Усть Кут где это находится?

Блог пользователя Danchik-1 на DRIVE2. Всем привет! Ещё одна стояночка, где можно спешится и погулять по городу.Пополнить запасы продовольственные и духовные.Ну что, готовы прогуляться со мной.А как я готов.Давно планировал тут побывать.А то всё проездом…Пошли. От куда такое название? Усть-Кут нередко называют городом с тремя назван…

Усть Кут где это находится?

Усть-Кут, Лена, Осетрово.

Всем привет!
Ещё одна стояночка, где можно спешится и погулять по городу.Пополнить запасы продовольственные и духовные.Ну что, готовы прогуляться со мной.А как я готов.Давно планировал тут побывать.А то всё проездом…Пошли.

От куда такое название? Усть-Кут нередко называют городом с тремя названиями, так как с ним отождествлено три топонима: Усть-Кут (город и аэропорт), Лена (железнодорожная станция), Осетрово (порт).
Поселение было основано в устье реки Куты (от эвенк. кута — заболоченное место). Отсюда название — Усть-Кутский (в старом написании — Усть-Куцкой) острог, позже село Усть-Кутское. Постепенно в широкий обиход вошло укороченное название села, закрепившееся при смене статусов поселения, — Усть-Кут. При склонении названия ударение не сохраняется и переходит к окончанию: в Усть-Куте́, из Усть-Кута́ и т. п.
Этнохороним — устькутя́не (формы мужского и женского рода: устькутя́нин, устькутя́нка). Форма устьку́тцы, нередко используемая центральными и региональными СМИ, считается неверной.
Станция Лена названа по имени реки Лены, восходящему к эвенк. елю эне («большая река»).
Порт Осетрово назван по имени рабочего посёлка, включённого в состав Усть-Кута в 1954 .

Город сильно вытянут вдоль рек Лены и Куты — его длина по руслам рек составляет 34 км, в то время как максимальная ширина застройки не превышает 3 км.

Административно город не разделён, но фактически Усть-Кут состоит из множества микрорайонов и посёлков. Это разделение прочно закрепилось в городском обиходе, и используется как на бытовом, так и на официальном уровне. Необычная планировка Усть-Кута породила среди приезжих и жителей Иркутской области впечатление «города с единственной улицей». Однако это утверждение неверно. Через большинство микрорайонов проходит и вторая связующая трасса — объездная дорога, мало известная приезжим.
Центром современного города считается сквер между железнодорожным и речным вокзалами. Центральные микрорайоны — Лена и Речники. Здесь находится большинство социальных, культурных объектов и сосредоточена бо́льшая часть населения.

Остальные микрорайоны и посёлки находятся как ниже, так и выше по течению Лены, застроены преимущественно по левому берегу. Правобережная часть небольшая и состоит из двух микрорайонов. Жилые кварталы перемежаются с территориями промышленного назначения и брошенными временными посёлками.
Принято отдельно выделять и старую часть города — бывшее село Усть-Кут. Застройка здесь преимущественно одноэтажная деревянная, сохранились исторические здания.

Усть-Кут — третье по счёту русское поселение на территории современной Иркутской области и второе из существующих в наше время. Старше Усть-Кута из ныне существующих только город Киренск (1630). Областной центр Иркутск основан на 30 лет позже Усть-Кута.

Российские первопроходцы появились в устье Куты в конце 1620-х. В 1628 (по другим данным — в 1629) казацкий десятник Василий Бугор поставил здесь зимовьё. Годом же основания поселения считается 1631, когда отряд под предводительством атамана Ивана Галкина основал Усть-Кутский острог.
Развитие острога как постоянного поселения напрямую связано с именем Ерофея Хабарова. В 1630-х годах в предместьях Усть-Кутского острога он основал солеварню, завёл на Лене пашню, организовал ямскую гоньбу.

Расположенный в конечной точке Ленского волока, Усть-Кут стал важным транспортным узлом для освоения Сибири и Дальнего Востока. Здесь готовились суда-дощаники для Северной экспедиции Витуса Беринга. Через острог проходили экспедиции Дмитрия и Харитона Лаптевых, Владимира Атласова и Степана Крашенинникова, Григория Шелихова, Геннадия Невельского.
Уже в XVII веке вблизи острога на Лене и Куте образовалась цепочка небольших деревень, составивших Усть-Кутскую волость. До XIX века Усть-Кут был местом проведения крупных ярмарок. Население волости также занималось хлебопашеством, работало на сользаводе, обслуживало пути сообщения — Ленский волок и ямской тракт.
Долгие годы Усть-Кут служил местом ссылки политических заключённых. Осенью 1900 в селе отбывал ссылку Лев Троцкий. На сользаводе работало большое количество ссыльных поляков — участников восстания 1863 года.
Во время Гражданской войны в Усть-Куте разворачивались крупные партизанские бои — за обладание выходом к золотым приискам Ленского бассейна. 13 ноября 1919 село было освобождено от колчаковцев партизанской армией под командованием Даниила Зверева.

В 1926 в Усть-Куте впервые открыта больница, село стало центром новообразованного Усть-Кутского района. В 1928 на месте закрытого солеваренного завода открыт Усть-Кутский курорт, известный уникальными лечебными грязями.
В 1941—1945 более 3 тысяч устькутян участвовали в Великой Отечественной войне, более тысячи из них не вернулись. За участие в сражениях 4 жителя Усть-Кута получили звание Героя Советского Союза: Иван Антипин, Михаил Андреев, Алексей Пестерев, Пётр Тюрнев.

В 1943 село получило статус рабочего посёлка (посёлка городского типа).

В июле 1951 года в Усть-Кут пришёл первый поезд по вновь построенной железнодорожной линии Тайшет – Лена. В том же 1951 сдана первая очередь Осетровского речного порта, в будущем крупнейшего в СССР. С завершением его строительства город становится крупным транспортным узлом промышленного масштаба, обслуживает бо́льшую часть «северного завоза».
29 июля 1954 Усть-Куту был присвоен статус города районного подчинения путём объединения рабочих посёлков Усть-Кута и Осетрово. В 1963—2004 годах являлся городом областного подчинения.
В 1974 Усть-Кут был объявлен отправной точкой всесоюзной комсомольской стройки — строительства Байкало-Амурской магистрали. В городе располагался штаб Западного участка.

В 1996 численность населения города достигла исторического пика — 62,4 тыс. человек, — после чего начало уменьшаться (до 1,5 тыс. чел. ежегодно).

Наводнение 2001 года.
В 2001 город пострадал от наводнения на Лене. В Усть-Куте были подтоплены все прибрежные улицы, в том числе в центре города, разрушены строения в частных секторах. Часть микрорайонов была лишена автобусного сообщения из-за затопления маршрутных трасс. Разливы на Куте привели также к краткосрочному затоплению трассы Р419 и размыву железнодорожной насыпи на некоторых участках.

Город Усть-Кут

Видео ролик о городе

Общие сведения и история

Усть-Кут расположен в центре Иркутской области, в 500 км от ее столицы, в 255 км от Братска и в 215 км от Усть-Илимска, на реках Лена, Кута и Якурим. Является административным центром Усть-Кутского района Иркутской области, транспортным узлом на пересечении автомобильных, воздушных, железнодорожных и речных (городской порт в советское время являлся крупнейшим в стране) путей и грязелечебным курортом. Также значительно развита деревообрабатывающая промышленность и добыча полезных ископаемых. Площадь города — 56 км².

История Усть-Кута берет отчет с 1620-х годов, когда до устья Куты дошли русские первопроходцы. В том же десятилетии, в 1628 или 1629 году казачий десятник Василий Бугор построил в этих местах зимовье. Несколько позже, в 1631-м отряд атамана Ивана Галкина поставил здесь зимовье побольше, из которого вырос Усть-Кутский (или иначе Усть-Куцкий) острог, ставший основой для будущего города. Острог, служивший, помимо прочего, и базовым лагерем для дальнейшего освоения Сибири, был построен в форме четырехугольника, имел одну проезжую башню и был окружен стеной длиной в 134 метра. Несколько позже рядом с острогом был образован ряд деревень, которые были выделены в Усть-Кутскую волость.

Несмотря на свое оборонительное предназначение, Усть-Кутский острог никогда не видел сражений — местные племена предпочли здесь вести торговлю с русскими и между собой. Кроме этого, через несколько лет после основания острога, в его окрестностях появилось промышленное производство — знаменитый землепроходец Ерофей Павлович Хабаров открыл здесь солеварню, из которой затем вырос Усть-Кутский солеваренный завод (первое промышленное предприятие на реке Лена), продукция которого продавалась на всей северо-восточной части Сибири. Этот завод закрылся лишь в 1956 году. Так же Хабаров основал в этих местах ямскую гоньбу и занялся земледелием.

Из-за своего выгодного местоположения (пересечение двух крупных рек — Лены и Куты и конечная точка Ленского волока), Усть-Кутский острог вскоре приобрел значение как важный транспортный узел для путешественников (в Усть-Куте побывали, в частности, братья Лаптевы, Витус Беринг, Григорий Шелехов, Геннадий Невельский и первооткрыватели Камчатки Степан Крашенинников и Владимир Атласов) и казачьих отрядов, следующих по Сибири и на Дальний Восток. Также Усть-Кут служил транзитной точкой для грузовых судов, которые с Ишима, Енисея и верховьев Лены следовали дальше на север и восток. Благодаря всему этому Усть-Кут получил неофициальное название «Ворота на Север».

Читайте также  Джанзур страна где находится?

Кроме земледелия, торговли (до 19 века здесь проводились крупные ярмарки) и обслуживания купцов и землепроходцев местные жители занимались рыболовством и охотой.

Во второй половине XIX века здесь начало развиваться пароходное дело. Им занимались восемь компаний, в собственности которых было около 20 пароходов. Кроме этого, по Лене и Куте ходили еще около сотни остальных судов, на которых осуществлялись перевозки. В 1890-х годах здесь появилась телеграфная связь. На рубеже 20 столетия в Усть-Куте открылась грязелечебница.

Несмотря на свое курортное и экономическое значение, Усть-Кут также являлся местом ссылки для политических заключенных. Сюда в 1900 году был отправлен Лев Троцкий, ссылались анархисты, социал-демократы и эсеры, а участники Польского восстания 1863-64 годов отбывали каторгу на солеварне. Так же по пути к местам ссылки через Усть-Кут проследовали писатели А.Н. Радищев и Н.Г. Чернышевский и несколько декабристов.

Уже в послереволюционное время, в период Гражданской войны, Усть-Кут стал ареной партизанских сражений, чьей целью было овладение выходом к золотым приискам Ленского бассейна. До ноября 1919 года здесь располагался один из крупнейших лагерей армии А.В. Колчака. Затем в селе установилась власть большевиков.

В первые годы советской власти в Усть-Куте был сформирован перевалочный пункт для грузов, предназначенных для перевозки в Якутию, а также открыты верфь, больница и пристань Осетрово. В 1926 году Усть-Кут получил статус райцентра, а в 1928-м здесь был оборудован грязелечебный Усть-Кутский курорт.

В конце 30-х были начаты работы по строительству Байкало-Амурской магистрали, один из первых участков которой прошел через Усть-Кут, но из-за нападения на СССР фашистов их пришлось прекратить. На фронт отправились свыше трех тысяч местных жителей, около трети из них полегли в боях. Четыре устькутянина за военные подвиги стали Героями Советского Союза. К слову, в 1942-43 годах здесь проходила трасса, по которой на фронт перегонялись самолеты, полученные по ленд-лизу. Так же во время войны, в 1943-м, Усть-Кут был преобразован в рабочий поселок.

В 1951 году по БАМу между Тайшетом и Усть-Кутом открылось железнодорожное сообщение. Через несколько лет были построены аэропорт, Осетровский речной порт (крупнейший в СССР) и верфь металлического судостроения. Так же в Усть-Куте, ставшем в то время городом (с 29 июля 1954 года) и значимым транспортным узлом, начала интенсивно развиваться лесная промышленность. В 1955 году железнодорожный участок Тайшет-Лена был соединен с Транссибирской железнодорожной магистралью.

В 1963-м Усть-Кут стал городом областного подчинения. Через одиннадцать лет он был назван отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали. Здесь разместился штаб ее Западного участка. В 1989 году берега Лены соединил единственный в городе автомобильный мост, впоследствии получивший статус памятника.

В 2001 году жители Усть-Кута пострадали от наводнения на Куте и Лене. Были разрушены строения в частных секторах и затоплены несколько городских улиц, участок автодороги Р419 (Тулун — Братск — Усть-Кут) и железнодорожная насыпь.

В наше время город сохранил свое промышленное и транспортное значение. Он занимает 1-е место среди всех транспортных центров Восточной Сибири. По железной дороге во все регионы России и в зарубежные страны отсюда направляется древесина, а с Осетрова, которое занимает одну из лидирующих позиций среди российских речных портов, в порты на Крайнем Севере и в золотодобывающие районы регулярно уходят суда с грузами. Не прекращают свою деятельность крупная судоверфь, предприятия лесной промышленности и нефтебаза.

В Усть-Куте действуют спортивный центр и детская спортивная школа, несколько санаториев, множество библиотек и клубов и музыкальная школа. Дух истории города хранят несколько сотен памятников археологии, архитектуры и истории.

Районы Усть-Кута

Официального административно-территориального деления в городе не существует, хотя в нем можно выделить ряд микрорайонов и поселков частного сектора. Их названия активно используются как местными жителями, так и городскими властями.

Центральная часть Усть-Кута разделена на два микрорайона: Речники и Лена. Здесь проживает большинство устькутян и находится основная часть городских культурных и социальных учреждений.

Историческая часть города, которая раньше являлась селом Усть-Кут, в настоящее время называется «Старый Усть-Кут». Она, в основном, застроена древними деревянными домами.

Численность населения Усть-Кута на 2020 год. Количество жителей Усть-Кута

Данные количества жителей города взяты из федеральной службы государственной статистики. Официальный сайт службы Росстата www.gks.ru . Так же данные были взяты с единой межведомственной информационно-статистисеской системы, официальный сайт ЕМИСС www.fedstat.ru . На сайте опубликованы данные о количестве жителей Усть-Кута. В таблице указано распределение количества жителей Усть-Кута по годам, ниже на графике изображена тенденция демографии в разные годы.

Усть-Кут

Содержание

  • 1 Понять
    • 1.1 История
  • 2 Как добраться
    • 2.1 На самолёте
    • 2.2 На поезде
    • 2.3 На автомобиле
    • 2.4 На автобусе
    • 2.5 На корабле
  • 3 Транспорт
  • 4 Достопримечательности
  • 5 Чем заняться
  • 6 Покупки
  • 7 Еда
    • 7.1 Дёшево
    • 7.2 Средней стоимости
    • 7.3 Дорого
  • 8 Ночная жизнь
  • 9 Где остановиться
    • 9.1 Дёшево
    • 9.2 Средней стоимости
    • 9.3 Дорого
  • 10 Связь
  • 11 Меры предосторожности
  • 12 Окрестности
    • 12.1 Озеро Байкал
    • 12.2 Ленские столбы

Железнодорожный и портовый город с населением 45 тысяч жителей, окружённый тайгой и растянувшийся почти на 40 километров между сопками по берегам рек Куты и Лены. Второе по старшинству русское поселение в Прибайкалье из ныне существующих. Город трёх названий: Усть-Кут, Осетрово, Лена. Известен также своим курортом с лечебными грязями.

Понять [ править ]

Путешественнику Усть-Кут интересен прежде всего как транспортный узел и «ворота Севера» — это единственное место на Лене, сообщающееся с железной дорогой, крупнейший речной порт России Осетрово и станция Лена — отправная точка комсомольской «стройки века» — Байкало-Амурской магистрали 1974 года. Зимой отсюда выходит крупнейший автозимник в Якутию.

В остальном город с точки зрения традиционного туризма малопривлекателен, наиболее развит лечебный туризм: в черте города находится одноимённый санаторий с уникальными лечебными грязями, по своим свойствам не уступающим кавказским лечебницам.

Возможен экологический туризм: со всех сторон город окружён тайгой, а земли южной части района практически неосвоены. Однако операторов, обслуживающих экотуристов, здесь нет, и поездку можно совершить только «дикарём».

История [ править ]

Усть-Кут — второй по старшинству из ныне существующих городов Иркутской области. История города начинается с Усть-Кутского острога, основанного в 1631 году у слияния рек Лены и Куты. Во времена освоения Сибири острог стал важным пунктом перевалки: здесь проходили маршруты многих первооткрывателей и исследователей, в том числе Северные экспедиции Витуса Беринга, для которой в Усть-Куте строились суда-дощаники.

До XX века село было местом ссылки политических заключённых, в 1900 году здесь отбывал ссылку Лев Троцкий. Во время гражданской войны здесь разворачивались крупные партизанские бои за выход к золотым приискам Лены. Во время Второй мировой войны через Усть-Кут проходила трасса АлСиб, о чём сейчас напоминают останки двух самолётов, разбившихся в окрестностях села. А тридцать лет спустя, в 1974 году, Усть-Кут, 20 лет до этого ставший городом, был объявлен отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали — знаменитой «стройки веки».

Как добраться [ править ]

На самолёте [ править ]

Из Иркутска до аэропорта «Усть-Кут» ежедневно отправляются регулярные рейсы, обслуживаемые авиакомпанией «Ангара». Стоимость перелёта — ок. 7000 руб.

Аэропорт находится в 10 км к северу от города. Сообщение с центром города, железнодорожным и речным вокзалами.

На поезде [ править ]

Из Москвы ежедневно поездами «Москва — Тында» (через Казань) или «Москва — Северобайкальск» (через Нижний Новгород и Пермь).

Из Иркутска поездами «Иркутск — Северобайкальск» (через день; летом ежедневно) и «Иркутск — Лена» (еженедельно, только летом).

С юга России поездами «Кисловодск — Тында (еженедельно, круглый год)» и «Адлер — Северобайкальск» (еженедельно, только летом)

Читайте также  Что такое Домбай и где находится?

Из Братска (имеет международный аэропорт) всеми обозначенными поездами, на поезде «Красноярск — Северобайкальск» или электропоездом «Вихоревка — Лена».

В летнее время количество поездов на маршрутах увеличивается почти вдвое; вводятся дополнительные маршруты из Томска, Новосибирска, Анапы в направлении Северобайкальска и Тынды.

Обратите внимание, что если вы едете в Усть-Кут, билет обычно следует покупать до станци Лена. Это основная станция, расположенная в центре города. Поезда дальнего следования обычно стоят здесь 30—40 минут, и встречать вас, скорее всего, будут там.

Станция Усть-Кут находится в старой деревянной части города, покупать до неё билет целесообразно только если ваш пункт назначения — микрорайон Старый Усть-Кут. При необходимости попасть сразу в восточные микрорайоны города — Нефтебазу, Якурим и Мостоотряд, — можно взять билет до станции Лена-Восточная (стоянка поезда до 5 минут). Некоторые поезда также останавливаются на станции Якурим.

На автомобиле [ править ]

От федеральной дороги М53 «Байкал» в Тулуне северный выезд на бывшую региональную автодорогу Р419 (с 2007 года она стала федеральной и называется «Вилюй»). Далее через Братск до Усть-Кута (въезд с восточной стороны).

На автобусе [ править ]

Из Иркутска ежедневно отправляются рейсовые автобусы через Тулун и Братск. Отправление из Иркутска и Усть-Кута вечером, прибытие в конечный пункт — утром следующего дня. Стоимость проезда — около 1600 рублей.

Автостанции в Усть-Куте нет. Прибытие и отправление автобусов осуществляется с площади железнодорожного вокзала Лена.

На корабле [ править ]

Только по с севера — по реке Лене до порта Осетрово.

Транспорт [ править ]

Городской транспорт представлен только маршрутными такси. Все действующие на 2010 год маршруты начинаются с остановки «Станция Лена» или проходят через неё. Основной маршрут — № 1 из старого города через центр до Восточного порта. До санатория — маршрут № 7 «Восточный порт — станция Лена — Курорт». Стоимость проезда — 25 рублей.

Общественный транспорт в Усть-Куте — одна из самых проблемных тем, и поездка на нём сопряжена с рядом неудобств. Важно помнить:

  • расписания на большинстве маршрутов имеют декларативный характер, фактически маршрутки редко его придерживаются;
  • в «часы пик» выходящих на линии машин не хватает, чтобы перевезти всех желающих. Большинство маршруток — «Газели», поэтому перегруз, давка и стоящие в полусогнутом положении пассажиры — нормальная практика;
  • количество машин на маршрутах заметно уменьшается между 13:00 и 16:30 и сразу по окончании вечернего «часа пик». В эти промежутки время ожидания может составлять более получаса. На большинстве маршрутов после 19:00 выполняется один-два рейса, а к 21:00 движение общественного транспорта практически прекращается.

Перед началом и после окончания рабочего дня через город проходят электропоезда, однако остановочные платформы достаточно редки (через 3—5 километров).

Развита система такси, которое довезёт до любого дома в городе, даже если он находится на неасфальтированной разбитой улице. Проезд из окраины в центр обойдётся днём в 200 рублей, по центральным микрорайонам — до 100 рублей.

Достопримечательности [ править ]

Чем заняться [ править ]

  • В весенне-летнний-осенний период можно взять напрокат квадроциклы и поездить по подготовленным лесным маршрутам в окрестностях города с заездами на самые высокие сопки и скалы, откуда открывается замечательная панорама города, тайги и реки Лена. Стоимость ориентировочно 2000 руб/час. На июнь 2015 года действует 5 экскурсионных маршрутов протяженностью от 6 до 30 километров. Запись на экскурсии по тел 8-964-216-99-50.
  • В зимнее время можно покататься на горных лыжах, сноубордах, тюбингах на горе Светлая. Трасса расположена в 8 км от центра города. Действуют две подготовленные «синие» трассы длинной 600-700 метров с перепадом высот около 150 м. Для экстремалов есть трасса с самой высокой левобережной точки города (высота 677 м.). Длина спуска почти 2 км. Среднюю часть этой трассы длинной около 500 метров можно классифицировать как красно-черную по уровню сложности. Для тех кто опасается вставать на лыжи, проводятся обзорные экскурсии на снегоходах. Подъем лыжников осуществляется снегоходами и ратраками (подъемника пока нет), поэтому стоимость достаточно высокая — 150 руб за 1 подъем. Режим работы горнолыжной трассы, возможность проката горнолыжного оборудования а так же запись на снегоходные покатушки уточняйте по тел 8-964-216-99-50.

Покупки [ править ]

Еда [ править ]

Дёшево [ править ]

Средней стоимости [ править ]

Сразу напротив вокзала есть торговый центр — там можно приобрести еду на любой вкус по средней цене.

Дорого [ править ]

Ночная жизнь [ править ]

Где остановиться [ править ]

Дёшево [ править ]

Средней стоимости [ править ]

  • гостиница «Лена»

Расположена в самом центре города, в 200 метрах от железнодорожного вокзала «Лена», в 300 метрах от Речного вокзала «Осетрово». Стоимость — от 2100 рублей в сутки. Есть возможность бронирования по телефону.

Адрес: ул. Кирова, 88, Усть-Кут, Иркутская область, 666784. Телефон: (39565) 5-15-07, факс 5-08-60. Сайт: www.lenahotel.ru.

  • гостиница «Парус»

Дорого [ править ]

Связь [ править ]

Меры предосторожности [ править ]

Окрестности [ править ]

Озеро Байкал [ править ]

В 300 км к востоку от Усть-Кута расположена северная оконечность озера Байкал (город Северобайкальск). Только частный туризм: туристическими операторами направление не обслуживается. Популярен однодневный маршрут: отправление вечером из Усть-Кута — утром прибытие поезда в Гоуджекит (горячие источники) — на маршрутом такси до Северобайкальска (Байкал и тёплые береговые озёра) — пригородным поездом до Гоуджекита — вечером отправление поездом до Усть-Кута (прибытие утром следующего дня).

Ленские столбы [ править ]

Одно из самых живописных мест на Лене — многокилометровая череда выветренных останцев, возвышающихся над заросшими лесом речными берегами. Культовый объект в традиционных верованиях местных народов — якутов, эвенков. Расположен в Якутии, на участке между Ленском и Якутском.

Выполняется туристический маршрут Осетрово — Якутск (по отдельному расписанию) на теплоходе «Московский». На 2009 год до Ленских столбов — 6 дней пути, стоимость от 600 руб./сутки.

УСТЬ-КУТ

Усть-Кут, нач. XXI в.

Усть-Кут, город в России, административный центр Усть-Кутского района Иркутской области, в пределах Братской епархии. Расположен у впадения реки Куты в реку Лену, в 610 км к северо-востоку от Иркутска (воздушным путем). Через город проходит Байкало-Амурская магистраль. Здесь находятся крупный речной порт, аэропорт, железнодорожная станция. Население — 44 805 человек (2012) [1].

Один из старейших населённых пунктов на р. Лене. Город тянется вдоль реки на 40 км, имея в то же время ширину всего 1,5 — 2,5 км.

История

Первые зимовья на «Ленском волоке» с реки Илим на реку Лену возникли во время похода десятника Василия Бугра в 1630 году. Первое зимовье в устье р. Куты на р. Лене поставлено енисейским атаманом Иваном Галкиным в 1631 году. Впоследствии зимовье было обнесено частоколом, в начале 1640-х годов поставлен острожек, который в конце XVII века по чертежу С.У. Ремезова представлял собой четырехугольник, обнесенный острожной стеной длиной в 61 саженей с 1 проезжей башней, стоявшей на стыке восточной и западной сторон. В остроге размещался двор приказчика и государевы амбары. Возле острога находились 10 дворов судовых плотников, 2 двора казаков и двор попа.

Острог был поставлен для сбора ясака, но в середине XVII века являлся только важной ленской пристанью, где сосредотачивались грузы, шедшие с Илима и Верхней Лены. Это был важный транзитный пункт по дороге в Якутск, где строились суда для сплава вниз по Лене. Сюда стекалось много торговых людей, ежегодно в середине мая устраивалась ярмарка.

В 1630-х годах важную роль в освоении Приленья сыграл землепроходец Ерофей Хабаров. Он построил Усть-Кутский солеваренный завод, впервые завел на Лене пашни, организовал ямскую гоньбу.

В 1700 году в деревнях Усть-Кутской волости было 55 дворов и 408 человек. В 1723 году в самом Усть-Куте находилось 10 дворов и проживало 53 человек, в том числе 10 служилых людей и 36 судовых плотников.

В 1720-е годы острог был перестроен. По описанию 1736 года «Усть-Кутский острог стоит над Кутою рекою. длиннику 17 сажень с аршином (35,5 м), поперешнеку 15 сажень с аршином (31 м) кругом всего острогу 54 сажени (109 м)«.

С XVIII века в окрестностях Усть-Кута начали добычу меди.

В XIX веке основу экономической жизни Усть-Кута составляли хлебопашество, пушной и рыбный промыслы, добыча соли.

В конце XIX — нач. XX века село входило в состав Киренского уезда Иркутской губернии.

По описанию 1913 года Усть-Кут представлял собой «большое бойкое село, имеющее около сотни домов; вдоль берега тянутся пароходные пристани, где днем и ночью кипит жизнь; пароходы доставляют сюда почту, грузы, массу пассажиров, особенно осенью при возвращении приисковых рабочих с Бодайбо, отсюда, при мелководье верховьев Лены, передвижение начинается в лодках бечевником до Жигалово» [2].

Усть-Кут долгие годы служил местом ссылки политических заключённых (осенью 1900 года в селе отбывал ссылку Лев Троцкий). C 1950 по 1953 год здесь размещалось Усть-Кутское лагерное отделение [3].

С 1943 года — рабочий поселок.

К 1950 году в Усть-Куте была проложена железная дорога.

В 1954 году в результате слияния поселков Усть-Кут и Осетрово возник город Усть-Кут. В 1974 году был утвержден герб города.

В 1962 году открыта пристань «Осетрово» с речным вокзалом. Практически вся жизнь города связана с обслуживанием порта.

В 1974 году Усть-Кут стал отправной точкой строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Роль города возросла в связи с организацией Верхоленского ТПК.

На начало XXI века основными отраслями экономики города являются промышленное производство, транспорт и связь, лесоперерабатывающая отрасль, строительство и предприятия малого бизнеса. В городе работает 10 школ, лицей, школа искусств, профессиональное училище, филиал ФГОУ ВПО «НГАВТ», Осетровское речное училище, филиалы ВУЗов. В Усть-Куте работают городской исторический музей, Дома культуры, 10 библиотек, действует спортивно-оздоровительный комплекс, плавательный бассейн. В 3 км от Усть-Кута находится одноимённый бальнеогрязевый курорт, основанный в 1925 году.

Статистика

  • 1959 — 21,3 тыс. чел.
  • 1970 — 33,2 тыс. чел.
  • 1979 — 49,6 тыс. чел.
  • 1989 — 61,1 тыс. чел.
  • 1998 — 59,6 тыс. чел.
  • 2002 — 50,0 тыс. чел.
  • 2007 — 45,8 тыс. чел.

Религия

Со времени основания Усть-Кутский острог входил в границы Тобольской епархии.

В «Описной книге» 1699-1700 годов имеется упоминание об острожной Спасской церкви . В течение двух веков храм несколько раз перестраивался.

С декабря 1721 года Усть-Кут находился в пределах самостоятельной Иркутской епархии.

В XIX веке на территории солеваренного завода был построен Прокопиевский храм.

Народ в Усть-Кутском крае был мало религиозен. Об этом говорится в отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1911 год:

В отчёте о состоянии Иркутской епархии за 1915 год сказано, что «в Киренском, например, уезде, в следствие, отказа прихожан от содержания храма и причта, Усть-Кутский приход призакрыт«.

В советское время оба Усть-Кутских храма были уничтожены.

К началу 1990-х годов в Усть-Куте была основана община православных христиан — около 20 человек. Община собиралась в половине двухквартирного списанного дома по улице Котовского. Старостой общины была Витковская Ксения Тарасовна.

В 1992 году на праздник Крещения Господня впервые после долгого перерыва был совершен крестный ход на реку Лена, в районе старого Усть-Кута.

С 2006 по 2008 год в местной газете «Парус» действовала еженедельная рубрика «Мир православия». За это время было издано более 40 статей.

5 октября 2011 года город вошел в состав Братской епархии.

Храмы

Литература

  • Бандо Е.Г. Предбайкалье: Города и районы. кутск, 1976
  • Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989
  • Бояркин В.М. География Иркутской области. Иркутск, 1995
  • Винокуров М.А., Суходолов А.П. Экономика Иркутской области. Иркутск, 1998

Карта Усть-Кута подробно с улицами, домами и районами

Усть-Кут на карте — спутник и схема

На странице изображена интерактивная карта города Усть-Кут с улицами и домами. Усть-Кут размещается в центре Иркутской области, в 512 километрах от столицы региона. Общая площадь муниципального образования превышает 55 квадратных километров. Для масштабирования географической карты используйте кнопки (+) и (-) в левой части. На карте города Усть-Кут можно смотреть станции метро, магазины, аптеки, заправки, маршруты.

Территориальное устройство на карте

Усть-Кут — административный центр Усть-Кутского района Иркутской области.

Справочная информация

Дата образования: 1631 г.
Площадь кв. км.: 56
Население: 42 27
Индекс: 66678х, 666791, 666793
Телефонный код: +7 39565
Автомобильный код: 38, 85, 138
Код ОКАТО: 25 244 501 000

Усть-Кут — вокзалы

Адрес вокзала Вид
1 Иркутская область, Усть-Кутский район, аэропорт Усть-Кут Аэропорт

Проживает в городе около 43 тысяч человек. Именно отсюда началось в советские годы строительство БАМа. Город стоит на месте, где сливаются две реки:

  • Лена;
  • Кута.

На карте Усть-Кута со спутника видно, что местность эта равнинная, город окружен лесами. Располагаются жилые районы по берегам рек, соединяются между собой мостами. На территории муниципального образования есть источники с лечебными водами и целебными грязями. Недалеко от города геологи нашли запасы нефти и газа.

Климат в этом регионе мягкий, зимой средняя температура составляет минус 25 градусов, хотя бывали годы, когда она могла опускаться до -58. Лето теплое, не дождливое, средняя температура не превышает +21 градуса, но были годы, когда она поднималась до +40 градусов.

Жилые массивы располагаются преимущественно вдоль рек. В состав муниципального образования входят 14 микрорайонов и 15 поселков. Длина города превышает 34,2 километра, а ширина — 3,5 километров.

Улицы Усть-Кута подробно

На карте Усть-Кута с улицами отмечено, что город состоит из четырех жилых районов:

  • Западного (2 микрорайона и 10 поселков);
  • Центрального (8 микрорайонов);
  • Восточного (2 микрорайона и 4 поселка);
  • Правого берега Лены (2 микрорайона и 1 поселок).

Есть селения, которые не входят в черту города, но зависят от него:

  • Минган;
  • Аэропорт;
  • Турука.

В городе – 289 улиц, 7 переулков. Основными улицами являются:

  • Речников;
  • Некрасова;
  • Кирова;
  • Халтурина;
  • Пушкина;
  • Луговая;
  • Новая;
  • Кедровая.

Центральной частью муниципального образования местные жители считают пространство между речным и железнодорожным вокзалами, где расположено большое число административных, культурных, социальных, торговых и иных объектов.

На подробной карте Усть-Кута отмечено, что по его границам проходит строящаяся магистраль А331 «Вилюй», которая соединит Мирный и Якутск. Через город проложена железная дорога, есть несколько станций, а в 10 километрах расположен аэропорт. Функционирует речной порт. В городе курсируют автобусы по 10 маршрутам.

На карте Усть-Кута с домами видно, что в нем сохранилась историческая часть. Здесь находятся одноэтажные деревянные строения. На территории муниципального образования есть несколько кирпичных зданий, возведенных в сталинскую эпоху, много малоэтажных домов, построенных в более поздние периоды существования СССР.

Размещено несколько многоэтажек, выросших в эти же периоды, а также в девяностые годы прошлого столетия. На карте Усть-Кута с номерами домов отмечено, что некоторую его часть занимает частный сектор. Имеются коттеджные поселки, возведенные несколько лет назад, а в некоторых местах города строительство еще продолжается.

Промышленность и инфраструктура муниципального образования

На карте Усть-Кута со схемами видно, что в городе есть несколько промышленных предприятий. Например, «Иркутская нефтяная компания», «УстьКутНефтегаз» и другие. Но еще имеются:

  • три леспромхоза;
  • хлебокомбинат;
  • мясокомбинат;
  • птицефабрика;
  • судостроительная компания.

В секторе малого бизнеса задействовано 156 предприятий. Есть почтовые отделения, более 600 торговых точек, например, «Евросеть», «Позитроника», «Триумф», «Перекресток». Работают кафе, рестораны. Имеется санаторий, более 10 других учреждений здравоохранения. Существуют банковские отделения. Функционируют школы, детские сады, колледж, Институт водного транспорта. Размещены спортивные объекты, например, бассейн «Нептун». Неподалеку от города находится горнолыжный курорт.

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: