Боровичи достопримечательности что посмотреть за 1 день?

Достопримечательности Северо-Запада России

Топ достопримечательностей (631)

В Никандровой пустыни имеется четыре святых водных источника: во имя преподобного Никандра Пустынножителя, во имя Казанской иконы Богоматери, святых апостолов Павла и Петра или источник с «мертвой» и «живой» водой, а также источник во имя преподобного Александра Свирского.

Валдайская возвышенность, иногда просто Валдай, находится на северо-западе Русской равнины, в пределах Новгородской, Тверской, Смоленской и отчасти Ленинградской и Псковской областей. Ее протяжённость составляет более 600 км, высота – 150-250 м, наивысшая точка – 346,9 м.

Родовое имение матери Александра Сергеевича Пушкина – село Михайловское – расположено в Псковской губернии. Имение было устроено еще в XVIII веке, дедом поэта – О.А. Ганнибалом. В течение всей зрелой жизни – с 1817 по 1836 гг.

Изборск — одна из самых древних каменных крепостей на западе России — здесь сохранились стены и башни начала XIV века. Она уникальна: в основном мы можем увидеть крепости середины XVI века, рассчитанные на войну с помощью артиллерии, здесь же сохранились фортификационные сооружения более раннего типа: захабы, вылазы и т.

Неподалеку от Себежа, на том месте, где сливаются границы Белоруссии, Латвии и России, находится так называемый Курган Дружбы. Данное сооружение является памятником героизму и невероятному мужеству не только русских, но и белорусских и латышских партизан, которые совместными усилиями сражались против фашистских войск.

Домик няни – одно из строений в имении А.С. Пушкина Михайловское. Он был восстановлен одним из первых в 20 веке. Это небольшое строение в виде крестьянской избы расположено слева от господского дома. Его стены и кровля обшиты тесом.

С 18 века эта земля в Псковской области была известна как Михайловская губа. Она была частью других землевладений царской семьи. Деревня Михайловское в то время называлась Устье. Само имение основано в 1742 году.

Усадьба Ореховно — открытый для публики парк в Псковской области. Парк был создан ландшафтным архитектором Александром Гривко, автором частных и публичных садов в России и в Европе. Усадьба открыта для посещения с мая по октябрь.

Здание Старинного особняка находится в Архангельске. Оно было построено в 1786 году. Судьба этого дома складывалась непросто: он неоднократно горел, несколько раз перестраивался, подправлялся, реконструировался, его никогда не использовали по назначению.

Горне-Успенский женский монастырь (другие названия – Успенский Горний, также Горний монастырь) – вологодский монастырь, который существовал на протяжении 1590-1924 годов. Святая обитель расположена в Верхнем Посаде, «на горе» – в исторической части города.

Велье является селом и городищем, которое стало центром Велейской волости в Пушкиногорском районе Псковской области. Поселок расположен на Валдайской возвышенности. Название поселка происходит от финского слова «вялья», которое обозначает «свободное, просторное пространство», в ландшафте которого чередуются озера, холмы и долины.

Дом-музей А.П. Ганнибала — прадеда Александра Сергеевича Пушкина — находится в Государственном музее-усадьбе под названием «Петровское». Помимо родства с Пушкиным, Абрам Петрович Ганнибал известен тем, что он был российским государственным и военным деятелем.

Знаменитый музей «Мир забытых вещей» расположен в деревянном трехэтажном доме средины 19 века, в котором ранее проживал богатый купец Дмитрий Пантелеев. Музей — это федеральный памятник культуры и истории.

В селе Опеченский Посад, что в 35 км от города Боровичей находится удивительный дендропарк. Создателем этого парка стал Ушанов Семен Андреевич, который в течение 50-ти лет самостоятельно посадил все имеющиеся в дендропарке деревья, а также создал скульптуры и небольшие фонтаны.

Поганкины палаты – псковский памятник архитектуры 17 века. Точное время постройки этого здания неизвестно. Согласно одним источникам, это 1670-1780 года, другие утверждают, что это первая треть 17 века.

Феофилова Пустынь – это небольшая деревня, расположенная в северо-восточной области Стругокрасненского района Псковской области; она является одним из святых мест всей Псковской земли. Дату основания святой Феофиловой пустыни относят к 1396 году – именно в это время на берегу заболоченной реки Омуги преподобный Феофил, а также его сотаинник Иаков заложили фундамент для будущей небольшой Успенской пустыни.

Деревня Бугрово находится на середине пути между Михайловским и Святогорским монастырем. Во времена Пушкина это была небольшая деревня в три дома. В современное время она предстает перед нами в том виде, в каком ее знал А.

Самой большой рекой Вологодчины является река Сухона. Известна Сухона порогами и перекатами, колоритными берегами, попятным течением в большое половодье, многократной сменой русла в устьевой части.

Новгородская земля богата уникальными местами. Одно из них находится на территории Поддорского и Холмского районов. Это место имеет старославянское название Рдейско-Полистовский край. Названием своим край обязан двум озерам Полисто и Рдейское.

Существование музея началось с 1986 года, когда реставраторы из Прибалтики, из города Резекне даровали Пушкинскому заповеднику сруб водяной мельницы. Музей «Водяная Мельница» был открыт в 2007 году после реконструкции, став реально действующей мельницей.

Боровичи

Второй по величине город Новгородской области. Стоит на реке Мсте, впадающей в озеро Ильмень.

Район: Боровичский
Население: 50 896 чел
Тип:: Город

Боровичский погост впервые упоминается в переписной оброчной книге Деревской пятины около 1495 года. В 1564 году упоминается уже как торгово-промышленное поселение Боровичский Рядок. Основным занятием жителей Боровичей была проводка судов по мстинским порогам (Боровичские пороги), что отражено в высочайше пожалованном Екатериной II гербе города, по ее же указу в 1770 году был и основан город Боровичи. Старые купеческие особняки, с боровичской разноцветной керамикой и изящной резьбой по дереву, тротуары, вымощенные булыжником, воссоздают уютную атмосферу XIX нач. XX веков.

Посетив железнодорожный вокзал, Вы почувствуете размеренный ритм жизни старинного русского городка. Сохранив свой исторический облик, в современное время вокзал стал привлекателен для отечественного кинематографа. Здесь снимались фильмы: «Статский Советник», «Белый конь», «Тихие омуты» и др.

В 30 километрах от Боровичей находится с. Опеченский Посад – Лоцманская слобода, уникальная особенность этого поселения связана с проживанием здесь особого сословия – лоцманов, искусно проводивших суда через Мстинские пороги. В настоящее время можно пройти самый опасный путь на Мстинских порогах под руководством опытных инструкторов на рафтах или байдарках.

Путь до единственного в России музея-усадьбы А.В. Суворова от г. Боровичи до с. Кончанское составляет 35 километров. Здесь великий полководец отбывал ссылку с 5 мая 1797 года по 6 февраля 1799 года, и именно отсюда отправился в знаменитый альпийский поход.

Промышленное развитие города началось в 70-х годах XIX века, и связано с производством огнеупорных кирпичей. Местное сырье «все виды глин» привлекали столичных и европейских промышленников, создавая конкуренцию местным купцам. Ещё в 1786 году в устье Крупы, притока Мсты, была пробита первая в России штольня для добычи бурого угля. В 1855 году недалеко от Боровичей Нобель основал первый завод огнеупорных изделий.

В самом городе Боровичи множество интересных локаций. Но и сама прогулка по старому купеческому городу доставит вам удовольствие. Город не был разрушен во время Великой отечественной войны и сохранил свою старинную купеческую архитектуру.

Мост Белелюбского (арочный мост через реку Мсту в центре города) — стальной арочный мост над рекой Мста в Боровичах, соединяющий Торговую и Спасскую стороны города в створе ул. Кропоткина и проезда Гагарина. Построен в 1905 году по проекту профессора Петербургского института путей сообщения Н. А. Белелюбского.

Железнодорожный вокзал. Деревянное здание вокзала построено в 1875 году и сохранилось до сих пор. Боровичи являются конечной станцией на тупиковой линии Угловка — Боровичи. Вокзал хорошо сохранился и используется по назначению, несмотря на малоинтенсивное пассажирское сообщение на линии Боровичи — Угловка. На станции Угловка делают остановку скоростные поезда «Сапсан» и другие поезда линии Москва — Санкт-Петербург.

Историческая экспозиция создана в 2009 году и охватывает период от эпохи каменного века до событий 1917 года. Внутреннее убранство залов соответствует времени и стилю выставляемых здесь музейных предметов.

Здесь можно увидеть кремниевые находки из Егольской каменной мастерской, керамические сосуды мстинской неолитической культуры рассказывают о древней истории края, женские украшения. В экспозиции музея занимает достойное место каменный паспорт – исторический документ об учреждении города. На гранитном камне золотом выполнена надпись об учреждении города.

Читайте также  Что посмотреть в Джубге и окрестностях самостоятельно?

Принадлежит к числу древнейших Российских монастырей. Основан он в начале XIV века, во время царствования великого князя Московского Ивана Калиты.

В монастыре находится рака с частицей мощей святого праведного Иакова Боровичского, рака с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских и других святых чудотворцев, а также частицы мощей преподобных отцов Киево-Печерской лавры.

flackelf

Русский киевлянин пишет из Петербурга.

Ещё один город, ещё один регион огромной и необъятной России.

1. Боровичи — город в восточной части Новгородской области, который расположен недалеко (35км) от главного хода Октябрьской железной дороги. Кстати с этим соседством Боровичам невероятно повезло. Попасть сюда одинаково быстро и удобно как с Питера, так и из Москвы.
Население 55 тысяч человек. Город является вторым в области по населению и размерам.
Боровичи расположены в малолюдной и болотистой, сплошь заросшей лесами северо-западной части российского нечерноземья, что делает его настоящим центром цивилизации на много десятков километров вокруг. Даже когда ехали на автомобиле из ближайшей станции Окуловки, то обратил внимание, что ни одной деревни мы не проехали. Какой контраст с густонаселенной Украиной.
Боровичи — относительно молодой город, ему нет даже и 250-ти лет. Статус города Боровичи получили при Екатерине Второй, в 1770 году. Основным занятием жителей этого края в ту эпоху, была проводка судов через пороги по реке Мста. Да, да, на Мсте есть пороги, которые облюбовали в наши дни любители экстремального сплава, а вот судоходство умерло, да и сама река выглядит немного обмелевшей.
В 19 веке основной деятельностью становится производство огнеупоров и силикатного кирпича, что остается и до сих пор. Комбинат огнеупоров и завод силикатного кирпича являются градообразующими предприятиями. Еще есть пищевая промышленность, завод деревообрабатывающих станков и завод «Эльбор» производящий замки известной и одноименной торговой марки. Одним словом город не является депрессивным, работа тут в основном есть, хотя возможно зарплаты и не всех устраивают. По словам принимающей стороны, обычной зарплатой в городе являются 20-25 тысяч рублей.

Город состоит из 2-х частей. Западной промышленной и восточной купеческой, а делит город на две части река Мста.

2. Промышленная часть города, это подъездные жд пути и большие промзоны. Если ехать из Окуловки, а это главные жд ворота этого города, то перед тем как попасть в центр, надо проехать как раз через неё.

3. Огромный Боровичский комбинат огнеупоров хорошо виден с этого моста. Видна готовая продукция.
Эти трубы дымят всегда.

4. Тут же проходит жд ветка к станции Боровичи, с многочисленным ответвлениями к заводам.

7. На самой высокой точке в промышленной части города стоит перестроенная водонапорная башня. Раньше с этой горки был виден весь город, теперь из-за деревьев этого вида нет. К башне ведет старая мощенная дорога еще царской постройки.

8. Наконец уникальный деревянный жд вокзал станции Боровичи, который простоял почти 140 лет. Его построили в 70-е годы 19 века, когда от главного хода Москва — Петербург, со станции Угловка, сюда подтянули жд ветку.
Из-за сохранности исторического облика 1870-х годов, он был выбран в качестве места съёмок фильма «Статский советник» — экранизации одноимённого романа Бориса Акунина.

9. Вагоны поезда Боровичи — Москва. Меня удивило то, что вагоны и тут оказались новыми.

10. Видна старая станционная водонапорная башня.

11. Направление на Угловку.

12. Большое количество грузовых вагонов — показатель экономической активности в регионе. На Украине большинство таких тупиковых провинциальных станций практически загнулись.

13. В зале ожидания вокзала се выглядит относительно по современному.

14. Вид на вокзал со стороны тупика.

15. Грузовая платформа и старый металлический навес, которому тоже очень много лет. Как видим станция Боровичи более чем жива-здорова. На вышках например закреплены современные светильники.

16. Здание вокзала со стороны с позволения сказать — Привокзальной площади, которая больше похожа на обычную деверенскую улицу.

17. Район вокзала.

18. Типичная улица в промышленной части города. Чем-то мне напомнило Удмуртию.

19. По пути к центру натыкаюсь на такой интересный дом, построенный в конструктивистком стиле. Это уже близко от реки Мста и от главного моста через нее.

20. Дорога, которая спускается к мосту через Мсту. Виден еще один дом сталинской постройки, который фоне местной застройки выглядит как гигант.

21. А вот и сам автомобильный мост города Боровичи. Когда его постррили в 2006 году, то старый сделали прогулочным.

22. Вид на Свято-Духов монастырь с моста через Мсту. Красивый истинно русский вид.

23. А этот клуб не что иное, как бывший собор Троицы Живоначальной, с которого убрали пять куполов.
Говорят, что его хотят восстановить, но тому что при этом клуб выгонят из здания, многие местные жители не сильно рады.

24. Вот так выглядел собор сто лет назад с противоположного берега Мсты.

25. Главная нынешняя достпроимечательность города — Мост Белелюбского. Построен в 1905 году, с 2006 года пешеходный.
Ферма моста сильно напоминает стиль петербургских мостов — Петра Великого (Большеохтинский) и Финляндского.

26. Суббота — свадебный день.

27. Дома в купеческой части города, которая расположилась на холме надо Мстою.

28. Центральные улочки.

31. Этот перекресток считается самым центральным в городе и тут по местным меркам всегда людно.

32. Ансамбль латиноамериканских индейцев добрался и сюда.

33. В этом старом доме разместился торговый центр.

34. Местная администрация.

35. Это здание встречает всех, кто въезжает через мост в купеческую часть города.

36. Памятник Суворову, имение котрого было тут неподалеку.

37. Довольно интересный краеведческий музей, который открыт относительно недавно. В нем пока отображена только дореволюционная история Боровичей.

38. Например вот в этом зале рассказано о местных промыслах до появления в этих краях промышленности.

39. А это уже изделия местных заводов 19 века, которые находят повсеместно до сих пор.

40. Знаменательная веха в истории города — открытие капитального моста через Мсту.

41. Старые дома 19 века, которые нуждаются в капитальном ремонте.

42. Тихая и неспешная провинциальная жизнь.

43. Дореволюционных булыжник.

44. Здание местной районной полиции. Между прочим не видел в городе людей, распивающих спиртное в парках, хотя была суббота.

45. Типичный район с современной застройкой. 53, это номер региона — Новгородской области.

46. На территоии Свято-Духова монастыря идут восстановительные работы. Сам монастырь довольно древний. Первые упоминания о нем идут с 14 века.

47. В 1724 в монастыре некоторое время находились мощи св. блг. влк. кн. Александра Невского при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из Владимира в Санкт-Петербург.
С 1741 г. Боровичский Свято-Духов монастырь был приписан к Александро-Невской Лавре. Во время Первой мировой войны часть зданий монастыря использовалась под лазарет.
После революции 1917 года монастырь был закрыт. Возвращен церкви только в 2000 году.

48. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Собор старый (1798 год), во время Советской власти устоял и не был разрушен. Восстановление богослужений состоялось в 1944 году, во время войны. Колокольня не сохранилась

49. Памятник полуторке где-то на окраине. В годы войны до линии фронта тут было всего 80 км и город Боровичи являлся тыловой базой снабжения наших войск. А еще в городе было множество госпиталей, куда свозили раненных со всего северо-западного направления. Боровичи в годы войны даже прозвали — «городом госпиталем».

51. Да, кстати Новгородская область открыта для программы по переселению соотечественников. В области очень не хватает людей и славянских переселенцев тут ждут. Вот только большинство выбирает таки большие города.

Новгородская область (Боровичи и район: мосты и усадьбы)

Кончанское-Суворовское. Дом Суворова (кон. XVIII в, восстановлен в 50-х гг. XX в.) очень скромен — жилье солдата.

Большая гостиная также не блещет роскошью.


Малая гостиная. Ламберный столик из усадьбы Суворовых.


Мебель из усадьбы Суворова.

Печи украшены лепниной. Бюст А.В. Суворова в усадьбе.

Кабинет-спальня c мебелью XVIII в.

Амбар и прочие хозяйственные постройки усадьбы восстановлены.

Парк усадьбы ухожен и чист.

Кухонный флигель также воссоздан в наше время по образцам кон. XVIII в.

Читайте также  Лимассол достопримечательности что посмотреть самостоятельно?

Деревянная церковь Александра Невского восстановлена в 2000-е гг.

Церковь Александра Невского (1901 г) используется под музей.

Диарама «Переход Суворова через Альпы» в музее.

Чертов мост на заднем плане.

Накладки на гренадерские шапки кон. XVIII в.

Рядом с Кончанским находится село Сопины. Церковь Троицы Живоначальной 1800 г. строилась, в том числе, и на средства А.В. Суворова.


Рядом находится полуразрушенная церковь Рождества Богородицы (1750-е гг), которая, видимо, помнит Суворова.

Молодильно. Церковь Спаса Преображения (1873 г) отреставрирована, хотя железом здесь несколько злоупотребили,

Деревянные детали домов в Молодильно.

Но самое интересное в окрестностях Боровичей – это т.н. Нижний волок (в отличие от Вышнего Волочка) — группа сел вдоль правого берега реки Мсты, которая здесь изобилует порогами. Местные жители издавна занимались тем, что проводили суда через пороги. Во многих селах (Ёгла, Малый Порог, Большой Порог и т.д.) через реку перекинуты подвесные деревянные мосты, смотрящиеся очень живописно. Самый большой и красивый подвесной мост находится ближе к Боровичам – в селе Гверстянка. В большом селе Опеченский посад сохранилась прекрасная облицованная гранитом набережная и чугунные столбики для швартовки. В селе Опеченский рядок можно увидеть старые жилые дома, поставленные по-северному свободно, без соблюдения красной линии и какого-либо иного порядка.

Река Мста в селе Ёгла.

Подвесной мост через Мсту и вход на него.


Ворота в селе Золотово, что через реку.

Егла. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1874 г) отличается интересной эклектичной архитектурой. Но в целом, интересных храмов здесь мало.

Подвесной мост через Мсту в селе Малый порог.

Опеченский посад. Гранитная набережная Мсты.

Гранитная облицовка набережной поближе.

На том берегу — село Опеченский рядок.

Подвесной мост в Опеченском посаде и набережная.


Село Опеченский Рядок на противоположной стороне реки.

В нем сохранились старые дома.

На некоторых есть богатая резьба.

Чугунные швартовочные столбики на набережной в Опеченском посаде.

Впрочем, самый большой и красивый подвесной мост находится в некотором отдалении отсюда — в селе Гверстянка, что рядом с Боровичами.

Мста в Гверстянке.

Опеченский посад. Подвесной мост через Мсту и гранитная набережная XIX в.

Необычен по набору памятников и город Боровичи, известный с 1495 г. Прежде всего, здесь следует посетить чудесный деревянный ж/д вокзал 1871 г, красиво украшенный прорезной резьбой. Здесь и перрон, и платформа деревянные. В целом, это один из немногих сохранившихся старых вокзалов, к тому же один из самых красивых, потому здесь иногда даже снимают фильмы. А вот пассажирское сообщение в Боровичах нынче отсутствует, на вокзале больше фотографов, чем пассажиров.

Река Мста делит Боровичи на две части. Вокзал находится на правом берегу, почти все остальные достопримечательности – на левом. Соединяет два берега удивительный мост 1905 г (проект инженера Н.А.Белелюбского), выстроенный из металлических арочных конструкций. Мост имеет уникальную конструктивную особенность – при повышении нагрузки на проезжую часть основания арки перемещаются в специальных камерах, спрятанных в опорах моста, — и она автоматически растягивается. Это обеспечивает устойчивость сооружения.

Застройка центральных улиц Боровичей местами сохранилась с XIX в, но, честно говоря, большого впечатления она на меня не произвела. Неплохо выглядит цельно сохранившийся комплекс торговых рядов, и сейчас использующихся по прямому назначению. Из церквей самая интересная — собор Успения Пресвятой Богородицы (1798 г), что расположен на бывшем городском калдбище.

Боровичи. Деревянный ж/д вокзал (1871 г) — уникальное сооружение подобного рода.

Вокзал немного с другого ракурса.


Деревянные здесь также перрон и (частично) водонапорная башня.

Торговые ряды XIX в — единственное такое сооружение, сохранившееся в Новгородской области.

Конструктивистское здание на ул. Декабристов.

Местный дом Культуры — бывший Свято-Троицкий собор (1862 г)

Застройка XVIII-XIX вв.

. здесь были Дворянское и Купеческое собрания.

Улица 9 января. Хозяйственные и жилые постройки.

Угол Коммунарной (быв. Екатерининской) и Декабристов.

Торговые лавки и деревянные дома XIX в.

Улица Перовской (быв. Екатерининская) — дом в стиле модерн (нач.ХХ в).

В Боровичах почти нет интересных храмов. Барочно-классицистический Успенский собор (1798 г) — исключение.

Дом на ул. Дзержинского — возможно, это даже XVIII в.

Здание местного музея (XVIII-XIX вв).

Здесь когда-то жил купец I гильдии и городской голова, инициировавший строительство знаменитого арочного моста через Мсту.


А вот и этот великолепный арочный мост через Мсту (1905 г, проект Н.А.Белелюбского).

Сейчас мост пешеходный (возможно, здесь также разрешено ездить общественному транспорту). Проезжими являются другие два моста города. Сооружение не только функциональное, но и, согласитесь, красивое.

Боровичский мост (1905 г, проект Н.А.Белелюбского) — памятник федерального значения. Функционирует по принципу лука — при нагрузке на проезжую часть арка моста растягивается, а ее опоры движутся в камерах, спрятанных в опорах моста.

nord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Поездка на железнодорожную ветку Угловка — Боровичи, о которой я рассказал в прошлый раз, стала поводом для моего повторного посещения этого интересного города в Новгородской области (в Боровичах я уже был пять лет назад, в мае 2014 года). На город у нас было пять часов — от прибытия поезда из Угловки до его обратного отправления. Так что ходить по старинному городу можно было довольно неспешно.

2. Железная дорога в Боровичах заканчивается тихой и атмосферной станцией с очень красивым деревянным вокзалом 1876 года постройки (подробнее я уже показывал в прошлой части). В 2014 году я приезжал и уезжал из Боровичей на автобусе — пригородный поезд тогда не ходил (но зато ещё ходил отменённый годом позже поезд на Москву). Впрочем, на вокзале я побывал и тогда.

Сразу же за вокзалом расположен тупик, что в малых городах бывает нечасто (даже в Весьегонске и Кинешме не так). Дальше находится река Мста, за которую железная дорога так и не ушла. Поэтому вокзал в Боровичах расположен на левобережной стороне, несмотря на то, что исторически основная часть города — на правом берегу; город чётко разделяется Мстой на две стороны, которые, как и в Новгороде, имеют свои исторические названия: Спасская (левобережная) и Торговая (правобережная).

3. Ну а мы идём в город. Как я успел заметить и в первый приезд, Боровичи местами удивляют архитектурным размахом, совершенно не свойственным районному городу (Боровичи, конечно, город не самый маленький — 50 тысяч жителей, но тем не менее). Вот, например, конструктивистский ДК Боровичского комбината огнеупоров, построенный в 1930-е годы.

Сам комбинат огнеупоров, крупнейшее предприятие города, — я уже показывал в прошлой части из окна поезда: железная дорога проходит прямо через его территорию, и для него она и была в 1874-77 годах построена. Несколько интересных советских зданий на левобережной стороне было построено как раз при этом комбинате, во время его расширения в 1930-е годы.

4. Эта советская мозаика, видимо, посвящена той же теме:

5. Необычное название улицы рядом с вокзалом. Возможно, это в честь одноимённого журнала.

6. Ещё конструктивизм:

7. Ну и вот, самый впечатляющий образец — дом инженерно-технических работников 1935 года постройки. Столь солидный конструктивизм не затерялся бы и в Иваново, а то и в Питере. Где ещё в провинциальном малом городе такое найдёшь?

8. А напротив него стоит послевоенная сталинка — тоже совсем не районного масштаба. С 2014 года этот дом отремонтировали, тогда он был сильно обшарпанным.

А вообще Боровичи — город старинный, и ему больше пятисот лет. Будущий город впервые упоминается под названием Боровицкий погост в 1495 году — тогда же, когда и Угловка. Городом и центром уезда Боровичи становятся при Екатерине II, и от этого тоже немало сохранилось, но в основном на правом берегу.

9. Есть немного старой застройки и на левом берегу, но тут почти всё деревянное. Попадаются в домах вот такие двери. Интересно, сколько им лет.

10. А в цоколе часто встречается огнеупорный кирпич местного производства. В первый приезд я как-то не обратил внимания на эту деталь, а сейчас постоянно бросалось в глаза. Можно даже сказать, что огнеупорный кирпич — одна из «визитных карточек» города. Вспоминается реклама «Строишь дом? В Боровичи приезжай по кирпичи!».

Читайте также  Что посмотреть в Кашкайше португалия?

11. Небольшая площадь с ещё одним домом культуры — уже сталинским. На переднем плане — стела «Наука».

12. И на этой же площади — управление Боровичского комбината огнеупоров. Надо сказать, помимо повсеместного в масштабах города (и, наверное, района) распространения его продукции, в городе весьма заметно и «информационное» присутствие БКО — в виде, например всяких плакатов, посвящённых комбинату. В жизни города БКО явно играет серьёзную роль.

13. Ну а мы выходим на берег Мсты. Погода прохладная: хоть и апрель выдался в этом году солнечным и тёплым, но как раз в те дни было похолодание, и в Боровичах нас сопровождала пасмурная погода. Видно, что Мста разливается, но скорее всего, пик половодья был ещё впереди, так как в лесах в то время снег ещё не дотаял.

14. Вот мы уже на правом берегу. Кстати, когда Новгородская земля (которая была на порядок больше современной области) до XVIII века делилась на пятины, по Мсте проходила граница Деревской (по левую сторону) и Бежецкой (по правую) пятин. А Мста долгое время была важной судоходной артерией, связывавшей балтийский бассейн (к которому сама относится) с волжским, а при Петре I на этом водном пути появилась и Вышневолоцкая водная система. Но именно участок в районе Боровичей был наиболее сложным из-за порогов, на которых часто разбивались суда. В двадцати километрах выше по Мсте есть интересное село Опеченский Посад, где жили лоцманы, проводившие суда по порогам.

15. А перешли мы реку по вот этому мосту с красивой железной фермой. Он построен в 1905 году, и сейчас это одна из главных городских достопримечательностей. Мост ныне пешеходный — после того, как в 2005 году (аккурат к его столетию) в городе построили автомобильный мост.

16. Вода во Мсте тёмная при любой погоде. Всё-таки название её означает «чёрная» с финно-угорских языков (по-фински «чёрный» — Musta). Как видно, у берегов разливающейся реки ещё лежат остатки льда. На другом берегу виден микрорайон, построенный в 80-е годы. Оттуда доносились чьи-то голоса, и была какая-то слегка сонная атмосфера.

17. Утром того дня, вероятно, был заморозок, раз такая наледь у стока воды появилась.

18. Рядом с рекой — атмосферные старые кварталы с деревянными домиками. В первый приезд я сюда не доходил.

20. На иных улицах уже каменная архитектура. И достаточно добротная. Есть, например, дома с коваными балконами.

21. А есть и симпатичный модерн:

22. И горки. В Боровичах ещё есть какой-никакой рельеф, в отличие от плоского Новгорода.

23. Доходим до безымянной площади, это самый центр и одна из основных точек притяжения в городе. В кадре видна администрация Боровичского района.

24. А тут справа видны торговые ряды (построены в XIX веке), по которым правобережная сторона Боровичей и называется Торговой. Ещё в первый приезд я обратил внимание, что Боровичи порой кажутся больше, чем они есть. По уровню движухи и многолюдности порой возникает ощущение, что находишься в небольшом областном центре вроде того же Новгорода или Пскова.

25. Отойдём в сторону от основных улиц. Это — улица Гоголя. В здании слева сейчас находится военкомат.

26. И по этой табличке выходит, что предназначение здания, по сути, не изменилось.

27. Детали города:

28. А вот и характерно боровичское здание из огнеупорного кирпича. Уже советское.

29. И огнеупорные двухэтажки!

31. Дальше по улице Гоголя мы дошли до 7-го микрорайона, где я в первый приезд тоже не был. Он застраивался в позднесоветские годы.

32. В том числе поздними сериями улучшенной планировки. Возможно, часть домов построена уже в 90-е.

33. За микрорайоном открылся вот такой вид. Овраг с гаражами, а за ним холм с кладбищем. Там уже заканчивается город. Это место мне напомнило окраину Ржева.

34. И тут же рядом находится узкое и длинное озеро Сушанское, внешне больше похожее на реку, что справедливо, поскольку это старица протекающей рядом речки Вельгии. В середине апреля озеро покрыто ещё довольно крепким льдом. Кстати, я бы не удивился, если бы увидел на нём рыбаков :)

35. Через Сушанское, аки через реку, переброшен подвесной пешеходный мост, который скрипит и ходит ходуном, когда идёшь по нему. На той стороне уже заканчивается город, и находится деревня Пристань (видимо, уже наполовину дачная). Туда мы уже не пошли, хотя можно было бы дойти до усадьбы Гверстянка.

36. Весенние ручьи:

37. Идём обратно. Удалось поймать вот такой интересный ракурс. Видны церкви Свято-Духова монастыря, к которому подойдём чуть позже, за ними можно разглядеть управление БКО, которое я уже показывал, а вдали виднеются девятиэтажки на левобережной стороне.

38. Снова старая уездная застройка. В то время это была самая окраина, так что и дома попроще.

39. Но попадаются дома с интересной резьбой.

40. Рядом находится мебельная фабрика, магазины которой («Боровичи-Мебель») я не раз видел в Питере. Тут тоже фирменный магазин, у которого стоит стул для уставших великанов. Кстати, там висит табличка с просьбой не пытаться на него залезть и посидеть :)

41. Два поколения одной марки автомобилей:

42. Ну а это Свято-Духов Боровичский монастырь, подходя к которому, мы попали под короткий заряд мокрого снега. Монастырь старинный — основан в XIV веке, то есть ещё до первого упоминания самого Боровицкого погоста, то есть нынешнего города.

43. Церковь святого Иакова Боровичского, построенная в 1872 году. В мой первый приезд тут шла реставрация, которую теперь уже закончили. Видно, кстати, что барабан с куполом восстановили уже в наше время.

44. Собор Святого Духа (1676 год) — главный храм обители и самое старое сохранившееся здание города. За ним видны ворота с надвратной церковью и колокольней (1792 год). Что интересно, сейчас вход в монастырь не там, а возле церкви Иакова. По площади монастырь довольно маленький.

45. Уже приближалось время отправления обратного поезда, и мы выдвинулись к вокзалу. Обратно на левый берег идём по автомобильному мосту. Хотя на самом деле, можно было прямо от монастыря идти по ещё одному подвесному пешеходному.

46. Вид на монастырь с моста:

47. Подходим снова к вокзалу. Вот это деревянное здание за тупиком ЖД путей я уже показывал в прошлой части.

48. Ну а нас уже ждёт обратный поезд. Мы пришли почти за полчаса до отправления, но вагон был открыт, и мы, уставшие от долгой ходьбы по городу, решили сразу садиться.

Тот же самый вагон, та же проводница (она же кассир-контролёр). И по той же ветке мы едем 50 минут до Угловки, созерцая весеннюю природу за окном. Пассажиров на обратном пути было побольше, чем когда ехали туда.

49. Высаживаемся в Угловке. Тепловоз сразу дал гудок, и поезд с одним вагоном резво укатил «загонкой» в Бологое, где он базируется.

50. Обратный маршрут полностью аналогичен пути в Боровичи. В Угловке нам надо пересесть на Ласточку Бологое — Петербург. Но ждать её нужно уже не полтора часа, а только 50 минут. Зайдя в поселковый магазин у станции, мы снова решили прогуляться по Угловке. По пристанционной её части, где ходили утром.

51. Неказистые улочки:

52. Деревянные дома, коты.

53. Поленницы и уже знакомая церковь Рождества Христова.

54. Возвращаемся на станцию. На ней я заснял грузовой поезд под электровозом ВЛ10. Это уже старая модель, и сейчас их массово выводят из эксплуатации.

А потом, когда уже смеркалось, к высокой платформе приехала Ласточка (вероятно, тот же состав, на котором мы ехали утром). Садимся, и дальше — три часа дороги до Питера, где мы поздним вечером вышли на Московском вокзале, закончив эту однодневную поездку.

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: