Оборонные острова в Ладожском озере

Рассказы о самостоятельных путешествиях по Арктике и Русскому Северу.

Оборонные острова в Ладожском озере

Оборонные острова в Ладожском озере

Об антикварности этих останков говорят клепаные соединения листов металла. Части эти местами порваны, а местами — порезаны автогеном.

ОСТРОВ РАХМАНСАРИ

На Рахмансари в период Второй мировой войны велись активные бои, но никаких артпозиций мы там не видели. Все, что есть интересного на острове — это маяк и дебаркадер.

Маяк на Рахмансари, судя по качеству и способу изготовления, относится к финскому периоду — он невысок, изготовлен из металла, все соединения клепаные и винтовые. Собственно, на нем нет ничего интересного, площадка наверху проржавела, ступать по ней приходится с опаской.

Дебаркадер же красив — огромная ржавая махина, лежащая брюхом на булыжниках.

Судя по всему, после постройки на верфи, его транспортировали куда-то на отделку, но по пути потеряли и бросили. Потом его прибило сюда. Днище дебаркадера было во многих местах пробито и погнуто камнями, и несмотря на то что он попал сюда прямо с завода, восстановить его было бы непросто. По шильду на некоем устройстве в его трюме, дебаркадер можно было датировать восьмидесятыми годами 20 века.

ОСТРОВ МЮККЕРИКЮ

Еще при входе в бухту я успел заметить наверху, там где стояла та самая «коробка» с трубой и антенной, как в кустах промелькнул бронеколпак, такой же как мы видели на Хейнясенма. Тогда же стало понятно, что коробка та не просто сарай, а старый наблюдательный пункт. На левом берегу нашей бухточки красовались выцветшие желтые таблички «Запретная зона», так и манившие к себе любопытного путешественника.

Я уже где-то читал, что на Мюккериккю, якобы действительно имеются зоны с радиоактивным заражением, но хоть у нас и не было дозиметра, зоны эти казались чем-то сомнительным. Восторженно вертя головами, мы подтаскивали катамаран поближе к берегу по плоским подводным камням, решив сперва посмотреть, что тут делается, а потом уже перекусить и решить, идти ли нам дальше или оставаться здесь на целый день.

По хорошо натоптанной тропинке мы пошли прямиком к скалам, на которых торчал наблюдательный пункт. Сперва мы минули какие-то старые вагонетки, назначение которых сперва не поняли, а затем пришли к одной из тех желтых запретительных табличек.

Сразу за табличкой в траве валялись мотки старой ржавой колючей проволоки, и стояла тренога с треугольным значком радиоактивности.

Еще чуть дальше, на скальной стенке, уходившей вниз в широкую щель в граните, также был намалеван знак радиоактивности; сама щель, имевшая ширину метров десять, была заполнена бетонным «саркофагом», все с той же «радиоактивностью» на стенке и маленьким открытым лазом в самом низу.

При взгляде на это сооружение сразу отпадала любая охота лезть туда вниз без специальных приборов, и даже задерживаться надолго вблизи него не хотелось. Понятно, что все опасные материалы скорее всего отсюда уже давно вывезены и перепрятаны, но все-таки вид гладких бетонных стен, да и вообще всего этого серого куба, втиснутого в гранитную расщелину между скал, внушал к себе определенное недоверие.

Через пару минут тропинка привела нас к артпозициям. Вот и наблюдательный пункт, переоборудованный кем-то в жилую избушку, вот пара орудийных двориков и бронеколпак. В катакомбы под орудийными позициями мы не полезли, так как не взяли с собой фонаря, ограничились пока их внешним осмотром.

Двориков, как я говорил, было два, и из каждого из них, вниз под землю, в ниши сделанные в стенах, уходили маленькие рельсики.

Тут же лежали и хитрой конструкции вагонетки, которые мы видели уже немного раньше: на этих вагонетках со склада к дальнобойным орудиям подавались снаряды.

Башня наблюдательного пункта до уровня второго этажа была завалена камнями. Смотровая щель башни была застеклена, через эту же щель была выведена печная труба и телеантенна.

Я бегло заглянул внутрь башни: на первом этаже было темно и ничего не видно, а на втором явно располагалось жилое помещение, там стояли застеленные шконки, лежали стопками разные книги и виднелись прочие атрибуты благоустроенного человеческого жилья. Вся эта фортификация была датирована маем 1921 года.

Надо сказать, что финские строительные технологии, а также трудолюбие, усердие и добросовестность построивших все это людей, вызывали огромное уважение и восхищение. Сооружения, возведенные почти век назад, сейчас находятся в идеальном, пригодном для использования состоянии; они не пустили ни единой трещины, не покосились и не были затоплены водой. Мы были в восторге.

Ну что же, коли к Валааму нам идти расхотелось, то теперь путь лежал на Мюккериккю. Возвращаясь обратно к катамарану, я обратил внимание на отдельные стрелковые ячейки, сложенные из камней и подумал, насколько же неприступными были все эти острова со всей своей системой фортификации.

Наташка моим мыслям вторила, но добавляла, что вот, мол, строили-строили, да все равно их советскими трупами, как это водится, завалили, и все эти территории отняли и теперь тут бывают лишь русские туристы и русские же рыбаки. Чего-чего, а пушечного мяса, которым можно заткнуть любое количество амбразур, в России всегда хватало.

Когда мы уже подходили к лодке, то невдалеке, среди деревьев, я заметил балок, по всему, явно жилой и обитаемый. Я подошел еще чуть ближе, и увидел, что балок стоит на понтоне, а рядом с ним покачивается на воде «Казанка», похоже, та самая, что мы видели, еще подходя к острову.

Так как сразу разглядеть людей мне не удалось, то первым делом мы отправились к своей стоянке, чтобы привязать собак, а заодно и подумать, стоит ли нам тут оставаться и знакомиться с обитателями острова, или же, пообедав, таки отправиться к Валааму.

Наверняка, наше появление для тех людей не будет неожиданностью, так как они видели нашу лодку еще на подступах, но хрен его знает, понравятся ли они нам, а мы им. Однако, пока мы кипятили воду для чая, послышался мотор, и мимо проследовала все та же Казанка, водитель которой с любопытством посмотрел на нас, а затем, газанув унесся куда-то вдаль.

После чая я отправился к балку, который, как оказалось, был расположен совсем рядом, в соседнем удобном заливе. Откуда-то из кустов залаяла собака, затем я услышал человеческую речь и увидел саму собаку – красивую русскую лайку, коричневого кобеля с белыми пятнами.

— Оу, хозяин! – крикнул я и помахал рукой, не будучи уверенным в том, что кто-то меня видит. Через несколько мгновений из-за кустов навстречу мне вышел человек. Мы пообщались, и новый знакомец предложил провести небольшую экскурсию по острову и погулять по местным фортификациям. Мы, разумеется, согласились.

Некоторое время спустя наш собеседник Арсентий, житель того самого балка, рыбак и в данный момент смотритель за порядком в своих владениях, после проведенной им экскурсии сидел с нами на крыше башни НП.

Читайте также  Где находятся Балеарские острова

В ходе этой самой экскурсии мы обошли весь остров кругом, вдоль и поперек, Арсентий показал нам всю имеющуюся здесь фортификацию, которой оказалось довольно много. Это были окопы, вырубленные в скалах, каменные пулеметные гнезда и позиции для разного рода артиллерии.

Оборонный остров

Оборонный остров: Старый Валаам

Военная история о. Оборонного (Келисаари)

И. Виговской

После получения Финляндией независимости на архипелаг прибыли первые военные. На островах, получивших название Оборонных и в зданиях рыбацкого поселка, разместились сторожевой флот и станция морского дозора. Во время войны 1939-40 гг. здесь находилась береговая артиллерия. 2 Финских -6дм.морских орудия (предположительно Кан 152мм). Финские фортификационные сооружения сохранились до сих пор.

19 сентября 1944 г., после перемирия, последние финские подразделения покинули Оборонные острова.

И. А. Смирнова, О.А.Яровой. Валаамские острова. История в памятниках и ландшафтах

В качестве главнокомандующего Армией Финляндии [Маннергейм] инспектировал Валаамский укрепрайон и его центральный форт на острове Келисаари.

Но лишь однажды, в 1944 г., заговорили орудия фортов — на горизонте появились советские корабли, следовавшие курсом на Валаам. Корабли резко изменили курс. В 1944 г. повторилась история 1940-го: наступление Советской армии на материке освободило Валаам от фронтального удара с южной стороны озера.

Источник: И. А. Смирнова, О.А.Яровой. Валаамские острова. История в памятниках и ландшафтах. — Сортавала, 2009. С. 93-94.

Оборонные укрепления на о. Келисаари (Оборонном): план и описание

План о. Келисаари-Оборонного. 1960-е гг. И. А. Смирнова, О.А.Яровой. Валаамские острова. История в памятниках и ландшафтах. — Сортавала, 2009.

Схема укреплений Оборонного острова. Источник: semiotic.ru

«Валаам: под флагом Финляндии«

Гигантская маскировочная сеть накрывала сорокаметровую бетонную вышку артиллеристов-корректировщиков на позициях центральной, Емельяновской батареи, а те, что поменьше — орудийные капониры.

Южные берега островов, с российской стороны, были опутаны колючей проволокой и противодесантными сетями.

И. А. Смирнова, О.А.Яровой. Валаамские острова. История в памятниках и ландшафтах

Форт (укрепузел) на острове Келисаари занимал центральное место в системе укреплений Валаама.

Форты представляли собой оборудованные батарейные позиции спаренных 120-152-мм морских орудий; они были усилены полевой артиллерией и огневыми средствами боевого охранения со стрелковым вооружением. В центре позиций находился дот, два полностью заглубленных в скалу орудийных капонира, соединенных между собой коридором и железобетонными бункерами, в которых находились помещения для гарнизона. Казематы имели два выхода на поверхность (со стороны каждого из двух капониров), с бронированными дверьми, с заглушкой изнутри. На уровне земной поверхности казематы были защищены перекрытиями из цементированного дикого камня. Толщина железобетонных стен и перекрытий достигала 2 метров.

В состав форта входили также цементно-бетонные или выложенные из камня огневые точки (блиндажи, дзоты с перекрытиями из бревен, стрелковые ячейки без перекрытия) для ведения ближнего боя с десантом противника, минные поля и противодесантные проволочные заграждения.

Артиллерийские позиции с прочими огневыми точками соединяли траншеи, вырубленные в скалах и местами усиленные бетоном. Наблюдательные и командные бункера артиллеристов был укрыты бронеколпаками с толщиной стенок в 10-20 см. В центральном форте на о-ве Келисаари командно-наблюдательным пунктом служила 10-метровая железобетонная башня. Артиллерия центрального форта была способна «поместить» неприятеля в два огненных «мешка» на удалении уже в 20 км: с правого фланга — пол перекрестным огнем с батареей форта о-ва Меккерик, с левого с батареей форта о-вов Крестовых.

Источник: И. А. Смирнова, О.А.Яровой. Валаамские острова. История в памятниках и ландшафтах. — Сортавала, 2009. С. 93-94.

uritsk

Страница путешественника

Валаам — крупнейший остров Ладожского озера, известный своим монастырём и великолепной северной природой. Один из самых лучших способов побывать на Валааме — совершить путешествие на большом круизном теплоходе: короткий трёхдневный круиз из Санкт-Петербурга или же более длительный круиз, помимо Валаама включающий в себя много интереснейших стоянок на Волге, а также реках и озёрах Северо-Запада. Стандартная экскурсионная программа на Валааме предполагает посещение Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. При этом поскольку монастырь находится от Большой Никоновской бухты (где швартуются круизные теплоходы) на противоположном конце острова, то в рамках классической программы на Валааме туристов везут в монастырь на катере, а обратный путь от монастыря до причала теплоходов интереснее всего пройти пешком через остров по Главной монастырской дороге, любуясь его чудесной природой. Это классика Валаама — и об этом можно подробно почитать у меня в журнале вот здесь и здесь. Помимо этого, на острове есть масса интереснейших нестандартных маршрутов — об этом сейчас и пойдёт речь. В сегодняшнем посте я расскажу об экскурсии на катере по внутренним водным путям Валаама и посещении острова Оборонный, одного из островов Валаамского архипелага. А затем будет отдельный пост о прогулке на скалистое побережье Валаама.

Экскурсию по внутренним водным путям и каналам Валаама проще всего взять у местных жителей, которые встречают круизные теплоходы у причала в Большой Никоновской бухте. На острове, помимо могущественного монастыря, есть и простой посёлок, где живут мирские жители. В нынешнем виде посёлок образовался после войны, когда Валаам в числе территории Ладожской Карелии, отошёл от Финляндии к СССР. В советское время монастырь на Валааме не действовал, а на острове были дом инвалидов, турбазы, музей-заповедник, лесхоз, дорожное управление, метеостанция. Обслуживанием всего этого и занимались жители посёлка. Существует посёлок и сегодня — правда по сравнению с советским временем население его существенно уменьшилось: сегодня в нём проживает в среднем около 300 человек. У многих жителей посёлка есть свои катера, и они предлагают туристам круизных судов частные экскурсии по внутренним проливам самого Валаама и шхерам Валаамского архипелага. На одну из таких экскурсий мы и отправились.

1. Катер отчаливает от борта круизного теплохода, ошвартованного в Большой Никоновской бухте, и направляется в обход острова к Монастырской бухте.

2. Никольский скит на одноимённом острове у входа в Монастырскую бухту.

3. Центральный причал Валаамского монастыря. Здесь останавливаются «Метеоры» из Сортавалы и кораблики, которыми возят в монастырь туристов больших круизных теплоходов.

5. А мы минуем монастырские причалы и направляемся вглубь внутренних водных путей Валаама.

7. Исторические наблюдения за уровнями воды.

8. Владимирский мост через узкую протоку, связывающую Монастырскую бухту с внутренними заливами Кукинский и Репа. Левый берег по ходу движения — остров Валаам, а правый — остров Скитский. А узкая протока, по которой мы движемся, называется Среднеостровским проливом и разделяет Валаам и Скитский остров.

9. Церковь и скит Александра Невского на берегу залива Кукинский. Это новый храм, построенный в 2007-2015 годах.

10. Далее с воды видна Смоленская церковь одноимённого скита у южной оконечности острова Скитский.

11. Заходим в залив Скитский, где делаем небольшую остановку, чтобы прогуляться до Скита Всех Святых

13. Часовня Крестных Страданий, построенная в 1842 году в эклектическом стиле.

Читайте также  Остров Пасхи почему он так называется

Скит Всех Святых — первый из всех скитов по времени основания на Валааме. Считается, что на его месте, в трех километрах от главного монастыря, стояла уединённая келья Преподобного Александра Свирского. Нынешние корпуса братии были построены в 1842-1844 годах, а двухэтажный пятиглавый храм — в 1846 — 1849 годах в древнерусском стиле с чертами византийской и классической архитектуры.

14. Скит Всех Святых среди желтеющих осенних деревьев. Ворота были закрыты, и внутрь заглянуть не удалось.

15. Пройдём снаружи вдоль монашеских корпусов.

16. Продолжаем плавание. Красивые скалы в заливе Скитский.

17. Хитросплетениями узостей и внутренних проливов пробираемся среди берегов Валаама и окружающих его островов к широким просторам Ладоги.

19. Домики и угодья местных.

20. Капитан нашего катера — местный старичок, всю жизнь проживающий на Валааме.

21. Поклонный крест.

22. Пробравшись внутренними проливами острова, снова оказываемся в Большой Никоновской бухте, у причала круизных теплоходов.

23. Несколько классических валаамских ракурсов в окрестностях пристани.

27. Вознесенский скит расположен ближе всех к месту стоянки больших круизных теплоходов.

28. После небольшого отдыха и обеда на круизном теплоходе, снова садимся в маленькие катера и направляемся на остров Оборонный.

Остров Оборонный (он же — остров Сухой или по-фински Келисаари) располагается южнее Валаама и является частью архипелага Оборонных (Емельяновых) островов Валаамского архипелага. После распада Российской Империи остров Валаам и северо-западное побережье Ладожского озера отошли в состав получившей независимость Финляндии. Вскоре после этого финнами на этих островах архипелага были организованы сторожевой пост и станция морского дозора. Во время кровопролитной Советско-Финской войны 1939-1940 годов (закончившейся завоеванием Советским Союзом значительных приграничных территорий Финляндии и в том числе всего северо-западного побережья Ладоги) на Оборонном находились финские артиллерийские установки, но активных боевых действий на Валаамских островах не было. А с осени 1941 года по осень 1944 года Валаам снова занимали финские войска. До наших дней на Оборонном сохранилось большое количество финских укреплений, которые интересно посмотреть.

29. Карельская природа пасмурным осенним днём.

31. Остатки заграждений из колючей проволоки.

33. При финнах на Оборонном располагались два артиллерийских орудия калибром 152 мм. До наших дней сохранились орудийные дворики в рост человека, соединённые с подземными помещениями, где располагались погреб боезапаса и жилые помещения.

35. Сарай для огромного прожектора диаметром 5-6 метров. Из этого сарая прожектор вывозили по специальной рельсовой дороге, следы которой просматриваются на земле и поныне.

38. Трёхэтажная бетонная башня управления огнём высотой 10 метров.

39. Наверх при определённой осторожности можно подняться.

40. На третьем этаже башни — узкая смотровая щель и круглый бетонный стол, а ещё выше — открытая смотровая площадка, где располагался дальномер.

41. В заключение — ещё пара фотографий великолепной карельской природы, чуть серой этим пасмурным сентябрьским днём.

43. Возвращаемся в Большую Никоновскую бухту, где швартуются круизные теплоходы. Мы покидаем Валаам, но в рамках этого круиза ещё вернёмся сюда послезавтра — тогда и продолжим необычные прогулки по замечательному острову.

Кто благословил «отжать» заповедный остров Валаамского архипелага?

Недавно «Черника» рассказывала, как Валаамский монастырь положил глаз на сад, посаженный местным жителем Сергеем Григорьевым в память о российских воинах, погибших в Чечне при исполнении служебного долга. Сегодня речь пойдет о том, как на заповедном острове Валаамского архипелага Оборонный – его еще называют Келисаари, или Сухой – с попустительства чиновников министерства по природопользованию и экологии Карелии и других надзорных органов полным ходом идет строительство, несмотря на отсутствие разрешительных документов.

Строительство в природном парке ведется без разрешительных документов. Фото: Алексей Владимиров

Единственный природный парк Карелии

Из карельского города Сортавалы до Валаама добраться не трудно. Ходят монастырские «метеоры», частники на быстроходных катерах предлагают довезти до острова. Договариваемся с одним из них. Чуть меньше часа едем по Ладоге и вот мы в святыне русского православия – на Валааме. Договариваемся с парнишкой, который нас довез, что покатает нас вокруг островов природного парка «Валаамский архипелаг».

Природный парк был создан правительством Карелии в 1999 году с целью сохранения уникальных островных экосистем в условиях рекреационного использования, природных комплексов архипелага. В территорию парка входят более 50 островов, включая акваторию Ладожского озера на расстоянии 2 км от островов, общей площадью 24 700 гектаров. Контролирует природный парк Министерство по природопользованию и экологии Карелии. В настоящее время это единственный природный парк регионального значения на территории республики. На островах Валаамского архипелага живет ладожская нерпа, и летом, на камнях, можно увидеть до тысячи собравшихся вместе зверьков. Произрастает здесь и множество краснокнижных растений. Но, похоже, что скоро от уникального животного и растительного мира Валаамского архипелага ничего не останется.

«Стройка века» на Оборонном острове

Остатки оборонных укреплений на Оборонном острове. Фото: Алексей Владимиров

Подъезжаем к Оборонному острову, который относится к Валаамскому архипелагу. Уже по названию острова можно судить, какое он имел предназначение: здесь располагалась береговая артиллерия финской армии. В 1944 году, когда война между Советским Союзом и Финляндией закончилась, финны покинули это место. Сейчас на острове можно увидеть уже поржавевшие фортификационные финские укрепления, везде валяются остатки колючей проволоки. У озера находятся стрелковые ячейки и дот. Можно посмотреть казармы, которые хорошо сохранились, и вырубленные прямо в скалах специальные ходы.

И что же мы видим? На острове полным ходом идет строительство. Бульдозеры расчищают площадку, экскаваторы копают котлованы, работают краны. Строится церковное здание из красного кирпича, видны свежевозведенные красивые домики. В старой финской казарме кто-то живет – развешено белье. На острове построен огромный причал и вертолетная площадка. Интересно, для кого?

Причал. Фото: Алексей Владимиров

На всякий случай заглядываем в публичную кадастровую карту. Все верно, находимся мы в точке: Республика Карелия, г.Сортавала, о.Кулисари (почему-то не Келисаари – прим. «Черники») . Земельный участок расположен в кадастровом квартале 10:10:10 02 43. Категория земель: Земли особо охраняемых территорий и объектов. Форма собственности: Собственность публично-правовых образований. Кадастровая стоимость: 19 291 537,44 руб. Уточненная площадь: 98 056 кв. м. Разрешенное использование: Для размещения иных особо охраняемых природных территорий (объектов), под комплекс береговых укреплений, наблюдательную вышку, казарму — 2 шт.

В это время к острову подходит катер с туристами, и мы становимся свидетелями конфликта. Выбегает какой-то мужчина и начинает кричать, что на остров высаживаться нельзя: «Владыка не благословил».

«В последнее время нас встречают буквально в штыки на Оборонном, – рассказывает корреспонденту «Черники» экскурсовод Ирина Смирнова. Она живет на Валааме с 80-х годов прошлого века. – Недавно, когда мы подъехали к острову, выскочил прораб и стал объяснять, что здесь сейчас начальство и он не позволит нам пришвартоваться. Говорит: «Я вот возьму и табличку напишу, что посторонним вход не благословлен», а сам смеется. Хотя официального запрета на посещение острова нет. Сейчас мы уже не рекомендуем посещать Оборонный остров туристам, не хочется подвергать людей грубости. Хотя интерес к оборонительным сооружениям на острове большой. Некоторые несколько тысяч километров проезжают до нас, что бы специально посетить именно Оборонный остров».

Читайте также  Как попасть на остров Коневец

Территория природного парка превращена в стройплощадку. Фото: Алексей Владимиров

«Черника» тоже попыталась поговорить с прорабом:

– Подскажите, вы здесь ведете грандиозное строительство, а есть ли у вас какие-то разрешительные документы и знаете ли вы, что находитесь на особо охраняемых землях?

– Все вопросы задавайте монастырю, они здесь командуют, у них все разрешения и документы, а мы только строим.

Карельские чиновники хранят молчание

В положении о природном парке «Валаамский архипелаг» сказано: «На территории природного парка запрещается любая деятельность, наносящая ущерб растительному и животному миру». Согласно Земельному кодексу Российской Федерации», предоставление земель на особо охраняемых природных территориях для нового строительства и в собственность тоже запрещены.

«Мы обращались в полицию еще в 2014 году и сообщали в своем заявлении, что на Оборонном ведется незаконное строительство, – поведал «Чернике» один и местных жителей. – Проверку проводил наш местный участковый, выявил много нарушений закона, составил рапорт, отправил в министерство. Ответа, как мы знаем, до сих пор не поступило».

По факту незаконной застройки острова Оборонный в прокуратуру Карелии обращался и Гринпис России. Надзорное ведомство утруждать себя проверками нарушений земельного законодательства не стало и переслало обращение в Минприроды республики, где экологам сообщили: «Подтверждения о получении монастырем положительного экспертного заключения нет». Почему чиновники смотрят на этот беспредел сквозь пальцы, остается только догадываться.

Место встречи высоких гостей? Фото: Алексей Владимиров

Валаамский монастырь: «Нет разрешений, так скоро будут»

В Валаамском монастыре нарушений закона не видят. Пресс-секретарь епископа Панкратия Михаил Шишков просто удивил своим незатейливым ответом: «Сейчас проводятся реставрационные работы острова Оборонный, и строится скит. Что же касается разрешительных документов, так заявка нами уже подана и думаю, что все вопросы решатся положительно…»

lost_fortresses

  • Add to friends
  • RSS

Забытые крепости ХХ века

Фортификация ХХ века и не только

В сентябре 2011 года мне удалось побывать на о-ве Оборонный, входящий в Валаамский архипелаг. От пристани в Никоновской бухты, где остался наш теплоход, мы на частном катерке с местным гидом добрались до чудного острова.
По еле заметным тропкам мы преодолевали рубежи укреплений в виде мотков колючей проволоки и траншей-окопов, выдолбленных финами в скальном грунте, стремясь увидеть остатки оборонных сооружений 1939 года.

Кроме естественных преград в виде крутых и скольских, покрытых мохом и лишайниками камней-валунов, захватчиков встречали бы ряды колючки и окопы. Однако, мы преодолели эти преграды. Окопы и зарастающие папортником траншеи. Немного истории: Оборонный (Сухой, Келисаари) — остров в Ладожском озере . Входит в Валаамский архипелаг . Расположен южнее острова Валаам .После получения Финляндией независимости на архипелаг прибыли первые военные и строители. На островах, получивших название Оборонных и в зданиях рыбацкого посёлка, разместились сторожевой флот и станция морского дозора. Во время войны 1939-40 годов здесь находилась береговая артиллерия . 19 сентября 1944 года после перемирия последние финские подразделения покинули Оборонные острова. Все представленные на фото сооружения выполнены финнами в скальных грунтах.

Бывшая финская казарма, теперь — рыбацкая изба. Мы побывали внутри избы.

Оттуда доносился шум волн, накатывающихся на прибрежные камни.

Сооружение для артиллерийской установки, совмещённое с подземным бункером.

Пока мужчины стояли над входом в бункер и решали риторический вопрос : кому идти первым и светить фонариком, две девушки из нашей группы спустились вниз и вышли из туннеля к месту размещения артустановки. Проверено — упырей и мин нет! Спускайтесь!

Вид на озеро с места над подземным бункером.

В бункере, который представлял собой длинный тоннель, с ответвлениями в различные подсобные помещения и соединяющий две артустановки мы передвигались осторожно друг за другом. Я сфоткал дренажный приямок, ибо в него можно было угодить ногой — единственная опасность на нашем маршруте.

Поражала добротность строения и качество выполненных работ. Ни крупных трещин в бетоне, ни высолов, ни сколов и раковин. Потом гид спросит нас про марку цемента, который использовался при строительстве. Я, напряг мозги и выдал то, что помнил из курса «Строительные материалы» — М500 — гидротехнический. Оказалась марка — М600.
Дошли до прожекторного сарая — место хранения большого ( 5-6 метров в диаметре) прожектора.

А это — насыпь рельсового пути по которому прожектор вывозили к берегу на работу. Рельсы и шпалы исчезли под влиянием времени, а насыпь осталась. Видны небольшие углубления в земле под шпалы.

Шкаф электрический с остатками электрокабеля.

Разглядывая подобные сооружения начинаешь рисовать в воображении картины прошлого о том как это всё работало, существовало. Так и представляешь как льёт холодный осенний дождь из низких серых северных туч, сильный ветер разгоняет ладожские волны и с силой бросает на камни, разбивая их и кроша в белые капли-дребезги, оглашая окрестности шумом. Наступает ночь. Из прожекторного склада стройный и высокий юноша-фин со товарищами выкатывают хромированный прожектор на окраину берега, дабы осветить подступы к укреплениям. Лицо его сосредоточено, он твёрдо держит поручень тележки и уверенно толкает её, не обращая внимания на мелкий дождь и усиливающийся ветер. А может всё было по-другому? Измученные, маленькие, кривоногие, укутавшиеся с головой в плащи, больные и несчастные чмошники, похожие на рабочих с завода, с ненавистью толкали тележку с прожектором и мечтали о доме? Подобные путешествия будят спящую фантазию, включают мысль и рождают приятные галлюцинации. И только природа остаётся сама собой и живёт по своим законам, стараясь не прогибаться под изменчивый мир.

А это — окно в бункер.

Недостроенное сооружение, возможно это капонир.

Тоннель к отвесному берегу через который доставлялись стройматериалы.

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: