Мегалиты острова Пасхи

По всему периметру острова Пасхи можно встретить платформы аху, на которых стоят каменные моаи (истуканы), знаменитые на весь мир. Обзор главных аху и моаи.

Мегалиты острова Пасхи

Моаи на острове Пасхи и различные аху – платформы для истуканов

По всему периметру острова Пасхи можно сейчас найти платформы аху, на которых стоят каменные истуканы, знаменитые на весь мир. Они будоражат воображение. Но не менее интересны другие моаи острова Пасхи, те, которые не видны издалека. Когда-то их свалили с платформ люди, и они так и лежат на земле. Давайте посмотрим, что произошло с несчастными истуканами.

Моаи на острове Пасхи

Говорят, что моаи свалили в XVIII-XIX веках, и сделали это недовольные люди. В то время на острове Пасхи кипела гражданская война, люди пожирали друг друга и боролись за власть. Представители прежней элиты прятали по пещерам свои сокровища, память о предках. Но победили самые последние пришельцы на остров, короткоухие.

Легенды говорят, что они обманули длинноухих, элиту острова Пасхи. Страшная трагедия случилась, когда длинноухие, раскопав ров в восточной части острова. Они приготовили все, чтобы не пустить наступающих к ним врагов и хотели поджечь ров. Однако они сами сгорели внутри, не сумев выбраться. Экспедиция Тура Хейердала доказала, что сильный пожар произошел во рву, на который и указывают легенды. И это не геологическое образование, а вырытый человеком объект.

Почему я вдруг вспомнила длинноухих? Ведь моаи и похожи на представителей тех, кто по каким-то причинам вытягивал мочки ушей. И не мудрено, что символы прежней власти и были повалены на землю, когда победа была отпразднована. Только не понятно: свалены моаи были как символ ненавистных людей или как сила, которой короткоухие не смогли воспользоваться без помощи длинноухих?

Теперь же мы видим только результаты этой войны. По вполне объективным техническим причинам реставрированы только моаи маленького роста. Больших нет техники поднимать. Ведь самый большой из них, Паро, весит 80 тонн. Поэтому они по большей части лежат на земле, кто «мордой в салат», а кто мечтательно глядит на небо и звезды. Кому как повезло. Но неинтересными они от этого не становятся. Напротив, можно многое понять, изучая нереставрированных гигантов.

Легко заметить, что большие моаи концентрируются на восточной половине острова, недалеко от каменоломни Рано Рараку, но по разные от нее стороны, а моаи поменьше облепили весь остров. И именно в каменоломне можно посмотреть, как бы гиганты выглядели, если бы не упали. Они там не только лежат в разных позах, но также порой и стоят, правда, с разным наклоном. Маленькие кажутся победителями в этой войне, хотя помогли им победить современные жители Рапа Нуи и ученое сообщество. Но как происходили события на самом деле? Кого представляют упавшие гиганты, их братья-поменьше и странный субъект, найденный в Рано Рараку?

Конечно, можно вспомнить о классическом противостоянии длинноухих и короткоухих. Но нам это мало что объяснит. Однако Тур Хейердал писал в своей книге, что ему рассказали, что в его время еще жили семьи, которые происходили от выживших длинноухих, и большая часть этих людей были со светлой кожей и со светлыми или рыжими волосами. То же отмечают и самые ранние экспедиции: на острове живут светловолосые бородатые люди и полинезийцы. В наше время еще добавились чилийцы – самые разные, индейцы и европейцы.

По нашим предыдущим прогулкам и поездкам по острову Пасхи мы можем однозначно сказать, что в истории Рапа Нуи можно выделить три периода, которые мы можем увидеть и осязать. Конечно, их могло быть и больше, но от них не осталось материальных свидетельств, видимых путешественникам, а не ученым.

Период возведения аху, который роднит строителей платформ с зодчими из Южной Америки. В пользу этого говорит схожесть платформ в Винапу и Та Пеу с кладкой стен, которые сейчас приписываются инкам. Экспедиция Тура Хейердала (который также придерживался этой же версии) обнаружила сходство некоторых скульптур с теми, что найдены в Тиуанаку в Боливии. То есть в любом случае мы видим волну из Южной Америки.

Следующий период – это эпоха строительства моаи. Для чего нужны были ориентированные по звездам и астрономическим событиям платформы, мы наверняка знать не можем. Но вскорости по каким-то причинам на них стали появляться моаи. В пользу этой версии говорит и то, что сначала платформ было всего несколько. А затем кто-то стал подражать и строить примерно такие же, да умения уже не было. И моаи разошлись из Рано Рараку по всему острову.

А затем начался самый печальный период – когда в платформах стали хоронить людей, когда началась война, когда короткоухие уничтожили длинноухих, и смута была не только на острове, но и в сердцах людей. На некоторое время рапануйцы стали людоедами. Смена эпох произошла трагично и сопровождалась одичанием людей.

Сейчас мы можем посмотреть на последствия войны. Мы сели на скутер и проехались по острову Пасхи, навещая грустных моаи, о которых так никто и не позаботился. В прошлый раз мы рассказали о реставрированных моаи, которые гордо стоят на аху, а сейчас у нас иная задача.

Аху Те Пито Кура (Te Pito Kura)

Единственного моаи на аху Те Пито кура зову Паро. И Паро в высоту целых 10 метров, а весит 80 тонн. Он – самый тяжелый моаи на острове. Даже его шапка, и та весит 12 тонн! Свалили Паро самым последним, почти в середине XIX веке. Это и не удивительно, учитывая его особенности. Традиция сообщает, то эту статую заказала одна вдова в память о своем муже, стало быть это была семья длинноухих.

Но не только основательная наружность Паро делает это место особенным. Рядышком находится символическое изображение пупа земли. Одним из названий острова было именно такое – пуп земли, те пито о те хенуа. Хотя не все согласны с тем, что это оригинальное церемониальное место, тем не менее, дух острова это отражает.

Паро – очень грустный моаи

Аху у Паро выполнена уже в подражательном стиле. Возможно камни были найдены здесь и поставлены, как вышло. Что было здесь раньше – неизвестно

Папа Вака (Papa Vaka)

Петроглифы на острове Пасхи есть не только в деревне Оронго на вершине кратера Рано Кау. По северной дороге от Анакены к Тонгарики тоже найдено место Папа Вака с довольно большими петроглифами, хотя и не такими искусными. Кажется, что это попытка подражать. Но наше внимание привлекли загадочные линии, будто оставленные неким предметом на колесах, например, вагонеткой.

Большой моаи Оне Макихи (One Makihi)

Еще одни гигант валяется практически у океана вдоль дороги от аэропорта к Тонгарики и Рано Рараку. Он совсем немного не дошел до океана, однако же забрался уж очень далеко от каменоломни.

Аху Акаханга (Ahu Akahanga)

На Аху Акаханга (тоже дорога от аэропорта к Тонгарики) расположено две платформы. Одна из них совсем разрушенная, а вторая сохранилась лучше. И хоть моаи стройным рядком валяются носом в землю, есть тут и исключения. Один из истуканов был сброшен не со всеми, не в то время и лежит отдельно, словно его перенесли, а не просто свалили. Также на камнях проглядываются петроглифы, опять же не такие примечательные, как на Оронго, а больше похожие на Папа Вака.

На Аху Акаханга красочнее всего можно увидеть, как развивался третий этап истории острова Пасхи, когда предназначение аху уже было не столь очевидным. Аху достраивались из всего, что валялось под рукой – из разрушенных моаи, из их красных шапок и из любых камней поменьше.

Здесь, у павших моаи, мы вновь встретили нашего румынского друга Калина, и он нам подробно рассказал о своем большом путешествии по Чили. Он так гордился им и тем, что сам его спланировал, что мы не стали пугать его своей кругосветкой. Ведь приятно быть героем. А Калин – очень милый и хороший человек, который не боится путешествовать совсем один. Мы очень рады, что познакомились с ним.

Кто и зачем возвёл мегалиты на острове Пасхи ?

О хранящихся загадках истории острова Пасхи, в последние годы написано много. Однако начнём с того, что остров находится в Тихом океане, в 3000 километрах к западу от Южной Америки и принадлежит он Чили.

Остров расположен на стыке разломов геологических плит: Наска, Пацифика и Антарктическая, там, где проходят подводный горный хребет и Восточно-тихоокеанское поднятие, и фиксируются эпицентры землетрясений. Остров имеет треугольную форму, длиной около 12 километров при высоте 540 метров. Внимание учёных он привлекает наличием здесь более 600 гигантских каменных статуй размером от 3-х до 22 метров и весом до 50 тонн. Здесь же обнаружены дощечки с неизвестной письменностью. Ранее здесь жили народы разных рас, в том числе и белой.

Скульптуры, в основном, установлены вдоль трёх сторон береговой линии острова. Их взоры обращены в сторону океана, населенных пунктов, вулканов.

Почти все мы видели изображения загадочных идолов с острова пасхи, которые тщательно изучал Тур Хейердал, но почему-то мало кто знает, что здесь находятся удивительные мегалитические сооружения с тщательно обработанными блоками.

Читайте также  Где расположены Канарские острова

Даже некоторые идолы стоят на платформе, выполненной из таких блоков. Посмотрите на эти фотографии, сделанные в разных местах острова Пасхи и убедитесь в том, что некогда тут явно существовала некая техногенная цивилизация, остатки сооружений которой приспособили под свои нужды аборигены-рапануйцы.

Кроме того, на острове Пасхи есть вот такой каменный шар, который называется Аху Те Пито Кура или Пуп Земли. По краям мы видим камни, уложенные рапануйцами, и очень ясно видно как отличается от них Пуп Земли.

Читайте также по тематике:

  • 3710 просмотров

Материалы по теме

А вот ещё:

На земле росли гигантские грибы, которые были выше деревьев

В начале палеозойской эры на суше доминировали не животные и не растения, а гигантские грибы. Именно они запустили преобразование континентов жизнью и сделали мир таким густонаселенным, каким он стал сегодня – почти полмиллиарда лет спустя.

Около 420 млн лет назад крупнейшими жителями суши были не растения и даже не животные, а странные организмы – прототакситы. Их тела, похожие на колонны или на вытянутые конусы, набирали до метра в диаметре и до восьми – в высоту, возвышаясь над «лесами» примитивных растений, напоминавшими заросли высокого мха.

В «стволах» прототакситов находили приют многочисленные беспозвоночные, а на поверхности селились зеленые водоросли. Полтора столетия эти необычные существа, которых ученые находили в окаменелостях эпохи палеозоя, оставались полной загадкой. Лишь на рубеже XXI века выяснилось, что гигантские прототакситы были. грибами.

Предыстория предшественников

Напомним, что нынешней (кайнозойской) эре в истории земли предшествовала эпоха «средней жизни» – мезозой, когда на суше доминировали хвойные растения и рептилии, включая динозавров. Она началась около 250 млн лет назад с Пермского вымирания, которое, в свою очередь, завершило эпоху палеозоя – «древней жизни».

Именно в палеозой появились большинство современных типов животных, включая моллюсков, членистоногих и позвоночных, началось освоение суши. К началу этого периода (примерно 440 млн лет назад) относятся и древнейшие находки представителей царства грибов, таких как Tortotubus. Тортотубусы росли по берегам силурийских морей и рек, омывавших берега суперконтинентов того времени, Гондваны и Лаврентии.

Жизнь чувствовала себя здесь еще не слишком уверенно: позвоночные практически не выбирались из воды, и на суше обитали лишь бактерии и водоросли, примитивные растения, такие как мхи, первые наземные членистоногие и черви. И тогда же тут стали появляться и грибы, сразу приступив к своей главной обязанности: перерабатывать мертвую материю и практически любую попадающуюся под руку органику.

Одна из окаменелостей, найденная на территории нынешней Саудовской АравииDawson, Review of Paleobotany and Palynology, 1959

Хвойные водоросли

Необычные окаменелости впервые обнаружили в 1843 г., в канадской провинции Квебек, во время разведки залежей угля. Они относятся к отложениям возрастом около 420 млн лет – примерно на 20 млн лет моложе самых ранних торторубусов. Однако в то время всего этого, разумеется, не знали, и находка не привлекла большого внимания, надолго оставшись в музейных запасниках.

Лишь в 1850-х до окаменелостей дошли руки у местного палеонтолога Джона Доусона (John Dawson), который рассмотрел 8-метровые гладкие, без веток столбы, сочтя их стволами ранних хвойных, с отдельными проросшими в них фрагментами грибного мицелия. Он и дал «растениям» название, которое сохранилось до сих пор: Prototaxitaceae – то есть, «примитивный тис».

20 лет спустя шотландский ботаник Уильям Кэррутерс (William Carruthers), изучивший структуру окаменелостей, засомневался в хвойной природе прототакситов. По его мнению, эти существа были ближе к водорослям и могли расти на мелководье, словно некие ламинарии. Несмотря на то, что все указывало на сухопутный характер отложений, где были найдены «стволы», гипотеза Кэррутерса стала основной на много десятилетий. Ученый даже ратовал за смену названия прототакситов на нечто более подходящее для водорослей.

То, что речь идет именно о грибах, первым предположил британец Артур Черч (Arthur Church). Однако его публикация оставалась незамеченной, и на протяжении всего ХХ в. прототакситов так привычно и считали водорослями, при этом называя в честь хвойных. Но дискуссии среди специалистов не утихали, а в 2001-м американский палеонтолог Фрэнсис Хубер (Francis Hueber) окончательно поместил прототакситы на правильную ветвь «древа жизни».

Прототаксит на рисунке канадского палеохудожника Лайама ЭлвардаLiam Elward

Доказательная база

В самом деле, на срезе этих окаменелостей можно рассмотреть что-то вроде годовых колец. В отличие от настоящих колец деревьев, у прототакситов они неровные, часто сливаются и переходят друг в друга. Рассмотрев их под микроскопом, ученые обнаружили длинные и ветвящиеся трубчатые клеточные структуры, практически такие же, как у мицелия знакомых нам грибов. Это предположение подтвердил и химический анализ образцов, провести который удалось уже в конце 2000-х.

Хубер и его коллеги рассмотрели содержание изотопов углерода, сохранившихся в окаменелостях прототакситов. Дело в том, что растения получают небольшие количества его из атмосферы, включая в состав собственных тканей. Скорость биохимических реакций углерода -13 и углерода -12 чуть-чуть отличаются из-за разной массы ядер, благодаря чему можно отличить фотосинтезирующее растение от сапрофита.

При этом сохраняется и еще одна версия: возможно, прототакситы были гибридами водорослей и грибов – колоссальных размеров лишайниками, – и доказать или опровергнуть ее еще предстоит. Однако и в этом случае мы с полным правом можем сравнить прототакситов палеозоя с тираннозаврами и диплодоками мезозойского периода, или с людьми кайнозоя: это было время их доминирования.

«Годовые кольца» на срезе окаменелого прототакситаGraham et al., American Journal of Botany, 2010

Грибное царство

Пейзаж суши в раннем Девоне – около 400 млн лет назад – мало напоминал сегодняшнюю Землю. Растения, еще лишенные сосудистой системы, покрывали влажные низины густым «лесом», редко достигавшим больше полуметра высоты. Над ними на высоту нескольких метров возвышались гладкие грибные колонны прототакситов.

Они еще не были столь «децентрализованы», как мицелий современных грибов, и под поверхностью земли от «стволов» во все стороны отходили ветвящиеся гифы, которые переваривали мертвую органику и всасывали питательные вещества. Подобно сегодняшним деревьям, прототакситы в палеозой питали целые экосистемы. Они служили пищей и домом первым беспозвоночным суши, на что указывают многочисленные отверстия, словно бы прогрызенные мелкими животными-«вредителями».

Их доминирование продлилось около 70 млн лет, и в ископаемой летописи более поздних периодов столь гигантских грибов уже не встречается. Причина этому не до конца понятна: возможно, они росли слишком медленно, а животным слишком полюбилась «грибная диета» – и прототакситы попросту не успевали восстанавливаться. Но скорее всего, они были вытеснены растениями, конкурируя с ними если не за пищу, то за воду и место. Так или иначе, грибы сами подготовили такой исход.

Ландшафт Девонского периода – около 400 млн лет назад Mary Parrish, National Museum of Natural History

История последователей

Все грибы – деструкторы органики, и прототакситы, видимо, исключением не были. Однако вещества, которые грибы при этом выделяют в окружающую среду для разложения различных молекул, постепенно разрушают даже каменную породу. Так в природе запускается долгий и важный процесс формирования плодородного слоя почвы.

Неудивительно, что деятельность грибов раннего палеозоя приготовила будущий триумф сосудистых сухопутных растений. Их победное шествие началось в девонском периоде и уже вскоре привело к исчезновению гигантов, подобных прототакситам. Но к этому времени между грибами и растениями уже образовался тесный симбиоз, и они навсегда удовлетворились своим скромным, в основном подземным и приземным образом жизни.

Без них современные растения неспособны выжить в природе – как и животные без симбиотической микрофлоры в своем кишечнике. Опираясь на этот союз, растения поднимают кроны на десятки метров. Грибы смотрят на них снизу вверх, вспоминая эпоху, когда столбы прототакситов вырастали в разы выше самых высоких предков деревьев.

Гигантские каменные статуи на острове Пасхи (13 фото)

Коренные жители называют свой остров Рапа-Нуи. А известное всему миру название он получил потому, что был открыт в Пасхальное воскресенье 1722 года голландцем Якобом Роггевеном.
Cамая известная загадка острова Пасхи, которую уже сотни лет пытаются разгадать исследователи – гигантские каменные статуи, моаи. Эти таинственные монолиты были вырезаны из окаменевшего вулканического пепла.

Всего на острове 887 статуй, 397 из них находятся возле вулкана Рано Рараку, в кратере которого изготавливались и все остальные моаи.
Там же обнаружили множество незаконченных статуй и еще больше брошенных рубил, что наталкивает на мысль о внезапном прекращении работ в связи с каким-то серьезным катаклизмом.

На острове существует два вида моаи. «Великаны» от 10 метров ростом, без шапок-пукао, все они преимущественно стоят на склоне вулкана Рано Рараку, по шею в осадочных породах.

И четырехметровые «карлики», водруженные на постаменты-аху вдоль океанского побережья, в оригинальных головных уборах. Они выглядят помоложе своих 10-метровых родственников, да и лица у них не такие длинные.

Читайте также  Остров Эльба что посмотреть?

Дальше начинаются теории и легенды. Одно из сохранившихся преданий гласит, что когда-то на острове правили люди с длинными мочками ушей. У них в подчинении находились короткоухие. В это время вовсю велось строительство моаи, беспощадно вырубались пальмовые леса, пока экология острова не была доведена до нынешнего плачевного состояния. Население росло, есть стало нечего, дерева не хватало даже для изготовления лодок, начался каннибализм… Одним словом, короткоухие не выдержали и низвергли элиту.

Большинство ученых согласно с этой версией заката эры таинственных создателей гигантских каменных статуй. Некоторые даже дополняют общую картину подробностями. Так, считается, что короткоухими простолюдинами были выходцы из Полинезии, а длинноухой элитой – путешественники из Южной Америки, которые, прибыв на остров где-то в 800 г., каким-то способом на долгие годы смогли захватить власть над аборигенами.

Нашли научное объяснение и множеству брошенных рубил в кратере Рано Рараку. Специалисты считают, что это отработанные инструменты. А поскольку изготовить новое каменное орудие труда намного легче, чем заточить старое, древние мастера выбрасывали отслужившие свое рубила. Вот и собралось их за сотни лет изрядно.

А неоконченные истуканы остались такими, потому что, вырубая их из относительно мягкого вулканического туфа, мастера натыкались на более твердые породы, преодолеть которые им было не под силу.

Но как доставляли каменных исполинов на нужное место? Местные жители ничего определенного сказать по этому поводу не могут, кроме того, что статуи ходили сами. В их языке даже есть слово, которое означает медленное передвижение без помощи ног. Но что они имели в виду неизвестно.

А потом появилась теория движения вертикальным вращением вразвалку. Так еще передвигают тяжелые бочки и баллоны. Удачно проведенные полевые испытания этого метода все расставили по местам: с помощью веревок и коротких деревянных рычагов моаи уверенно «шагали» вперед.

Но осталась еще одна, самая фантастическая версия. Ее приверженцы уверены, что остров Пасхи когда-то был частью легендарной Лемурии и вместе с ней исчез в океанских глубинах.

Много веков спустя в результате неких природных катаклизмов древний вулкан с 10-метровыми моаи на его склонах снова появился над водой. А первые колонисты острова, пытаясь воссоздать гигантских истуканов, по шею ушедших в осадочные породы, начали вырезать 4-метровых «карликов»

Статуи моаи – свидетели древней цивилизации на острове Пасхи

Статуи моаи на острове Пасхи

Остров Пасхи в Тихом океане привлекает путешественников таинственными каменными статуями моаи, о происхождении которых сложены мифы и легенды. Тысячи туристов едут сюда, чтобы увидеть загадочных великанов и полюбоваться чудными закатами и рассветами острова.

Остров Рапа Нуи в Тихом океане

Остров Пасхи – самый уединенный обитаемый клочок суши на земле. Он раскинулся среди бескрайнего Тихого океана на расстоянии 3700 км от ближайшего континента – Южной Америки, и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова Питкейрн.

Этот остров – вершина огромной горы, которая сформировалась из вулканической лавы, извергавшейся 3 миллиона лет назад. Покрытое густыми лесами пространство, защищенное от ветра, радовало коренных жителей плодородной почвой. Здесь росли бананы, бадат, сахарный тростник и ямс. Умелые рыбаки, островитяне выходили за добычей на самодельных лодках далеко в море.

Занимаясь разведкой Тихого океана, на остров наткнулся голландский адмирал Якоб Роггевен 5 апреля 1722 года – в канун православного праздника Воскресения Христова, известного как Пасха. Одинокий участок суши глава экспедиции предложил назвать в честь предстоящего торжества.

Когда экипаж корабля сошел на берег, то убедился, что остров – совсем не райский уголок. Перед путешественниками предстала сухая каменистая степь с редким низким кустарником и сухой выжженной травой. Жухлые папоротники и осока виднелись только около тростниковых хижин, похожих на перевернутые корзины.

Островитяне, жившие здесь, спали на циновках, подложив под голову камень. Полуголые хозяева путешественников встретили доброжелательно и охотно шли на контакт. В момент открытия острова, который аборигены называют Рапа Нуи, там жило 3000 человек.

Сегодня на острове площадью 117 кв. км, принадлежащем Чили, обитает 600 человек, которые занимаются сельским хозяйством и обслуживают туристические группы.

Европейцы на острове

Европейские путешественники из команды Якоба Роггевена удивились, что по периметру острова возвышались многочисленные каменные статуи. Не сумев найти ответа на вопрос, кто и зачем воздвиг их, экспедиция удалилась.

Через 50 лет на остров Пасхи высадились испанцы. Предприимчивые европейцы аннексировали территорию Рапануи, переименовав ее в Сан-Карлос, в честь короля Карла III, и принудили жителей присягнуть Королевству.

С конца XVIII века на острове побывали экспедиции Джеймса Кука, Жана Лаперуза, Юрия Лисянского. Немало времени здесь провел норвежский путешественник Тур Хейердал, который изучил занятия древних пасхальцев и написал об этом книгу.

На остров высаживались американцы, которые похитили 10 пар местных жителей, пытаясь расселить их на вулканических островах в 450 км от Рапа Нуи. Беглецы бежали, спрыгнув за борт, и американцы бросили островитян в открытом океане. Во второй половине XX века на острове Пасха построили аэродром Матавери. С 1995 года он в списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

В начале XX века Рапа-Нуи вошел в состав Чили, и на остров прислали губернатора. К тому времени каменные стражи древних островитян лежали ничком, кем-то сдвинутые с постаментов: работа по производству истуканов была прервана внезапно, 700 скульптур оставлены в карьерах и на дорогах, ведущих к побережью.

Статуи моаи – уникальные сооружения

Остров Пасха таит в себе тайны и загадки: долгие годы ученые пытаются открыть его секреты. Цивилизация, существовавшая на острове 2000 лет назад, оставила потомкам фигуры гигантских истуканов – моаи. Сама цивилизация исчезла задолго до того, как на остров ступила нога человека. К середине XIX века прибывшие сюда европейцы полностью уничтожили то, что осталось от древней цивилизации.

Происхождение статуй

Откуда взялись статуи моаи на острове Пасхи? Исследователи утверждают, что истуканы – дело рук аборигенов острова, которые создали моаи в 1250-1500 годы. По версии ученых, остров населяли 1 200 000 каменных истуканов, разбросанных по всей территории на специальных церемониальных платформах.

Статуи с большими головами, с тяжелым выступающим подбородком, длинными ушами, но без ног. Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные в насмешке и презрении, большой лоб… Кто они?

Гигантские фигуры человека, вырезанные из горных пород вулканического происхождения, по мнению исследователей, – это умершие предки местных жителей, которые верили, что моаи влияют на погоду. Ведь погода определяла уровень жизни семьи и насылала проклятья на вражеские племена. Каждая семья заводила статую предков: чем больше фигура истукана, тем сильнее ее влияние на погоду – залог богатого урожая и благополучия семьи.

Высеченные из камня многотонные статуи пасхальцы расселяли по острову, чтобы духи предков, обладающие сверхъестественной силой, повышали урожай, приносили благополучие и процветание, придавая роду силу.

Из чего сделаны истуканы

Статуи моаи на острове Пасхи создавали племена каменотесов. Скульптуры неодинакового размера изготовлены из туфа – мягкого камня, добытого из застывшего вулкана Рано Рарану, который находится на острове Пасха.

Вулканический туф – пористый камень в виде губки, поэтому вырезать идола было не слишком трудно. У подножия потухшего вулкана обнаружена каменоломня с незавершенными фигурами истуканов, не выпиленными из скальной породы.

Немногие скульптуры изготовлены из других пород: базальта, трахита, пемзы и муджиерита.

Художественный стиль скульптур

Сотни лет аборигены жили на самом уединенном в мире острове, где соседями были только рыбы и киты, и не знали никаких врагов. Здесь не было войн, зато – уйма времени, чтобы сооружать своих идолов, которых древние скульпторы вырезали по своему вкусу.

Это были прямоугольные вытянутые головы без туловища, изготовленные из серо-желтого туфа. Вытянутые тела людей, иногда двухголовые, с короткими ногами или коленопреклоненные изготовляли из красной пемзы.

Самый распространенный на острове вид истуканов – торсы людей с вытянутыми головами и носами. Ученые выяснили, что статуи имеют не только головы, но и тела, длина которых достигает 7 метров. Со временем многовековые истуканы погрузились в землю, где и были обнаружены.

Спины каменных идолов покрыты надписями: подписями скульпторов и именами владельцев статуй. Глаза делали из кораллов белого и красного цвета.

На истуканах – пукао, удивительные красные шляпы, имитирующие рыжие волосы, весом 15 тонн каждая. Туловище истукана и шляпа сооружены из разных вулканических пород, расположенных далеко друг от друга, в разных концах острова. Ученых заинтересовал способ водружения такой шляпы на голову идола.

Вечерами местные жители, приготовив еду на раскаленных углях, разводили перед статуями костры и садились кругом, совершая молитву. Увидев их образ жизни, европейцы усомнились, из камня ли сделаны идолы. Вытесанных из камня великанов на острове со скудной растительностью «дикое» население водрузило на многочисленные платформы группами по 15 штук. Как это сделано?

Тайна древних моаи

В 50-х годах XX века норвежский путешественник Тур Хейердал с экспедицией прибыл на остров с целью узнать, как изготовлялись и устанавливались моаи.

В каменоломне обнаружили 1000 останков статуй, самая крупная – 20-метровая весом 145 тонн лежит, не отделенная от основания. Одновременно обрабатывали несколько статуй.

Читайте также  Голубой грот на острове Капри

Работа начиналась с лица, перетекала на бока, уши, руки и живот. Фигуры делали без ног, подобно длинному бюсту. Потом идола доставляли к подножию с помощью веревок и рычагов, сооруженных из растущих на острове деревьев. Добраться до подножия в целости удавалось не каждому идолу, расколотые монументы оставляли здесь же.

Благополучно доставленные к подножию статуи устанавливали в вертикальное положение, дорабатывали. Работа требует мастерства: при ударе молоток каменотеса разбивался вдребезги, поэтому орудий труда заготовлялось много. Готовую статую украшали и снова транспортировали. Делали это вручную, волоком тащили по земле к месту установки с помощью многочисленных работников.

На месте истукана поднимали с помощью рычагов из дерева и ставили в приготовленную яму, подкладывая под основание бревна и камни. От каменоломни катили «шляпы», возле истукана заготовку дорабатывали и, используя простой способ, надевали на каменного владельца.

Как надевали «шляпу» исполину

Для этого аборигены сооружали из песка и щебня пологую горку, вокруг шляпы оборачивали веревку и привязывали ее к истукану. Вытягивая свободный конец, поднимали шляпу, где ее поворачивали на бок и помещали на голову монумента.

Истуканы стояли под наклоном к земле: так легче надевать шляпу на монумент, а потом выпрямлять его, удаляя камни сзади постамента.

Устанавливая исполинов, древние полинезийцы применяли свой острый ум, законы физики и природные ресурсы, на века оставив память о себе. Тайна создания статуй передавалась из поколения в поколение.

Размер и вес исполинов

Моаи на острове – неодинаковой высоты и массы. Истуканы высотой 3-5 метров весили 5 тонн. Высокие статуи, которых вырезали немного, высотой 10-12 метров весили 10 тонн. Площадки с идолами, установленными в ряд, – от 10 до 100 метров.

С этих каменных статуй, стоящих по периметру Рапа-Нут, началась слава острова. 887 каменных гигантов – покровители острова. Самый большой моаи, расположенный у моря, весом 80 тонн, лежит на земле. Большие – на восточной половине острова, моаи поменьше разбросаны по всему острову.

Исчезновение цивилизации

Цивилизация на острове процветала: густые леса постепенно вырубали, а плодородные земли засевали сельхозкультурами. Из древесины строили дома и лодки.

Со временем парануйцы вырубили лес, чтобы с помощью стволов перемещать статуи моаи к месту установки на берегу океана. Лишенная деревьев почва постепенно становилась неплодородной, и племена сражались за оставшееся жизненное пространство.

Новые деревья не вырастали: их семена съедали расплодившиеся крысы. Производство каменных исполинов привело остров к обезлесиванию, что спровоцировало голод. Разозлившись, жители сбрасывали истуканов с платформ, и к началу XIX века все статуи были повалены.

Полностью уничтожив лес, туземцы переселились в пещеры, забросив деревни и огороды, или покидали остров в поисках нового дома. Так своими руками островитяне убили жизнь на острове. В назидание потомкам и всему человечеству остались только молчаливые истуканы.

Видео: тайна острова Пасхи

Сегодня на острове организуют экскурсии, дают представления театры, работают музеи и магазины, рестораны и клубы. Там туристы прикасаются к истории, испытывают гамму эмоций при виде мощных исполинов, заряжаются на годы вперед священной силой острова.

Моаи острова Пасхи

Моаи острова Пасхи

  • Моаи острова Пасхи Моаи острова Пасхи
  • Моаи острова Пасхи Моаи острова Пасхи
  • Моаи острова Пасхи Моаи острова Пасхи
  • Моаи острова Пасхи Моаи острова Пасхи
  • Моаи острова Пасхи Моаи острова Пасхи
  • Моаи острова Пасхи Моаи острова Пасхи
  • Моаи острова Пасхи Моаи острова Пасхи
  • Моаи острова Пасхи Моаи острова Пасхи
  • Моаи острова Пасхи Моаи острова Пасхи
  • Моаи острова Пасхи Моаи острова Пасхи
  • Моаи острова Пасхи Моаи острова Пасхи

Моаи острова Пасхи

Моаи (статуя, истукан, рапануйский идол ) — каменные монолитные статуи.

Эти каменные истуканы самых разных размеров — от 3 до 21 метра. В среднем, вес одной статуи составляет от 10 до 20 тонн, но есть среди них и настоящие колоссы весом от 40 до 90 тонн. С этих каменных статуй началась слава острова Пасха (Пасхи).

Было совершенно непонятно, как они могли появиться на затерянном в океане островке со скудной растительностью и «диким» населением. Кто вытесал их, приволок на берег, водрузил на специально сделанные постаменты и увенчал увесистыми головными уборами? По версии участников экспедиции под руководством профессора Э. Мулдашева на остров Пасхи, его в своё время населяли 1 200 000 каменных истуканов, которые умели ходить. Эрнст Мулдашев считает, что у них была особая миссия на этой земле.

— Гипотеза о том, что истуканы острова Пасхи являются своеобразными каменными Чипами Смерти, возникла у нас на основании изучения тибетской медицины. Дело в том, что у истуканов как бы нивелированы многие части тела (нет ног, почти нет черепа, отсутствуют контуры спины, лишь намёком показаны руки и т. д.), зато выпячены и подчёркнуты глаза, нос, уши и рот, которые в тибетской медицине считаются органами смерти, поскольку именно через них последняя и входит в организм человека.

Следует отметить, что в клетках организма недавно обнаружен так называемый ген апоптоза, или «ген смерти». Смерть как бы заложена в генетической программе клетки. Однако методы воздействия на «ген смерти» пока ещё не разработаны.

— Если предположить, что истуканы острова Пасхи и в самом деле являются «чипами смерти», то как эти каменные статуи могли воздействовать на живые организмы?

— Я уже говорил, что во многих преданиях и мифах мира камень считается живым существом, способным, видимо, не только обладать памятью (как чипы в электронике), но и излучать энергию информационного порядка. А если принять во внимание легенды о том, что истуканы ходили, удерживались в вертикальном положении и т. п. за счёт «каменной энергии» Мана, исходящей из подземного мира, то почему бы не выдвинуть гипотезу, что подземная Шамбала через истуканов острова Пасхи воздействовала на течение жизни в наземном мире, регулируя её через Смерть. Вполне понятно, что регуляция течения жизни должна осуществляться через «ген смерти» путём изменения его характеристик в программе жизни клетки. Такое воздействие может быть оказано волновым путём, так как 90–98% генома клетки, по последним научным данным (П. П. Гаряев и др.), составляет волновой компонент.

— Вы хотите сказать, что истуканы острова Пасхи навели смертную жизнь на Земле? — Именно так. Если проанализировать древние религии, то можно понять, что телесная жизнь первоначально была заложена как бессмертная. Люди умели менять своё постаревшее тело на новое и молодое, о чём, кстати, свидетельствуют некоторые древние статуи в Латинской Америке. Это было во времена Лемурии, когда на Земле жили 10-метровые гиганты. Но даже эти прекрасные люди не избежали, как описывается, греха посчитать себя всемогущими и стали использовать технологии заклинаний со злыми целями. Наказание пришло в виде апокалипсиса, во время которого утонула основная часть Лемурии. После этого, около 4 000 000 лет тому назад, боги решили сделать земную жизнь смертной, чтобы люди не могли менять свои тела. Для этого, наверное, и были созданы истуканы острова Пасхи, которые постепенно вводили «ген смерти» в тела людей и всего живого.

— Тур Хейердал пытался путём раскопок достичь основания одного из истуканов, но это ему не удалось. Основание уходило невесть куда под землю. Что вы думаете об этом?

— Насчитывается несколько десятков таких истуканов в районе вулкана Рано-Рараку. Когда мы определяли направление их «взгляда», то оказалось, что все они смотрят только на запад, охватывая угол в 180 градусов, с разницей направления «взгляда» каждого истукана в 15 градусов. Это показалось нам любопытным. Дело в том, что в тибетской медицине считается, что запад — это закат, или смерть, а восток — это восход, или жизнь. Тибетская медицина исходит из принципа «микрокосм макрокосма», по которому считается, что Земля является клеточкой разумного Космоса, а человек — клеточкой Земли. Поэтому понятия «запад» и «восток» проецируются и на человека. И вполне можно допустить, что стационарные истуканы, торчащие из-под земли, являлись как бы «антеннами Шамбалы», которые управляли работой «мобильных истуканов», направляя их смертельное излучение в тот или иной сектор именно Западного полушария, как положено по принципу «микрокосм макрокосма» для регуляции жизни.

Статуи имеют чрезвычайно странный вид — у них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. К какому человеческому племени принадлежали те, чьи портреты остались на острове в виде моаи? Заостренный приподнятый нос, тонкие губы, слегка выпяченные как бы в гримасе насмешки и презрения. Глубокие выемки под надбровными дугами, большой лоб — кто они?

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: