Как называются камни на острове Пасхи
Истуканы острова Пасхи
Истуканы острова Пасхи – гигантские каменные головы, украшающие весь остров.
Небольшой остров Пасха в южной части Тихого океана, принадлежащий Чили, является одним из самых загадочных уголков нашей планеты. Услышав это название, сразу вспоминаешь о культе птиц, загадочных письменах кохау ронго-ронго и циклопических каменных площадках аху. Но самой главной достопримечательностью острова можно назвать моаи.
Моаи – статуи-истуканы острова Пасха
Всего на острове Пасхи насчитывается 997 статуй. Большинство из них размещено довольно хаотично, но некоторые выстроены в ряды. Облик каменных истуканов своеобразен, и истуканы острова Пасхи нельзя спутать ни с чем другим.
Например, на Бора-Бора ничего подобного нет.
Огромные головы на тщедушных телах, лица с характерными мощными подбородками и словно вырубленными топором чертами лица – всё это статуи моаи.
Моаи достигают в высоту от пяти до семи метров. Отдельные экземпляры есть и по десять метров в высоту, но таких на острове единицы. Несмотря на такие размеры вес статуи на острове Пасха в среднем не превышает 5 тонн. Такой малый вес обусловлен исходным материалом.
Для создания статуи использовали вулканический туф, который гораздо легче базальта или какого-нибудь другого тяжелого камня. Этот материал по структуре своей ближе всего к пемзе, чем-то напоминает губку и довольно легко крошится.
Истуканы острова Пасха и первые европейцы
Вообще в истории острова Пасхи много тайн. Его первооткрыватель — капитан Хуан Фернандес опасаясь конкурентов, решил сохранить в тайне свою находку, сделанную в 1578-м году, а спустя некоторое время случайно умер при загадочных обстоятельствах. Хотя было ли то, что нашел испанец, островом Пасхи, до сих пор неясно.
Через 144 года, в 1722 г, на остров Пасхи наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен, причем произошло это событие в день христианской Пасхи. Так совершенно случайно остров Те Пито о те Хенуа, что в переводе с местного наречия значит Центр мира, превратился в остров Пасхи.
В своих записях адмирал указал, что аборигены устраивали церемонии перед каменными головами, разжигали костры и впадали в состояние похожее на транс, раскачиваясь взад и вперёд.
Чем являлись моаи для островитян, так и не выяснили, но скорее всего каменные изваяния служили идолами. Исследователи также предполагают, что каменные изваяния могли быть статуями умерших предков.
Интересно, что адмирал Роггевен со своей эскадрой не просто плавал в этом районе, он тщетно пытался найти неуловимую землю Дэвиса — английского пирата, которая по его описаниям была обнаружена лет за 35 до экспедиции голландцев. Правда, никто, кроме Дэвиса и его команды, вновь открытый архипелаг больше так и не видел.
В последующие годы интерес к острову упал. В 1774 году на остров прибыл Джеймс Кук, который и обнаружил, что за эти годы некоторые истуканы острова Пасха оказались опрокинуты. Скорее всего это было обусловлено войной между племенами аборигенов, но официальных подтверждений так получить и не удалось.
Стоящих истуканов последний раз видели в 1830 году. На остров Пасхи тогда прибыла французская эскадра. После этого статуй, установленные самими островитянами, больше никто не видел. Все они оказались либо опрокинуты, либо уничтожены.
Как появились статуи на острове Пасхи
Далекие мастера вырубали «моаи» на склонах вулкана Рано-Рораку, расположенного в восточной части острова, из мягкого вулканического же туфа. Затем готовые статуи спускали вниз по склону и расставляли по периметру острова, на расстояние более 10 км.
Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес «моаи» не превышает 5 тонн.
Каменные аху — платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.
Все моаи, которые на данный момент находятся на острове, были восстановлены в XX веке. Последние реставрационные работы прошли относительно недавно – в период с 1992 по 1995 годы.
В свое время адмирал Роггевен, вспоминая о своем путешествии на остров, утверждал, что аборигены разводили перед идолами «моаи» костры и садились рядом на корточки, преклонив головы. После этого они складывали руки и раскачивали их вверх-вниз. Конечно, это наблюдение не в состоянии объяснить, кем на самом деле были для островитян истуканы.
Роггевен и его спутники не могли понять, как, не применяя толстых деревянных катков и прочных канатов, можно было передвигать и устанавливать подобные глыбы. У островитян не было ни колес, ни тяглового скота и никакого другого источника энергии, кроме собственных мускулов.
Древние легенды говорят, что статуи шли сами. Задавать вопрос, как это происходило на самом деле, нет никакого смысла, потому что документальных свидетельств все равно не осталось.
Существует множество гипотез передвижения “моаи”, некоторые даже подтверждаются экспериментами, но все это доказывает только одно – это было возможно в принципе. И двигали статуи жители острова и никто иной. Вот для чего они это делали? Здесь начинаются расхождения.
До сих пор остаётся тайной кто и зачем создал все эти каменные лица, есть ли какой-либо смысл в хаотическом размещении статуй на острове, почему некоторые из изваяний оказались опрокинуты. Существует немало теорий отвечающих на эти вопросы, но ни одна из них официально не подтверждена.
Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке.
Последняя реставрация пятнадцати “моаи”, расположенных между вулканом Рано-Рораку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно – с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.
Прояснить ситуацию могли бы местные аборигены, если бы они дожили до наших дней. Дело в том, что в середине 19 века на острове разразилась эпидемия оспы, которую завезли с континента. Болезнь и выкосила островитян под корень…
Во второй половине XIX века умер и культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год.
При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей. Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману.
Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.
Остров Пасхи был и остаётся по настоящему “белым” пятном на карте земного шара. Сложно найти подобный ему клочок земли, который хранил бы столько тайн, которые скорее всего так и никогда не будут разгаданы.
Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии.
Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.
Зачем аборигены острова Пасхи высекали статуи “моаи” в карьере? Почему они прекратили это занятие? Общество, создававшее статуи, должно было существенно отличаться от тех 2000 человек, которых видел Роггевен. Оно должно было быть хорошо организовано. Что с ним произошло?
Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи оставалась нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях.
Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает — рукопись для декламации.
Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний
Истуканы острова Пасха: история
Несколько лет тому назад палеонтолог Дэвид Стэдмен и несколько других исследователей выполнили первое систематическое исследование острова Пасхи с тем, чтобы выяснить, каким был ранее его растительный и животный мир. В результате появились данные для новой, удивительной и поучительной, интерпретации истории его поселенцев.
Остров Пасхи был заселен примерно в 400 г. н. э. Период же изготовления статуй относится к 1200-1500 гг. Количество жителей к тому времени составляло от 7 000 до 20 000 человек. Для подъема и перемещения статуи достаточно несколько сотен человек, которые использовали канаты и катки из деревьев, имеющихся в то время в достаточном количестве.
Райский уголок, открывшийся первым поселенцам, 1600 лет спустя стал практически безжизненным. Плодородные почвы, изобилие еды, множество строительных материалов, достаточное жизненное пространство, все возможности для безбедного существования оказались уничтоженными. Ко времени посещения острова Хейердалом на острове было единственное дерево торомиро; сейчас его уже нет.
А началось все с того, что через несколько столетий после прибытия на остров люди принялись, подобно их полинезийским предкам, устанавливать на платформы каменных идолов. Со временем статуи становились все большими; их головы начали украшать красные 10-тонные короны.
Раскручивалась спираль соревнования; соперничающие кланы пытались превзойти друг друга, демонстрируя здоровье и мощь подобно египтянам, строившим свои гигантские пирамиды. На острове, как в современной Америке, существовала сложная политическая система распределения имеющихся ресурсов и интегрирования экономики в различных областях.
Около 1770 г. противоборствующие кланы начали опрокидывать статуи острова Пасха друг у друга и сносить им головы. Последняя статуя была опрокинута и осквернена в 1864 г.
Статуи моаи – свидетели древней цивилизации на острове Пасхи
Статуи моаи на острове Пасхи
Остров Пасхи в Тихом океане привлекает путешественников таинственными каменными статуями моаи, о происхождении которых сложены мифы и легенды. Тысячи туристов едут сюда, чтобы увидеть загадочных великанов и полюбоваться чудными закатами и рассветами острова.
Остров Рапа Нуи в Тихом океане
Остров Пасхи – самый уединенный обитаемый клочок суши на земле. Он раскинулся среди бескрайнего Тихого океана на расстоянии 3700 км от ближайшего континента – Южной Америки, и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова Питкейрн.
Этот остров – вершина огромной горы, которая сформировалась из вулканической лавы, извергавшейся 3 миллиона лет назад. Покрытое густыми лесами пространство, защищенное от ветра, радовало коренных жителей плодородной почвой. Здесь росли бананы, бадат, сахарный тростник и ямс. Умелые рыбаки, островитяне выходили за добычей на самодельных лодках далеко в море.
Занимаясь разведкой Тихого океана, на остров наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен 5 апреля 1722 года – в канун православного праздника Воскресения Христова, известного как Пасха. Одинокий участок суши глава экспедиции предложил назвать в честь предстоящего торжества.
Когда экипаж корабля сошел на берег, то убедился, что остров – совсем не райский уголок. Перед путешественниками предстала сухая каменистая степь с редким низким кустарником и сухой выжженной травой. Жухлые папоротники и осока виднелись только около тростниковых хижин, похожих на перевернутые корзины.
Островитяне, жившие здесь, спали на циновках, подложив под голову камень. Полуголые хозяева путешественников встретили доброжелательно и охотно шли на контакт. В момент открытия острова, который аборигены называют Рапа Нуи, там жило 3000 человек.
Сегодня на острове площадью 117 кв. км, принадлежащем Чили, обитает 600 человек, которые занимаются сельским хозяйством и обслуживают туристические группы.
Европейцы на острове
Европейские путешественники из команды Якоба Роггевена удивились, что по периметру острова возвышались многочисленные каменные статуи. Не сумев найти ответа на вопрос, кто и зачем воздвиг их, экспедиция удалилась.
Через 50 лет на остров Пасхи высадились испанцы. Предприимчивые европейцы аннексировали территорию Рапануи, переименовав ее в Сан-Карлос, в честь короля Карла III, и принудили жителей присягнуть Королевству.
С конца XVIII века на острове побывали экспедиции Джеймса Кука, Жана Лаперуза, Юрия Лисянского. Немало времени здесь провел норвежский путешественник Тур Хейердал, который изучил занятия древних пасхальцев и написал об этом книгу.
На остров высаживались американцы, которые похитили 10 пар местных жителей, пытаясь расселить их на вулканических островах в 450 км от Рапа Нуи. Беглецы бежали, спрыгнув за борт, и американцы бросили островитян в открытом океане. Во второй половине XX века на острове Пасха построили аэродром Матавери. С 1995 года он в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.
В начале XX века Рапа-Нуи вошел в состав Чили, и на остров прислали губернатора. К тому времени каменные стражи древних островитян лежали ничком, кем-то сдвинутые с постаментов: работа по производству истуканов была прервана внезапно, 700 скульптур оставлены в карьерах и на дорогах, ведущих к побережью.
Статуи моаи – уникальные сооружения
Остров Пасха таит в себе тайны и загадки: долгие годы ученые пытаются открыть его секреты. Цивилизация, существовавшая на острове 2000 лет назад, оставила потомкам фигуры гигантских истуканов – моаи. Сама цивилизация исчезла задолго до того, как на остров ступила нога человека. К середине XIX века прибывшие сюда европейцы полностью уничтожили то, что осталось от древней цивилизации.
Происхождение статуй
Откуда взялись статуи моаи на острове Пасхи? Исследователи утверждают, что истуканы – дело рук аборигенов острова, которые создали моаи в 1250-1500 годы. По версии ученых, остров населяли 1 200 000 каменных истуканов, разбросанных по всей территории на специальных церемониальных платформах.
Статуи с большими головами, с тяжелым выступающим подбородком, длинными ушами, но без ног. Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные в насмешке и презрении, большой лоб… Кто они?
Гигантские фигуры человека, вырезанные из горных пород вулканического происхождения, по мнению исследователей, – это умершие предки местных жителей, которые верили, что моаи влияют на погоду. Ведь погода определяла уровень жизни семьи и насылала проклятья на вражеские племена. Каждая семья заводила статую предков: чем больше фигура истукана, тем сильнее ее влияние на погоду – залог богатого урожая и благополучия семьи.
Высеченные из камня многотонные статуи пасхальцы расселяли по острову, чтобы духи предков, обладающие сверхъестественной силой, повышали урожай, приносили благополучие и процветание, придавая роду силу.
Из чего сделаны истуканы
Статуи моаи на острове Пасхи создавали племена каменотесов. Скульптуры неодинакового размера изготовлены из туфа – мягкого камня, добытого из застывшего вулкана Рано Рарану, который находится на острове Пасха.
Вулканический туф – пористый камень в виде губки, поэтому вырезать идола было не слишком трудно. У подножия потухшего вулкана обнаружена каменоломня с незавершенными фигурами истуканов, не выпиленными из скальной породы.
Немногие скульптуры изготовлены из других пород: базальта, трахита, пемзы и муджиерита.
Художественный стиль скульптур
Сотни лет аборигены жили на самом уединенном в мире острове, где соседями были только рыбы и киты, и не знали никаких врагов. Здесь не было войн, зато – уйма времени, чтобы сооружать своих идолов, которых древние скульпторы вырезали по своему вкусу.
Это были прямоугольные вытянутые головы без туловища, изготовленные из серо-желтого туфа. Вытянутые тела людей, иногда двухголовые, с короткими ногами или коленопреклоненные изготовляли из красной пемзы.
Самый распространенный на острове вид истуканов – торсы людей с вытянутыми головами и носами. Ученые выяснили, что статуи имеют не только головы, но и тела, длина которых достигает 7 метров. Со временем многовековые истуканы погрузились в землю, где и были обнаружены.
Спины каменных идолов покрыты надписями: подписями скульпторов и именами владельцев статуй. Глаза делали из кораллов белого и красного цвета.
На истуканах – пукао, удивительные красные шляпы, имитирующие рыжие волосы, весом 15 тонн каждая. Туловище истукана и шляпа сооружены из разных вулканических пород, расположенных далеко друг от друга, в разных концах острова. Ученых заинтересовал способ водружения такой шляпы на голову идола.
Вечерами местные жители, приготовив еду на раскаленных углях, разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитву. Увидев их образ жизни, европейцы усомнились, из камня ли сделаны идолы. Вытесанных из камня великанов на острове со скудной растительностью «дикое» население водрузило на многочисленные платформы группами по 15 штук. Как это сделано?
Тайна древних моаи
В 50-х годах XX века норвежский путешественник Тур Хейердал с экспедицией прибыл на остров с целью узнать, как изготовлялись и устанавливались моаи.
В каменоломне обнаружили 1000 останков статуй, самая крупная – 20-метровая весом 145 тонн лежит, не отделенная от основания. Одновременно обрабатывали несколько статуй.
Работа начиналась с лица, перетекала на бока, уши, руки и живот. Фигуры делали без ног, подобно длинному бюсту. Потом идола доставляли к подножию с помощью веревок и рычагов, сооруженных из растущих на острове деревьев. Добраться до подножия в целости удавалось не каждому идолу, расколотые монументы оставляли здесь же.
Благополучно доставленные к подножию статуи устанавливали в вертикальное положение, дорабатывали. Работа требует мастерства: при ударе молоток каменотеса разбивался вдребезги, поэтому орудий труда заготовлялось много. Готовую статую украшали и снова транспортировали. Делали это вручную, волоком тащили по земле к месту установки с помощью многочисленных работников.
На месте истукана поднимали с помощью рычагов из дерева и ставили в приготовленную яму, подкладывая под основание бревна и камни. От каменоломни катили «шляпы», возле истукана заготовку дорабатывали и, используя простой способ, надевали на каменного владельца.
Как надевали «шляпу» исполину
Для этого аборигены сооружали из песка и щебня пологую горку, вокруг шляпы оборачивали веревку и привязывали ее к истукану. Вытягивая свободный конец, поднимали шляпу, где ее поворачивали на бок и помещали на голову монумента.
Истуканы стояли под наклоном к земле: так легче надевать шляпу на монумент, а потом выпрямлять его, удаляя камни сзади постамента.
Устанавливая исполинов, древние полинезийцы применяли свой острый ум, законы физики и природные ресурсы, на века оставив память о себе. Тайна создания статуй передавалась из поколения в поколение.
Размер и вес исполинов
Моаи на острове – неодинаковой высоты и массы. Истуканы высотой 3-5 метров весили 5 тонн. Высокие статуи, которых вырезали немного, высотой 10-12 метров весили 10 тонн. Площадки с идолами, установленными в ряд, – от 10 до 100 метров.
С этих каменных статуй, стоящих по периметру Рапа-Нут, началась слава острова. 887 каменных гигантов – покровители острова. Самый большой моаи, расположенный у моря, весом 80 тонн, лежит на земле. Большие – на восточной половине острова, моаи поменьше разбросаны по всему острову.
Исчезновение цивилизации
Цивилизация на острове процветала: густые леса постепенно вырубали, а плодородные земли засевали сельхозкультурами. Из древесины строили дома и лодки.
Со временем парануйцы вырубили лес, чтобы с помощью стволов перемещать статуи моаи к месту установки на берегу океана. Лишенная деревьев почва постепенно становилась неплодородной, и племена сражались за оставшееся жизненное пространство.
Новые деревья не вырастали: их семена съедали расплодившиеся крысы. Производство каменных исполинов привело остров к обезлесиванию, что спровоцировало голод. Разозлившись, жители сбрасывали истуканов с платформ, и к началу XIX века все статуи были повалены.
Полностью уничтожив лес, туземцы переселились в пещеры, забросив деревни и огороды, или покидали остров в поисках нового дома. Так своими руками островитяне убили жизнь на острове. В назидание потомкам и всему человечеству остались только молчаливые истуканы.
Видео: тайна острова Пасхи
Сегодня на острове организуют экскурсии, дают представления театры, работают музеи и магазины, рестораны и клубы. Там туристы прикасаются к истории, испытывают гамму эмоций при виде мощных исполинов, заряжаются на годы вперед священной силой острова.
Головы на острове Пасхи не просто головы.
Мы как-то привыкли видеть фотографии с острова Пасхи с загадочными головами, торчащими из земли.
Поэтому так странно узнать, что все не так-то просто.
Ученые обследовали около 150 каменных голов, расположенных в районе Рано-Рараку.
За последние годы было раскопано несколько голов, под которыми обнаружились семиметровые туловища.
По мнению археологов, изначально статуи не были закопаны. Они погрузились под землю под влиянием климатических изменений.
О том, что головы имеют тела, прежде писал известный путешественник и исследователь Тур Хейердал. Вероятно, он узнал об этом от аборигенов.
Там же рядом с головами находятся и Моаи.
Моа́и (статуя, истукан, идол) — каменные монолитные статуи[1] на тихоокеанском острове Пасхи, принадлежащем Чили. Изготавливались аборигенным полинезийским населением между 1250 и 1500 гг. Сейчас известно 887 статуй.
Обычный размер моаи — 3—5 м. Средняя ширина основания — 1,6 м. Средний вес таких статуй — менее 5 т (хотя указывается масса в 12,5—13,8 т). Реже высота статуй — 10—12 м. Не более 30—40 статуй имеет вес более 10 т.
Самая высокая из заново установленных — это моаи Паро (Paro) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura), высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории — моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.
Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая — Пиропиро, 11,4 м.
А вообще крупнейшая статуя — El Gigante, размером около 21 м (по разным сведениям — 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес — и 145—165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.
Вес каменных цилиндров не более 500—800 кг, реже 1,5—2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.[5]
Комментарии 21
Да раньше вон руками все а сейчас дорогу засывать не могут
а потом окажется, что они ещё и стоят на чёмнить))
Все хорошо описано в книге Хейердала «Аку-аку» ))
Ну так ведь это сразу ясно, что не одна только голова, если стоять рядом.
прикольно, надо же! Интересная информация!
И не подумал бы.
Археологи и палеонтологи исследуют сохранившиеся строения, домашнюю утварь, моаи, а также останки животных, которых употребляли в пищу. Так как летописи рапануйцев написаны иероглифами, которые трудно расшифровать, все даты, предшествующие времени контактов островитян с европейцами, установлены приблизительно и многие предположения невозможно доказать. Кроме того, некоторые из перечисленных ниже событий могут пересекаться по времени. Все даты относятся к нашей эре.
400 На остров высаживаются от 20 до 50 полинезийских поселенцев. Они приплывают, вероятно, на больших 15-метровых (или даже более длинных) пирогах, пригодных для выхода в океан и способных перевозить груз более 8 000 килограммов.
800 В отложениях уменьшается количество пыльцы деревьев. Это означает, что на острове вырубается лес. Увеличивается количество пыльцы трав, так как некоторые очищенные от леса площади зарастают травой.
900—1 300 Около трети костей, оставшихся от животных, мясом которых питались в этот период, составляют кости дельфинов. Чтобы ловить дельфинов в открытом океане, островитяне используют большие пироги, которые делают из стволов пальм. Деревья служат также основой приспособлений, с помощью которых передвигают и поднимают в вертикальное положение моаи, сооружаемые сейчас в больших количествах. Люди все активнее занимаются сельским хозяйством и заготовляют дрова, продолжая тем самым уничтожать леса.
1 200—1 500 Сооружение статуй в самом расцвете. Все ресурсы и силы островитян направлены на создание моаи и церемониальных платформ, на которые их устанавливают. Археолог Джо Энн Ван Тилберг пишет: «Социальная структура рапануйского общества настойчиво поощряла островитян к созданию новых и все более крупных статуй». Она добавляет, что «за период от 800 до 1 300 лет было сооружено около 1 000 статуй… то есть одна статуя на каждые 7—9 человек в то время, когда численность населения острова была, по оценкам, максимальной».
Очевидно, статуям моаи не поклонялись, хотя они и играли определенную роль в обрядах погребения и в обрядах, связанных с сельским хозяйством. Возможно, их считали жилищем духов. Похоже, что они также символизировали силу, положение и родословную тех, кто их сооружал.
1 400—1 600 Население достигает максимума: от 7 000 до 9 000 человек. Исчезают последние участки леса. Частично это объясняется вымиранием лесных птиц, которые опыляли деревья и переносили семена. «Исчезли все местные лесные виды птиц», — говорится в журнале «Дискавер». Исчезновению леса способствовали и крысы. Найдены свидетельства того, что они поедали орехи пальм.
Начинается эрозия почвы, пересыхают реки, не хватает воды. В пластах отложений, датируемых примерно 1500 годом, исчезают кости дельфинов. Возможно, на острове не осталось деревьев, пригодных для строительства больших океанских пирог. Островитяне теперь уже не могут покинуть остров. Людям начинает не хватать пищи, и они истребляют морских птиц. Люди едят все больше куриц.
1 600—1 722 Отсутствие лесов, расширение сельского хозяйства и истощение почвы все чаще приводят к неурожаям. Начинается голод. Рапануйцы делятся на две противоборствующие группировки. Появляются первые признаки социального хаоса, возможно даже людоедства. На острове правит закон силы. Стремясь обезопасить себя, люди перебираются жить в пещеры. Численность населения стремительно падает, и примерно в 1700 году на острове остается всего около 2 000 человек.
1 722 Голландский мореплаватель Якоб Роггевен становится первым европейцем, открывшим остров. Это происходит на Пасху, отсюда и название острова. Роггевен пишет: «Общий пустынный вид [острова Пасхи] производил впечатление крайней бедности и бесплодности».
1 770 Примерно в это время соперничающие кланы оставшихся в живых рапануйцев начинают опрокидывать статуи, поставленные конкурентами. Когда в 1774 году остров посещает английский мореплаватель, капитан Джеймс Кук, он видит, что многие статуи повалены.
1 804—1 863 Увеличивается число контактов островитян с другими цивилизациями. Рабство, распространенное в это время в тихоокеанских странах, и болезни уносят много человеческих жизней. Исчезает традиционная культура рапануйцев.
1 864 К этому времени опрокинута последняя моаи, у многих статуй умышленно отколоты головы.
1 872 На острове остается только 111 коренных жителей.
В 1888 году остров Рапа-Нуи был присоединен к Чили. В настоящее время на острове проживает около 2 100 человек: коренных островитян и переселенцев. Правительство Чили объявило весь остров историческим памятником. Чтобы сохранить уникальные черты и историю острова Рапа-Нуи, многие статуи вновь были установлены.
Почему рапануйцы не поняли, куда они идут, и не попытались предотвратить катастрофу? Вот что говорят об этом ученые.
«Лес… исчез не внезапно, он уменьшался постепенно, десятилетиями. […] Даже если кто-то из островитян и пытался предупредить соплеменников о том, чем чревато уничтожение леса, его предупреждением пренебрегали, потому что это затрагивало эгоистичные интересы скульпторов, правителей и их прислужников» («Дискавер»).
«То, что произошло на Рапа-Нуи, означало, что бесконтрольный рост населения и стремление распоряжаться ресурсами окружающей среды, переходя за определенную критическую точку, были не просто признаками индустриализации мира; это характерная особенность человека» («Нэшнл джиогрэфик»).
В книге «Остров Пасхи — остров Земля» есть поразительные слова: «Тот, кто срубил [на Рапа-Нуи] последнее дерево, видел, что оно было последним. Но он (или она) все же срубил его» («Easter Island—Earth Island»).
Главные тайны Статуй Моаи
Статуи Моаи — это удивительные каменные скульптуры, расположенные на острове Пасхи (Тихий океан). Их уникальность заключается в гигантских размерах и весе, расположении и способе изготовления. С этими необычными артефактами, оставшимися в наследие от древней культуры островитян, связано много поразительных тайн и загадок.
Параметры и расположение статуй
Свыше 900 изваяний моаи расставлены по периметру острова наподобие грозных часовых, охраняющих покой местных жителей. Несколько штук возвышается в центре. Значительная часть статуй весит десятки тонн. Самая маленькая — меньше 5, наиболее монументальная — свыше 200 тонн. По данным спектрального анализа, каменные колоссы были изготовлены в период между 1200 и 1500 годами.
Практически все моаи вытесаны из цельных кусков базальта, трахита и других вулканических пород. На острове Пасхи много вулканов (Рано Рараку , Охио и др.). В прошлом они извергались, но со временем потухли и стали местами добычи камня. Средняя высота моаи — около 10 метров.
Каменные гиганты представляют собой грубо вытесанные, довольно схематичные, но колоритные фигуры древних божеств с суровыми или бесстрастными лицами. Устанавливались они на особые каменные платформы, называемые аху . Каждая аху могла нести на себе от нескольких штук до пары десятков статуй. Такие необычные конструкции отождествлялись местными жителями с тончайшей связью между этим и загробным миром.
Загадки моаи
После детального обследования ученые установили, что некоторые колоссы были изготовлены из камня, расположенного в другой части острова Пасхи. Долгое время не могли понять, как аборигены транспортировали громадные изваяния (или материал для их производства) на такие большие расстояния и зачем они вообще это делали.
Одни фигуры моаи вытесаны из камня целиком, в полный рост. Другие — лишь частично. Последние похожи на незавершенные наброски, без глаз и туловища. Многие исследователи предполагают, что так было задумано изначально. В настоящее время почти все статуи зияют пустыми глазницами, но так было не всегда. В прошлом большинство моаи обладало органами зрения, выполненными из обсидиана и коралла.
Главное открытие ученые сделали на заре исследования островных скульптур. Долгое время считалось, что многие из них представляют собой только головы. Вскоре обнаружилось, что туловища некоторых гигантов закопаны в землю. Было ли это сделано намеренно или статуи просели в податливый грунт по естественным причинам, точно не известно.
Секретные технологии
Известный путешественник Тур Хейердал (Норвегия) установил, что создало моаи практически вымершее сейчас племя «длинноухих» (они растягивали мочки ушей, обвешивая их гроздями украшений). Скульпторы-туземцы бережно оберегали от конкурирующих кланов секреты создания и перемещения статуй. Технология передавалась последующему поколению только в устной форме. Молодежь «натаскивали» часами, пока все нюансы не заучивались назубок.
Такая таинственность приводила к распространению легенд о том, что статуи моаи сами двигаются в вертикальном положении. Это немало способствовало престижу каменных истуканов, ведь их считали воплощением волшебной силы древнего клана Хоту Матуа . Туземцы верили, что большое количество статуй благотворно влияет на экологию острова, приносит дожди и процветание всем жителям Пасхи.
Некоторые истуканы каким-то чудесным образом были установлены по звездной карте и другим астрономическим показателям. Например, в одной части острова в ряд стоят 7 моаи . Все они «смотрят» в точку заката, туда, где солнце садится точно в день летнего равноденствия.
Остались в прошлом
Со временем было установлено, что перетаскивали статуи моаи с помощью стволов пальм. Их срубали, укладывали плашмя под основание истукана и катили того по земле волоком, удерживая в вертикальном положении с помощью канатов. На эту изнурительную работу уходило слишком много деревьев, поэтому со временем леса на Пасхе стали редеть.
Поле 1500 года моаи высекать перестали. Не осталось пальм, с помощью которых их можно было транспортировать. Так в угоду древнейшим верованиям были принесены в жертву экология острова и целый пласт самобытной культуры.
Статуи «ходили сами». Кто и как изучал истуканов острова Пасхи?
Статуи, высеченные из местных вулканических пород, на гавайском языке называются « моаи » . Исследователи давно выяснили, что их изготовили в период между 1250 и 1500 годами. А вот с какой целью — понятно не было. Версии выдвигались разные. Интриги добавляло то, что жители острова Пасхи верили (многие и сегодня верят), что статуи «сами ходили».
Стражники плодородия
И вот международная группа археологов из Новой Зеландии, США и Чили озвучила очередную гипотезу. Исследователи изучили две статуи, находящиеся в каменоломнях потухшего вулкана Рано-Рараку в центральной части острова Пасхи. Из туфа именно этого вулкана было высечено подавляющее большинство (около 95%) истуканов, которых сейчас насчитывается 887 штук.
Проанализировав грунт в окрестностях Рано-Рараку, учёные пришли к выводу, что это самая плодородная почва на острове. «Когда мы получили результаты химического анализа, я была крайне удивлена, — рассказывает Сара Шервуд, археолог из США. — В почве был очень высокий уровень веществ, о которых мы сначала даже не думали. Например, кальция и фосфора — тех веществ, которые крайне важны для роста растений и хорошего урожая».
Это позволило ученым предположить, что у подножия вулкана не только добывали материал для статуй, но и использовали эти земли для возделывания сельхозкультур. Там были обнаружены следы выращивания бананов, батата, бумажной шелковицы и колоказии (травянистое растение).
«Повсюду на острове почва быстро истощалась, разрушалась и теряла элементы, важные для растений, — продолжает Сара Шервуд. — Но в каменоломне сложилась идеальная замкнутая система с водой, природными удобрениями и питательными веществами».
Если раньше считалось, что район вулкана Рано-Рараку был исключительно промышленным местом для создания и хранения статуй (их там всё ещё остаётся около 400 штук), то теперь исследователи предполагают, что он ещё являлся сельскохозяйственным центром. Здесь выращивали растения, а богатую микроэлементами почву перевозили как ценный ресурс в другие части острова для обогащения местных угодий.
Что до каменных истуканов, то им, по мнению учёных, отводилась роль стражников этих плодородных земель. Аборигены специально оставили их в каменоломне, чтобы моаи защищали природу карьера, способствуя сельхозпроизводству и высоким урожаям.
Сила предков
Научные экспедиции на остров Пасхи начались в первой четверти XX века (до этого удалённым клочком суши в Тихом океане и его населением интересовались разве что с целью работорговли). В 1914-1915 годах на острове работали английские исследователи, изучавшие погребальные площадки и каменных истуканов. Через 20 лет туда наведалась франко-бельгийская экспедиция.
Местные жители — рапануйцы — рассказывали учёным легенды о предках, обладавших магической силой, которая теперь заключена в статуях моаи. Именно от этих сверхъестественных сил, по их представлениям, зависят урожаи, погода и благополучие местного населения в целом.
Послушав предания, исследователи предположили, что истуканов воздвигли переселенцы из Полинезии, приплывшие на остров Пасхи в XI веке. Статуи могли быть символами их кланов или олицетворять умерших предков.
Но ответить на вопрос, каким способом моаи доставлялись к побережью, учёные не могли. Туземцы уверяли, что изваяния «ходили сами». Так опять же гласили легенды. Конечно, можно было заподозрить, что статуи в горизонтальном положении перекатывали на брёвнах, да только пригодных для этого деревьев европейцы на острове не нашли. Он представлял собой безлесную местность.
Катастрофа своими руками
В 1950-х годах на остров Пасхи прибыл знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал. Вместе с командой археологов он провёл там несколько месяцев и поставил эксперименты по высеканию и перетаскиванию знаменитых статуй. Всё это делалось усилиями местных жителей и без применения современных инструментов. К слову, туземцы признались, что их с раннего детства обучили технологии изготовления моаи, но практиковаться им не пришлось: на протяжении нескольких последних поколений никто на острове не устанавливал статуй.
Позже Тур Хейердал в книге «Аку-Аку» описал технологию, раскрыв тайну создания, перемещения и установки загадочных изваяний. Как выяснилось, этим ремеслом владело одно из двух обитавших на острове племён — учёные называют их «длинноухими», поскольку они удлиняли мочки ушей тяжёлыми украшениями. На протяжении веков эти аборигены сохраняли секрет изготовления статуй втайне от второго племени, которое составляло большинство населения острова — «короткоухих». Неудивительно, что «короткоухие» наделили истуканов сверхъестественными силами и окружили многочисленными суевериями, о которых и рассказывали европейцам. Например, «самохождение» моаи, скорее всего, объяснялось тем, что на каком-то этапе транспортировки статуи кантовали, перемещая их с помощью канатов в вертикальном положении.
По просьбе Хейердала группа из немногих оставшихся на острове «длинноухих» (племя вымирает) воспроизвела все этапы изготовления моаи. Вытесав изваяния каменными молотками (они разрушаются вместе с породой и постоянно заменяются на новые), аборигены перемещали их волоком и с помощью брёвен, а затем ставили вертикально, используя хитроумные приспособления из камней и тех же брёвен, выступающих в роли рычагов.
Но откуда же на бедном флорой клочке земли взялись брёвна? Как выяснилось, до упадка местной цивилизации на острове росли густые леса и недостатка в древесине не было. Но леса постепенно вырубались, а освобождённые земли засеивались сельхозкультурами. Древесину пускали на топливо, строительство домов и лодок, а также на перемещение гигантских статуй. В итоге леса были полностью уничтожены, и туземцы переселились в пещеры, забросив свои деревни и огороды и в конце концов деградировав.
Так рапануйцы своими руками убили местную экосистему, сотворив одну из самых наглядных в истории антропогенных катастроф. А молчаливые истуканы на побережье остались стоять, словно в назидание потомкам и всему человечеству.