Успенский пещерный монастырь Крым где находится?

Рассмотрен Успенский пещерный мужской монастырь в г. Бахчисарай (Крым). Где находится в скале на карте и как добраться? Фото, видео, координаты, сайт. Отзывы.

Успенский пещерный монастырь Крым где находится?

Успенский монастырь — главная пещерная обитель Крыма

Успенский пещерный монастырь Бахчисарай представляет с особой гордостью и благоговением, а причиной тому называют чудодейственное явление иконы Богородицы на том самом месте, где сейчас находится монашеская обитель. Неудивительно, что ныне она почитается как одна из главных православных святынь полуострова, ежегодно ее посещают тысячи паломников, приезжающих со всех концов постсоветского пространства.

Но немало среди приезжих людей, далеких от религии, так как и само место, и окрестности, в которых оно расположено, обладают немыслимой, ни с чем несравнимой красотой, захватывающей, чарующей и волнующей воображение смотрящего. Округа бывшей ханской столицы давно известна многочисленными пещерными объектами. Но ни один из них не привлекает столько внимания, как Свято-Успенский мужской монастырь, ставший своеобразной Меккой для людей с разнообразными интересами и предпочтениями.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится монастырь в Крыму?

Он расположен в южной части полуострова, недалеко от Бахчисарая, на склоне Крымских гор, в живописном ущелье Мариам-Дере.

Обитель на карте Крыма

Споры вокруг даты возникновения и история

Сегодня время, когда был заложен монастырь, доподлинно неизвестно, историки называют рубеж VIII-IX вв., но существует немало других версий. Общепринятой считается, что его основали в самом конце VIII века византийские монахи, почитатели икон, как и многие их собратья, бежавшие в глухие районы Тавриды во время Иконоборческого движения. Но есть в этом и много несоответствий.

В особенности позволяет усомниться в такой датировке и трактовке событий найденное археологами христианское кладбище, относящееся к VI столетию, отчего вопрос об основании приобретает еще более спорный окрас. Но, как известно, оплотом традиционных канонов в Византийской империи стал именно Крым. Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае был бы логической иллюстрацией этого. В начале IX века он уже существовал.

Ранняя история святыни – это сплошное белое пятно, о событиях, происходивших в нем фактически до XIV в. нет никаких сведений. Известно лишь, что в XIII веке – в связи со сложной политической ситуацией – он был закрыт и пребывал в запустении около сотни лет. Но в конце XIV столетия – благодаря поддержке московских великих князей – Успенский пещерный монастырь возродился. Получая щедрые субсидии из Руси на протяжении почти всей своей истории, он все же пребывал в плачевном состоянии и едва сводил концы с концами.

Пещерный комплекс этот во многом примечателен тем, что в 1475 г., в момент покорения Тавриды войсками Османской Порты, он каким-то образом сумел избежать разрушения. Оставаясь одним из немногих православных центров оставшихся невредимыми, мужской монастырь в XV в. превратился в резиденцию митрополитов Готфских, оставаясь ею на протяжении сотен лет.

Период наибольшего развития начался для него с середины XIX века, когда тут воздвигли пять храмов, братские корпуса, несколько домов для паломников, а вокруг посадили чудесный сад. Существенную роль в г. Бахчисарай Успенский пещерный монастырь сыграл в годы Крымской войны, когда превратился, по сути, в госпиталь для русских солдат и матросов, защищавших Севастополь. Ярким напоминанием тех событий сейчас служат могилы 170 солдат и офицеров, похороненных на монастырском кладбище в 1854-1855 гг.

После установления в Крыму советской власти обители не так повезло, как после османского завоевания – в 1921 г. ее закрыли, всех монахов и послушников, найденных тут, расстреляли, а большинство церковных ценностей бесследно исчезло. Как и во время Крымской, в годы Великой Отечественной войны в ее стенах поместили госпиталь, а после окончания боевых действий, обустроили психоневрологический диспансер. Восстановили монастырь в 1993 г., когда были отремонтированы и отреставрированы почти все здания и храмы. Сегодня он является одним из крупнейших на полуострове.

Почему стоит посетить Свято-Успенский пещерный монастырь?

Как и находящийся неподалеку Бахчисарай, Свято-Успенский мужской монастырь многое пережил, но несмотря ни на что сейчас остается едва ли не главной достопримечательностью региона. Благодаря основательной реставрации его прекрасные белоснежные сооружения переживают второе рождение, привлекая посетителей практически первозданным обликом.

Главным, самым древним и известным сооружением является Успенская церковь, что словно нависает над обрывом, отвесно уходящим далеко вниз. Высеченная на самом краю, правильной, прямоугольной формы, она приковывает взгляды и возбуждает живой, трепетный интерес всех посетителей святыни. К храму ведет довольно высокая и широкая лестница, поднимающаяся почти от самого подножья горы, полностью восстановленная одной из первых.

Вдоль нее, слева, находится стена, где изображены наиболее примечательные и святые храмы планеты, с горстью земли, привезенной с тех мест и хранящейся рядом. Напротив церкви расположены монашеские кельи и помещения для хозяйственных нужд, целиком высеченные в скале, покрытые слоем белой штукатурки, создающей прекрасный контраст на фоне серого камня.

Внизу, у нижнего пролета лестницы, расположена Гефсиманская часовня, построенная в 1867 г. а рядом с ней – один из фонтанов того периода. Раньше они находились посреди прекрасного сада, разбитого здесь в 1850 г. – к сожалению, до сегодня от него осталось всего несколько деревьев. Сейчас на территории Свято-Успенского монастыря, ведутся работы по восстановлению пещерных храмов Марка, Константина и Елены, Иннокентия Иркутского и многих других строений.

Как добраться из Бахчисарая?

Как доехать до монастыря – наиболее актуальный вопрос последнего десятилетия у гостей Бахчисарая. Проще всего сделать это на автобусе №2, идущем от ж/д вокзала до Староселья, откуда около полукилометра придется пройти пешком.

На авто добраться до Свято-Успенской обители можно таким образом:

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Басенко, Бахчисарай, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.745109, 33.910243.
  • Телефон: +7-365-54-4-74-74.
  • Официальный сайт: http://www.lavra.crimea.ua/

Фото Свято-Успенского монастыря в Крыму, как и отзывы о нем, могут только привлечь внимание желающих посетить это удивительное место. А навестить его стоит в любое время года. Он одинаково интересен и зимой, и летом, как и его чарующие окрестные пейзажи. Сделать это несложно, между прочим, отправляясь в Бахчисарай на отдых – стоит лишь ненадолго покинуть город. А рядом с ним вы обнаружите еще один пещерный памятник прошлого – городище Чуфут-Кале, куда тоже ходит немало экскурсий.

Отзыв: Свято-Успенский пещерный монастырь (Крым) — Веками намоленое место.

В один из свободных дней моей крымской командировки, я решил сгонять в Бахчисарай, чтобы посмотреть пещерный город Чуфут-Кале. Тем более, от Симферополя до Бахчисарая всего ничего пути на арендованном Ниссан Ноут – каких-то 30-40 минут. Плюс от Бахчисарая до Чуфут-Кале…

Одним словом, за это время Москву поперек можно не успеть переехать. Поднялся пораньше утречком и рванул по реконструируемой трассе Таврида. Причем, навигатор быстро откликнулся на забитое название пещерного города. Тогда я еще не знал, что в моем телефоне поселился дух героя Сусанина.

Не доезжая до Бахчисарая, этот дух увел меня на петляющую среди гор дорогу. Почти полное отсутствие машин и изумительные виды, только радовали меня. Но, ровно до тех пор, пока я не уперся в высокие запертые ворота с надписью: «Проезда нет. Объект охраняется государством». И ни КПП, никого, у кого можно спросить. Навигатор очнулся и показал другой путь с подъездом со стороны Бахчисарая.

Долго ли, коротко ли, но, после некоторых еще плутания по наводке духа Сусанина в навигаторе, я добрался все же до пещерного города Чуфут-Кале. И тут… Оказалось, что именно в этот день пещерный город закрыт на какое-то мероприятие. Толи санитарный день какой, толи техобслуживание. Конечно, я был огорчен. Ехал сюда, плутал, а тут…

И вдруг, какая-то женщина обратилась ко мне, заметив расстройство. И посоветовала, раз что-то привело меня сюда, посетить Свято-Успенский пещерный монастырь. Тем более, в нем сейчас выставлена чудотворная икона Божией Матери «Бахчисарайская-Мариампольская» или, как ее еще называют, Путеводительницы-Одигитрия.

Я не могу назвать себя человеком набожным. Но, храмы всегда притягивают меня своей красотой и энергетикой. И не важно, православный это храм, мечеть или древнее капище. Поэтому я, ни минуты не сомневаясь, устремился по круто поднимающейся вверх дороге.

Можно было заехать почти к самому монастырю на машине, но я оставил ее внизу, на стоянке возле разных ресторанчиков. И не пожалел об этом. Дело в том, что при пешем подъеме можно глазеть по сторонам, а в этом месте есть на что посмотреть. Стоит оговориться, что еще при подъезде окружающие пейзажи настраивают ощущение прикосновения к некой таинственности и древности.

На поверхности вздымающихся вверх на несколько сот метров отвесных скал, то тут, то там виднеются какие-то пещеры и части троп. При подъеме к пещерному храму монастыря постепенно открывается вид с высоты на современную жилую часть Свято-Успенского мужского монастыря, разместившегося в ущелье Мариам-Дере. Это название означает ущелье Святой Марии.

О том, как это название родилось, существует несколько легенд, одна краше другой. Но пересказывать их я в отзыве не стану – любой поисковик в интернете моментально выдаст всю исчерпывающую информацию по ним.

Я же поднимался по дороге и сначала увидел перекрывающую ущелье почти крепостную, белоснежную каменную стену. И почти одновременно с белоснежной стеной, на ветвях ближайших деревьев, заметил пару непуганых белок, совершенно не обращающих на меня внимания.

На полпути к пещерному храму, стоит вагончик, где можно заказать экскурсию по монастырю.

Возможно, мне и стоило это сделать, но, я больше люблю бродить по таким местам в одиночестве, чтобы ничто не отвлекало от созерцания и осязания. А всю информацию я смогу уже изучить в интернете позже.

Тем временем, я приближался к пещерному храму, а жилая часть монастыря открывалась все больше, просторно раскинувшись по ущелью. Центральное место в жилой части монастыря занимает белоснежный, кажущийся легким и светлым храм, названия которого я точно не запомнил. Если не ошибаюсь, это церковь евангелиста Марка.

Читайте также  Скельская пещера где находится?

Там идут ежедневные богослужения по расписанию монастыря. Там же, при этом храме, могут жить с благословения настоятеля паломники. В пределах территории монастыря по всему ущелью разбросаны различные хозяйственные и жилые постройки, среди которых братские корпуса, гостиница для паломников, мастерские, скотный двор и многое другое.

Причем, часть из них устроена в толще скал, лишь фасадами выглядывая из нагромождения древнего камня. С дальней от въезда стороны, ущелье перегорожено еще одной каменной белоснежной стеной. Таким образом, монастырь со всех сторон, будто крепость, окружен рукотворными и нерукотворными каменными стенами.

Но, это именно жилая часть монастыря. Ее тоже можно осмотреть, но для этого и времени поболе нужно, и соответственно, экскурсию такую проводят только организованно. В одиночку не побродишь. Оставляю это действо за настоящими паломниками. Я же иду смотреть намоленое за несколько сотен лет древнее место.

Еще на подходе к основной части Свято-Успенского пещерного монастыря, видны какие-то заложенные каменной кладкой проходы и просто запертые двери, ведущие куда-то в глубь горы. Чувствую, как внутри просыпается некий зверь, возбуждающийся от признаков какой-то тайны, секретных мест, сокрытых знаний, спрятанных сокровищ. Но тут Сим-Сим не откроется, поэтому иду дальше.

Наверху тоже виднеются где-то проемы, где-то какие-то постройки, торчащие буквально из скалы.

С сожалением хочу констатировать, что землетрясение 1927 года разрушило или серьезно повредило все храмы, кроме церкви Успения, которая как раз и действует в настоящее время. По более ранним описаниям здесь было несколько разных храмов, объединенных в потрясающий воображение комплекс.

В нижнем дворе, вернее на площади перед лестницей к храму, обустроен источник, бьющий из скальных недр, который был благословлен иконой Богородицы. Над источником возведена часовенка, а икона над ним выложена в виде мозаики. Об этом источнике тоже есть немало легенд, подтверждающих его чудодейственность и животворность.

В нескольких шагах от источника, как бы встречает у входя в храм красивая мозаичная икона святителя Игнатия. Вся стена над крутой лестницей, ведущей к часовне, увешана медальонами с рельефами разных обителей и храмов со всего мира. Среди них как известные нам храмы Сергиевого посада или Соловецкого монастыря, так и множество иностранных. И в каждом таком медальоне устроен маленький ковчежец, в который заложена земля из этих святых мест. Эти медальоны привезены из паломнических поездок братией монастыря.

Часовня наверху лестницы называется Архангельский проход, а стены этого прохода украшают изображения восьми Архангелов Божиих. Повсюду висят и стоят таблички с просьбой не вести съемку. Поэтому, перешагнув порог часовни, я честно отключил телефон. Ну, а если быть еще честнее, фотографии храма в интернете есть, а мне не хотелось отвлекаться на фотографирование, и еще больше не хотелось, чтобы течение моих мыслей и эмоциональный фон нарушились вдруг, внезапным телефонным звонком.

За часовней практически все помещения вырезаны в скальном массиве. Многие двери ведут в неведомые коридоры и комнаты. Расположены они хаотично, скорее всего, пробивались там, где порода была не столь тверда, а то и существовали природные пустоты.

Перед самым входом в храм есть открытая терраса, с которой открывается изумительный вид на ущелье.

Кроме того, на этой террасе вырублено из камня скалы изображение ангела. Внутри самого храма света явно мало. Вернее, для раздумий о высоком и диалога с Богом, света больше и не нужно. Просто на фотографиях в интернете храм выглядит светлее и оттого просторнее.

Здесь же подобие церковной лавки, где за прилавком один из братии монастыря. Икона Божией Матери и вовсе выставлена во внутреннем зале, не имеющем окон и какого-либо освещения, кроме нескольких лампад вокруг иконы. И эта икона очень красива в свете лампад.

Я не знаю, что сказалось – энергетика места, в котором люди обращались к богам и святым на протяжении нескольких сотен лет, монолит ли скалы вокруг, много-тысячетонной массой отрезающий от тебя все звуки и, кажется даже все лишние чувства и мысли, или действие святыни, которая за все века поклонения ей превратилась в мощный артефакт.

Я не знаю. Но, только я был буквально расплющен тем сонмом мыслей, образов, видений, которые обрушились на меня. Пробыл я там довольно долго. И вышел… Не просветленным или возвышенным. Нет. Возможно, добрый и праведный христианин именно таким и вышел бы.

Я вышел, наверное, успокоенным. Возможно, даже, умиротворенным. Полу-растворившимся в своих нелегких раздумьях, которыми никогда ни с кем не поделюсь. Уставшим. Присмиревшим.

И когда я вышел и увидел вновь простор бесконечного и бесконечно прекрасного мира, даже мысли об отшельничестве, наряду с прочими, тихими снежинками кружились в моем сознании.

Сделав несколько глотков ледяной воды из источника, я побрел по дороге вниз, к автомобилю, ни мгновения не жалея, что Судьбы увела меня от пещерного города Чуфут-Кале к Свято-Успенскому пещерному монастырю.

Подводя итог всему сказанному, я однозначно рекомендую вам посетить это удивительное место. Только хорошо бы в этой экскурсии оказаться один на один с этим местом и самим собой.

Пусть Боги отвечают вам, даже если это всего лишь ваши собственные мысли.

Свято-Успенский мужской монастырь и пещерный город Чуфут-Кале

Очередное субботнее минипутешествие я совершил в район Бахчисарая — в Свято-Успенский мужской монастырь и пещерный город Чуфут-Кале. Данный маршрут очень популярен у туристов, я же побывал здесь в первый раз 10 лет назад, когда впервые в зрелом возврасте приехал отдыхать в Крым.
В Крыму я, разумеется, бывал и до этого, не раз, но только до момента развала СССР. Потом случиалсь перестройка, голодные и холодные времена, отстутвие денег и все остальные прелести экстренного перехода из замшелого социализма в развитую демократию и радостно — сытый капитализм. И вот, в 2005 году, когда удалось немного встать на ноги, а вместе с тем пришло понимание, что капитализм и демократия в ближайшем будущем не предвидятся, неожиданно случился отпуск. Первый после непрерывных 9 лет работы. И волею судьбы местом для отдыха был выбран Севастополь. За тот месяц отпуска много где удалось побывать, но вы можете себе представить вообще мои ощущения? Дикий северный человек вырвался на свободу и жадно поглощал всеми органами осязания все, что видел на своем пути. Дргими словами мне нравилось абсолютно всё!
Сейчас, прожив больше трех лет в Крыму, я могу спокойно, без ажиотажа, заново посмотреть и оценить, насколько привлекательны те или иные Крымские достопримечательности…
Итаг, прыгаем в машину и поехали!

Добраться туда несложно. Не успел я поставить машину на стоянку чуть ниже монастыря, как ко мне сразу подскочил пухлый, среднего роста и предположительно татарской национальности индивидуум в зеленой жилетке который, жадно глядя мне в глаза, уведомил — стоянка у нас тут охраняемая. Это хорошо, ответил я забрав рюкзак с камерой, закрыл машину на сигнализацию и направился в сторону монастыря. А заплатить? — донеслось мне в спину жалобное поскуливание. Документы есть, спросил я? Индивидум замялся, стал бормотать что то невнятное и был послан в…вниз в общем, по направлению на Бахчисарай. Я сделал еще пару шагов и тут индивидум выдал что-то невежливое, с намеком на угрозу. Я развернулся, достал телефон, подошел к нему, сфотографировал его физиономию, после чего доступно, но среднеразвернуто объяснил ему, что в случае чего -его потрет поможет мне найти его без особого труда, и тогда я с ним сделаю такое, после чего он сможет смотреть на женщин тольков плане созерцания прекрасного и даже его троюродной бабушке будет стыдно за внука. Тип отстал, резко, не любят они отпора. Забегая вперед скажу, что машина по моему возвращению стояла в целости и сохранности.
Итак, вот он, двор Успенского мужского монастыря.

Описывать детально его не буду, желающие могут прочитать исчерпывающую информацию о нем в вики, выше есть ссылка. Приехал я достаточно рано, помня о том, что скоро майские праздники и туристы уже потянулись в Крым, пусть и жидким, но с каждым днем нарастающим потоком. Поскольку еще был несколько раздражен — в храм заходить не стал, немного прошелся и пошел дальше, где расходятся две дороги, одна прямо, в сторону Чуфут-Кале, а вторая — вправо вверх, с табличкой, уведосляющей, что посторонним вход воспрещен. Вот туда мы и направимся. Каких то несколько минут и мы оказывается у подножья лестницы, вырубленной в скале, по которой без особого труда можно оказаться на плато над монастырем.

Вот лестница выглядит сверху. После подьема нам открывается великолепный вид на долину.

Край плато плотно зарос кустарником, но если пройти чуть дальше по тропинке, примерно минут 5 — мы попадаем на открытую площадку, откуда долина и монастырь как на ладони. Должен сказать, чт ов этом монастыре живут весьма не бедно. Монастырь активно строится, а на фото выше видно даже стену, котрую отгрохали монахи, отгораживая свои владения.

Проглулявшись и поглазев вниз, спускаемся все по той же лестнице и направляемся ко второй нашей цели. По дороге везде видны следы активного освоения монахами своей территории. Глядя на некоторые из них у меня появлялось ощущение, что я не в монастыре, а на дорогой и » не для всех» базе отдыха.

Идем дальше. Подниматься наверх не сложно и не сильно далеко. К тому моменту, когда я приближался к Чуфут-Кале некоторое колличество туристов уже присутствовало на тропе, поэтому я ускорился с целью подняться немного раньше их и успеть погулять и посмотреть достопримечательности в одиночестве.
По этой причине я пробежал мимо вот этого места, решив заглянуть на обратном пути. Естественно спускаясь — я забыл это сделать.

Читайте также  Музей ВМФ как добраться?

И вот мы почти у цели. Удивил меня цвет травы, он какой-то нереально насыщеный.

При Украине вход в крепость был платным, о чем нас уведомляет табличка чуть ниже входа. Вход платный и сейчас, 200 рублей. Мне одному кажется, что это многовато? По словам тётеньки-билетчицы в сезон за день проходит тысяча, а то и больше человек. Получается весьма некислая сумма, с трудом себе представляю, как её можно потратить на уход и содержание даннного места, тем более, что множества следов активной деятельности в данном направлении я не заметил, чисто, стоят урны и все, не более того. В Эски -Кермене тоже чисто, но вполне себе бесплатно.
Итак, мы внутри

По ощущениям, да и по исторической информации Чуфут-Кале моложе своих собратьев. Попав в город я прошел мимо пещерной части, лишь мимоходом заглянув в неё, стремясь уйти от окультуренно-туристической погони. Пещеры мало чем отличаются от пещер в других подобных городах. Немного пройдя выходим к Караимским кенасам — это такие молельные дома, которые расположены в одном дворе сразу по нескольку. Справедливости ради надо сказать, что это пока единственный древний город, в котором я видел не только разрушенные, но и целые строения.

Пройдя еще немного попадаем к Мавзолею Джаныке-ханым, дочери хана Тохтамыша. Действительно интересное место, пожалуй единственное, что меня всерьез заинтересовало в этой прогулке.
Тут пахнет историй по настоящему.

Дальше указатель нам предлагает идти прямо, но я пошел от обратного, именно поэтому и не заметил крепостной стены, разделявшей старый и новый город, а сразу оказался у противоположного обрыва, у «Богатой усадьбы с хозяйственными пещерами Чауш-Кобас, как гласила табличка.

Рядом — площадь, на которой располагались хозяйственные постройки.

Пройдя еще немного — упираемся во вторую крепостную стену, эту стену не заметить сложно. Поскольку ворота были закрыты на большой замок — стена была подвергнута мной тщательному изучению, в результате которого, с риском для жизни и штанов мне почти удалось забраться на неё. Но за стеной обнаружился ров, который делал невозможным спуск по другую сторону и возвращение к исходному месту. Пришлось ретироваться.

Виды оттуда чарующие, жаль, что формат одного поста не позволяет показать все, что хотелось бы.

Если посмотреть от стены в обратную сторону — мы уидим дорогу, ведущую из нового города в старый. Нехилый дорожный просвет был у средств передвижения древних людей, я вам скажу, колея там — будь здоров.

Поскольк по старой традиции я шел в направлении, противоположном рекомендуемому стрелками — уже ближе к концу путешествия я вышел к еще одной достопримечательности — жилой усадьбе XIX в., принадлежавшей известному караимскому историку с настоящим караимским именем — Аврааму Самуэлевичу Фирковичу. Кстати, Чуфут-Кале переводится с крымскотатарского языка как «еврейская крепость». Кто то сомневается, что евреи были всегда и везде, таки я вас спрашиваю?)))))

Естественно вход внутрь закрыт, как и в другие постройки. Тут меня посетила мысль, что собирая немалые средства с туристов, можно было все-таки хотя бы сделать и какую-то экспозицию внутри помещений, было бы в разы интереснее. Буквально в нескольких шагах от усадьбы нашлась и незамеченная мной на пути «туда» первая крепостная стена.

Когда вы будете подниматься в крепость, почти перед воротами — к вам, вероятнее всего, пристанет мужик, который будет рассказывать вам про то, что здесь «недавно» открыли средневековый осадный колодец(10 лет назад тоже говоили, что недавно» – как на Эски-Кермене, такой же грандиозный. Мужик будет с указкой, перед мужиком будет план. Кратко сообщив, что именно открыли, мужик предложит спуститься вниз, в колодец. Для этого надо набрать группу, вооружиться скалолазным снаряжением, и разумеется небесплатно. Стоимость не узнавал, но говорят — не дешево. Если вы откажетесь и поблагодарите за лекцию, мужик попытается получить денег за свой рассказ. Так что, если в колодец не тянет, лучше сразу послать мужика подальше.
Это в том месте, где виднеется группа туристов.

Старый город с его пещерами мне нормально поснимать так и не удалось, ибо там все время находилась куча людей, которые, кричали, бегали, прыгали и фотографировались с каждым камнем. Поэтому я залез на противоположную сторону плато и сфотографировал его сверху. Хоть так.

Подведу итог своих ощущений — данное место чисто коммерческий туристический проект, а местами и чистый развод. Россия пришла, но ничего не поменялось, как брали раньше деньги за воздух, так и берут. Сразу вспомнился Бендеровский «Провал»)))) В общем один раз сходить можно, на мой взгляд, второй — вряд ли. Все написанное выше — мои личниые ощущения, без претензии на единственно правильное мнение!
Спасибо всем, кто досмотрел и дочитал до конца!
З.Ы. Если не хотите слушать бесконечное зазывание продавцов сувениров, которых там в избытке при подьеме по тропе и на обратном пути — возьмите с собой беруши)))
До новых встреч!

Свято Успенский пещерный монастырь

Среди величественных гор Крыма, опаленных солнцем, приютился Успенский пещерный монастырь – один из древнейших храмов Крымского полуострова. Он расположен в нескольких километрах от Бахчисарая, в глубоком ущелье Святой Марии (Марям-Дере), в окружении неприступных скал высотой до 140 м.

Фото монастыря:

Культурное наследие федерального значения

Православный мужской монастырь

Конец VIII века

Город Бахчисарай, ул. Мариамполь, 1

N 44.744096, E 33.910369

Предания, связанные с монастырем

С Успенской лаврой связано три предания.

  • На месте обители пастух Михаил нашел икону Божьей Матери. После того, как икону переносили на новое место, она снова возвращалась на скалы. Тогда селяне догадались, что здесь следует построить храм. Чудо произошло 15 августа, на Успение Пресвятой Богородицы, поэтому храм назвали Успенским.
  • В далекие времена на жителей Крыма нападал хищный змий. Люди обратились с молитвой к Богородице и попросили у нее помощи. Через некоторое время они заметили на скале пылающую свечу. Прорубив к ней дорогу, люди увидели икону Божьей Матери и мертвого змея. На месте чудотворного явления была построена Успенская лавра.
  • Икона была перенесена из храма, расположенного в Византии, недалеко от города Трапезунда.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Внешний вид паломников должен соответствовать тематике поездки. Открытая и короткая одежда не уместна. Женщинам перед входом в лавру следует надеть платок.

Исторические факты

Считается, что успенская обитель была основана в конце VIII века греческими монахами, покинувшими Византию после турецкого нашествия. После долгих странствий монахи нашли гористую местность, похожую на их далекую Родину, и основали здесь монастырь. Православная лавра, построенная византийскими монахами, напоминает горные храмы их родного Балканского полуострова.

В конце XV века в лавре располагалась резиденция Кафских и Готфских метрополитов, а в период Крымских завоеваний она стала главным оплотом христиан Крымского полуострова. В XVIII веке на территории обители побывали Александр I, Николай I, Александр II, Александра Федоровна, великие князья, княгини и другие известные особы.

После Октябрьской революции монастырь был разграблен, иноки расстреляны. Лавра стала приходить в упадок. В годы ВОВ в храме организовали госпиталь, в послевоенные годы – психоневрологический диспансер. Свое второе рождение обитель пережила в 1993 году, когда она была восстановлена и передана церкви.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Лавра выпускает собственную газету, которую можно купить за небольшие деньги или взять за подаяние.

Обитель сегодня

В монастырь ведет широкая лестница, вырубленная в отвесной скале. Из храмов лавры открывается великолепный вид на ущелье Святой Марии и ровные террасы с огородами внизу. На противоположной стороне ущелья видны вспомогательные постройки, высеченные в скале.

За забором лавры расположено несколько храмов, кельи монахов, звонница и хозяйственные постройки. Для туристов открыто лишь несколько помещений, в том числе Успенский храм, убранство которого поражает своей аскетичностью. Здесь нет расписных потолков, изразцовых стен и богатой мозаики. Ничто не отвлекает внимание паломников от главной святыни лавры – чудотворной иконы Божьей Матери «Троеручица».

В 1993 году в обители открыли мужской монастырь. Главную церковь Успения Богородицы отреставрировали. Остальные внутренние постройки находятся на стадии реконструкции.

Рядом с этим древним местом есть источник, из которого можно бесплатно набрать неограниченное количество святой воды. В ларьке по соседству продают бутилированную святую воду из источника.

На выходе из обители – дорога дальше в гору, на Чуфут-Кале.

Видео обзор:


ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ.
В советские времена на каменной лестнице обители проходили съемки кинокартины «Гамлет». Здесь главный герой фильма произносил свой знаменитый монолог «Быть или не быть?»

Как добраться до обители

Добраться до святыни можно пешком, на автомобиле или на общественном транспорте.

На автомобиле

От Бахчисарая следует двигаться по улицам Ленина и Розы Люксембург. Ориентироваться на указатели. На пересечении с улицей Басенко повернуть направо. За рынком сувениров есть бесплатная стоянка, от которой придется около 600 м подниматься в гору. Если идти пешком не хочется – можно доехать почти до входа в монастырь и оставить авто на небольшой платной стоянке под нависающей громадой скалы.

На автобусе

От железнодорожного вокзала до ущелья можно добраться на автобусе или маршрутном такси №2. Конечная остановка – «Староселье». Отсюда до лавры ведет неширокая асфальтированная дорога в гору протяженностью 600 м. Подъем со средней скоростью займет 15-20 мин.

Пешком

От Ханского дворца можно дойти до места назначения за 30 минут. Двигаться придется по узкой живописной дороге, вдоль которой встречаются пещеры и каменные надгробные плиты.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ.
При посещении лавры рекомендуется иметь при себе пустую тару. В эту тару можно будет набрать святую воду из бесплатного источника.

Монастырь на карте Крыма

GPS Координаты: N 44 44.679 E 33 54.593 Широта/Долгота

Свято-Успенский пещерный монастырь

В каких-то двух километрах от Бахчисарая, на краю отвесного обрыва уже несколько столетий красуется Свято-Успенский монастырь. Большая часть построек находится непосредственно в скале. Монастырь чем-то напоминает храмы, которых очень много на Балканском полуострове.

Читайте также  Приразломное месторождение где находится?

Три версии появления монастыря

Первая версия гласит, что в 754 году, когда в Византии началась борьба с иконами, состоялся церковный собор, на котором было решено приравнять молитвы к идолопоклонничеству, а сами иконы к идолам.

Один смелый монах по имени Михаил решился на спасение иконы из монастыря. Он длительное время скитался по всему миру и в какой-то момент попал в Крым. Отдыхая у ущелья, во сне к нему пришла Дева Мария, она пообещала, что в скором времени гонения закончатся, а монаху лучше остаться в этом ущелье. Через несколько лет, в 780 году, все пророчества сбылись. В ущелье появился монастырь, гонения прекратились.

Вторая версия появления монастыря также связана с мужчиной пастухом по имени Михаил. Ежедневно он выгуливал в ущелье свое стадо. В какой-то день он заметил огонек и пошел на свет. Зайдя в пещеру, он заметил, что свет исходит от иконы Девы Марии.

Михаил решил забрать икону и отнести домой. Проснувшись утром, он не обнаружил иконы, обыскал весь дом, все постройки. Вернувшись в пещеру, обнаружил икону там. Опять забрал ее домой, а утром не обнаружил ее, вернувшись в пещеру, нашел ее там. И так продолжалось несколько раз.

Через какое-то время, Михаил, посоветовавшись со своими товарищами, решил возвести в ущелье монастырь и через несколько лет у них получился целый пещерный город.

15 августа, в день празднования Успения Божьей Матери, произошло первое явление иконы. В честь этого события монастырь получил свое названием – Свято-Успенский.

Третья версия гласит, что в былые времена, в этих местах водился громадный змей, который беспощадно истреблял скот местного населения. Люди длительное время молились Пресвятой Богородице, чтобы та их избавила от чудовища. Однажды крестьяне заметили в скале огонь от свечки, но дотянутся до нее никак не могли. Пришлось вырубить ступени, чтобы достать до свечи. Добравшись до нее, они увидели икону, возле нее лежал мертвый змей. Так и появился пещерный монастырь.

Возможно, что эта версия лишь подтверждает то, что христианство победило язычество. Именно в православной вере змей ассоциировался с язычеством. Лик змея можно найти на изображениях Георгия Победоносца или архангела Михаила, который пронзает горло млекопитающего.

Историческая справка

Ранняя история монастыря и его происхождение – это настоящее белое пятно. До XIV века о нем нет практически никаких сведений. Известен лишь один факт, что в XIII веке монастырь закрыли, и на протяжении 100 лет он находился в полном запустении.

В XIV веке, благодаря усилиям князей Московских, пещерный монастырь возродили. Из центра Руси монастырь получал щедрые подаяния, но все равно оставался в плачевном состоянии.

Интересный факт, что в 1457 году, во время османского покорения Тавриды, монастырь не пострадал. С XV века монастырь являлся резиденцией митрополитов Готфских.

Период развития монастыря пришелся на середину XIX века. На территории комплекса появилось 5 храмов, корпуса для проживания монахов и дома для паломников. Вокруг высадили великолепный сад.

В период Крымской войны монастырь играл роль госпиталя. На монастырском кладбище похоронено 170 офицеров и солдат.

В Советский период, с 1921 года, монастырь закрыли. Всех послушников и монахов расстреляли, а ценные вещи исчезли.

Во время Второй мировой войны монастырь опять становится госпиталем, а по ее окончании в его стенах открывают психоневрологический диспансер.

Лишь в 1993 году, монастырь получает «второе дыхание», его реставрируют.

Описание

Основное сооружение комплекса – Свято-Успенская церковь, возведенная на месте явления чудотворной иконы Божией Матери. Она как бы нависает над обрывом. Имеет прямоугольную форму. Перед церковью расположена небольшая колокольня, с колоколом в 58 пудов.

Попасть к ней можно по широкой, но высокой лестнице (83 ступени). Она не новая, а полностью восстановления.

Вдоль лестницы идет высокий забор. На нем красуются изображения святых мест планеты.

Напротив церкви находятся хозяйственные постройки и монашеские кельи. Они все высечены в скале и покрыты штукатуркой белого цвета.

Гефсиманская часовня и фонтан расположены около нижнего пролета лестницы к храму. Возвели их в 1867 году. Ранее часовня находилась в саду, от него осталось лишь несколько деревьев.

Сегодня монастырь открыт абсолютно для всех. Но все посетители обязаны придерживаться церковных канонов. Мужчинам не допускается посещение в шортах, а женщины должны быть обязательно в юбках и в косынках.

Монастырский комплекс представляет собой трехсоставную обитель:

  • Верхний этаж. На нем расположено 3 церкви: Успенская, святых Равноапостольных Царей и святого Евангелиста Марка, колокольня и 13 келий.
  • Средний этаж. На этой платформе только одна церковь – Иннокентьевская, фонтан и 3 келий в скале.
  • Нижний этаж. Здесь расположено 2 гостиных дома, служебные помещения и трапезный корпус, два фонтана и святые врата.

С левой стороны скалы расположено кладбище и Георгиевская церковь.

Весь пещерный город окружен роскошной зеленью, где обитают множество птиц. Недалеко от скита, с южной стороны виднеется фруктовый сад.

Храмы скита

На территории пещерного города всего 5 храмов.

Церковь во имя святого Апостола и Евангелиста Марка, расположена немного ниже Успенского храма, также высечена в скале. Появилась она в 1859 году. Немного выше церкви, в скале есть библиотека и ризница.

Храм во имя святых Равноапостольных Царей Константина и Елены был возведен в 1857 году, под скалой. Недалеко от него находится прах Берковой, большой благотворительницы Крымского полуострова.

Храм Георгия Победоносца был возведен на военном кладбище в честь военных, положивших свои жизни за Россию во время Крымской войны.

На средней площадке монастыря возвышается еще один собор во имя Святителя Иркутского Иннокентия.

Другие здания скита

На средней площадке около храма возведен настоятельский дом, построенный в 1862 году. Внутри дома расположена трапезная, 6 келий для монахов и кухня с пекарней.

Под скалой расположены еще 16 высеченных в скале келий и две отдельно стоящие. В одной из скальных келий расположена просфорня. Сами кельи плохо приспособлены к постоянному проживанию, там очень высокая влажность.

Для приезжих паломников в нижней части монастырского комплекса возведено 2-этажное здание из камня.

При выезде непосредственно из города стоят ворота с кельями.

Буквально в 1 км от монастыря расположен естественный скальный источник с родниковой водой. Глубина скважины около 4 метров. В 1896 году от этого источника проложен водопровод в скит.

На небольшом расстоянии от скважины возведен бассейн, на лицевой стороне которого вделана икона Успения Божией Матери и каменный крест.

Интересные факты

На лестнице скита отсняты кадры из фильма «Гамлет», именно на них главный герой произносит часть своего самого известного монолога «Быть или не быть».

В разные периоды существования монастырь имел разные названия: Крымская лавра, пещерный город, пещерный монастырь, скит долины святой Марии.

В пещерах скита удивительная акустика. Если даже на площадке перед пещерой находится много людей, и они шумят, то следует только зайти внутрь, как сразу шум полностью исчезает. Связано это с тем, что пористый крымский известняк интенсивно поглощает практически любые шумы.

Монастырь посещали императорские особы: Александр I, II и Николай I.

К интересному выводу пришли исследователи. Монастырь расположен как бы на границе двух миров между христианским и языческим. Недалеко от скита найдены христианские могильники VI века. Они являются пускай и непрямым, но все же доказательством, что здесь издревле были христианские поселения, которым требовались храмы для богослужений. Рядом располагались алано-готские поселения (языческие), к которым и несли христианство иноки (И́ноки) монастыря.

Как добраться

От железнодорожного вокзала Бахчисарая курсирует автобус № 2. Выходить следует на остановке «Староселье». От остановки попасть в скит можно по тропинке, пролегающей по живописной балке Марьям-Дере. Идти необходимо из бывшего поселения под названием Староселье. Тропинка начинается сразу за мостом через Чурук-Суд. Дорога пролегает по каменистой тропе, с ощутимым подъемом. Справа открывается вид на каменные глыбы, с левой стороны – обрыв.

Вид на монастырь открывается неожиданно, через 0,5 км пути. Сразу же виден Успенский храм в скале.

Дойти до скита можно от Ханского дворца буквально за 30 минут. Это узкая дорога с указателями, вдоль живописного ландшафта. На пути встречаются древние надгробные плиты и пещеры.

Добраться до скита можно на личном автотранспортом средстве. Перед Бахчисараем, на кольце, если двигаться со стороны Симферополя, через пару минут необходимо повернуть налево. На повороте установлен указатель, до монастыря примерно 2,5 км. Двигаться по объездной дороге необходимо около 5 минут, повернуть налево недалеко от Ханского дворца и двигаться до поселка Староселье. Далее только пешком по тропинке.

Адрес: г. Бахчисарай, ул. Мариамполь,1.
Координаты GPS:44.7449311074355, 33.9100376050919.

Заключение

Свято-Успенский монастырь – старейшая христианская святыня Крымского полуострова. Скиту удалось спастись от гнета Византийской империи, возродиться при Крымском ханстве и устоять в суровых реалиях современного мира.

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: