Рдейский монастырь как добраться?
Путешествие в Рдейский монастырь
Спрятанный посреди бескрайних болот, Рдейский монастырь — одно из самых загадочных мест Новгородской области. Попасть сюда на колесной технике большую часть года практически невозможно, но нам все же удалось сделать это на стандартном Mitsubishi L200.
Посреди самого большого в Европе болота — Рдейского — есть огромное озеро. Формой своей оно похоже на неправильную восьмерку (знак бесконечности?). Перешеек образует два полуострова, на одном из которых и находится Рдейский монастырь, своим масштабом поражающий даже на спутниковых снимках.
Попасть сюда непросто. До ближайшей дороги — 12 километров болотной топи, большую часть времени преодолимой лишь на гусеничном вездеходе или болотоходе. Еще один вариант — идти пешком. Одна надежда — на суровый мороз, сковавший топь ледяными оковами.
450 километров по Новой Риге от Москвы до Торопца — это пять часов. Ледяная трасса Торопец-Холм — чуть больше сотни километров, но этот участок занимает еще почти три часа.
Узкая заснеженная дорога, лед, ямы — все это вытрясает душу и вынуждает быть особенно осторожным.
По сторонам проплывают черными истлевшими островками брошенные избы. Единственная жизнь здесь — в оазисах живых еще деревень и на лесопилках, которые примечаешь по тут и там сваленным в груды бревнам.
Указатель, знаменующий о переезде из Тверской области в Новгородскую — еще один из немногих признаков цивилизации.
От Холма до Наволока, последней «асфальтовой» точки маршрута — всего два десятка километров. Нужно принять решение — стучаться ли в дверь к местному жителю Владимиру, владельцу гусеничного вездехода, или пытаться преодолеть маршрут самостоятельно.
Нам повезло дважды — вездеходчика дома не оказалось, а мороз оказался настолько крепок, что дорога до монастыря стала практически каменной. Доехать можно было хоть на легковушке! Только расположенные повсюду в хаотичном порядке колеи от ГТС-ки, развороченные и покрытые колотым льдом, намекали, насколько нам повезло с погодой.
А вот и он, тот самый Рдейский монастырь.
Песчаный, поросший высокими соснами полуостров, на котором находится монастырь — единственный твердый участок суши на километры вокруг.
Начиная с конца 17 века, на этом месте существовала скромная обитель, основанная монахами-отшельниками. В конце 19 века при финансовой поддержке купца А.Н. Мамонтова, бывшего попечителем приходской церкви в Наволоке, на месте старой каменной церкви начали строить гигантский 50-ти метровый каменный храм, который вмещал бы 750 человек.
Первый вопрос, возникающий в голове – зачем строить такой большой храм посреди болот? Но это сегодня население всего Холмского района составляет менее 5800 человек, а 1897 году, согласно переписи, в Холмском уезде было учтено 88 000 душ населения.
Постройка храма была закончена в 1902 году и обошлась во внушительные 350 000 рублей. В те годы существовал золотой стандарт, и каждый рубль содержал в себе 17,424 доли чистого золота, то есть 0,774235 г в пересчёте на метрические меры. Таким образом, при средней цене покупки грамма золота в 2425,2 рублей, по нынешним временам строительство храма обошлось примерно в 657 186 153 рублей.
При строительстве использовались передовые инженерные решения, например, паровое отопление. Грандиозный иконостас был высечен в Венеции из мрамора, а пол был отделан польской кафельной плиткой.
Как доставляли стройматериалы? В старые времена к монастырю вела неплохая дорога. Использование дренажных каналов позволяло ездить по гати в любое время года.
Строительство было завершено в 1902 году. На территории монастыря были возведены полукаменные жилые корпуса, хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор. Со стороны суши храм защищала мощная каменная ограда. К сожалению, она не могла защитить от неумолимого колеса истории.
«Разрыв со святыми или, вернее, уничтожение святого может стать всеобщим. Близится не новая революция, а могучее, беспощадное, бесстыдное, безоглядное, надменное преступление. Разве ты его еще не слышишь в раскатах отдаленных громов, не видишь, как небо, тяжелое от предчувствий, молчит и хмурится?»
— Штирнер
Потом случилась революция. Развернутая советской властью компания антирелигиозная компания набирала обороты. Если 1914 году в Российской империи насчитывалось 54 174 православных храма, 25 593 часовни, 1025 монастырей, то к моменту заката СССР в стране оставалось 6893 православных храма и 15 монастырей, все остальные сооружения были уничтожены, заброшены, переоборудованы под хозяйственные постройки.
«Мы отрицаем Бога, мы отрицаем ответственность Бога; только так мы освободим мир» — Ницше
Благодаря удаленному расположению, службы в Рдейском монастыре продолжались до конца 1937 года, пока не был арестован и расстрелян последний его настоятель.
«Изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок.
…
Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать.»— Ленин
После расстрела настоятеля, Рдейский монастырь был разграблен и заброшен. Во времена ВОВ, в нем прятались партизаны. Затем позиция была занята немецкими войсками, которые помимо прочего взорвали колокольню, но не тронули сам храм. Но уцелев в войну, храм оказался бессильным перед потомками своих прихожан.
«Вечная радость становления заключает в себе также и радость уничтожения» — Ницше
Непроходимые болота не стали препятствием для местных жителей, окончательно разграбивших храм и «украсивших» его своими «автографами».
«Возложим наше упование на вечный дух, разрушающий и уничтожающий, потому что он есть скрытый и вечно творящий источник всякой жизни. Страсть к разрушению есть страсть творческая!» — Бакунин
Некоторые из них требовали применения альпинистского снаряжения — но ведь всецело вдохновленного идеей разрушения человека не могут остановить никакие трудности!
Мраморный иконостас был разбит.
Кафельная плитка с пола собора отлично подходила для бани, а листовое железо куполов — для кровли сараев.
Черные копатели на славу потрудились на монастырском кладбище.
«Наша цель – ужасное, полное, неумолимое и всеобщее разрушение!» — Бакунин
В тренде разрушения оказались и рыбаки, засыпающие озеро пустыми водочными бутылками и прочим мусором, и даже добропорядочные туристы: джиперы и вездеходчики распахали все окрестности монастыря, нанеся непоправимый вред экосистеме болота.
«Чтобы воздвигнуть новый храм, храм должен быть разрушен — таков закон» — Ницше.
Сегодня в холодных стенах снова горят свечи.
При храме живут несколько отшельников, срубивших небольшую часовенку, и занимающихся консервационными работами.
Скромный ручеек пожертвований — капля в море необходимых средств, так что до серьезной реставрации этого уникального храма пока еще очень далеко.
Да и кому он нужен, этот храм, спрятанный посреди болот — кроме туристов-экстремалов, которых и развалины вполне устраивают? На этот вопрос я получил неожиданный ответ, встретив шагающую по замерзшей гати семью паломников.
Хочется верить, что когда-нибудь Рдейский монастырь будет восстановлен. А до той поры – это еще один памятник двум силам, живущим внутри человека – силе веры и силе разрушения.
Отчёты о походах
Виды туризма
О Рдейском монастыре я узнал, когда увлекся геокэшингом. Кто не знает, есть такая игра. Смысл ее заключается в том, что кто-то прячет контейнер с «сокровищами», всякими мелкими предметами, в каком-то интересном месте, а затем публикует в Интернете на сайте геокэшинга координаты тайника полученные при помощи GPS. Другие игроки по этим координатам и описанию пытаются отыскать этот закладку. В целом игра стимулирует посещение новых интересных мест. Вот одним из таких мест, где московские джиперы сделали тайник является и Рдейский монастырь.
Место это интересно по многим параметрам, в частности тем, что до него не так то прости добраться. Располагается оно на юго-западе Новгородской области, на края огромнейшего Рдейского болота. Там, на небольшой возвышенности, на берегу Рдейского озера и был построен этот монастырь. К сожалению, в настоящее время от былого великолепия остались лишь руины. Ну не совсем чтобы развалины, здание главного храма еще стоит, и его купола возвышаются над деревьями и в хорошую погоду видны километров за шесть. А ведь как они когда-то блестели золотом…
Известно, что Рдейский мужской монастырь был основан «не ранее второй половины 17 века». В книге о православных монастырях в Российской империи указывается на существование обители в 1670-1688 годах. Это была обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев, рекомых Рдейские.
В те времена все постройки были деревянными. И лишь в 1710 г. после пожара, было возведено первое каменное здание. Этот двухэтажный храм Успения Богородицы просуществовал до 1896 г. после обследования архитекторами был признан аварийным и снесен, после чего при активной поддержке богатого купца и мецената А.Н. Мамонтова началось строительство нового храма. В это время монастырь уже существует как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей» (с 1887 г.).
Новое здание, именно то, которое можно увидеть и сейчас, начали строить в 1898 г., и закончили в 1902. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. Но недолог был его век, как культового здания. В 1932 году храм был закрыт.
Итак, узнав по это место, мы решили его посетить. Вполне очевидно, что наиболее удобно время для благополучного, без риска, похода к монастырю, это зима. Зимой болота замерзают, и преодолеть 11 км по снегу на лыжах особой проблемой не является. Это мы так думали. В целом, наверное, правильно, но зима — зиме рознь. Зиму 2003-2004 г. в нашем регионе особо холодной назвать нельзя. Но стоявшие некоторое время двадцатиградусные морозы, давали некоторую надежду, что болота стали.
Поезду мы запланировали примерно за месяц. К тому времени в Интернете уже появились сообщения о посещениях монастыря в этом сезоне. Народ прошел без проблем, что радовало и добавляло оптимизма. Количество желающих поехать все время менялось, как и возможное количество машин. Четко собирались ехать только три человека: Слава, Антон и автор этих строк. Так, в конечном итоге, втроем мы и поехали на моей Ниве. Как и планировалось отправились в поездку 6 февраля.
Из Питера выехали в 18.30 и в 0.15 прибыли в г. Холм. С погодой повезло: осадков небыло, светила полная Луна и на дороге почти везде асфальт был сухой. Так что ехать можно было в свое удовольствие. Через незнакомый нам Новгород проехали без особых проблем, спросив дорогу у местных таксистов, а вот в Старой Руссе пришлось поплутать. Указатели отправляют по длинному окружному пути. Вначале мы ехали и радовались, что все время есть указатель на Холм, по главной дороге, но когда уже будучи за пределами города, мы следуя указателями въехали опять в него – несколько удивились и озадачились. Пришлось спрашивать местных жителей.
Поразило нас качество дорог в Новгородской области. Самый плохой участок, это как ни странно, трасса М-10 Питер-Москва. А вот дорога от Новгорода до Старой Руссы напротив, очень порадовала. Подтверждением этого является небольшое забавное происшествие. Перед выездом из Новгорода мы дозаправились на АЗС. Ну и покатили дальше. Шоссе — прямое, как стрела, покрытие ровное. Летим полным ходом. В Старой Руссе, через почти-что 100 км опять заезжаем на заправку. Выхожу из машины, открываю лючок бензобака… пробки нет! Та-а-ак, я ее забыл закрутить в Новгороде. Блин! Чуть поднимаю глаза … ПРОБКА ЛЕЖИТ НА КРЫШЕ. Она не потерялась!
Дорога в сторону Холма, была хуже. В том смысле, что менее чищена. Но и транспорта там было немного. Погода понемногу ухудшалась, небо стало затягивать тучами. Но снег пока не шел, видимость нормальная, так что ехали быстро.
В Холме, несмотря на поздний час, было много народу на улицах, преимущественно молодежи в разных степенях подпития. Но нам посчастливилось встретить трезвых девушек, которые очень доходчиво объяснили, как проехать к гостинице. Гостиница называется «Ловать» и находится по адресу ул. Октябрьская д. 51/2, тел (81654) 51433. Дама на «ресепшине» сказала, что бывает аншлаг, поэтому стоит заказывать заранее. Но как – то в это вериться мало, так как кроме нас там были заняты от силы два или три номера (из 18). Кстати, машину можно ставить у входа в гостиницу, а можно отогнать на стоянку, примерно метрах в 500 ( 25 руб./сутки).
Утром встали в 7.20. Приготовили на газовой горелке чай (нарушив, таким образом, правила пожарной безопасности) и залив кипятком лапшу позавтракали. Заправили чаем и термосы. Вышли на улицу и расстроились – шел дождь и было явно выше нуля. Небо сплошь затянуто облаками. Идти по такой погодке на лыжах как-то не здорово. Но что делать…
В 9.30 были на остановке в Каменке. Здесь оставили машину и двинулись в монастырю. Включили прибор: GPS показывал 10,5 км до цели. Кстати, без прибора было бы значительно сложнее ориентироваться на местности. От Каменки в поле уходят несколько дорог накатанных тракторами. По какой идти, спрашивается? Вначале поле, за ним перелесок… Туман, видимость метров 400-500. Но навигатором мы особо не заморачивались, и пошли по той дороге, которая приблизительно совпадала с направлением указываемым стрелкой. Когда «тракт» повернул сторону, двинулись по полю напрямик. И тут стала угадываться еле заметная лыжня, видимо оставшаяся от предыдущих посетителей монастыря. Вскоре откуда-то сбоку вынырнули чьи-то свежие следы. Видно было что люди шли в том же направлении, по колено в снегу, а местами проваливаясь почти по пояс. Тут мы вспомнили, что дежурная в гостинице говорила о москвичах, которые пытались сходить к монастырю, но не дошли. Понято, почему не дошли – без лыж тут делать нечего.
Да и с лыжами тоже были проблемы. Наст местами держал, местами проваливались в снег по колено. Мне то еще было ничего, я шел в широких «лесных» лыжах. А вот Слава и Антон, которые шли на обычных беговых, особого кайфа от прогулки явно не испытывали. Болота не «встали» и под полуметровым слоем снега, как под одеялом, скрывается практически не замерзшая трясина. Как-то «удалось» воткнуть лыжную палку на всю длину, а можно еще и еще… Временами снова проявлялась полузаметенная снегом лыжня предыдущих посетителей. Но в целом шлось весело, туман постепенно разогнало, стали видны просторы болота, а километра за 4 до цели, на четко видимой возвышенности уже можно было различить и верхушку храма. Старая дорога, гать, по которой возили стройматериал при сооружении храма, вполне еще читается на местности. Абсолютно ровная, она вела прямо на монастыть.
Когда до монастыря оставалось около 1,5 произошло досадное событие. Я сделал очередной шаг, нога как-то странно и легко оторвалась от лыжи и с маху провалилась в снег. Лыжа осталась позади. Так… понятно: оторвалось крепление! Класс! Что будем делать? Где ремнабр? Ага, в машине остался. Радует… Осмотрел лыжу: все четыре шурупа выдрались «с мясом». Хорошо, хоть они остались в креплении, а не улетели в снег. Отвертки нет. Нож, правда, есть. Есть и спички… Наломали спичку на кусочки. Запихали в гнезда от шурупов, и закрутили… чем вы думаете? – ключами от квартиры. Один ключ, как-раз удобный попался, с крестообразным наконечником.
Пока возились с ремонтом крепления, в отдалении замаячила какая-то точка. Постепенно она росла в глазах, мы поняли – это человек, идет на лыжах к нам на встречу.
Так мы встретили местного «аборигена» Юру, который, оказывается, уже 10 лет живет в избе на другом берегу Рдейского озера. Она много чего рассказал про историю монастыря и вообще этих мест. Поразило нас то, что увидев GPS, изрек: «А-а-а, спутниковый навигатор – хорошая машинка!».
Вообще этот Юра прелюбопытным типом оказался. На первый взгяд — бомж-бомжом. Дремучий мужик, живущий на хибаре на болоте. Однако то, что ему знаком спутниковый навигатор, вещь незнакомая многим «цивилизованным» горожанам, казалось насколько странным. Далее, уже в стенах монастыря, увидев у нас цифровик, поинтересовался его разрешением! Откуда он это знает ? И про интернет ему тоже известно… И многое другое.
Тем временем он излагал историю монастыря. Показывал, что где было; рассказывал как местные писали всякие пасквили и гадости на стенах и под куполом монастыря, показал келью последней монашки и много другое. В общем, провел экскурсию. В этом смысле нам повезло, а Юра, обнаружив в нашем лице заинтересованных слушателей, с удовольствием болтал. Понятно. Истосковался человек по общению. Как выяснилось, про всякие современные электронные штучки, он узнал от туристов и охотников, бывающих в этих местах.
При закупке продуктов в гипермаркете «Лента» Тоша порекомендовал взять кашку гречневую быстрого приготовления. Дескать, вкусно, он пробовал. Ну, взяли. Когда, наконец, вода закипела, залили эту кашу кипятком и получили некое месиво, напоминающее клейстер консистенцией, видом и цветом. Мы со Славкой попробовали сей продукт, съели по паре ложек и отказались. А Тоша, уплетал за обе щеки. Естественно, предложили кушанье и отшельнику Юре. То с удовольствием навернул порцию и сказал: «В тюрьме такое по праздникам дают». Понятно… Так, вскользь, поинтересовались почему сидел. Да он особо и не скрывал, рассказал, что за поиск и незаконное хранение оружия.
Как выяснилось, оружия в этих местах — пруд пруди. Уж очень жесткая мясорубка была около городка Холм. У немцев, как мы потом выяснили, посетив краеведческий музей, был даже наградной знак «За Холм». Серьезно, однако. Так вот, Юра наш, приехав лет 20 назад в командировку, откуда-то из Узбекистана, нашел, работая экскаваторщиком, первый автомат… и остался в этих местах. Очень понравилось ему оружие искать. Вот за это три раза и сидел. Как-то раз, говорит, нашел «Парабеллум». Классная, машинка. Ну и приняв, по рюмке – второй — третьей у ларька. Решили мужички поразвлекаться – по банкам пострелять. Это в городской-то черте… Отошли в сторонку, стрелять стали… Тут милиция …
Поинтересовались, у человека, чем же он питается? Да, как придется, говорит. Охотишься? Да нет, ружье вот было, незаконное, егеря отобрали. И немецкий пулемет, тоже. Подобным заявлением мы были несколько ошарашены. Пулемет. Да, изрекает, -пулемет. Они, говорит, ко мне пришли, а я пьяный был. Вообще-то я на болото-то и ушел, чтобы не спиться. Но иногда наведываюсь в райцентр. Вы, не думайте, что я бомж. У меня, вот, и паспорт есть, даже новый, сменил недавно. И комната… И семья… бывшая, правда, жена с дочкой… Не могу в райцентре жить – спиваюсь. А как зеленые чертики забегают, то все, быстро на болото сматываюсь. Так и живу. Так вот, в тот раз достал откуда-то водки, может туристы угостили, не помню. А тут егеря приперлись, что то про рыбную ловлю спрашивать. Надоели они мне, достал пулемет, да и дал над их головами очередь. В результате, жалобно вздохнул Юра, и пулемет отобрали, и ружьишко. Хорошо хоть опять не посадили. Нормальные мужики попались.
Осмотрев монастырь направились через озеро к Юре в гости, в избушку. Зимой это просто, раз и дошел по льду. Недалеко, метров 700. В избушке оказался целый архив различных документов, касающихся монастыря. Так что Юра еще и хранитель истории. Тут же оказался и журнал для посетителей, который оставил геокешер Aleck, Наш отшельник унес его в свою избу, так – как в храме он намок. Но летом, сказал, положит на место. Оставили и мы свою запись.
Обратный путь по раскисшему снегу и растаявшему насту был более трудным. Проваливались несколько раз до воды, что неприятно. К машине вышли уже затемно, освещая путь фонариком (как назло оказался один на троих), около 19 часов. Последние несколько сот метров, шли уже ориентируясь на фонари поселка. В целом общий путь по треку составил около 24,5 км (с учетом прогулки в избу).
В тот день ехать в Питер уже сил никаких небыло. Да и надобности такой тоже. Вернулись в Холм, в гостиницу. Наши два номера пока оставались за нами. По пути зарубили в поселковый магазин, взяли коньяку, пива, свежей местной колбасы, сыру и чего то там еще. Пиво пришлось очень кстати, а коньяк пить совсем не хотелось. Так что отметили удачное посещение Рдейского монастыря пивком и рухнули спать.
Утром бодрые и выспавшиеся сходили в местный краеведческий музей (весьма рекомендую, кстати). Ну и рванули домой, в Питер. По пути зарулили в Юрьево, под Новгородом, поглядеть на монастырь.
Ну вот вроде и все.
Да, вот координаты отшельника: N 57 17.208, Е 30 52.669. Зимой через озеро туда попасть просто, а вот летом…
Где находится Рдейский монастырь? Фото и история
В нашей стране существует много культовых мест, посетить которые мечтает каждый экстремал. Среди них и расположенный на самом большом европейском болоте Рдейский монастырь. Как добраться до него, а также какими легендами окружена эта некогда очень красивая обитель, с удовольствием рассказывают жители окрестных деревень. Тем не менее, нужно учитывать, что дорога до нее очень трудная, и она под силу не каждому.
Где находится Рдейский монастырь?
На границе Псковской и Новгородской областей находится огромное болото. Оно считается одним из самых труднопроходимых во всей Европе. На его восточном краю, всего в семи километрах от «большой земли», раскинулось Рдейское озеро, на берегу которого высятся руины одноименного монастыря. Это достаточно живописное место. Рдейский монастырь находится на длинном узком мысике, практически разрезающем озеро на две части.
Вокруг густой лес, до которого нужно дойти по зыбкой голой болотистой местности. Вот почему таким труднодоступным считается Рдейский монастырь. Дорога к храму настолько неодолима, особенно летом, что люди, побывавшие здесь, рассказывают удивительные и порой не слишком правдивые истории. Одни якобы здесь встречали инопланетян, другие – болотистых чудищ, а есть и такие, кому привиделись волосатые обезьяны и даже чешуйчатые крокодилы.
Из озера вытекает речка Редья, которая впадает в озеро Ильмень, в бассейн Невы. Это место хоть и считается культовым и невероятно труднодоступным, тем не менее, за последние несколько лет поток туристов сюда резко вырос. Живописные пейзажи Рдейского озера привлекают многих, да и сам храм интересен руинами — остатками его былой роскоши.
Рдейский монастырь: как добраться
Летом сюда мало кто ездит. Дорога настолько труднопроходимая, что практически невозможно попасть в Рдейский монастырь. Как добраться до него по зыбкому болоту, по неодолимым топям? Поэтому многие предпочитают приезжать в это культовое место зимой. С наступлением холодов дорога замерзает, поэтому становится легкопроходимой для внедорожников. Многие преодолевают последнюю часть пути на лыжах. Сухой осенью до монастыря можно дойти пешком, хотя мало кто способен идти три с половиной часа только в одну сторону. Что касается весны и лета, то из-за сырости и огромного количества мошкары сюда мало кто ходит.
Самый оптимальный маршрут до монастыря начинается от селения Наволок. Его протяженность – двенадцать километров. От села на юг сворачивает полевая дорога, которую зимой накатывают снегокатами. По этой дороге можно попасть в небольшой лесок, на входе в который висит табличка о том, что здесь начинается природный заповедник – Рдейское озеро. Рдейский монастырь расположен примерно в часе езды в юго-восточном направлении. Зимой ориентирами служит колея снегокатов. В ясную погоду еще издали можно увидеть купола Рдейского Успенского монастыря.
История
Точную дату основания этого храма историкам установить не удалось. По примерным сведениям он был построен во второй половине семнадцатого столетия и входил в Новгородскую епархию. В 1666 году на территории этой обители был построен деревянный храм преподобных Савватия и Зосимы. Спустя три года рядом была возведена обитель Преображения Господня. В 1700 году оба деревянных строения были уничтожены пожаром.
На месте храма Савватия и Зосимы началось строительство нового каменного монастыря Успения Пресвятой Богородицы. Работы были закончены в 1710 году. До середины восемнадцатого века храм процветал. Однако позже он пришел в упадок, и уже в 1764-м его упразднили. Имущество передали другим монастырям, а территория перешла государству. Последующие сто лет здесь действовала только Успенская церковь. В 1885 году при ней создали женскую общину с детским училищем, которая в 1893-м стала пустынью.
Вторая жизнь
Большую поддержку этой глухой обители оказывал купец Мамонтов – двоюродный брат известного благотворителя и мецената. Уже к 1890-му территория монастыря полностью изменилась. Были построены жилые корпуса, часовня, трапезная, несколько амбаров и прочих строений, обновлена ограда. Из-за ветхости старую Успенскую церковь снесли. На ее месте в 1898 году архитектором Борютиным было начато строительство пятиглавого монастыря, рассчитанного на семьсот пятьдесят человек.
Щедрые пожертвования Александра Николаевича Мамонтова дали возможность при возведении использовать самые современные по тем временам технологии. Неподалеку был построен небольшой кирпичный заводик, бесперебойно снабжавший стройки своей продукцией. Отопление, согласно проекту, было сделано паровым: для этого использовали котлы Демидова. Кстати, они и по сей день стоят здесь.
Описание
Внутреннюю отделку сделали достаточно роскошной. Доминантой для нее стал иконостас, созданный из венецианского мрамора. Работу осуществил московский мастер Захаров, иконы также писали столичные живописцы. Пол Рдейского монастыря был устроен из мраморной плитки. На окнах красовались витражи, а снаружи стояли кованые узорчатые решетки. После освящения монастыря осенью 1902-го сюда перенесли главную святыню обители — чудотворную икону во имя Успенской Богоматери. Паломники издалека ехали сюда, чтобы поклониться ей. Дорога на Рдейский монастырь была очень трудной, поэтому добираться до него приходилось несколько дней.
После революции
В 1918 году в храме среди послушниц начались волнения. За несколько лет здесь сменилось сразу несколько настоятельниц. Обитель, просуществовавшая до тридцатых годов прошлого века, в результате была закрыта. Однако здесь продолжало жить несколько монахинь, сюда иногда приезжали паломники.
В годы войны Рдейский монастырь сильно пострадал. Была взорвана его колокольня, да и сам собор был сильно разрушен. После войны многие местные жители подрывались на растяжках и минах, которые были вокруг монастыря. Но даже это не отпугивало мародеров, которые растаскивали его внутренние украшения. После войны многие окрестные деревни опустели. Видимо, поэтому Рдейский Успенский монастырь больше не реставрировался.
Святыни храма
За все время существования этой обители, начиная с шестидесятых годов семнадцатого столетия, в ней было накоплено достаточно духовных ценностей и реликвий, к которым приходили кланяться прихожане. Как свидетельствуют старинные описи, Рдейский монастырь славился чудотворными иконами — Успения Пресвятой Богородицы, Соловецких Зосимы и Савватия. Этим святыням приписывали целительные свойства. Обе эти чудотворные иконы во время разграбления обители были окончательно утеряны.
Особенное внимание прихожан привлекал напрестольный крест. Он был серебряным, вызолоченным, чеканной работы и восьмиконечным. Ценность креста невероятно возрастала в силу вложенных в него частичек святых мощей, прочих священных предметов. Об этом свидетельствовали и надписи. Три восьмиконечных храмовых креста являются наследием от трех существовавших раньше на этом месте церквушек. Все они были сделаны из липового массива.
Легенды
Сюда сегодня пытаются попасть многие туристы. Местные жители практически всегда предупреждают новичков о том, что ради праздного любопытства не стоит преодолевать трудную дорогу, чтобы попасть в Рдейский монастырь. Легенды, которые веками слагались вокруг этого места, тем не менее, привлекают сюда. Именно они, видимо, и побуждают людей предпринять это опасное и трудное путешествие – дорогу к храму.
Несмотря на то, что вокруг обители святых ключей нет, здесь с водой проблем не возникает. Люди пьют ее прямо из Рдейского озера. На вкус приятная вода, не портится очень долго. Рдейский монастырь называют замоленным: вокруг него ходит много легенд о целебных свойствах. Сюда, судя по рассказам, людей приводили для изгнания из них бесов. Женщинам, страдающим от бесплодия, хватало всего одного посещения, чтобы потом рожать здоровых детей. Ходят слухи, что здесь исцеляли людей от проблем с опорно-двигательным аппаратом.
Брать из храма нельзя ничего — Рдей «накажет». Свидетельством тому сравнительно недавний случай, когда два охотника решили унести отсюда плитку для своей бани, надрали три мешка и отвезли домой. Очень скоро один из них трагически погиб, а другой умер в результате неизлечимой болезни. Плитка была возвращена в Рдейский монастырь: мешки до сих пор можно здесь увидеть. Аналогичную историю рассказывают и про трактор, который вез кирпич, отбитый со стен храма. Он ушел в болото.
Рдейский монастырь был полностью расписан лилиями. Они видны везде: на мраморном иконостасе, на том, что сохранилось от росписи внутреннего помещения, на решетках. Говорят, что когда-то лилии были вплетены и в кресты. Орнамент под куполом напоминает современную цепочку ДНК.
Многие рассказывают, что Рдейский монастырь словно не «подпускает» к себе в первый раз, а тех, кто приходит с нечистыми умыслом, и вовсе запутывает. Говорят, что неожиданно начинают врать системы навигации, уводя в сторону от храма. Многие из тех, кому посчастливилось посетить Рдейский монастырь, упоминают колокольный звон. Слышат его очень многие, что удивительно. Ведь в ближайшей округе нет церквей. Поэтому перелив колоколов звонницы считается настоящей мистикой.
Отзывы
Многие туристы говорят, что Рдейский монастырь, фото которого представлено ниже, является одним из немногих мест на планете, наделенных особенной силой.
Есть такие, кто рассказывает о своих собственных исцелениях, о переменах, происшедших в жизни после Рдея. Бывалые путешественники считают, что здесь стоит обязательно побывать, чтобы, ощутив местную атмосферу, почувствовать нетленность и святость этого удивительного места.
Рдейский монастырь — затерянная святыня Новгородской области!
Про Рдейский монастырь я слышала давно, но решили собраться мы туда только в этом году. Рдейский монастырь находится в Холмском районе Новгородской области. С трёх сторон он окружён Рдейским озером, которое считается святым, а с одной стороны болотом. Добраться до него летом самостоятельно проблемно, если только договариваться с местным предпринимателем, который возит до монастыря и обратно на гусеничном вездеходе «ГТС-ке», живёт он в деревне Каменка. Поэтому мы решили идти до Рдея зимой, когда болото затянется льдом. Идти нам предстояло долго — примерно 12 км в одну сторону.
Мы взяли с собой немного продовольствия и начали наш путь с деревни Наволок (Холмский район). В начале пути, мы прошли рядом с деревней Высокое — она, как и некоторые другие деревни была оставлена жителями после Великой Отечественной Войны.
Вокруг — тишина, снег и болото. По пути иногда проезжали снегоходы — или тоже в монастырь, или на зимнюю рыбалку на Рдейское озеро.
Когда ты понимаешь, что идёшь к святому месту, то путь не кажется таким тяжелым. Мы специально захотели пойти пешком, чтобы пройти своё малюсенькое испытание.
Завалиться на снег и просто полежать дыша свежим зимним воздухом всё-таки мне потребовалось.
Вот и виднеется уже в дали то, ради чего мы идём — наша жемчужинка — Рдейский Успенский монастырь.
Дороги напрямик к монастырю мы не увидели, хотя она там есть — обратно мы шли уже по ней, поэтому мы подошли к монастырю с другой стороны — прошли по льдом затянутому озеру.
Монастырь расположен на территории природного заповедника «Рдейский». Рдейский заповедник расположен на юге Новгородской области, на территориях Холмского и Поддорского районов и охраняет часть Полистово-Ловатской болотной системы.
Всё ближе и ближе мы приближаемся к этой загадочной святыне. В душе радость и спокойствие. Рдейский монастырь был основан в Лазаревском стане (городе) Торопецкого (бывшего Холмского) уезда (района) в 1666 году отшельниками.
Два храма, которые находились на территории монастыря были деревянными. Один из них был освящен во имя Преображения Господня, другой — во имя преподобных Зосимы и Савватия, соловецких чудотворцев. Храм во имя преподобных Зосимы и Савватия сгорел в 1700 г. На его месте был заложен каменный двухэтажный храм с шатровой колокольней во имя Успения Пресвятой Богородицы, а внизу — во имя соловецких старцев, освященный в 1710 году. Для храма была написана икона Успения Богоматери — святыня обители, которая содержала в себе частицы мощей святых мучеников.
Храм Преображения Господня был разобран в конце 18 века по ветхости.
В 1764 году мужская Рдейская пустынь, к сожалению, была упразднена и обращена в приход. Через некоторое время приход тоже был закрыт. Неравнодушный человек Александр Андреевич Усинин, в 1880 году написал состоятельным людям просьбу о пожертвовании на восстановление Рдейской обители. Ответная реакция последовала от богатого купца, пережившего тяжелую болезнь и оставившего свои торговые дела — Александра Николаевича Мамонтова. Мамонтов пожертвовал 6 тысяч рублей и в 1883 году приход был восстановлен. Прихожанами стали крестьяне окрестных деревень — Кокачево, Остров, Высокое, Шапково.
Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения с колокольней, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, каретный двор.
В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается снова. Он является женским и при нем образовано училище для детей.
В 1893 году вокруг монастыря была возведена ограда — восточная сторона каменная, с других сторон — деревянная. В 1897 г. Успенскую церковь разобрали, а в 1902 году на ее месте построили новый каменный Успенский собор. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Вместимость его составляла — 750 человек!
Рдейский монастырь: история, фото, адрес и отзывы туристов
На юго-западе Новгородской области, среди огромной пустоши, которая занята практически непроходимыми болотами, находится таинственное озеро Рдейское. Оно само по себе интересно, говорят, что его воды обладают целительным эффектом. Но самое потрясающее — это то, что расположено на его берегу. Древний храм, прекрасный до сих пор, несмотря на то что давно является заброшенным, но не забытым. Рдейский монастырь – это настоящая загадка русской земли. Для чего здесь, в этой непроходимой глуши, такой огромный храм? На самом деле, это сегодня все население области не насчитывает даже 5000 человек, а раньше город Холм и близлежащий регион считались достаточно богатыми и людными, здесь проживало несколько десятков тысяч человек.
Немного истории
Основан Рдейский монастырь был в 1880 году, на средства, выделенные купцом Мамонтовым. На этом месте уже тогда была деревянная церковь, ее реконструировали и возвели новую обитель. Часть построек было из камня, а часть из дерева. Само место, в котором основали Рдейский монастырь, вызывает благоговение. Это настоящее место силы, каких на Руси немало, здесь проходит стык тектонических плит. Рдейское озеро – это еще одна загадка. Если смотреть с воздуха, то оно образует практически правильную восьмерку, знак бесконечности. Расположено оно с севера на юг, разделены два кольца двумя мысами, а соединены проливом, шириной примерно в 200 метров.
Недаром именно здесь был некогда заложен храм. Он с трех сторон омывается водами озера, а с четвертой – укрыт от чужих глаз болотной топью. После 1880 года вокруг монастыря разворачивается строительство. Сооружаются колокольня, амбары, конюшни, склады и стена. Но деревянные постройки ветшают, и в 1898 году началось грандиозное строительство каменного монастыря. Для его отделки была заказана плитка из Польши и мрамор из Италии. Венцом храма стал иконостас из венецианского мрамора, подобного по красоте которому не было даже в Москве. Иконы и витражи изготавливались московскими мастерами. Храм поражал своей красотой. В 1937 году Рдейский монастырь был закрыт и более не работал. После войны окрестные деревни практически опустели, видимо, поэтому его больше не брались реставрировать
Святыни, которые раньше находились здесь
Первый монастырь был основан на этом месте еще в 1666 году. За все время существования обители в ней были накоплены духовные ценности и реликвии, к которым приходили поклониться прихожане. Судя по старинным описям, здесь хранилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, а также икона Зосимы и Савватия Соловецких. Им приписывались целительные свойства, но обе эти иконы были утеряны во время разграбления обители.
Особым вниманием прихожан пользовался крест напрестольный серебряный вызолоченный, чеканной работы, восьмиконечный. Его ценность возрастала от вложенных в него частей святых мощей и других священных предметов, о чем свидетельствовали надписи. Три храмовых восьмиконечных креста – это наследие трех существовавших на этом месте церквей. Все они были выполнены из липового дерева. Подробнее об этом можно посмотреть в программе «Русский след». Рдейский монастырь заинтересовал режиссеров, и они предприняли увлекательное путешествие. Они показали не только весь путь до храма, но и внутреннее его убранство, а также красоту здешних мест.
Рдейский монастырь, как добраться
Любой путеводитель подскажет вам адрес монастыря: Новгородская область, Холмский район, Рдейский государственный природный заповедник. Но попасть сюда непросто. Когда-то монахи строили дороги из дерева, по которым могли ездить даже кареты. Сегодня они полностью ушли в топь, осталось только направление, которое можно разглядеть с воздуха. Болотная топь раскинулась на многие километры, она занимает площадь в полторы Москвы. Правда, есть вариант добраться по воздуху, но чаще всего любители русской истории предпочитают путь пешком.
Недалеко от главной дороги расположена деревня Высокая, ныне полностью опустевшая. Оттуда примерно 16 километров по труднопроходимой топи. Для неподготовленного человека это гиблое место, видимо, из-за этого ходят легенды, что не всех подпускает к себе Рдейский монастырь. Как добраться до него, охотно расскажут местные жители, но каждый предупредит, что это практически невозможно, потому как это место святое.
Путешествие на местном транспорте
Ближайшая трасса проходит в 12 километрах от храма. Но это не останавливает любителей старины и просто верующих людей. В межсезонье, когда болото особенно труднопроходимо, такие путешествия не рекомендуется предпринимать. В остальное время колесный транспорт лучше оставить в городе и дальше отправиться на гусеничном вездеходе или болотоходе. С Холма иногда отправляется экспедиция к храму, так что можно пойти в путешествие вместе с ними. Местные жители расскажут вам множество интересных историй, связанных с этим местом. Не каждый хорошо знает топкие окрестности, но те, кто здесь вырос, умеют находить тайные тропы и проходить по самым сложным маршрутам. Если поговорить с ними, они расскажут, как во время войны весь район был разгромлен и заминирован немцами, остался целым лишь Рдейский монастырь. История сберегла его для потомков, которые безжалостно разграбили и сегодня продолжают уничтожать былое великолепие. Говорят, для того чтобы монастырь раскрыл вам свои чудодейственные свойства, нужно прийти пешком. Не каждый с первого раза преодолеет этот путь, что служит некоторой проверкой на прочность.
Марш-бросок пешком
Таких путешествий предпринималось уже немало, примеры можно посмотреть в серии передач из цикла «Моя планета». Рдейский монастырь по-прежнему волнует умы людей. Зачем такой прекрасный собор построили в таком забытом Богом месте? Но время идет, и чудесное творение рук человеческих все больше уступает натиску природы. Хотя стены только обрамляют силу этих мест, она будет существовать и без них.
И снова, просматривая хроники, мы видим подтверждение тому, что этот монастырь не сразу подпускает к себе людей. Экспедиции не раз выходили и бесконечно кружили по бескрайнему болоту, так и не дойдя до места. Приходится возвращаться в деревню и предпринимать долгий путь на гусеничном вездеходе, если время года позволяет это сделать. Уже на подъезде чувствуется, что место это непростое, причем это понимает любой человек, каким бы скептиком он ни был.
Здесь, внутри храма, таится еще одна загадка. Алтарь любого православного храма ориентирован на восток. Но здесь не работает даже это правило. Алтарь этого монастыря ориентирован на север или северо-запад. Это не может быть случайностью, потому как часовни и церкви стоят здесь с незапамятных времен, одна на месте другой. И каждый раз алтарь повторяет расположение своего предшественника. Почему, никто не знает.
Зимняя дорога
Когда мороз и лед сковывают болота, легче всего открывает свои тайны Рдейский монастырь. Как добраться зимой, мы вам сейчас расскажем. Непроходимые топи становятся удобной трассой для любого вида автотранспорта. Направлением для движения будет служить летняя колея от гусеничного вездехода, по ней ехать очень удобно, не придется собирать все кочки. Но каждое такое путешествие наносит вред уникальному биологическому объекту. Помните, что болото после проезда тяжелой техники восстанавливается много лет, а обилие туристов просто не оставляет ему шансов. Поэтому лучше предпринять прекрасную пешую прогулку, теперь ноги не будут проваливаться в топь, и идти можно гораздо веселее. Если летом эти 16 километров практически непреодолимы, то зимой их можно бодро прошагать часа за три. Лучше всего, если вы выберете время для поездки поздней осенью, когда мороз уже хорошо сковал болото, но снега еще мало, а деревья сохранили часть листвы. Это время года подчеркивает мистическое очарование заброшенного монастыря.
Легенды, связанные с эти местом
Они чаще всего и побуждают людей предпринять это путешествие. Местные жители предостерегают: не стоит ради любопытства посещать Рдейский монастырь. Легенды передают множество историй о пропаже и чудесном возвращении раскаявшихся людей. Гораздо лучше здесь встречают паломников, которые идут за знаниями, чтобы почувствовать историю русской земли и христианства. Вам с удовольствием расскажут о чудесных исцелениях, которые произошли с людьми после посещения этих мест. Но не только лечить, но и карать могут священные силы. По слухам, всех, кто участвовал в разорении обители, даже просто нацарапав памятную надпись на стене, ждало несчастье.
Поэтому местные жители очень трепетно относятся к своей святыне, и каждый раз, посещая храм, оставляют пожертвование на его восстановление. Все они надеются, что когда-нибудь вернет былое величие Рдейский монастырь. Легенды подчеркивают и чудесное спасение храма в годы Второй мировой войны. Он пострадал, остался без колокольни, но выстоял, словно какая-то непреодолимая сила взяла его под свою защиту. А ведь здесь гремели сражения под стать Сталинградским битвам. С первых дней войны немцы сражались за каждый кусочек этой топкой земли. И пусть сегодня не в лучшем виде предстает перед посетителями Рдейский монастырь. Фото все равно будет напоминать вам о необыкновенном месте, которое лежит вне времени и пространства. Оно принадлежит высшим силам.
Зачем сюда ехать
И действительно, этот вопрос хочется задать многим туристам. Для вдумчивого путешественника посещение места такой силы может послужить толчком к глубокому изменению, но тех, кто приходит с целью вывести на стене свои инициалы, понять достаточно сложно. Это место считается культовым, и почести, оказываемые ему, должны быть соответствующими.
Здесь живут монахи, для которых началом новой жизни стал Рдейский монастырь. Дорога к храму для них – олицетворение своего пути к Богу. Несмотря на современное состояние храма, они не оставляют надежду восстановить его. Их стараниями создан небольшой иконостас, где можно поставить свечку. С недавних пор здесь стали проводиться службы.
Современное состояние монастыря
Сегодня храм все еще красив, но подойдя ближе, вы разглядите, насколько он обветшал. По сути, это уже руины с фрагментами каменной стены. Сохранилось также монастырское кладбище с чугунными крестами. Когда-то белый, облицованный мрамором монастырь стал почти красным, кирпичным. На внутренних сторонах стены еще сохранились элементы росписи, но купола в плачевном состоянии. В них огромные дыры, позолота снята, а на крыше растут деревья. Последние росписи и остатки мраморного иконостаса уничтожаются и растаскиваются туристами.
Остановка в Холме
Наверняка, прочитав статью, вы твердо решили посетить Рдейский монастырь. Дорога к храму может стать для вас путем настоящего исцеления и преображения. Как говорят местные жители, чтобы добраться до него, не нужна карта. Если потребуется, то вас дорога сама выведет к месту. Чтобы начинать путешествие налегке, можно снять комнату или номер в гостинице Холма. На обратном пути это даст возможность переодеться, помыться и отправиться домой. Город утратил свое значение и сегодня не представляет интереса для туристов.
Отзывы
Туристы отмечают, что Рдейский монастырь – это одно из немногих мест на Земле, которое наделено такой силой. Многие рассказывают о собственных исцелениях и переменах в жизни. Все паломники сходятся во мнении, что это святое место, оно останется таковым даже тогда, когда нынешний храм рассыплется от времени. Бывалые путешественники говорят, что пока он живет, здесь стоит побывать, ощутить местную атмосферу и почувствовать нетленность чего-то, что гораздо старше и выше нас. Побывав здесь, хочется верить, что большое количество паломников, ежегодно отправляющихся в эти места, станут новой ступенью жизни монастыря.