Сергиево Печерская Лавра где находится?
Как добраться до Лавры
Из Москвы до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры можно добраться несколькими способами: на электричке, автобусом, на автомобиле и даже пешком. Расскажем подробнее о каждом из них.
1. Как доехать на электричке до Троице-Сергиевой Лавры
Пригородный электропоезд — наиболее распространенный способ добраться до монастыря своим ходом. Для этого необходимо приехать на Ярославский вокзал (метро «Комсомольская») и оттуда отправиться на электричке до станции «Сергиев Посад» (направление Сергиев Посад, Александров или Балакирево).
Также путь в Сергиев Посад можно начать от станции Ростокино (на МЦК одноименная станция «Ростокино»).
Время в пути и стоимость
Среднее время в пути на обычной электричке, как правило, составляет полтора часа. Билет стоит около 200 рублей. Также несколько раз в день в Сергиев Посад с Ярославского вокзала отправляется экспресс. Дорога на нём займет около часа, однако цена билета выше, чем на обычный электропоезд.
Расписание электричек и точную стоимость билета смотрите здесь.
От железнодорожной станции в Сергиевом Посаде нужно пройти пешком в сторону Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по Сергиевской улице, расстояние составляет около 1 км. По дороге, на Блинной горе, есть смотровая площадка, с которой открывается красивая панорама Лавры. Затем спуститься в подземный переход и выйти прямиком к монастырю.
Также можно воспользоваться городским общественным транспортом: автобусом или маршрутным такси. В этом случае вам необходимо доехать до остановки «Белый пруд», а затем пройтись немного пешком.
2. Как добраться на автобусе до Сергиева Посада
Автобус № 388 из Москвы до Сергиева Посада отправляется от улицы Космонавтов, дом 2А (метро «ВДНХ») каждые 20–25 минут. Автостанция находится возле гостиницы «Космос». Выйдите из метро направо, спуститесь в подземный переход через проспект Мира. Из перехода поверните направо, через сто метров на светофоре перейдите дорогу и слева увидите остановку автобусов.
Время в пути и стоимость
Стоимость проезда около 200 рублей. Среднее время в пути — 1 ч 20 мин, если нет загруженности дорог или пробок. Из столицы первый автобус отправляется в 6:40, последний рейс — в 22:50.
Автовокзал в Сергиевом Посаде находится на одной площади с железнодорожным вокзалом.
До Троице-Сергиевой Лавры нужно пройти пешком по Сергиевской улице около 1 км, затем перейти дорогу через подземный переход к монастырю.
Также можно воспользоваться городским общественным транспортом: автобусом или маршрутным такси. В этом случае вам необходимо доехать до остановки «Белый пруд», а затем пройтись немного пешком.
3. Как доехать на автомобиле до Лавры
На автомобиле доехать до Лавры достаточно просто. Расстояние от центра Москвы до Сергиева Посада составляет около 70 км. При отсутствии пробок дорога займет чуть более часа. Необходимо выехать на Ярославское шоссе (трасса М-8 «Холмогоры»), на 46-м километре повернуть на Сергиев Посад.
В Сергиевом Посаде нужно ехать по проспекту Красной Армии (центральная улица города). Дорога приведет к Лавре.
Парковки
На проспекте Красной Армии, напротив Вечного огня, есть автомобильные парковки. Территория круглосуточно охраняется и находится под видеонаблюдением, работает шлагбаум.
Парковки расположены на проспекте Красной Армии по направлению движения к центру города. Въезд на первую из трех стоянок расположен сразу за домом 91а. График работы — круглосуточный. Сумма пожертвования за парковку легкового автомобиля — 200 рублей в сутки; для грузового авто или автобуса — 500 рублей.
4. Пешая тропа из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру
Еще один способ добраться до монастыря — туристская экотропа «Дорога в Лавру» — преемница исторической дороги в Троицкую обитель.
В течение многих лет по этой дороге ходили и цари, и простой народ. По преданию преподобный Сергий Радонежский всегда путешествовал пешком, поэтому паломничество совершали также, пешком.
Маршрут проходит от стен Московского Кремля до Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По этой дороге можно идти пешком или проехать на велосипеде.
Протяженность пешего маршрута в Лавру составляет 120 км. Его можно пройти частями, каждый раз возвращаясь к месту завершения предыдущей части (не все могут осилить это расстояние сразу ввиду отсутствия времени или сил). По дороге в Лавру есть возможность посетить и другие знаковые места. Например, село Радонеж, Покровский Хотьков монастырь или музеи-заповедники «Абрамцево» и «Мураново».
Посмотреть карту и узнать больше информации можно здесь.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра в Сергиевом Посаде
Этот мужской монастырь — самый большой в России — удивителен тем, что наполнен не тишиной, а легким галдежем. Но он не раздражает, потому что это галдеж восхищения: туристы со всего мира искренне торопятся сделать панорамные фото монастыря, запечатлеть себя и на фоне Свято-Троицкого собора, где хранятся мощи Сергия Радонежского, и рядом со святым источником, который открыли еще в 17-м веке. Говорят, в тот день один из монахов тут же получил исцеление от слепоты.
Сюда приезжали помолиться Иван Грозный, Петр Первый, а уж царица Елизавета Петровна — та вообще пешком шла несколько месяцев, таким важным представлялся ей этот поход.
Поговаривают, что умерший недавно духовник монастыря отец Кирилл, в миру Павлов, был «тем самым сержантом Павловым», который защищал знаменитый дом в Сталинграде. Однако почивший старец отец Кирилл все-таки был однофамильцем «того» сержанта. Хотя и сам действительно прошел Отечественную войну, и тоже (!) воевал в Сталинграде.
Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Координаты: 56.1837, 38.0746
Режим работы: ежедневно, 5:00–21:00
Официальный сайт: stsl.ru
Видеоэкскурсия по Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
Видео: Рушан КАЮМОВ
История
Крупнейший мужской монастырь Русской православной церкви начинался с того, что в 1337 году будущий Сергий Радонежский, а пока еще простой житель этих мест Варфоломей, поселился на холме Маковец. Со временем к нему примкнули другие монахи — так постепенно и образовался монастырь (статус Лавры он получит только в 18-м веке). Именно здесь в 1380 году преподобный Сергий благословил войско князя Дмитрия на Куликовскую битву, за победу в которой Дмитрий будет прозван Донским. Вместе с ним воевали иноки монастыря — богатыри Пересвет и Ослябя.
В 1608-1610 годы к монастырю подошли польско-литовские войска. 16 месяцев длилась осада! Еле живой, подорванный голодом и эпидемией цинги, монастырь все-таки выстоял, став одним из оплотов ополчения Минина и Пожарского. А чуть позже развился до одного из богатейших в России. Одним из знаменитых настоятелей был святитель Филарет Московский — он состоял в переписке с Александром Пушкиным, он же основал близ Лавры Гефсиманский скит, в котором монахи-отшельники стали делать для себя подземные катакомбы, уходя в них доживать свой век в молитвах.
После революции в тот самый скит сгоняли монахов из Лавры, организуя артели. Лавра была превращена в антирелигиозный музей. Но уже после Великой Отечественной монастырь вернули церкви.
Карта намоленных мест Подмосковья
Интересные факты
- В 1919-м советская власть решила вскрыть мощи Сергия Радонежского. Мол, вот сейчас мы докажем народу, как церковная власть его объегоривала: ведь в гробу наверняка все истлело! Вскрыли, увидели: останки есть, никуда не делись (священник Павел Флоренский вспоминал, что присутствующие вдруг почувствовали приятное благоухание). И… велели прикрыть их стеклом, сделав таким образом экспонат для открывшегося в Лавре антирелигиозного музея. Кстати, существует легенда, что накануне вскрытия, узнав о готовящейся акции и опасаясь, что нетленные останки пропадут, несколько священников тайно вытащили из гроба голову Сергия, заменив ее на голову князя Трубецкого, которую взяли из фамильного склепа на территории Лавры. И хранили ее по своим домам — до тех пор, пока в 1946-м Лавру не отдали обратно церкви. Тогда же передали и голову, и все вернулось на круги своя.
- Свято-Троицкий собор, где хранятся мощи Сергия Радонежского, — самое древнее из сохранившихся сооружений монастыря и первое каменное (построено в 15-м веке).
- 4 сентября 1530 года в Троицком соборе крестили будущего царя Ивана Грозного.
- Борис Годунов в 1594 году подарил монастырю колокол «Лебедь», который сохранился до наших дней. Он весит более 10 тонн.
- Статус Лавры (то есть, обители с особым историческим и духовным значением) монастырь получил в 1742 году по указу императрицы Елизаветы.
Что посмотреть на территории монастыря
Усыпальница семьи Годуновых
Усыпальница распoлoжена слева oт параднoгo крыльца Успенского сoбoра. Ее пoставили в 1782 г.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
На территории Лавры находится захоронение семьи Годуновых. Туфелька дочери боярина хранится в местном краеведческом музее напротив. Ее достали, когда вскрывали захоронение, изучали останки. При этом, к слову, так и не нашли голову Годунова.
Обелиск
С трех стoрoн oбелиска прикреплены сoлнечные часы, пo кoтoрым мoжнo oпределить не тoлькo время, нo и месяц.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН
На Соборной площади возвышается обелиск в честь приезда сюда Петра I. Такой была традиция в царской России — в память о приезде венценосной особы ставить обелиск, и если не знать эту традицию, легко принять памятный знак за надгробие.
Кухня
Непременно попробуйте коврижку из ржаной муки с медом и корицей в палатках при монастыре. Она такая вкусная, что считается эталоном для хозяек (на кулинарных сайтах так и пишут: «коврижка, как в Троице-Сергиевой лавре»). Плюс купите безалкогольный сбитень с добавлением разных трав. Вкуснотища!
Какие святыни хранятся
- Мощи Сергия Радонежского. К ним ежедневно стоит очередь — не пугайтесь, идет она быстро. Люди молятся об исцелении от недугов. Тут передают из уст в уста одну громкую историю: мол, до революции одна крестьянка, у которой отказали ноги, несколько раз приползала к мощам — и однажды встала на ноги! А ведь врачи на ней поставили «крест».
- Мощи преподобных Никона и Михея Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека (того самого, который при царе Василии III впал в немилость за то, что пытался бороться против суеверий среди православных).
Монастырь в культуре и искусстве
Лавра вдохновила легендарного иконописца Андрея Рублева, который создал здесь свою знаменитую «Троицу». Позже она была многократно повторена на иконах и фресках внутри обители.
Монастырь вы увидите на картинах Михаила Нестерова «Юность преподобного Сергия Радонежского» и «Труды Сергия Радонежского». Горькую историю монастыря можно прочувствовать в его же труде «Три всадника», где запечатлен эпизод осады монастыря польско-литовскими войсками Лжедмитрия II, которая длилась 16 месяцев.
С особым трепетом к преподобному относился художник и путешественник Николай Рерих. В его работах «Сергий Радонежский» и «Святой Сергий Радонежский» старец изображен на фоне колокольни обители.
Фрагмент картины Н. Рериха «Сергий Радонежский» (1932)/Репродукция
Художник Борис Кустодиев считал, что писать Лавру надо крупно и непременно гуашью. Он уверял, что стены святыни при разном свете дня приобретает удивительные оттенки, которые можно передать только с помощью яркой краски.
Что касается кино, то о Лавре снят документальный фильм «Обитель», где рассказывается о прошлом и настоящем монастыря.
Экспертное мнение
Константин Филимонов, историк, сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника:
«Изучая Сергиеву Лавру, подробнее знакомишься с историей страны»
— Еще в 1739 году Лавра была признана «первенствующим» монастырем России. Это школа русского монашества. Выдающийся архитектурный ансамбль, важнейшие памятники которого считаются лучшими в своем роде. Духовская церковь-звонница — древнейшая и самая изящная среди церквей-звонниц. Успенский собор здесь больше, чем одноименный в Кремле. Царь-колокол — самый большой и тяжелый среди действующих колоколов. Можно говорить бесконечно. Изучая историю Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, изучаешь историю России.
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра — визитная карточка, основное значимое место Сергиева Посада. Именно она дала начало становлению города и стала гордостью русского православия. С момента основания и во все последующие времена этот монастырь был и остается одним из главных притягательных духовных и культурных центров. Обойти, осмыслить и оценить все строения Лавры, а их более 50-ти, невозможно за одно-два посещения.
Монастырь всегда реконструировался, переделывался и обновлялся. Жизнедеятельность в нем ни на минуту не останавливалась и не замирала, и, наверное, ни одно здание не сохранило своего первозданного образа. В Лавру ведут несколько дорог, основными воротами являются Святые Врата с церковью Рождества Иоанна Крестителя, постройки XVII века.
Ежегодно тысячи верующих совершают паломничество в Троице-Сергиеву лавру, чтобы увидеть святыни монастыря, познакомиться с его историей и архитектурой, принять участие в богослужениях.
Расписание богослужений в Троице-Сергиевой лавре
Службы в храмах Троице-Сергиевой лавры проходят ежедневно.
Трапезный храм: в будни ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 8:30, вечерня — в 16:45.
Успенский собор: в воскресенье и праздничные дни ранняя литургия в 5:30, поздняя — в 8:30; всенощное бдение в 17:00.
Троицкий собор: утренние службы в 5:30 и 6:30, в воскресенье и праздники — с 5:30, молебны преподобному Сергию по расписанию.
Также богослужения регулярно проводятся и в других храмах лавры: в Предтеченской церкви, храме Св. апостолов Петра и Павла.
Основное расписание служб в Троице-Сергиевой лавре — на этой странице официального сайта.
Храмы и соборы Троице-Сергиевой лавры
Главный соборный храм Лавры и древнейшее сооружение на территории комплекса — Троицкий собор, построен в XV веке на месте древнего храма, стоявшего над местом упокоения Сергия Радонежского. Троицкий Собор является одним из немногих, построенных в стиле раннего московского зодчества из белого камня. Изначально внутреннее убранство храма, его росписи были выполнены Даниилом Черным и Андреем Рублевым. Однако фрески, созданные ими, утрачены для наших поколений. Храм строился в 1422—1423 гг.
Крупнейшее здание монастыря — Собор Успения Божией Матери. Он построен в XVI веке и символизирует покорение и присоединение Астрахани и Казани. C конца XVI — начала XVII веков стал местом усыпальницы митрополитов Москвы. Доступен для посещения в часы служб, утром и вечером. В остальное время закрыт.
Успенский кладезь с часовней — храм второй половины XVII века, построен у юго-западного угла Успенского собора над обнаруженным святым источником.
Построенная в XV веке церковь во имя Святого Духа, сошедшего на апостолов. В середине XVII века с северной стороны к стене церкви был сооружен придел над прахом Максима Грека — знаменитого философа и писателя.
Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (XVI век) построена в честь сподвижника и ученика преподобного Сергия. Она стоит на месте его захоронения. Позже дополнительно была пристроена палатка погребения св. Серапиона Новгородского. Она так и называется — Серапионова палатка.
Предтеченский храм у восточной стены обители (конец XVII века) — надвратная церковь, в которой регулярно проходят службы. Пятиглавие храма восстановлено в 1974 году.
Единственный шатровый храм Лавры — церковь Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия, располагается в западной части монастыря.
Трапезная церковь. Выстроена в XVIII веке в честь основателя Лавры святого Сергия.
Михеевский храм (XVIII век). Построен вплотную к Трапезной церкви в память о посещении святого места Пресвятой Богородицей. Сергию Радонежскому и его келейнику, преподобному Михею, было дано видение Божией Матери в сопровождении двух апостолов. Они были оповещены о процветании монастыря, когда их не станет. Во имя этого чудесного события построен сей храм. В нем находятся мощи св. Михея.
Смоленская церковь построена в XVIII веке в честь чудесного исцеления псаломщика, который страдал болезнью рук. Исцеление ему дала икона Богоматери Смоленской, которая была установлена на фасаде поварни монастыря. На этом месте был возведен храм, а икона стала считаться чудотворной и была помещена в иконостас.
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры высотой 88 метров возведена в 1770 году, замыкает ансамбль Соборной площади лавры с северной стороны.
Другие постройки и достопримечательности Троице-Сергиевой лавры
Трапезная палата XII века. Изначально в ней размещались трапезные — большая и малая. Большая предназначалась для особых приемов, а в малой обедали обитатели монастыря.
Покои для царской семьи — «Царские чертоги» (XVII век). Здесь останавливался на отдых царь со свитой. Здание находится в ведении Духовной академии.
Построенное в XVII веке здание резиденции митрополитов. В настоящее время здесь находится резиденция патриархов.
Онлайн-карта Троице-Сергиевой лавры
Подворья Троице-Сергиевой лавры
Ближайшее к Лавре подворье находится — Пятницкое — в нескольких шагах от монастырского комплекса, в него входят древнейшие в городе храмы за пределами лавры — храм Параскевы Пятницы и Введенская церковь. В Сергиевом Посаде статус подворья Лавры имеют также Спасо-Вифанский монастырь, Храм в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому, Всехсвятское подворье.
Большинство представительств лавры располагается в малых населенных пунктах Сергиево-Посадского района: подворья имеются в селах Благовещение, Деулино, Радонеж, поселках Богородское и Лоза, городе Пересвет.
Действующие подворья монастыря за пределами Сергиево-Посадского района:
- Троице-Сергиев Варницкий монастырь (поселок Варницы, Ярославская область)
- Владимирское подворье (село Тучково, Владимирская область),
- Подворье «Куликово Поле» (село Иваново, Тульская область),
- Свято-Успенский женский скит-подворье (пос. Епифань, Тульская область),
- Черниговское подворье (город Геленджик).
Подробно о подворьях и скитах, контакты храмов — на официальном сайте Троице-Сергиевой лавры.
Подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве
Московское подворье создано еще при жизни Сергия Радонежского. С этой обителью оказались связаны важнейшие события российской истории XVI–XIX веков: в монастыре крестил своего сына великий князь Василий III, к обители приходили на покаяние горожане, признавшие Лжедмитрия. Сейчас самая почитаемая святыня Московского Троицкого подворья — икона Божией Матери «Достойно есть».
Как добраться до Троице-Сергиевой лавры из Москвы
Из Москвы можно доехать на электричке с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад (1 час или 1 час 20–30 минут в пути).
Кроме того, от различных станций метро до Сергиева Посада курсируют рейсовые автобусы. В пути — от 1 часа 20 минут в зависимости от пробок.
Троице-Сергиева лавра: видео
Троице-Сергиева Лавра: храмы и святые места, как добраться и что посмотреть в Сергиевом Посаде
Краткий путеводитель по Сергиеву Посаду
Чтобы побывать в Троице-Сергиевой Лавре вовсе не обязательно обращаться в турагентство и покупать паломнический тур.
Самая знаменитая обитель России, основанная святым Сергием Радонежским Свято-Троицкая Сергиева Лавра находится в 70 километрах от Москвы. Съездить в Сергиев Посад, посетить знаменитый монастырь, окунуться в источник в его окрестностях, немного погулять по городу и вернуться в столицу – все это можно успеть всего за один день.
До революции многие паломники, бедные и богатые, стремились дойти до Лавры пешком. Путешествие начиналось у Иверской часовни в Москве (недавно ее восстановили – она находится у ворот, ведущих на Красную площадь) и занимало несколько дней. Подробнее о таких паломничествах можно прочитать в замечательной книге Ивана Шмелева «Богомолье».
Как добраться до Сергиева Посада из Москвы
Примерно полтора часа нужно, чтобы доехать из Москвы до Сергиева Посада на электричке. Поезда идут раз в полчаса с Ярославского вокзала (ищите в расписании электрички, следующие в Сергиев Посад, Александров или Балакирево).
Другой вариант – доехать до Сергиева Посада из Москвы на автобусе №338. Рейсы отправляются от станции метро «ВДНХ» каждые 20 минут. Время в пути – всего час, однако велика вероятность попасть в пробку.
На собственном автомобиле до Лавры из Москвы нужно ехать по Ярославскому шоссе (трасса М8), и примерно через полсотни километров вы увидите указатель на Сергиев Посад. Свернув по нему, следуйте по этой дороге – она приведет вас к монастырю.
У Лавры на проспекте Красной Армии (напротив Вечного Огня) есть 3 охраняемые автостоянки. Однако в дни крупных церковных праздников мест там может не быть.
Как дойти до Троице Сергиевой Лавры
Железнодорожный вокзал и автовокзал в Сергиевом Посаде находятся на одной площади. Вам нужна Сергиевская улица (если встать к жд вокзалу спиной, она будет идти направо). Идите по ней, сверните налево вместе с ней – и через примерно через полкилометра вы окажетесь на смотровой площадке на Блинной горе. Большинство фотографий Троице-Сергиевой Лавры делают именно с этого места.
Вид на Троице-Сергиеву Лавру с Блинной горы
Перед Лаврой вы увидите место, которое называется Подол. Внизу две церкви: правее — храм Великомученницы Параскевы Пятницы VII века и чуть левее — Введенский храм 1547 года. Справа внизу у речки построена небольшая Пятницкая часовня.
Сергиевскую улицу «прорубили» среди жилых домов еще до революции – для удобства паломников, когда протянули в Сергиев Посад ветку железной дороги. А площадка на Блинной горе появилась гораздо позже – перед Олимпиадой-1980 в Москве: часть городской застройки была уничтожена, место расчищено, чтобы иностранные туристы – гости Олимпийских Игр могли любоваться монастырем.
Со смотровой площадки дорожка поведет вас направо, мимо реки. Слева останется Пятницкая часовня. Вам нужно пройти мимо лавок с картинами и сувенирами по туннелю – и вы окажетесь на Красногорской площади у Святых ворот Лавры.
Позади вас в красном кирпичном здании находится информационный центр. В нем можно купить обзорную экскурсию по монастырю. Там же продаются билеты для иностранцев – вход для них платный.
Основные храмы Троице-Сергиевой Лавры
Вы войдете в Лавру через Святые ворота. Сразу за ней над следующей аркой вы увидите церковь Рождества Иоанна Предтечи – надвратный храм 1693-1699 годов. В те времена это были основные ворота монастыря, но десятилетия спустя обитель обнесли высокими стенами и построили новые ворота.
Миновав арку, вы увидите большой одноглавый Духовский храм. За ним находится Троицкий собор – старейший храм обители, построенный в 1422-1423 годах вместо деревянной церкви, которую, по преданию, построил сам преподобный Сергий. В этом соборе в серебряной раке находятся мощи святого.
Троицкий собор (слева) в Троице-Сергиевой Лавре
Большая церковь с раскрашенными разными цветами стенами слева от вас – Трапезный храм (более правильное название – храм преподобного Сергия с Трапезной), построенный в 1686-1692 годах в стиле нарышкинского барокко – «праздничного» яркого и необычного стиля.
Рассчитывая время посещения Троице-Сергиевой Лавры учтите, что в выходные и праздничные дни в храмах бывает много народу, на вход из желающих приложиться к святым мощам выстраиваются длинные очереди.
Посмотрите чуть правее: огромный храм – это Успенский собор, самый большой в монастыре. Он был возведен в 1559-1585 годах, и в его оформлении принимали участие самые знаменитые живописцы: Симон Ушаков расписывал иконостас, Дмитрий Григорьев – стены. Первоначально деревянная рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского находилась в Успенском храме.
Успенский собор и надкладезная часовня в Троице-Сергиевой Лавре
За Троицким собором находится небольшая площадь. Дойдя до нее вы увидите колокольню – самую высокую в России и барочную надкладезную часовню XVII века, а в центре – под сенью чашу с крестом, где, как и в часовне, можно набрать воду.
Если вы проголодались или забыли взять с собой бутылку святой воды – не беда: на территории Лавры есть несколько кафе для паломников, множество прилавков с пирожками и другой снедью и повсюду продают пластиковые емкости разных размеров.
Дальше, за колокольней высится церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) – красивое здание в стиле барокко. Правее за оградой, куда доступ простым паломникам закрыт – бывший путевой дворец царя Алексея Михайловича. Правитель частенько бывал в Лавре, поэтому и повелел обустроить себе резиденцию. Сейчас в Царских чертогах находится Московская духовная академия.
Точное время богослужений в разных храмах Троице-Сергиевой Лавры вы узнаете на официальном сайте монастыря.
Прогулка к святому источнику Саввы Сторожевского
Вокруг Лавры и Сергиева Посада есть несколько святых источников. Удобнее всего дойти до ключа, носящего имя святого Саввы Сторожевского – для этого потребуется минут 15. Из ворот Лавры нужно пойти налево, вдоль стены монастыря, мимо памятника преподобному Сергию. Там, где стена повернет налево, свернуть и продолжить идти вдоль нее.
Если не сворачивать в этом месте, а пройти метров 200 вперед, вы окажетесь у небольшого одноглавого храма начала XIX века – церкви Петра и Павла. Сейчас он известен прежде всего тем, что там по четвергам, пятницам и субботам, кроме двунадесятых праздников, в 12:00 отчитывают бесноватых – совершают чин изгнания злых духов.
Двигаясь вдоль стены, вы дойдете до автостоянки автобусов – нужно пройти через нее, и в конце увидите узкую лесенку, ведущую вниз, к ручью. Прежде чем спускаться по ней, оглянитесь на Троице-Сергиеву Лавру – с этого места получаются отличные фотографии монастыря. Кстати, этот вид на Лавру был очень известен до революции, когда смотровой площадки на Блинной горе еще не существовало.
Вид на Троице-Сергиеву Лавру со стороны источника Саввы Сторожевского
Внизу следуйте по дорожке – под мост, и за ним вы видите крохотную деревянную часовню, лавки, где продают свечи, крестильные рубахи и сувениры, и – наконец – источник Саввы Сторожевского.
Святой источник Саввы Сторожевского
Справа бьет ключ, где можно набрать воды, слева – построена купель – она небольшая, поэтому по воскресеньям и праздникам перед ней обычно собирается очередь. Мужчины и женщины ждут группами по 8-10 человек и заходят попеременно – деления на женскую и мужскую купели нет.
По преданию, святой ключ в этом месте забил благодаря молитве Саввы Сторожевского – ученика Сергия Радонежского и основателя Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Вода в источнике студеная – около +2 градусов.
Другие достопримечательности Сергиева Посада
Если вы проведете в Лавре не очень много времени, то за день можно успеть посмотреть и другие достопримечательности Сергиева Посада: побывать в Гефсиманском Черниговском скиту и Спасо-Вифанском мужском монастыре, посетить один из старейших в России Музеев игрушки и больше узнать об истории края в расположенных неподалеку от монастыря филиалах Государственного историко-художественного музея-заповедника.
Если времени немного, то из ворот Лавры рекомендуем пойти направо: побывать в церквях на Подоле и дойти до парка на берегу Келарского пруда: погулять по нему, отдохнуть, посмотреть на памятник святым Петру и Февронии Муромским.
Памятник Петру и Февронии Муромским
Мы постарались рассказать об основных интересных местах Троице-Сергиевой Лавры и ее окрестностей. Но если мы что-то пропустили, будет здорово, если вы сможете дополнить этот рассказ!
Свято-Троицкая Сергиева Лавра на карте:
Если хотите провести в Сергиевом Посаде ночь, отель можно забронировать на сайте Booking.com. Используйте нашу промо-ссылку https://www.booking.com/s/34_6/4fcfac12, и от стоимости бронирования вы сможете вернуть 1000 рублей. Подробности в материале “Booking.com раздает по 1000 рублей“.
Думаете, куда поехать в следующий раз? Тогда вам пригодится наша статья “5 интересных паломнических поездок по монастырям России“.
Related Articles
Фотоконкурс «Путешествуйте дома»-2017: станьте участником фотовыставки в Москве
Теперь каждый может получить за свои фотографии не только лайки, но и всероссийскую победу. Организаторы IV Всероссийского фотофестиваля “Путешествуйте дома” ждут от участников фото из любых регионов России. Конкурс проводится по номинациям: “Пейзаж“, “Достопримечательности“, “Народные […]
Как добраться до Переславля-Залесского в 2017 году: новые маршруты
Переславль-Залесский – один из интереснейших городов Золотого Кольца и Ярославской области. Он славится древним Кремлем с памятником Александру Невскому, древними монастырями (например, в Никитском любил молиться Иван Грозный), интереснейшими музеями (Музей утюга, Музей радио, Музей […]
Это Питер, детка!
Идешь по Невскому, дошел до Мойки, переходишь мост. А народ толпится и фоткает лёд. Пришлось и мне отвлечься от красоты Невского и посмотреть под ноги%)
Свято-Троицкая Сергиева лавра
+ скачать и распечатать карту-схему Троице-Сергиевой лавры
Приблизительное время чтения: 14 мин.
Тысячи людей со всего света приезжают в Троице-Сергиеву лавру — в монастырь, который семь веков назад основал преподобный Сергий Радонежский. Что мы знаем об истории этой великой святыни России? Какую роль она сыграла в судьбе нашего Отечества?
Возрождение страны
Основал монастырь преподобный Сергий Радонежский в XIV веке. Жил святой очень скромно, молился, трудился и воспитывал учеников, но оказалось, что для своего времени он стал одним из главных людей в России!
В те годы Русская земля была поделена на княжества, которые всё время друг с другом воевали. Это называется междоусобица. Князья без конца ссорились, выводили друг против друга войска, а порой и сами убивали людей, даже своих родственников. Это очень ослабило наш народ. Слабостью пользовалась Золотая Орда, которая тогда правила Русью: ордынские ханы всё время требовали дань, совершали набеги на наши города, сёла, деревни, грабили, убивали и жгли всё подряд.
Иногда русские князья побеждали захватчиков, порой против Орды восставали целые города. Тогда гнёт становился слабее. Но для большого сражения, которое бы совсем освободило наш народ от тяжёлого ига, время ещё не наступило. Сил было мало. Не хватало грамотных людей и книг. Даже простых ремесленников, мастеров было днём с огнём не найти. Монашеская традиция тоже была в упадке. А некоторых князей даже устраивала власть Орды — руками ханов они расправлялись со своими соперниками.
В те времена монастырь преподобного Сергия был ещё совсем небольшим. Маленькая деревянная церковь, монашеские кельи, несколько хозяйственных построек, а вокруг — глухие леса, в которых ни души. Порядки в монастыре были такие строгие, а жизнь такая непростая, что даже старший брат Сергия Радонежского Стефан не выдержал и ушел жить в московский монастырь. Но постепенно вокруг отшельника Сергия собрались другие монахи, у преподобного появились ученики, а слава о святом пошла по всей Руси и за ее пределы.
Монахи зарабатывали на жизнь своим трудом, пожертвований не брали. Сам преподобный Сергий, хоть и был сыном знатного боярина, трудился больше всех: каждый день ходил за два километра с вёдрами, чтобы с утра принести братьям воды, и плотничал, и дрова рубил, и одежду шил, и еду для братии готовил.
Преподобный говорил, что монаху, а тем более священнику, нельзя быть безграмотным неучем. Его небогатый монастырь даже на те деньги, какие имелись, в первую очередь покупал книги. И иконописцев здесь всегда принимали и опекали.
К простому и мудрому игумену приезжали за советом люди со всей страны. Преподобный жил один в лесной чаще, но когда к нему приходили за советом князья, он возвращался в обитель, чтобы помирить их, объяснял, что нельзя воевать с соседями. И даже сам ездил устанавливать мир между князьями в другие города — в Нижний Новгород, Рязань и на большое княжеское собрание в город Переяславль-Залесский.
Святой Сергий учил людей любить и прощать. И сам подавал пример смирения: когда монахи в монастыре стали спорить, кто из них главнее, Сергий потихоньку ушёл из обители, чтобы не быть причиной ссоры. Монахам потом с трудом удалось его вернуть.
Но это не значило, что святой всегда смирялся перед злом. Когда надо, он был твёрд и крепок в вере. Московский князь Дмитрий Иванович приехал однажды к Сергию за советом: покориться ханам Орды, зная, что Русская земля будет страдать всё больше, или дать отпор сильному, жестокому врагу? Преподобный не стал отговаривать князя от сражения. Наоборот, благословил Дмитрия и поручил двум своим монахам, Пересвету и Ослябе, отправиться вместе с войском.
Дмитрий победил ордынское войско в 1378 году на реке Воже, а потом, в 1380 году дал бой ордынцам за Доном, на Куликовом поле. С победы в Куликовской битве началось освобождение русских земель. А сам князь получил прозвище Донской.
Преподобного Сергия Радонежского прославили и его ученики. После кончины святого они разошлись по русским землям и создали новые обители. Знаменитые северные монастыри — и Соловецкий, и Кирилло-Белозерский, и другие — основали ученики преподобного Сергия. Выходцы из Троице-Сергиева монастыря осваивали северные земли, а вокруг северных монастырей возникали города.
70 учеников Сергия Радонежского причислены к лику святых.
Смута
Зачем в боковых воротах Троицкой церкви дыра? Почему её не заделают? Потому что это память. В ворота попало пушечное ядро. Случилось это в Смутное время, в начале семнадцатого века.
Смутное время — это когда одна династия русских князей и царей прервалась, а другая ещё не появилась. Россия осталась без сильной власти. На престоле всё время менялись князья, цари, появлялись разные самозванцы, которые хотели незаконно занять трон…
Вот сел на престол государь Василий Иванович Шуйский. Русская Церковь его признала. И Троице-Сергиев монастырь царя поддерживал. Но рядом с Москвой, в Тушине встал с большой армией самозванец Лжедмитрий II. Он выдавал себя за законного царевича, сына Ивана Грозного, которого на самом деле убили в детстве. В войске Лжедмитрия служили самые разные люди: беглые казаки, изменники-дворяне, поляки, литовцы… Все хотели отличиться и получить от фальшивого царевича награды и почести.
Лжедмитрий решил напасть на Троице-Сергиев монастырь. Зачем? Если бы он захватил обитель, он бы и Москву легко окружил, и быстро разбил бы оборону Шуйского. Но главное — самозванец понимал: если его поддержат в монастыре преподобного Сергия, ему и власть в стране захватить будет легко! А польские паны и казачьи атаманы, которые были рядом с Лжедмитрием, мечтали не столько о власти, сколько о сокровищах: думали, что ограбят монастырь и получат кучу денег.
Войска Лжедмитрия под управлением польско-литовского гетмана Яна Сапеги и пана Александра Лисовского осаждали монастырь Сергия Радонежского больше года — с октября 1608 по январь 1610. Что значит «осаждали»? Это значит — стояли под стенами монастыря, никому ни войти, ни выйти не давали, морили всех, кто был в обители, голодом, обстреливали, пытались сделать подкоп и время от времени штурмовали. И всё ждали, когда же защитники сдадутся.
Внутри монастырских стен оружие могли держать всего две-три тысячи человек: монахи, стрельцы, несколько опытных военачальников из дворян и крестьяне из окрестных сёл. А врагов снаружи было в несколько раз больше! Против каждого защитника обители получалось от четырёх до семи вражеских воинов! Правда, у Лавры имелись отличные пушки. Такие, о которых Сапега с Лисовским могли только мечтать.
Лжедмитрий надеялся, что защитники Лавры не станут рисковать жизнью ради царя Василия, а быстренько признают самозванца законным правителем и выдадут ему казну. Но участники обороны сдаваться не собирались! Ряды защитников таяли. Люди умирали от голода и ран. К лету 1609 года в монастыре из трехсот монахов осталось сорок, а способных воевать ратников — не больше двухсот. Подкрепление не могло прорваться в обитель. Вот в эти-то страшные дни и пробило пушечное ядро двери Троицкого храма — прямо во время богослужения.
Много полегло наших, но врагов — ещё больше! Стрелецкие отряды нападали на них, выбираясь из монастыря. Артиллерия била с монастырских стен, ратники осыпали неприятеля свинцом. Войска Василия Шуйского подпирали с внешней стороны. Каждый день случались стычки и бои. Пытались литовцы и поляки прорыть ход под стенами — не вышло… Измотались бойцы Лжедмитрия, устали.
7 августа 1609 года враги всё же решились на большой штурм. Армия Сапеги была уверена в победе, а двести защитников обители, голодных, израненных, ослабленных готовились к гибели. И вдруг… сами наступавшие стали бить друг друга! Как так? Оказывается, иностранные солдаты услышали в ночной тьме, как их союзники говорят по-русски, решили, что это противник, запутались в сигналах и… напали на своих! А из Троицкой обители их всех осыпали ядрами монастырские пушки! Ура! Штурм захлебнулся! А на помощь монахам уже спешило большое войско князя Скопина-Шуйского, сторонника царя Василия! Неужели осада закончится?
Да! Как писал летописец, 12 января 1610 года «…гетман Сапега и Лисовский со всеми польскими и литовскими людьми и с русскими изменниками побежали к Дмитрову, никем не гонимые, только десницей Божией. В таком ужасе они бежали, что и друг друга не ждали, и запасы свои бросали. И великое богатство многие после них на дорогах находили — не худшие вещи, но и золото, и серебро, и дорогие одежды, и коней».
Лавра выстояла! Враг бежал! И наш народ поверил в свои силы. Стойкость, смелость защитников монастыря Сергия Радонежского подарили им надежду, что неприятеля можно одолеть!
Всего через два года вокруг Троице-Сергиевой лавры собрались силы, которые помогли ополчению Минина и Пожарского дойти до Москвы и положить конец Смуте. А участники обороны обители потом признавались, что во время осады ночами видели на стене самого преподобного Сергия, который с молитвой обходил свою обитель.
Великий реформатор и великий монастырь
Ещё одна страница истории Троице-Сергиевой лавры связана с Петром Первым. Оказывается, не будь Лавры, может быть, и русского флота не было бы, и Санкт-Петербург бы не построили! А почему? А потому что, когда Пётр был ребёнком, в Москве случилось восстание стрельцов. Наследника престола могли убить! Но он дважды спасался… в монастыре Сергия Радонежского!
Об этом царь потом не забыл. Лавре помогал — построил там Трапезный храм с библиотекой на втором этаже, надвратную церковь и царский дворец. Во дворце сейчас находится Московская духовная академия, там учат будущих священников и богословов. Здания времён Петра выстроены в очень красивом стиле, который называется нарышкинское барокко.
История продолжается
К началу двадцатого века Троице-Сергиев монастырь был самым главным центром русского православия. Вокруг него вырос огромный город — Сергиев Посад. Вся жизнь города зависела от монастыря. Рядом появилась железная дорога. В Лавре было около четырёхсот монахов, а ещё студенты семинарии, паломники, работники-миряне.
В 1917 году в нашей стране произошла революция. Через год новые власти превратили монастырь в трудовую артель, а ещё спустя год вообще закрыли. При бывшей обители создали Комиссию по охране памятников истории и старины. Работники Комиссии узнали, что власти хотят вскрыть мощи преподобного Сергия и уничтожить их. Несколько человек отважились похитить голову святого и сохранить её до лучших времён.
Известный ученый и священник Павел Флоренский вместе с реставратором Юрием Олсуфьевым тайно вынесли из храма голову святого и спрятали её. Много лет смелые православные люди сохраняли святыню, передавая её друг другу, хотя в безбожные времена это было очень рискованно. Только после Великой Отечественной войны, когда обитель снова передали Церкви, голову вернули в монастырь.
Академия
Чем Лавра отличается от просто монастыря? В Лавре не только молятся и работают, там ещё и учат. В Троице-Сергиевой лавре в духовных школах готовят духовенство. Но так было не всегда. Советская власть после революции запретила духовные учебные заведения — семинарии. А для чего они нужны? Ведь церкви закрывали и разрушали, новым священникам и служить-то было негде. Даже Библию изучать было нельзя!
Но началась Великая Отечественная война. Главному властителю Сталину нужно было, чтобы его поддержали верующие. И он разрешил выбрать Патриарха, начать издавать «Журнал Московской Патриархии», сделал опять действующими некоторые храмы и… позволил опять готовить священников в семинариях.
В Троице-Сергиевой лавре после войны прошла первая за 26 лет литургия, а в 1949 году вновь открылись Московская духовная семинария и Академия. В монастыре опять появились монахи.
Церковь продолжали преследовать, но Лавру не закрывали: её оставили как «образцово-показательный» монастырь. Сюда даже привозили иностранцев, чтобы они увидели: в Советском Союзе христианская вера не под запретом!
В конце 80-х годов двадцатого века церковная жизнь начала возрождаться. И именно из Лавры вышли многие епископы, священники и настоятели новых монастырей. Обитель преподобного Сергия снова, как в самом начале, стала местом, из которого пошло духовное возрождение страны и Церкви.
Не самая большая церковь
Сегодня в Лавру каждый день приезжают тысячи паломников. В монастыре действует одиннадцать храмов, а литургия служится пять раз в день. Троицкий храм — не самый большой в Лавре, но сюда каждый день выстраивается длинная очередь из паломников, потому что в этом храме покоятся мощи преподобного Сергия.
Пока люди стоят в очереди, у раки* с мощами преподобного Сергия продолжается молитва: монахи читают ее, сменяя друг друга. В самом центре Лавры, в центре главного монастыря страны, разговор с Богом не прекращается ни на секунду.