запасов нефти прямо сейчас вдыхает в Русский Север новую жизнь. За это лето в Тикси открылось три кафе — невиданное по местным меркам разнообразие. Даже суши есть! Действует современный КСК — культурно спортивный комплекс, тут есть спортзалы, качалка, кинотеатр. Тут же единственная публичная интернет-точка — мегабайт стоит около двух рублей, скорость такая, что сотню мегов можно качать полдня, но другой альтернативы нет — вся телефонная связь тут тоже через спутник, так что максимум — нестабильный прием в мессенджерах, и то только на “Мегафоне”. Но не это главное.

Читайте также  Покрово Стрешневский парк как добраться?

В Тикси и Тикси-3 строятся новые инфраструктурные и военные объекты, а также жилые дома (это дешевле, чем размораживать старые, да и технологии ушли вперед). По всему городу монтируется светодиодное освещение. Потихоньку вывозят ржавый металл и разбирают старые постройки (пока только военные). Совместно с японской компанией Komaihaltec построены и уже подтвердили свою работоспособность ветроэлектростанции (после завершения проекта их совокупная мощность составит 3.9 МВт).

Начато размещение частей ПВО и других направлений. Только в сентябре 2019 года в Тикси доставлено более 1000 тонн продовольствия и техники (по понятным причинам, показывать ее я не буду, но поверьте на слово — впечатляет). Численность гарнизона на данном этапе составит не менее тысячи человек.

А это значит, будет Севморпуть, будет нефть, будет Тикси, будет Россия, как бы неоднозначно все это не звучало; ведь однозначна только смерть, и в Тикси это понимаешь очень хорошо.

Это первый рассказ из моего путешествия по Якутии на вездеходах в августе-сентябре 2019 года. Продолжение следует.

Текст и фото: Артем Ачкасов. Все снимки сделаны на Olympus OM-D E-M1 Mark II.

Читайте также: другие мои материалы про различные техногенные и военные локации.

Тикси сегодня: новые надежды

Тикси – один из самых северных населённых пунктов России. Расцвет, экономический и культурный подъём этого посёлка пришёлся на начало-середину 1980-х годов. Потом были периоды застоя, упадка и почти полной разрухи.

Сам Тикси делится на два посёлка: Тикси-1 и Тикси-3. Градообразующим предприятием до недавнего времени был Тиксинский морской торговый порт, который располагается в Тикси-1 и всегда имел большое значение для Северного морского пути. Всё администрирование Тикси, как и центр активной культурной жизни, находились в Тикси-1. Тикси-3 – это посёлок военных специалистов и авиаторов, расположенный в восьми километрах от Тикси-1.

В 2012 году из Тикси-3 вывели подразделения Дальней авиации России, которые базировались там с 1956 года, сняли аэродромное оборудование со взлётно-посадочной полосы и упразднили прямые пассажирские рейсы до Якутска. В те годы многие понимали, что в ближайшем будущем Тикси перестанет существовать и мы потеряем многие труды, успехи и наработки предыдущих поколений в освоении Арктики. Наблюдался большой отток населения, закрывались многие учреждения, добраться с большой земли до Тикси можно было только на перекладных вертолётных рейсах через Усть-Куйгу. Печальнее положение не было ещё никогда…

Но спустя несколько лет (это совпало с визитом в Тикси Президента нашей страны) у далёкого арктического посёлка появилась возможность вновь ощутить себя стратегически-важным пунктом. Появилась надежда, что посёлок будет возрождаться. Тикси попадает в программу социально- экономического развития Арктической зоны России. В рамках развития военной инфраструктуры Северного флота России посёлок Тикси начинает готовиться к формированию в нём подразделений ПВО Северного флота. В 2018-2019 годах идёт активное строительство нового военного городка блочно-модульного типа, в котором будут размещаться подразделения нового армейского соединения. Подобные уникальные административно-жилищные комплексы замкнутого цикла позволят обеспечить автономное существование военным в течении восемнадцати месяцев, без негативного влияния на окружающую среду.

В конце сентября 2019 года свершился исторический момент. В Тикси официально сформирована и расквартирована новая дивизия ПВО Северного флота, которая будет в дальнейшем обеспечивать безопасность воздушного пространства над Северным морским путём и охранять арктические рубежи России.

Новый военный городок в Тикси-3

Немного о современной жизни в посёлке. В Тикси-1 на конец 2019 года проживает около 4000 человек. Работают два общеобразовательных учреждения: Арктическая гимназия (образовательное учреждения повышенного уровня) и средняя школа № 1. На конец 2019 года в Арктической гимназии обучаются 317 учащихся, в средней школе – 210 учащихся. Дошкольную подготовку осуществляет детский сад “Солнышко”, который посещают около трёхсот воспитанников.

Профессиональное образование в Тикси осуществляет Тиксинский многопрофильный лицей (основанный на базе бывшего ПТУ № 33), в котором абитуриентам предлагают освоить рабочие специальности: водителя, сварщика, бульдозериста, монтажника, специалиста в области ЖКХ. Помимо жителей Тикси, в лицей приезжают учиться выпускники сельских школ всего Булунского улуса. В Тикси-3, посёлке авиаторов и военных, работает одна общеобразовательная школа, в которой на ноябрь 2019 года обучаются 24 школьника. В здании этой же школы организованы две дошкольные группы, которые посещают 42 воспитанника от полутора до семи лет. Также в Тикси-3 функционируют детская музыкальная школа и детская школа искусств, которые находятся в здании общеобразовательной школы. Таким образом, все детские образовательные учреждения собраны в одном здании.

Несмотря на отдалённость, в Тикси достаточно хорошо развита культурная жизнь. На данный момент жителям и гостям посёлка свои экспозиции предоставляют два музея. Первый – Музей естественной истории “Горностай”, в котором представлены редкие кадры и плакаты, посвящённые истории Булунского улуса и Тикси, минералы, полезные ископаемые и полудрагоценные камни, собранные в тундре, ископаемые останки животных Арктики, в том числе мамонтов, а также чучела представителей современной фауны Крайнего севера. Второй музей – изобразительного искусства и культуры Арктики – предлагает ознакомиться с историей освоения Северного морского пути. Если повезёт услышать рассказ гида, посетители уходят под впечатлением от смелости землепроходцев.

Активно функционирует в Тикси и новый культурно-спортивный комплекс. Он имеет два отдела: культурно-досуговый и физкультурный. При культурно-досуговом работает много кружков: вокала, национального якутского танца, прикладных искусств и т.д. При физкультурном отделе функционируют спортивные секции: северного многоборья, бокса, волейбола, футбола и др. Большой популярностью среди жителей Тикси пользуется новый кинозал на 180 мест, оснащённый 3d оборудованием. Досуговую жизнь посёлка так же поддерживает этнокультурный цент “Айхал”, в котором периодически проводятся поселковые и районные конкурсы, фестивали и тематические вечера. Согласитесь: для отдалённого арктического посёлка, с численностью населения около четырёх тысяч человек, администрация предлагает достаточно активную культурную жизнь.

По линии развития туристического кластера – успех очевиден. В 2019 году упомянутый выше тиксинский этнокультурный центр “Айхал” заключил договор с “Ленатурфлотом”, в задачи которого входит обслуживание иностранных туристов в Тикси. С июля 2019 года Тикси принял около ста человек иностранных туристов. Это были граждане Германии, Швеции, Австрии, Австралии, Новой Зеландии и Китая. Трансфер, размещение и обслуживание туристов обеспечивало ООО “Айхал”.

Навигация в Тикси длится всего три месяца. С июля по сентябрь из Якутска в Тикси по реке Лене совершает пассажирские перевозки речной теплоход “Механик Кулибин”, вместимостью до 160 человек. За навигацию он восемь раз выполняет свои рейсы. В пути находится четыре дня, делает восемь остановок, стоимость одного билета в самой дешёвой каюте, на прогулочной палубе, – около 13000 рублей (12 260 в навигацию 2019 года). Для сравнения: стоимость авиабилета из Якутска в Тикси составляет около 25000 рублей.

Теплоход «Механик Кулибин» в заливе Неелова. Фото Дениса Хорошевского.

Также из Якутска в Тикси ходит трёхпалубный теплоход “Михаил Светлов”. Он более комфортабельный и ориентирован на круизные рейсы по Лене. За время навигации он четыре раза посещает Тикси. Весь круиз (Якутск-Тикси-Якутск) составляет четырнадцать дней. В пути много остановок по реке Лене и интересные рассказы гида. Стоимость одного места в каюте полулюкс составляет 237 500 рублей (два места — 337 000).

Цены понятны: полмесяца в пути, много остановок в реликтовых местах, национальная кухня и обряды, остров Столб, могила Прончищева. Для тех, кто имеет возможность, — это того стоит. Мой знакомый два года назад побывал в этом туре и получил массу положительных эмоций и воспоминаний.

В силу того что оба теплохода являются речными, а обеспечить сопровождение по морскому участку пути у Тиксинского морпорта нет возможности, они швартуются сразу на выходе из устья Лены, в заливе Неелова, защищённом от сурового моря Лаптевых Быковским перешейком. Дальнейший трансфер до посёлка осуществляется на автобусах. От причала залива Неелова до Тикси-3 около пяти километров.

Интересный факт! В акватории бухты Тикси имеется мощный слой ила, толщиной до пяти метров, а под ним полностью отсутствует вечная мерзлота. Несколько лет назад ОАО “Морской порт Тикси” выиграло два тендера, получило двумя траншами около двухсот тысяч долларов и провело полную очистку бухты. Все работы проводились силами порта. В настоящее время ведётся изыскание средств на проведение дноуглубительных работ. Сейчас глубина акватории бухты не превышает шести метров, что не позволяет судам с осадкой более пяти метров подходить к причалам Тикси. Соответственно, большие морские суда вынуждены оставаться на рейде, что увеличивает стоимость погрузо-разгрузочных работ вдвое. Причалы и подходные каналы в порте Тикси проектировались в начале 1980-х годов, под суда определённого типа, которых на сегодняшний день практически не осталось…

Морской порт Тикси.

В ноябре 2018 году в Тикси введена в эксплуатацию уникальная заполярная ветряная электростанция. Ветропарк состоит из трёх ветроустановок японского производства, мощностью по 300 кВт каждая и является первой очередью будущего Арктического ветродизельного комплекса. Каждый киловатт-час, произведённый ветроэлектрическими установками, экономит около 250 грамм дорогостоящего привозного дизельного топлива и предотвращает выброс в атмосферу около семи граммов углекислого газа. За год эксплуатации станция продемонстрировала высокую эффективность своей работы.

В Тикси на данный момент существуют два церковных учреждения. В 2006 году в Тикси-3 был поставлен Храм Спаса Нерукотворного. Инициатива пришла от командующего дальней авиации России, Игоря Ивановича Хворова, который в одну из командировок в Тикси не только предложил построить церковь, но и рекомендовал место, где её можно возвести.

Серафимо-Никольский храм был освящён в 2014 году митрополитом Иоанном, председателем синодального миссионерского отдела, и архиепископом Якутским Романом. В 2016 году в Тикси побывал с визитом Святейший Патриарх Кирилл.

С тех пор у жителей многострадального посёлка есть возможность молиться о воскрешении Тикси к социально-нормальной жизни, о том, что их родной посёлок не будет забыт и заброшен…

Цены на продукты в Тикси – одни из самых высоких в стране. Всё потому, что очень дорогая доставка. Скоропортящиеся продукты, медикаменты и корреспонденцию в Тикси доставляют авиацией. Доставка одного килограмма по воздуху стоит от двухсот рублей и выше. Можно грубо подсчитать: допустим, килограмм апельсинов стоит сто рублей. Чтобы этот килограмм привезти в Тикси, нужно прибавить ещё как минимум двести рублей, плюс накрутка предпринимателей. Мандарины стоят в магазинах Тикси от пятисот рублей за килограмм, репчатый лук – от 120, мясо – от 600, колбаса – от 700…. Ориентируясь на эти цифры, можно представить стоимость ассортимента других товаров в магазинах посёлка. Средний набор продуктов для новогоднего стола обходится примерно в 8-10 тысяч. Продукты длительного хранения самолётами в Тикси не возят из экономии. Их доставляют теплоходами во время непродолжительной летней навигации или же зимними трассами, по замёрзшему льду.

Читайте также  Нижневартовск где это находится?

Самые деятельные предприятия в Тикси на данный момент – это ЖКХ, Сахаэнерго, Гидромет, Гидробаза и Полярная геокосмофизическая обсерватория Института космофизических исследований и аэрономии. В 2015 году с ракетного полигона полярной обсерватории Тикси была запущена первая в новейшей истории России геофизическая ракета МН-300. Цель запуска – зондирование верхних слоёв атмосферы. Для справки: слои атмосферы на высоте от 25 до 300 километров ещё недостаточно изучены. Спутники летают на высотах от трёхсот километров. В слоях ионосферы (верхних слоях атмосферы), которые находятся непосредственно над Тикси, наиболее интенсивно, по сравнению с другими приполярными зонами, происходят северные сияния. Поэтому ракетный полигон Тикси – наиболее подходящее для подобных исследований место.

Запуск ракеты на полигоне Тикси. Фото Дениса Хорошевского.

Оставляет желать лучшего мобильная связь и интернет в посёлке. Хорошей связи нет. Работают три оператора: Мегафон, МТС и Билайн. Более-менее уверенная зона покрытия у Мегафона. Билайн ловит только в центральной части посёлка. Мобильный интернет у всех операторов не выше 2G. Для примера: осуществить видеозвонок по WhatsApp невозможно. Ростелеком предлагает оптоволоконную интернет-связь, которая стоит около трёх тысяч рублей в месяц, при этом устойчивый сигнал от оператора не гарантируется.

Пожалуй, это всё, что я хотел вам рассказать о том, как сейчас живёт мой любимый посёлок Тикси. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем Тикси будет расцветать и что с формированием новых армейских подразделений в Тикси социальная и экономическая жизнь его населения улучшится.

Тикси в апреле 2019 года.

Автор: Олег Нагорный, тиксинец и администратор группы «Тикси — бухта встреч».

kirill_kvs

Крылатый металл Красноярья

Продолжу показывать Тикси, каким я увидел его несколько месяцев назад. Сегодня прогуляемся по улицам Тикси-1 — гражданского посёлка, расположившегося на побережье залива Булункан в одноимённой с посёлком бухте. Из лета в зиму: такой уж там климат — 40 морозных фотографий в репортаже.

История Тикси тесно связана с историей создания и развития Северного морского пути. Посёлок возник в 1933 году, как один из опорных пунктов этого, тогда еще только осваивавшегося маршрута.

В годы Великой Отечественной войны здесь формировались внутренние арктические конвои. В послевоенный период морской порт Тикси стал важнейшим транспортным узлом Якутии. Именно через него доставлялись на материк продукты и топливо в короткую летнюю навигацию: суда спускались от Якутска и через Тикси уходили в бассейны других якутских рек. Тогда же, посёлком заинтересовались военные: был построен аэродром, использовавшийся в качестве аэродрома подскока для стратегической авиации в составе Оперативной группы в Арктике (ОГА). Это был период расцвета посёлка. Помимо авиации, здесь размещались связисты, радиоразведчики, погранвойска.

О военных в Тикси я, кстати, рассказывал в своём репортаже о военном городке Тикси-3.

Прошли годы, и не самые лёгкие для страны. Многое поменялось. Давайте посмотрим, как выглядит посёлок сейчас.

На въезде в Тикси:

Тикси образован в основном улицами Набережной, Морской, Ленинской, Трусова, Академика Федорова и пересекающими их переулками. Посёлок небольшой: за полчаса можно легко обойти всё вокруг.

Тикси — посёлок, не ставший городом. В период расцвета до нормативных 12 тысяч человек населения немного не дотянули, сейчас же и вовсе численность жителей сократилась более, чем вдвое. В тяжелые для посёлка годы многие уехали отсюда, бросая жилье, либо продавая его за бесценок — по цене одного-двух авиабилетов в Москву. Контингент военных тоже сократился. Освободившиеся квартиры занимали жители окрестных посёлков. Как итог такой миграции — более половины всего населения Булунского улуса, административным центром которого является Тикси, в самом Тикси и сосредоточено.

Центральная площадь, улица Ленинская. Здесь Православный храм, несколько магазинов, автобусная остановка:

Храм преподобного Серафима Вырицкого и святителя Николая Чудотворца был построен относительно недавно: освящение состоялось в 2014 году.

Единственный в Тикси автобус ходит строго по расписанию и останавливается здесь, у «Визита». Чтобы не мёрзнуть на улице в ожидании ПАЗика, лучше зайти в тёплый тамбур магазина. Стоимость проезда — 55 рублей, можно уехать в Тикси-3 и аэропорт.

Основной транспорт здесь — внедорожники. В основном это, конечно, Нивы и УАЗы всевозможных модификаций, их очень много. Есть и в заводской комплектации, и подготовленные для более серьезных испытаний, как автомобиль ниже. Если иномарки — то джипы. Обычных легковушек практически нет.

Есть и вот такие экземпляры: мирно проезжающие по улицам гусеничные вездеходы. В данном случае это ГТ-СМ, он же ГАЗ-71:

Транспорт, на самом деле, привычный для заполярья и тундровой зоны. В Светлогорске я видел все примерно то же самое.

Улица Трусова — одна из центральных в Тикси. Здесь Сбербанк, пожарная часть, почта, государственные учреждения:

Дома здесь — в основном это трёх-четырёхэтажки по северным проектам на непременном свайном фундаменте. Высотой фундамента обусловлен доступ на первый этаж: нужно преодолеть высокое крыльцо.

В Якутске фундаменты многих домов утыканы термосифонами, чтоб снизить пагубное для мерзлотного грунта влияние летнего тепла. В Тикси такой проблемы нет: средняя температура июля здесь всего +8 Цельсия. Положительные температуры держатся 3-4 месяца в году, хотя местные говорят, что климат меняется, и раньше было холоднее.

Есть и вот такие интересные дома:

Встречаются нежилые дома с заколоченными окнами и дверьми, порой они составляют целые кварталы:

В основном — это старые деревянные дома, построенные в первые годы активной застройки посёлка. У каких-то повело фундамент, жители других переехали в более комфортные каменные трёх-четырёхэтажки.

Отток населения тоже сделал свое дело, конечно. Контингент военных сократился, многие гражданские тоже переехали. В Якутск, например. Пик насёленности посёлка пришелся на конец 80-х годов: тогда здесь проживало почти 12 тысяч человек. По данным переписи 2016 года количество жителей составило 4556 человек.

На стендах рядом со зданием тиксинской гидробазы изображены важные этапы освоения Северного морского пути:

Первое сквозное плавание в направлении с востока на запад, с зимовкой у полуострова Таймыр , совершила гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана под руководством Бориса Вилькицкого на ледокольных пароходах « Таймыр » и « Вайгач » в 1914—1915 годах. Это плавание стало также первым сквозным прохождением Северного морского пути российской экспедицией.

В 1932 году ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина и начальника экспедиции Отто Юльевича Шмидта впервые в истории совершил сквоз ное плавание по Северному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию. «Сибиряков» кстати — судно с очень интересной и трагической историей: построенный в начале 20 века в Великобритании, он успел побывать промысловым и грузовым судном, работал в Атлантике, в 1915 году был куплен СССР и долгие годы ходил с грузами в северных морях. 25 августа 1942 года пароход героически погиб в неравном бою у северного побережья Красноярского края, наткнувшись в Карском море на тяжёлый немецкий крейсер «Адмирал Шеер«. Это было началом знаменитой обороны Диксона.

1977 год — важная веха в истории освоения просторов Северного Ледовитого океана. Тогда советским атомным ледоколом «Арктика» был совершён уникальный поход сквозь многолетние льды, завершившийся достижением Северного полюса 17 августа 1977 в 04 часа утра. Это было первое в мировой истории достижение Полюса кораблём в надводном положении.

Заходишь во двор и понимаешь, почему Уазики в цене:

Отдельная тема — местные вывески. Их много, и они прекрасны. Вот только часть из увиденного:

Некоторые магазины, похоже, не меняли вывеску на протяжении двух-трёх десятилетий:

«Телеателье» — кто помнит такие?

Площадь Победы выглядит грустновато: и дело не в самом монументе даже, а в заброшенном здании на заднем плане:

Отсюда хорошо виден знаменитый некогда морской порт Тикси. Считавшийся ранее одним из самых современных и высокомеханизированных в стране, сейчас он переживает нелёгкие времена. От объемов 80-хх годов не осталось и следа: если в рекордный для порта 1986 год грузопоток составил 860 тысяч тонн всевозможных грузов, то в последние годы он едва достигает 10 тысяч тонн. Нового оборудования порт не видел с 1984 год, и только благодаря усилиям коллектива портовое хозяйство поддерживается в удовлетворительном состоянии.

Еще несколько картинок.
Одна из улиц здесь — имени Артура Чилингарова. Знаменитый исследователь, путешественник, океанолог, Герой Советского Союза и Герой России попал в Тикси после училища, по распределению, и работал здесь в обсерватории Арктического и Антарктического института.

Школа. У детей свой транспорт, благо снега наметает с избытком и много горок, есть где покататься:

Прощальный взгляд на местные улицы — нужно торопиться, чтоб успеть на последний автобус.

Таким я увидел Тикси-раз. В чем-то он похож на другие северные посёлки, из тех, где мне уже доводилось бывать, но именно географическое положение делает его уникальным. Во время поездки я говорил с местными жителями: об особенностях жизни в суровом арктическом климате, о прошлом, и о будущем Тикси, и знаете в чём они едины? Несмотря на все проблемы и трудности, они очень тепло отзываются о посёлке и действительно любят свой Дом на берегу Северного ледовитого океана.

На сегодня всё.
Спасибо за внимание!

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: