Пюхтицкий монастырь где находится?
Пюхтицкий Успенский женский монастырь
Мiръ Эстония уезд Ида-Вирумаа Пюхтицкий Успенский женский монастырь
Пюхтицкий Успенский монастырь — женский ставропигиальный монастырь Русской Православной Церкви, основан в 1891, никогда не закрывался, расположен в деревне Куремяэ волости Иллука (Ида-Вируский уезд Эстонии). Пюхтица (Pühtitsa) по-эстонски означает «святое место». Эстонское название монастыря — Pühtitsa Jumalaema Uinumise naisklooster.
Содержание
- 1 История
- 1.1 До 1893 года
- 1.2 1894—1980 годы
- 1.3 1990 — настоящее время
- 2 Престольные праздники
- 3 Контакты
- 4 Ссылки
История [ править ]
До 1893 года [ править ]
История создания обители связана с образом Успения Божией Матери: по преданию, в районе, где ныне располагается монастырь, местным жителям явилась Богородица, и на месте её явления была найдена Успенская икона Божией Матери. В XVI веке местные жители рядом с дубом, где была найдена икона, построили часовню иконы Божией Матери.
Благодаря упорной и неослабной энергии губернатора Эстляндии князя С. В. Шаховского и заботе княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской в 1885 году на Богородицкой горе был открыт Пюхтицкий православный приход и построен храм для обретённой ранее иконы. Позднее, после переноса иконы в собор этот храм стал кладбищенским и был переосвящён во имя святителя Николая и преподобного Арсения Великого. В 1887 году по инициативе князя С. В. Шаховскаго было учреждено отделение православного прибалтийского братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери под председательством супруги князя — княгини Елизаветы Дмитриевны Шаховской, и открыты благотворительные учреждения в м. Иевве: школа, лечебница с аптекой и приемным покоем для помещения амбулаторных больных, приют для сирот, рукодельная. Однако главной целью братство полагало устройство женской обители на Богородицкой горе в Пюхтице, куда со временем могли бы быть перенесены открытые в Иевве (г.Йыхви) благотворительные учреждения.
Княгиня Е. Д. Шаховская лично обращалась ко многим людям с просьбами и письмами по вопросам устроения православия в Эстонии. В частности, в 1888 году княгиня переписывалась со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который прислал ей своё благословение и 200 рублей для Пюхтицкого монастыря и на просветительские цели. Ответ Елизавете Дмитриевне отца Иоанна от 26 сентября 1888 году: «Ваше сиятельство, достоуважаемая княгиня Елизавета! Получил ваше письмо и с сердечным сочувствием прочитал его. Да наградит Вас Господь за ваше посильное содействие в утверждении Православия в крае, где Господь судил Вам жить и действовать на благо народу и во славу Божию… Вы просите у Бога чуда для успешного распространения Православия и для оказания помощи бедным эстам и латышам. Бог есть Бог чудес во все времена… Он сотворил и сотворит чудеса в Вашем братстве и утвердит Ваше дело до конца. Имею честь прислать на нужды общества 200 рублей. Сердечно Вам кланяюсь, княгиня. Ваш покорный слуга и богомолец — протоиерей Иоанн Сергиев».
Вот что пишет княгиня Шаховская юристу Ф. Н. Плевако: «Мы — русские, православные, должны пойти навстречу нашим эстонским братьям и дать им то, без чего на земле человеку жить нельзя: церковь, школу, уход за больными… и чего они, будучи бедны, сами себе дать не могут. … Прежде всего, цифры, сообщаемые священниками приходов, указывают на следующие нужды: 1) надо призреть 88 стариков и немощных; 2) надо везде лечить народ, лишенный в Эстляндии врачебной помощи; 3) надо создать приют для сирот (22 круглых, 84 не имеющих одного из родителей) и образцовую школу для эстонских православных девочек, из которых могли бы получиться школьные учительницы».
29 апреля 1891 году последовало Высочайшее соизволение на отчуждение Богородицкой горы, вместе с недостроенной на ней лютеранской кирхой, в полное и исключительное владение православной церкви.
15 августа 1891 года епископ Рижский Арсений (Брянцев) совершил торжественное открытие Пюхтицкой Успенской женской общины. К этому дню заботами княгини Е. Д. Шаховской на Богородицкой горе был окончен новый деревянный дом для помещения сестёр. В этот же день Александр III подарил богатые священнические облачения в пюхтицкую церковь. В том же году при общине открылся приют для детей бедных родителей, а в следующем году начался приём больных в устроенной при общине лечебнице. К концу 1891 года община состояла из 21 послушницы, 22 воспитанниц приюта и 2 сестёр милосердия.
Прилив богомольцев на Богородицкую, или Святую гору стал день ото дня возрастать, и это послужило поводом к возбуждению братством, с княгиней Е. Д. Шаховской во главе, нового ходатайства о преобразовании общины в монастырь, что и было уважено Св. Синодом. Пюхтицкая Успенская женская община по определению Св. Синода от 23 октября 1893 года была преобразована в монастырь.
1894—1980 годы [ править ]
Ансамбль монастырский построек спроектировал архитектор М. Т. Преображенский. Кроме келейных корпусов, он включает Трапезный храм свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (1895), ограду со Святыми воротами.
Здесь погребён один из благодетелей монастыря — русский государственный, общественный и культурный деятель, губернатор Эстляндии князь Сергей Владимирович Шаховской. Его вдова — княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская — поставила храм во имя преподобного Сергия Радонежского (1895) с усыпальницей князя. Спустя 45 лет она сама нашла здесь последний приют. Главный Собор Успения Пресвятой Богородицы был возведен позже, в 1908—1910 годах (архитектор А. А. Полещук), на месте первоначального малого храма.
В 1920-1930-е годы обитель находилась на территории независимой Эстонии. После Второй Мировой войны власти СССР были вынуждены признать за монастырями право на существование. В первые послевоенные годы помощь монастырю оказывал митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков). С 1961 года большую заботу о Пюхтицком монастыре проявлял епископ (с 1968 — митрополит) Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). По его инициативе в монастыре построен дом для «представительских целей» с домовой церковью Свт. Алексия и вмц. Варвары (1986). После избрания митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси и вторичным провозглашением независимости Эстонии монастырь получил статус ставропигиального.
1990 — настоящее время [ править ]
В 1989 году открыто подворье Пюхтицкого монастыря в городе Когалыме.
В монастыре построен крестильный храм Иоанна Предтечи и священномученика Исидора Юрьевского (1990). В Москве при храме Николая Чудотворца в Звонарях открыто подворье Пюхтицкого монастыря. В 2006 году в обители перезахоронены останки архиепископа Нарвского Евсевия (Гроздова)
В настоящее время (2012 год) в обители около 120 монахинь и послушниц.
Престольные праздники [ править ]
Контакты [ править ]
Kuremäe küla Illuka vald Ida-Virumaa 41200 ESTONIA
Пюхтицкий Успенский женский монастырь в Эстонии
Пюхтицкий Успенский монастырь расположен на Богородицкой горе возле деревни Куремяэ в Эстонии.
Это место тесно связано с именем многих святых и подвижников Русской православной церкви. Например, со св. Иоанном Кронштадтским и патриархом Алексием II. Поездка в эту православную святыню будет интересна и полезна не только паломникам, но и тем, кто еще не открыл для себя света Православной Веры.
История возникновения обители
Возле эстонской деревни Куремяэ есть холм, который с незапамятных времен зовут «святым», по-эстонски Pühtitsa. На нем до сих пор растет дуб, возраст которого ученые-дендрологи оценивают никак не меньше, чем в тысячу лет. По всей видимости, на этом холме у финно-угорских племен было место языческого поклонения.
Вот на нем, оправдывая русскую поговорку «свято место…», в XVI веке два эстонских пастуха увидели необыкновенную женщину, излучавшую неземное сияние. Не посмев обратиться к ней напрямую, эти пастухи сбегали в деревню за односельчанами и, вернувшись, на месте видения обнаружили икону Успения Пресвятой Богородицы. С этого момента Пюхтица стала не языческой, а почитаемой православной святыней.
Явление Пресвятой Богородицы на Пюхтицкой горе
На месте обретения иконы была построена деревянная часовня, в которой и пребывала чудотворная икона до момента начала строительства на этом месте православной обители.
Эстляндский губернатор князь Сергей Владимирович Шаховской
О том, чтобы это святое место приобрело приличествующий его статусу вид, очень радели князь Сергей Владимирович Шаховский, губернатор Эстляндии, и его супруга Елизавета Дмитриевна Шаховская. Их усилиями, в 1885 году на Богородицкой горе, возле дуба, где была обретена икона, построили деревянный двуглавый храм с колокольней, в стенах которого заключили часовню и почитаемую икону.
С этого года в Пюхтице образовался православный приход, который, как и везде, куда приходил свет Православной Веры, выполнял не только сакральные, но и просветительские, а также попечительские обязанности. В городе Йыхви, находящимся в семнадцати километрах от Куремяэ, были открыты приют для сирот, школа, больница, аптека. Все эти благотворительные заведения планировалось, после основания в Пюхтице женского православного монастыря, перенести поближе к нему.
29 апреля 1891 года Высочайшим соизволением Богородицкая гора была передана во владение Русской Православной Церкви. А 15 августа этого же года была открыта Пюхтицкая Успенская женская община. При ней действовали приют для сирот и лечебница.
Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892
За три года Пюхтица стала местом молитвенного поклонения и призрения убогих, ее популярность стала столь высока, что княгиня Е. Д. Шаховская ходатайствовала перед Св. Синодом о том, чтобы преобразовать общину в монастырь. Оно было удовлетворено 23 октября 1893 года. К моменту образования монастыря в нем проживали двадцать одна послушница, 22 воспитанницы приюта и две сестры милосердия.
Документальный фильм о Пюхтицком монастыре
Архитектурный ансамбль обители
Архитектурный ансамбль этой обители начал складываться в 1883 году. Автором его проекта выступил М.Т. Преображенский. Из-за сложностей рельефа и гидрологической обстановки (в момент образования монастыря местность была сильно заболочена) основные постройки были расположены в некотором отдалении от места обретения чудотворной иконы Успения Богородицы.
Ниже можно найти план и фото Пюхтицкого монастыря.
(1) Главный храм монастыря – пятиглавый Успенский собор. Он был построен в 1910 году, одним из жертвователей на строительство был св. праведный Иоанн Кронштадтский. Дорога, которая ведет к собору, проходит через арку ворот Святых врат (1895 год) – четырехугольной каменной постройки с шатровым верхом.
(10) Справа перед входом в обитель находятся Святой дуб, где была обретена икона Богородицы, и (4) Николо-Арсениевский кладбищенский храм. Дальше за ней – Святой источник.
Справа — Святой дуб, слева — Никольский храм
За Успенским собором, где сейчас находится почитаемая икона Успения Пресвятой Богородицы, находятся еще два старейших здания обители:
(2) Симеоно-Аннинская церковь (1895 год), объединенная с трапезной.
Деревянная Сергиевская церковь (3), у стен которой нашли упокоение супруги Шаховские – радетели и основатели монастыря.
Также в комплексе расположены: (5) Святые врата со звонницей.
Святые врата обители со звонницей
За все время существования обители она никогда не подвергалась гонениям, в ней ничего не разрушалось, а только дополнялось и украшалось. Не прекращалось в ней и богослужение. С 1986 по 1990 год в монастыре, радением митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (в последующем патриарха Русской Православной Церкви Алексия II), были построены:
(8) Дом для представительских целей.
(13) Монастырская гостиница для паломников (они находятся справа от Успенского собора, за Симеоно-Аннинской церковью).
(7) Крестильная церковь.
(6) Колокольня Сергиевской церкви.
Колокольня Сергиевской церкви.
Основной ансамбль обители обнесен каменной стеной с четырьмя башнями. В ней есть еще одни ворота, ведущие к часовне св. Николая.
Пюхтицкая обитель и св. Иоанн Кронштадтский
Св. праведный Иоанн Кронштадтский является одним из главных попечителей и радетелей обители. В принципе, она сама начала формироваться лишь после того, как он дал благословение на ее устроение княгине Е. Д. Шаховской и пожертвовал на это 200 рублей.
Он часто приезжал и надолго останавливался в Пюхтице. Именно благодаря его чудесному видению, был возведен Успенский собор. Святой Иоанн Кронштадтский очень любил этот монастырь. Известно его изречение, что от него до Бога всего три ступени.
Он также предрек: эта обитель будет стоять нерушимо, несмотря на то, что многие православные святыни будут уничтожены и осквернены. Это пророчество сбылось.
Сейчас в монастыре бережно сохраняют память об этом почитаемом русском святом. В монастырском музее можно увидеть его личные вещи и церковное облачение. Среди монахинь ходит немало книг, подписанных именно им. Они достались современным послушницам от своих предшественниц.
Паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь
Пюхтицкий Успенский Ставропигиальный (подчиняющийся только Патриарху РПЦ) женский монастырь открыт для посещения паломниками обоего пола. Вы можете приехать туда целенаправленно на богомолье или просто познакомиться с монастырем, как с одной из достопримечательностей Эстонии.
Программа пребывания в обители может быть светской, в ходе которой вы познакомитесь с архитектурным ансамблем, бытом, хозяйственным устроением, посетите музей, Святой источник, сможете купить то, что монахини делают своими руками в монастырской мастерской.
Все пребывающие в монастыре допускаются к службам в Успенском соборе. Для желающих принять Святое Крещение, действует крестильный храм. Обряд совершается по субботам и воскресеньям. Крестить можно и детей до 15 лет, и взрослых. Если у вас не христианское имя (Артур, Алина…) то выберите себе по святцам подходящее. Обладатели христианских имен таковыми и останутся.
Во время пребывания в обители, надо вести себя с приличествующим моменту благочестием. Женщинам обязателен строгий дресс-код: юбка ниже колен и платок. Мужчинам проще, им не запрещают ходить в шортах, майках с коротким рукавом и с непокрытой головой.
Как получить приглашение
Если Вы решили совершить целенаправленное паломничество в Пюхтицкий Успенский монастырь, то напишите письмо по электронной почте: [email protected], в котором сообщите:
- Фамилию, имя, отчество латинскими печатными буквами.
- Дату рождения (только цифры).
- Серию и номер паспорта (только цифры).
- Город проживания (латинскими буквами)
- Консульский отдел, оформляющий визу.
Ответят вам на запрос в течение семи дней.
Кров и пищу во время паломничества можно получить прямо в монастыре. Денег за это с Вас не возьмут, хотя ответную вежливость, размеры которой никто не устанавливает, – пожертвование на устроение обители, примут с благодарностью.
Учесть надо лишь одно: в монастырской трапезной вы никаких особых разносолов не получите, а в дни постов меню будет вкусным, но особенно строгим. Про спиртное лучше сразу забыть.
Как приехать в Пюхтицу
Адрес | 41201, Kuremäe, Эстония |
Телефон | +(372) 339 2124 |
Эл.почта | [email protected] |
Официальный сайт | www.puhtitsa.ee |
Добраться в эту обитель можно разными путями:
- Из Москвы – сев на поезд Москва-Таллин, до станции Йыхви, а там, пересев на автобус №116 или поймав такси, добраться до Куремяэ.
- Из Санкт-Петербурга – все тем же поездом или междугородним автобусом до города Йыхви.
- С автовокзала Таллина автобусом до Йыхви и дальше автобусом №116.
Время в дороге — 3 часа.
Несмотря на то, что паломничество в эту обитель не обещает каких-то особенных развлечений, оно понравится вам просто каким-то непостижимым образом и запомнится надолго.
Пюхтицкий монастырь
Пюхтицкий Успенский монастырь – женская православная обитель, расположенная на Богородицкой горе в деревне Куремяэ. Это одно из главных православных паломнических мест Эстонии, побывать в котором – честь для каждого истинно верующего христианина. История монастыря тесно связанное с именами сподвижников церкви – святого Иоанна Кронштадтского и ныне покойного патриарха Алексея II.
Адрес: Эстония, Ида-Вирумаа, волость Иллука, д. Куремяэ.
Время работы: расписание богослужений необходимо уточнять на сайте.
Пюхтицкий Успенский монастырь – женская православная обитель, расположенная на Богородицкой горе в деревне Куремяэ. Это одно из главных православных паломнических мест Эстонии, побывать в котором – честь для каждого истинно верующего христианина. История монастыря тесно связанное с именами сподвижников церкви – святого Иоанна Кронштадтского и ныне покойного патриарха Алексея II.
Немного из истории обители
Свято-Успенская обитель построена на холме, который с незапамятных времен носит название Pühtitsa – «Святое Место». На возвышенности растет древний величественный дуб, возраст которого оценивается не менее чем в тысячу лет, и, по всей видимости, многие столетия назад это дерево и сам холм были неким местом силы, где финно-угорские племена поклонялись языческим божествам.
Пюхтицкий монастырь. Фото: nyblago.org
Православие связывает название местности с чудесным знамением образа Божией матери, явившегося эстонским крестьянам в XVI столетии. Предание гласит, что местные пастухи лицезрели, как Дева Мария встала у Святой горы и поднялась практически до самой ее вершины, пока вдруг не остановилась у раскидистого дерева и не растворилась в воздухе. История гласит, что в месте появления Матери Господа забил источник Святой воды, а в расщелине раскидистого дуба была найдена икона Успения Богоматери. С этого момента Пюхтица стала почитаемой христианской святыней. Святой источник и тысячелетний дуб по-прежнему находятся на своих местах – круглый год к ним приезжают паломники, чтобы поправить здоровье и попросить об осуществлении желаний.
Вскоре после чудесного знамения была построена деревянная часовня, в которой и хранилась икона вплоть до начала строительных работ по возведению обители. В 1885 году на Богородицком холме, возле того самого дуба, был возведен деревянный двуглавый храм с колокольней, куда впоследствии и перенесли святой лик Богородицы. Этот год официально считается годом основания прихода.
Источник Богородицком холме. Фото:поисков.рф
В 1891 году Богородицкая гора была передана в собственность Русской церкви. В том же году была открыта женская община. При обители действовали сиротский приют и лечебница. Преобразование общины в монастырь произошло восемью годами позднее.
Пюхтицкий монастырь – это комплекс строений во главе с пятиглавым Успенским собором, возведенным в 1910 году на пожертвования. Одним из известных дарителей, внесших большой вклад в строительство храма, был Святой И. Кронштадтский. Основной ансамбль монастыря обнесен крепостной стеной с башнями и двумя вратами – первые ведут к главной церкви, а войдя через вторые можно попасть к часовне.
Пюхтицкий монастырь открыт для паломничества и экскурсий. Для гостей предусмотрена светская программа, знакомящая с историей обители, архитектурными особенностями главных сооружений и жизненным укладом монахинь. В рамках экскурсии можно подняться к тому самому дубу, в расщелине которого была найдена икона, испить воды из священного источника, посетить монастырский музей и мастерскую. Абсолютно все желающие могут принять участие в церковной службе или принять крещения в Крестильном храме. Обряд совершается каждые выходные.
Служба в храме Пюхтицкой обители. Фото: mon-sofia.livejournal.com
Во время посещения монастыря необходимо соблюдать дресс-код и придерживаться определенных правил в поведении. Так, и женщинам, и мужчинам рекомендуется выбирать максимально закрытую одежду, для женщин обязательны платки. В храме необходимо соблюдать тишину и с почтением относится к монастырским традициям.
Пихтюцкий монастырь в Эстонии
- История монастыря
- Пюхтицкий Успенский женский монастырь сегодня
- Адрес на карте
- Как добраться
- Фото
Древние легенды, живущие в местечке Куремяэ Эстонии, как будто охраняют величественный монастырь, к которому многие столетия ведут исхоженные паломниками тропы. Вот она Журавлиная гора или Святое место (Pühtitsa), на котором возвышается вечная обитель. Её нерушимая жизнь предсказана святыми пророками. На высоком холме, созданным ледником и легендарной личностью эпоса Эстонии Калевипоэгом застыли, зовущие к себе, купола собора. Благодаря силе героя образовалась Журавлиная гора, самое большое озеро Консу из ближайших окрестностей. Как только не называли место ритуальных действий языческих богов, шабаша ведьм в древности. Может быть, действительно, под огромным стволом засохшего дуба захоронены ноги героя, преданного невестой?
История монастыря
Именно, под ним, как говорит легенда, эстонские пастухи нашли икону Успения Божьей Матери, предопределившей возведение величественного монастыря. На земле Эстляндии в 1885 году создан православный Пюхтицкий приход. Благодаря инициативе местного губернатора в 1891 года здесь открыли женскую монашескую общину. Через несколько лет из неё вырос монастырь. Разрушительные исторические события, проносившиеся над Эстонией несколько веков подряд, не нанесли вреда этому удивительному православному комплексу, вызывающему интерес у бесчисленных туристов. Монастырь всегда оставался действующим. С 1990 года монастырь находится под каноническим управлением Патриарха Московского, всея Руси.
Вид Пюхтицкой обители по проекту М.Т. Преображенского, 1892 год
Первоначально на месте нахождения иконы построили маленькую часовню. В ней находилась найденная икона до возведения главного Успенского собора. Архитектурный комплекс женской обители возводился по проекту М.Т.Преображенского.
Строительство Святых врат. На заднем плане первая Успенская церковь. 1892 год
Паломники начинают знакомство с комплексом, обойдя трижды вокруг дуба. Рядом с ним находится самая старая постройка ансамбля деревянная церковь Николая Чудотворца, стоящая на кладбище, где захоронены сестры, чьи могилы обозначены аккуратным рядом белях крестов из металла.
Сейчас в его состав входят следующие постройки:
- Пятиглавый Успенский собор, возведённый в 1910 году. Он является главным храмом, украшающим комплекс зданий монастыря. Среди главных святынь вместе с найденной иконой под куполами храма находятся иконы Божьей Матери Владимирской, мощи святых угодников, другие ценности. Дорога к храму проходит через Святые врата, построенные в 1895 году в виде четырёхугольного здания из камня, заканчивающегося шатром. Они открыты всегда. Существует возможность спокойно погулять по территории комплекса.
- Симеоно-Аннинская церковь, возведённая (1895 год) В ней расположена трапезная. Рядом с ней стоят известные поленницы Пюхтицы. Сложенные дрова похожи на стога из сена. Они дополняют древний дух святого места на Журавлиной горе.
- Сергиевская церковь.
- Здание странноприимного корпуса. По древней монашеской традиции здесь и сейчас дают приют странникам. Три дня их кормят, обеспечивают ночлег бесплатно, а потом на основе сотруднических послушаний.
- Дом врача. Местная больница образовалась на территории монастыря в 1895 году. В то время сельские местности не имели своего врача. Медицинская помощь, оказываемая в монастыре, была важным направлением в его деятельности. При больнице действовал приют сиротам, лечебница. С 1996 года в здании находится библиотека, архив.
- Святой источник. Лечебные свойства воды, появившейся на склоне горы, известны давно. Со всех сторон Эстонии, близлежащих стран спешат сюда люди за помощью. Пьют святую воду источника, окунаются в её ледяную свежесть за стенами оборудованной уютной купальни.
- Крестильный храм. Обряд крещения совершается в выходные дни для детей в возрасте до 15 лет, взрослых. Во время обряда выбирают по святцам ближайшее христианское имя. Всю жизнь оно будет охранять человека.
Пюхтицкий Успенский женский монастырь сегодня
Посетить знаменитое место Эстонии можно в форме паломничества лицами обоего пола, экскурсии по территории монастыря, спрятанной за старинными каменными стенами с четырьмя башнями. Проводят экскурсии по монастырю монахини, открывая тайны самых таинственных мест пяти храмов монастырского комплекса, показывая их внутреннюю красоту. Заказать её можно заблаговременно. В действующей достопримечательности страны проводятся различные типы церковных служб. Участие в них может принять каждый. Работа, связанная с уходом за красивыми зданиями, прилегающему монашескому саду проводится сёстрами, прихожанами качественно, аккуратно в старых традициях страны.
Можно воспользоваться многочисленными предложениями туристических служб, оплатив экскурсионный тур. В него входит знакомство с шестью храмами комплекса, кладбищенской церковью во имя святого Николая, Преподобного Арсения Великого, трапезной, Святым источником. Посетить мемориальное помещение музея монастыря, оборудованного в честь Иоанна Кронштадтского. Он поддерживал обитель, помогая служителям материально, морально. Принимал участие в торжествах по случаю освящения главного храма монастыря. Его личные вещи хранятся в музее, как бесценный святой дар монастырю. Дойдя на вершину горы, можно увидеть деревянный храм, возведённый во имя Сергия Радонежского, Рядом находится могила основателя монастыря знаменитого князя С.В. Шаховского. Большой интерес вызывает рассказ о жизни патриарха Алексия II, чей трудовой путь начинался в стенах знаменито монастыря с 1950 по 1958 год.
Адрес на карте
Пюхтицкий Успенский женский монастырь расположен недалеко от Нарвы, в местечке Куремяэ по адресу:
Пюхтица
«Идите в Пюхтицу, там три ступени до
Царства Небесного. Обитель эта будет стоять
до пришествия Господня, а вы, сестры, не будете
испытывать особенной нужды во всем».
св. Праведный Иоанн Кронштадтский
Пюхтицкий ставропигиальный Успенский женский монастырь расположен в восточной Эстонии в местечке Куремяэ на Журавлиной или Святой горе, которая почиталась у местных жителей ещё с языческих времён. Гора эта представляет собой кам ледникового происхождения, у подножия которого в середине XVI в. произошло явление Пресвятой Богородицы и её чудотворного образа.
По преданию холм Куремяги был создан героем эстонского эпоса Калевипоэгом, вырывшим большую яму, которая наполнилась потом водой. Так образовалось озеро Консу — самое большое из расположенных близ монастыря Куртнасских озёр. Ну а вырытая из ямы и утрамбованная Калевипоэгом земля стала называться Журавлиной горой. Как-то раз, выпив после трудов праведных одну-вторую бочку винца, Калевипоэг заснул на горе Куремяги богатырским сном. Невеста богатыря рассказала об этом его врагам, те подкрались и отрубили спавшему богатырю ноги. На коленях преследовал Калевипоэг своих врагов до самого Кивинымме, там истёк кровью и умер. Похоронили богатыря в кивиныммеском лесу, а ноги его — под священным дубом на склоне горы Куремяги. Засох этот дуб не так давно, а остатки его ствола и сейчас можно видеть у входа на монастырское кладбище.
В середине XVI столетия, в самый разгар реформации, власти Эстляндии боролись с почитанием святых икон. Как-то раз в это время один эстонский пастух пас стадо у подножия Святой горы и вдруг увидел на склоне холма у священного дуба прекрасную женщину в синих одеждах. Он побежал в деревню и рассказал о видении другим пастухам. Когда они пытались приблизиться, видение исчезало. Наконец, на третий день, пастухи решились подойти к священному дубу и нашли в его ветвях икону Успения Пресвятой Богородицы. Что с нею делать они не знали, и передали икону жившим по соседству русским. Икону отнесли в деревню Яама, жители которой построили на месте явления иконы, возле дуба на склоне Святой горы, часовню. Икона хранилась с тех пор в Яаме и соседнем с нею Сыренце (нынешняя Васьк-Нарва). Вскоре разнеслась молва о чудотворном источнике, забившем из земли в том самом места, где стояли узревшие явление Пресвятой Богородицы пастухи.
В день явления иконы на Святой горе стали устраивать крестный ход. С 1885 г. одним из главных радетелей за укрепление православия в Прибалтике стал Эстляндский губернатор князь Сергей Шаховской (1852–1894). По его инициативе в соседнем городке Йыхви (или Йевве, как он тогда назывался) было организовано православное братство, и вскоре из Костромского Богоявленского монастыря приезжает группа монахинь во главе с инокиней Варварой Блохиной. После скоропостижной смерти кн. Сергея Шаховского он был похоронен на вершине Святой горы. Впоследствии на его могиле был возведён храм в честь св. Сергия Радонежского. При поддержке св. Иоанна Кронштадтского сёстры перебираются из Йыхви в Куремяэ, и вскоре, в 1891, их сестринская община была преобразована в монастырь. Первым архитектором монастыря стал профессор Михаил Преображенский (1854–1930), по проекту которого были построены сестринские корпуса, святые ворота, кладбищенская Никольско-Арсентьевская и Сергиевская церкви, а также трапезная. Одной из благодетельниц монастыря остаётся княгиня Елизавета Дмитриевна Шаховская (ур. Милютина) (1844–1938), пережившая мужа на 40 лет и похороненная рядом с ним.
Построенные в начале жизни монастыря церкви были малы для всё возраставшего потока паломников. Обители был нужен большой храм. Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы был возведён в 1908–1910 в русском стиле архитектором Александром Полещуком (1868–1944) по образцу Успенского собора Московского кремля.
Обитель, оказавшаяся на территории независимой Эстонии, была в 1920 преобразована в Благотворительную Христианскую Пюхтицкую женскую трудовую общину. При этом весь строй монашеской жизни был сохранён, так что, фактически, монастырь продолжил своё существование. Официально Пюхтица вновь обрела статус монастыря в 1935 году в рамках Эстонской Апостольской Православной церкви. Худо-бедно, но монастырь продолжил существование и в годы немецкой оккупации, и в послевоенные годы — в рамках советской уже Эстонии. В результате, наряду с Валаамом и Псково-Печерским монастырём, Пюхтица послужила той тоненькой ниточкой, которая обеспечила связь монашеской жизни дореволюционной России и современной отечественной монашеской традиции. Особенно ярко связь эта проявилась на примере взаимоотношений между монастырём и Святейшим патриархом Алексием II, который начинал в соседнем Йыхви своё священническое служение и не забывал про Пюхтицу на протяжении всей своей жизни, а в июне 1990 принял монастырь под своё непосредственное управление.
Знакомство с монастырём удобнее всего начать с засохшего ствола священного дуба, которому поклонялись местные жители ещё в незапамятные времена. Именно в ветвях этого дуба была явлена чудотворная икона Успения Божией Матери. Среди паломников принято трижды с молитвой обойти вокруг священного дуба против движения солнца. Рядом с дубом — самое старое из монастырских строений — деревянная кладбищенская церковь в честь свв. Николая Чудотворца и Арсения Великого (1885). Тут же — сестринское кладбище с одинаковыми рядами белых металлических крестов.
От кладбища дорожка идёт к Святым воротам. Справа от них — деревянное двухэтажное здание странноприимного корпуса. По старой монастырской традиции 3 дня принимают странников в монастыре бесплатно, кормят и поят, ну а для тех, кто хочет остаться на более долгий срок, уже предлагаются труднические послушания.
Территория монастыря окружена стеной, возведённой из дикого камня и кирпича в традициях русского крепостного зодчества. Святые ворота украшены росписями, посвящёнными явлению на Журавлиной горе Пресвятой Богородицы и изображающими небесных покровителей обители, среди которых важное место занимает св. Иоанн Кронштадтский.
За воротами открывается во всём своём величии громада Успенского собора. К сожалению, не всегда возможно бывает досконально ознакомиться со святынями и интерьером собора. Во внеслужебное время проход вглубь храма чаще всего перекрыт. Но и, стоя в притворе, можно уделить мгновенье для сердечной молитвы и полюбоваться внутренним убранством храма.
Монастырский сад прекрасен в Пюхтицах в любое время года. В саду теряются сестринские корпуса и здание трапезной с церковью св. Симеона Богоприимца и св. пророчицы Анны (1895). Рядом с трапезной — знаменитые пюхтицкие поленницы. Трудно сказать, когда впервые появилась здесь традиция складывать дрова в форме стогов. Но сейчас это — своеобразная торговая марка Пюхтицкого монастыря, из которого обычай складывать поленницы-стога постепенно распространяется и по другим обителям.
Дорожка поднимается дальше вверх — на Святую гору. Здесь, у стен строившегося монастыря, построил себе дачу князь Сергей Шаховской. И здесь же в 1894 году он был похоронен. При жизни князь не всегда находил в обществе отклик своим попыткам распространения православия в Прибалтике. Особенно жёсткое противодействие встречал он со стороны местных немецкоязычных общин. Это и привело к преждевременной смерти. Уже в 1894–1895 над могилой князя была построена церковь в честь его небесного покровителя — св. Сергия Радонежского. Отдельностоящая шатровая колокольня была разрушена в годы Великой Отечественной войны и восстановлена в наши дни.
Рядом — как бы вне территории самого монастыря — живут служащие в монастыре и приезжие священнослужители. С горы открывается вид на монастырское хозяйство, в том числе — на обширную пасеку. В распоряжении монастыря — 75 гектаров земли, которую обрабатывают его насельницы.
Знакомство с монастырём мы завершаем у Святого источника. В любое время года здесь можно набрать воды и искупаться в построенной над ручьём купальне. Отдельного разговора заслуживают действующий монастырский скит, расположенный в Сыренце и бывший скит в Яаме, у самых истоков реки Наровы. Разговор об Эстонии и эстонском православии мы ещё обязательно продолжим.