Остров Пасхи Чили

Остров Пасхи, или Рапа Нуи — остров в Тихом океане на территории Чили. Известен благодаря своими гигантскими каменными статуям. Фото и видео острова пасхи.

Остров Пасхи Чили

Остров Пасхи

Остров Пасхи (Рапа-Нуи)

В день праздника пасхи в 1722 г. голландский капитан Яков Роггевен наткнулся на остров в центральной части тихого океана. Он стал первым европейцем, ступившим на этот уединенный клочок суши. в судовом журнале роггевен отметил его как «Остров Пасхи».

Остров Пасхи, или Рапа Нуи — остров в Тихом океане на территории Чили, известный благодаря гигантским каменным статуям.

Сэкономь на путешествии!

Видео: остров Пасхи

Основные моменты

Остров Пасхи обладает уникальным ландшафтом с вулканическими кратерами, формациями из лавы, сияющей голубой водой, пляжами, невысокими холмами, скотоводческими фермами и множеством археологических раскопок, причем большая их часть посвящена изучению фигур-моаи. Они достигают высоты 10 м. Одна из фигур, на пляже Анакена, была установлена почти в первоначальном положение, а рядом помещена мемориальная доска в память приезда Тура Хейердала в 1955 году.

Остальные фигуры разбросаны по острову. Каждая из них имеет свое название. Поике – статуя с раскрытым ртом, которую очень любят местные жители. Аху Тахаи – еще одна примечательная статуя, с красивой формой глаз и камнем-прической на макушке. Отсюда можно добраться до двух из множества пещер острова – одна из них, кажется, была центром религиозных церемоний.

Истуканы Просторы острова

История острова Пасхи

Моряки, когда они впервые увидели остров, были поражены этими колоссальными каменными изваяниями, выстроившимися вдоль берега острова. Что это были за люди, способные установить многотонных каменных гигантов? Почему они поселились в столь уединенном месте? Откуда доставлен камень, из которого сделаны скульптуры?

Первыми поселенцами на острове стали полинезийцы в V в. Их культура сохранилась до наших дней в виде гигантских каменных фигур (моаи). Носителей этой культуры также называли «длинноухими», потому что у них было принято растягивать ушные мочки до плеч. В XIV в. под водительством Хоту-Мату’а на острове высадились «короткоухие», приверженцы культуры «человекоптиц». К концу XVII в. им удалось уничтожить «длинноухих» аборигенов, и их культура была утрачена. О древней культуре острова Пасхи сохранились лишь отрывочные сведения.

Кратер вулкана Рано-Кау

Принято считать, что вождь племени в преддверии смерти приказывал вырезать в туфовой породе вулкана Рану-Рараку моаи — собственный портрет в виде человека-птицы. После смерти вождя моаи ставили на ahu, т.е. в святилище, причем взгляд его был устремлен на жилища племени. Считалось, что таким образом он способен передать наследникам силу и мудрость, а заодно охранять их в минуту беды. В наши дни многие моаи (высотой 12 м, весом в несколько тонн) отреставрированы и их можно осмотреть. Это Tahai, Tongariki, Akivi, Hekii и Anakena — то место, где Хоту-Мату’а высадился на берег.

В Оронго (Orongo), местечке у подножия вулкана Рану-Кау, первопоселенцы устроили святилище верховного божества Макемаке и ежегодно приносили жертвы человеку-птице. Для этого с острова Моту-Нуи, расположенного на расстоянии 1 км, сюда доставляли первое яйцо крачки, которое считалось воплощением божества. В состязаниях на скорость плавания участвовали все местные племена, и вождь победившего племени занимал место человека-птицы.

У подножья вулкана Рано Рараку

Ему выбривали голову и брови, а лицо покрывали черной и красной краской и поселяли в специальном ритуальном жилище. Таким образом, он на год становился духовным лидером всех населяющих остров племен. Не был забыт и победивший в соревновании воин, принесший победу своему вождю, — его награждали всевозможными дарами.

Обитатели острова Пасхи владели письменностью, которая не до конца расшифрована. Резными письменами покрыты маленькие деревянные таблички (гопдо гопдо), сохранившиеся до наших дней. Эти таблички есть в каждом доме на острове, однако ни один из жителей не смог толком объяснить их смысл и назначение. Ронго-ронго размером не больше 30-50 см, рисунки на них изображают животных, птиц, растения и астрономические знаки. Условно изображения можно разделить по трем темам: первые изображают местных богов, вторые — поступки островитян, в том числе совершенные ими преступления, третьи посвящены истории междоусобных войн. Островитяне были также великолепными резчиками-портретистами, как свидетельствует об этом маленькая церковь в Ханга-Роа. Здесь древние языческие верования сливаются с христианством: над головами святых непременно изображается птица.

Согласно легенде, в 1400 г. небольшая горстка полинезийцев во главе с вождем Хоту Матуа на своих каноэ добралась до необитаемого острова в необъятном Тихом океане. Они нарекли его Те-Пито-те-Хенуа, «Пуп земли». И Хоту Матуа учредил вдоль берега несколько святых мест. На островах, откуда он был родом — возможно, Маркизских, существовал обычай устанавливать моаи, памятники вождям племени в виде монументальных каменных статуй.

Истуканы — числом 900 в завершенном виде — имеют высоту больше 10 м и обхват 4,5 м, а в карьере лежат незаконченные статуи, чья высота должна была равняться 22 м! Возможно, их перемещали с места на место при помощи толстых деревянных катков, изготовленных из стволов деревьев, росших в джунглях.

Восход Солнца на острове Пасхи Статуя

Грандиозные фигуры сперва погружались на стволы деревьев, служившие либо катками, либо салазками. Затем их медленно толкали через километры непроходимых джунглей. Чтобы справиться с такой работой, потребовались бы усилия не одной сотни человек.

В 1722 г. на острове высадился первый европеец — нидерландский адмирал Якоб Роггевен. В этот день христианский мир праздновал Пасху, оттого и происходит европейское название Рапа-Нуи.

Статуи острова Пасхи

Капитан Джеймс Кук побывал на острове Пасхи в 1774 г. и обнаружил, что большинство истуканов повержены, а кое-какие вообще разбиты или носят следы надругательств. Остров был практически необитаем, а жалкие остатки некогда многочисленного племени в страхе ютились в каких-то жутких пещерах. Что случилось? Объяснения островитян были отрывисты и противоречивы. Археология дала ученым более связную информацию: вскоре после отплытия голландской экспедиции на острове случилась демографическая катастрофа — перенаселение и голод. Культ каменных истуканов привел к тому, что лес на острове свели, соответственно сократив источники пропитания. Несколько неурожайных лет подряд сделали ситуацию катастрофической. Начались кровавые междоусобицы и каннибализм. Когда на острове оказался капитан Кук, он насчитал всего 4000 жителей вместо 20000, о которых докладывал Роггевен в 1722 г. Но худшее еще было впереди. В 1862 г. на острове высадились перуанские солдаты и увезли 900 человек в качестве рабов. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. К 1877 г. на острове Пасхи осталось только 111 человек. Позже часть населения отправили в Перу как рабов, а оставшиеся тоже не задержались надолго на острове. В 1888 г. Чили присоединила его к своей территории. Здесь не было самоуправления вплоть до 1966 г., когда островитяне впервые выбрали своего президента.

Восточная часть острова Пасхи, которая называется Poike, образовалась 2,5 млн лет назад в результате мощного извержения вулкана. Спустя 1 млн лет появилась южная часть острова, Рану-Кау, а 240 тыс. лет назад — Маунга-Теревака на северо-востоке, самая высокая островная гора (509 м).

Аэропорт острова Пасхи Ханга Роа

На острове Пасхи есть поселение Ханга Роа, где проживает большая часть населения. Их существование обеспечивает главным образом туризм. Здесь есть различные отели и рестораны, а чрезвычайно дружелюбные местные жители обязательно позаботятся о том, чтобы ваше пребывание здесь стало комфортным и незабываемым.

С 1964 г. на острове Пасхи действует аэропорт, укрепивший связи с внешним миром. Каждый год этот загадочный клочок суши посещает не менее 20000 туристов. Для живущих сейчас на острове 3800 человек овцеводство по образцу конца XIX в. является важной составляющей экономики.

Когда приезжать

Самый подходящий период для посещения острова Пасхи — с октября по апрель, в этот период температура воздуха прогревается до 22-30 °С, а вода в океане — до 20-23 °С. С мая по сентябрь часто идут дожди, погода ветреная и пасмурная, однако все равно тепло и температура колеблется между 17 и 20 °С.

Пляжи острова Пасхи

Пляжи острова Пасхи — одни из самых лучших в Чили, в летнее время вода хорошо прогревается, поэтому сюда часто приезжают семьи с детьми. Особенной рекомендации заслуживает пляж Анакена: тихая бухта, высокие пальмы, песок, который, когда намокает, приобретает розовый оттенок, безмолвные статуи грозных моаи — все это покоряет с первого взгляда и заставляет забыть о времени.

Праздник Тапати-Рапа-Нуи

Если вы окажетесь на острове Пасхи в конце января, обязательно посетите фольклорный праздник Тапати-Рапа-Нуи, который представляет собой состязание танцевально-музыкальных ансамблей. В конкурсе участвуют как островные коллективы, так и коллективы с Таити.

Кроме того, во время фестиваля будет избрана Королева. Причем за титул будут бороться не только сами претендентки, но и их родственники. Победит та девушка, которая будет самой миловидной и родственники которой смогут наловить больше всего рыбы и соткать самое длинное полотно.

Тапати-Рапа-Нуи Подготовка к фестивалю

Посещение достопримечательностей

С 2011 г. на острове Пасха работает новая система оплаты за посещение достопримечательностей. Приехав на остров, каждый турист будет приобретать браслет на руку, который даст ему право на многократное посещение всех достопримечательностей острова. Исключение составляют церемониальный центр Оронго и вулкан Рано-Рараку, которые можно будет осмотреть по одному разу. Власти были вынуждены пойти на такой нестандартный шаг, поскольку до сих пор большое количество туристов старались уклониться от уплаты за посещение. Теперь же ситуация с «зайцами» должна быть решена кардинальным образом.

Браслеты можно приобрести в аэропорту Mataveri, они действительны в течение пяти дней и стоят 21$ для жителей Чили и 50$ для иностранных туристов. Браслет можно передавать другому лицу.

Загадочные моаи

При словосочетании «остров Пасхи» первое, что возникает перед глазами — это ряды огромных статуй моаи, устремивших свои суровые взгляды вдаль. Создание и история этих застывших изваяний долгое время оставалась для ученых тайной, даже на сегодняшний день многие аспекты продолжают оставаться до конца не проясненными или спорными.

Считается, что жители острова Пасхи изготовляли статуи моаи в честь умерших родственников (в другом варианте — умерших вождей) и устанавливали на специальную платформу, которая носила название аху и была не чем иным, как местом захоронения. У каждого клана была своя аху. Островитяне поклонялись моаи, а те давали им силу и защищали своих потомков от различных бедствий. Обряд поклонения моаи выглядел следующим образом: напротив аху разводился огонь, рядом с которым размещались молящиеся на корточках, с опущенными вниз лицами, они ритмично подымали и опускали сложенные вместе ладони.

Читайте также  Боракай что посмотреть на острове?

Флаг острова Пасхи Петроглифы Оронго

На сегодняшний день известно, что статуи изготавливались в каменоломне потухшего вулкана Рану-Рараку, там же были обнаружены недоделанные моаи, в том числе самая большая 21-метровая El Gigante. В среднем же высота статуй колеблется от 3 до 5 м, реже встречаются статуи 10—12 м. На головах некоторых изваяний можно увидеть «шапки» из красных пород вулкана Пуно-Пао — пукао. Они должны были символизировать типичную прическу островитян.

Больше всего научных споров разворачивается вокруг того, каким образом местным жителям удавалось транспортировать эти огромные статуи из каменоломни к платформам аху. В настоящее время существует две основные версии. Согласно одной статуи доставляли к месту назначения волоком при помощи различных деревянных рельс, упоров и других приспособлений. В качестве довода в пользу этой версии ее защитники приводят тот факт, что на острове фактически не осталось лесных массивов, все они были использованы для перекатывания статуй. В середине 50-х гг. XX в. норвежским ученым-антропологом Туром Хейердалом совместно с потомками туземного племени «длинноухих» был проведен эксперимент по высеканию, транспортировке и установке статуи моаи. Последние «длинноухие» показали ученым, как их предки высекали статуи при помощи каменных молотков, затем перетаскивали статую волоком в положении лежа и, наконец, при помощи нехитрого механизма, состоящего из камней и трех бревен-рычагов, устанавливали ее на платформе. На вопрос ученых, почему они не рассказывали об этом раньше, туземцы ответили, что раньше их никто об этом не спрашивал. Согласно другой версии (ее выдвинул чешский исследователь Павел Павел) статуи передвигали в вертикальном положении при помощи тросов. При таком способе транспортировки создавалось впечатление, что статуи «ходят». В 2012 г. группа ученых-антропологов в ходе эксперимента успешно доказала правомерность подобной версии.

Остров Пасхи (TAHAI)

— Леонардо, ты ведь разумный человек, скажи мне, как перевозили этих каменных гигантов в старые времена?

— Они шли сами, — ответил он.

Тур Хейердал. «Аку-Аку. Тайна острова Пасхи»

Я рассказал про несколько основных достопримечательностей острова Пасхи, которые мне удалось посетить во время двух групповых экскурсий. Сегодня, разбирая фотографии, обнаружил, что остались ещё незаслуженно забытые моаи.

Это место, лично для меня, отличается от всех описанных ранее объектов. Во-первых, здесь я был без гида и группы. Во-вторых, мне посчастливилось любоваться легендарными статуями три дня подряд.

Дело в том, что археологический комплекс Tahai находится в пешей доступности от единственного города Hanga Roa, где расположены все отели, в том числе и тот, где проживал я. Вечерами делать было особо нечего, вот и приходилось с большим удовольствием ходить в разные стороны вдоль побережья.

Чтобы попасть в Tahai нужно из Hanga Roa идти к океану и повернуть направо. Стрелкой обозначено нужная точка. Данную карту я уже не раз выкладывал в заметках. Лишний раз можете посмотреть как много моаи раскидано по острову. Их на Рапа-Нуи несколько сотен.

Церемониальный комплекс Тахай является одним из самых интересных мест острова Пасхи, поскольку он сочетает в себе археологические останки, имеющие большое историческое значение и великолепный ландшафт Тихоокеанского побережья.

Так же Тахай одно из старейших поселений на острове. Самые ранние останки датируются 700 годом. Согласно легенде здесь было место жительства Нгаары — последнего высокопоставленного правителя, который умер и был тут похоронен.

Первые поселенцы выбрали Тахай не случайно. В этом месте был удобный доступ к морю для рыбалки и регулярного снабжения пресной водой из подземных источников.

Территория археологического комплекса простирается чуть более, чем на 250 метров с севера на юг и примерно 200 метров с востока на запад.

Тахай включён в ЮНЕСКО. Состоит он из нескольких небольших объектов и трёх важных — аху (церемониальная платформа).

Если встать лицом к океану, то первый слева аху называется Ahu Vai Uri. Дата строительства 1200 год. Включает в себя пять восстановленных моаи, которые являются образцом различных стилей.

Две статуи в хорошем состоянии, остальные повреждены временем и неизвестными историческими обстоятельствами. Слева виден постамент для шестого моаи. Раньше он там и стоял, теперь лежит на земле неподалёку.

Следующая площадка называется Ahu Tahai (в честь неё и назвали весь комплекс). Это уникальный одинокий моаи высотой около 4,5 метров. Вроде как это одна из старейших статуй на острове.

Несмотря на внешний износ данный моаи демонстрирует величие и гордость предков, которые его возвели на этом месте.

Из-за того, что я был тут трижды, логично, что и фотографий я сделал больше всего именно здесь. Так что у вас есть хорошая возможность рассмотреть загадочных истуканов под разными ракурсами и освещением.

Ahu Ko Te Riku — самая последняя и ещё более уникальная платформа. На ней возвышается моаи высотой 5,1 метра, который восстановлен со всеми элементами, украшающими старые статуи.

На его голове есть pukao — цилиндрическая деталь, вырезанная из красного шлака вулкана Puna Pau. Её устанавливали на последнем этапе создания и установки статуи. Есть разные мнения, но основное подразумевает, что это головной убор в виде шляпы с подобранными в пучок волосами.

Другим отличительным элементом Ahu Ko Te Riku является то, что это единственный моаи острова, обладающий глазами. В прошлом, когда истукан был установлен на аху, ему вырезали впадины для глаз, и во время ритуальной церемонии в глазницы поместили белый коралл и обсидиановые зрачки.

После этого статуя считалась ожившей и могла излучать духовную силу для защиты своего племени. Вот поэтому все моаи смотрят внутрь острова, где были деревни и жители, а не на океан.

До недавнего времени не было известно, что у статуй имелись глаза. В свидетельствах первых европейцев, которые посетили остров, не упоминается об этом аспекте, полагалось, что они были уничтожены во время племенных войн, когда в итоге выбили глаза у всех моаи.

Но, в 1978 году, во время раскопок в Анакене, неожиданно для всех археологов и учёных был обнаружен оригинальный коралловый глаз, который теперь выставлен в музее Себастьяна Энглерта. К счастью, я посетил этот музей, хотя не знал про него, просто наткнулся случайно. Вот этот глаз.

Вокруг Тахай велись самые активные раскопки на острове. Когда я гулял в районе этого археологического комплекса, то, конечно, уделил больше фотографического времени статуям моаи. Остальные, не сильно примечательные объекты, были обделены вниманием. Но, несколько кадров у меня есть.

Это фундамент дома-лодки Hare paenga. Конструкцию назвали так, потому что её форма напоминает перевёрнутую каноэ с узким дверным проёмом. В отверстия вставляли деревянные палки, которые держали травяную крышу.

Помещение для цыплят и кур, проще говоря курятник, где ночью содержались птицы, чтобы их не украли.

Рядом сохранились большие и малые пещеры, которые люди использовали для убежища и жилья. Согласно анализу всех построек, который был проведён между 1968 и 1970 годом William Mulloy и Gonzalo Figueroa в деревне могло находится от 75 до 200 человек.

Выше я писал про одну статую, лежащую в стороне от своих пяти каменных собратьев, вот она, покоится на земле под защитой небольшой оградки.

Стоит упомянуть про американского антрополога по имени Уильям Муллой (1917–1978), который был значимой фигурой при раскопках и возрождении культуры острова Пасхи. Благодаря его решимости и трудолюбию были восстановлены такие знаменитые объекты как: Аху Акиви, Оронго, Тахай и другие.

Впервые на остров он прибыл с экспедицией Тура Хейердала в 1955 году. На фото Муллой (1961 год).

Реставрацию Тахай он закончил в 1974 году. Спустя четыре года умер от рака в США. Вскоре после этого его пепел был похоронен на территории Тахай. Здесь же лежит его жена Эмили Росс Муллой, которая помогала ему во время всей экспедиции (скончалась в 2003).

На большом могильном камне есть надпись на местном языке: «Hai hāpī, hai haka tutu’u i te ‘ariŋa ora, to’ona here rahi mo Rapa Nui i haka tikea mai ai». В переводе она звучит примерно так: «Изучая и поднимая живые лица (моаи), он показал нам свою великую любовь к Рапа-Нуи».

К сожалению, не нашёл фото захоронения вблизи. На кадре оно слева от всадника.

Я вам ещё не рассказал про кладбище Тахай и археологический комплекс Hanga Kio’e. Они находятся совсем рядом в шаговой доступности. Информацию по ним дам в следующий раз.

В заключение этой заметки порекомендую посетить Тахай как минимум дважды. Ряд источников утверждает, что это место лучшее и наиболее удобное для встречи заката на острове Пасхи.

Если вам не повезло первый вечер, то есть шанс увидеть что-то красивое на следующий день. Не будет солнца, не расстраивайтесь, даже без него 5 моаи в сочетании с облаками создают незабываемую мистическую картину.

В интернете есть нереально крутые закатные кадры. Мне в этом плане удача не улыбнулась. Только один раз было совсем небольшое зарево.

Но, своё волшебство я тут получил, ведь напротив «глазастого моаи» я находился совсем один. Поэтому закончить сегодняшнее повествование хочется ещё одной цитатой Тура Хейердала из его книги «Аку-аку. Тайна острова Пасхи»

«Лучше всего думается в одиночестве под звёздами».

Остров Пасхи

Остров Пасхи (полинезийское название Рапа-Нуи) – это крошечный клочок земли, расположенный на юго-востоке Тихого океана на полпути между Чили и Таити, удаленный от ближайшей обитаемой суши на 2000 км.

Это не райский остров с туристических буклетов, утопающий в зелени и цветах, его природа очень аскетична – низкая растительность, преимущественно кустарниковая, камни, вулканический песок. Но туристы со всех концов земли приезжают сюда не ради природной красоты, а движимые желанием прикоснуться к его тайнам. Вопросы, связанные с закатом древней цивилизации, населявшей остров Пасхи, а также с причиной и способом сооружения загадочных статуй моаи по сей день будоражат умы как обывателей, так и ученых.

История острова

Ученые предполагали, что первыми о. Пасхи заселили полинезийцы в 400 г. – 900 годы н.э. (по другим сведениям заселение произошло лишь в 1200 годы н.э.). В 1990-е годы генетики из Кембриджского университета, изучив останки людей, обитавших на о. Пасхи с ХI до XIX века, обнаружили в ДНК островитян полинезийский маркер. На основании археологических раскопок исследователи сделали вывод о том, что первыми поселенцами были фермеры. В то далекое время облик острова был совершенно иным, чем сейчас: он был покрыт густыми лесами, которые защищали его от ветров с океана и снабжали поселенцев древесиной для обустройства жилищ и сооружения каноэ.

Читайте также  На каких островах находится Гонолулу

Благодаря климату и почве пасхальцы начали активно заниматься сельским хозяйством, выращивая бананы, батат, сахарный тростник, таро, ямс. Поселенцы были хорошими моряками, строили длинные каноэ и выходили рыбачить далеко в море на дельфинов, так как у берегов рыбы практически не было, и можно было выловить только крабов и моллюсков.

Постепенно по мере развития сельского хозяйства и разделения труда, в обществе рапануйцев начало выделяться два класса – класс «длинноухих», которые являлись правящей элитой, они обладали письменностью, занимали доминирующее положение, и класс «короткоухих», к нему принадлежали все остальные жители. По преданию, длинноухие первые заселили остров, и именно их предки увековечены в камне в виде статуй моаи.

Легенды о моаи

До сих пор точно не известны ответы на следующие вопросы: кто и зачем начал воздвигать каменные статуи на острове Пасхи; как выбиралось их месторасположение; каким образом аборигены могли передвигать каменные глыбы весом в десятки тонн.

Считают, что гигантские изваяния начали появляться в Х веке, и по одной из теорий они олицетворяли полинезийских богов или обожествляли местных вождей, а устанавливали их с целью защиты острова от злых духов. Последние статуи были построены около 1500 года. После этого их резко прекратили воздвигать. Со стороны это выглядит так, как будто в одно мгновение люди по каким-то причинам бросили всё и ушли, оставив заготовки монументов в каменных мастерских, где десятки моаи расположены в самом центре вместе с самой грандиозной статуей весом около 180 тонн.

Вопрос о том, как изваяния появились на острове, сразу же возник у Джеймса Кука, когда он и его команда впервые увидели в 1774 году на побережье огромные каменные статуи и туземцев, у которых не было инструментов, чтобы изготовить подобные монументы. Загадка их появления не разгадана до сих пор. Есть только несколько теорий:

Инопланетный след

Швейцарский писатель Эрих фон Дэникен утверждает, что идолы на острове Пасхи, подобно египетским пирамидам, были воздвигнуты инопланетянами. Автор считает, что аборигены якобы не были достаточно развиты, чтобы воздвигнуть каменных исполинов.

Лемурия

Согласно некоторым легендам, десятки тысяч лет назад в Индийском океане существовала страна Лемурия, а о. Пасхи является частью этой мифической страны. Сторонники этой теории считают творцами статуй высоких 18-ти метровых лемурийцев, обладавших сверхъестественным способностями.

Дело рук аборигенов

Наиболее близка к жизни версия о том, что статуи – творения местных жителей. В кратере вулкана Рано Рараку были обнаружены следы мастерской, в которой островитяне при помощи каменных инструментов, похожих на топоры, высекали моаи.

Что же касается загадочного расположения изваяний, то помимо мистической версии о защите населения от злых духов, исследователи пришли к выводу о более рациональной причине выбора места для их расположения. Антропологи, среди которых известный ученый Карл Липо, заинтересовались вопросом, как поселенцам удалось выжить на острове, на котором практически нет пресной воды, не считая одно небольшое озеро. Изучив расположение подземных ручьев, команда пришла к выводу, что моаи установлены там, где есть подземные ручьи. Видимо, с помощью статуй древние люди маркировали источники свежей пресной воды.

Письменность островитян

Еще одной известной особенностью поселенцев, указывающей на высокий уровень развития общества, было наличие своей иероглифической письменности (кохау ронгоронго), происхождение которой не известно. На блестящих деревянных дощечках жители острова Пасхи записывали легенды и мифы, используя фигуры животных, неизвестные символы, геометрические или символические иероглифы. Современные пасхальцы не умеют читать иероглифы, высеченные на табличках, поэтому расшифровать надписи не представляется возможным. Не осталось представителей древней цивилизации, владевших искусством читать кохау ронгоронго.

Причины исчезновения цивилизации

Ученые в своих рассуждениях о причинах, послуживших исчезновению древней цивилизации, разделились на два лагеря. Сторонники первого утверждают, что вина за события, произошедшие на острове, лежит непосредственно на самих островитянах. Ученые выстраивают следующую хронологию событий.

Версия первая

В 400-900 годах н.э. происходит заселение острова Пасхи. В это время остров был покрыт субтропическим лесом с разнообразными видами деревьев, кустов и трав, что подтверждают результаты исследований древней пыльцы, сохранившейся в болотах. Имея такие природные лесные богатства, люди начали активно их использовать, бездумно вырубая леса для строительства домов, каноэ и очистки земель для посевов. Также ученые считают, что огромные лесные и человеческие ресурсы требовались для сооружения статуй, так как с помощью древесных настилов и канатов островитяне перемещали каменные изваяния из каменоломни в различные концы острова.

Археологи утверждают, что период активного строительства статуй пришелся на расцвет цивилизации рапануйцев. В XIV веке это было уже высоко-организованное общество, которое насчитывало примерно 15 000 человек. Но в какой-то момент оказалось, что растущее население использует ресурсы быстрее, чем они успевают восстановиться.

В итоге все действия островитян привели к тому, что к XV веку погиб лес, и вымерла большая часть составлявших его растений. Исчезли многие виды животных и птиц, что привело к значительному сокращению рациона рапануйцев. Из-за отсутствия пригодной для строительства каноэ древесины, жители перестали охотиться на дельфинов. Чтобы восполнить недостатки мясной пищи, островитяне начали усиленно разводить кур. Устные предания, которые известны местным жителям в наши дни, гласят о том, что в пищу пасхальцы стали употреблять людей. Вскоре жителям перестало хватать не только древесины, но и воды. Деревьев не осталось, вода утекала в океан, почва стала не пригодна для использования – все эти факты чрезмерного и нерационального потребления создают общую картину упадка общества.

По мере ухудшения условий жизни, нехватки пищи и воды назревал социальный конфликт. Власть жрецов и вождей подошла к концу, и главенство захватили воины. В XVI-XVII веках разразилась война между кланами «короткоухих» и «длинноухих». Около XVII века началось резкое падение численности населения. В XVIII, когда первые голландские мореплаватели открыли остров, по их подсчетам население рапануйцев составляло всего около 2000 человек. По свидетельствам европейцев, аборигены были вполне дружелюбны, они укрепляли почву, защищая ее от ветров, и занимались, как и прежде, сельским хозяйством.

Согласно этой версии количество островитян за пару сотен лет резко уменьшилось с 15 000 до 2 000 человек вследствие экологической катастрофы, виновниками которой ученые признают самих жителей острова.

Версия вторая

Приверженцы второй версии, к которым относятся антропологи Терри Хант и ранее упомянутый Карл Липо утверждают, что цивилизация пасхальцев погибла по причине внешнего воздействия. В начале 2000-х в научном американском журнале Science было опубликовано исследование, в котором оспаривались традиционные даты появления первых рапануйцев. В нем поставлена под сомнение точность дат 400-900 годы н. э., в связи с тем, что следы древесного угля, останки съеденных животных и рыб указывают на 1200 годы нашей эры, т.е. нет никаких доказательств более раннего появления на острове человека.

Археологические раскопки подтверждают, что пасхальцы вели сельское хозяйство разумно и принимали все возможные меры для защиты земель: они удобряли почву, строили каменные стены для защиты земель от ветров и использовали обломки вулканических скал для удержания влаги в почве.

Хант и Липо также уверены, что статуи возводились в целях поддержания мира между народами острова, а для их сооружения не требовалось ни древесных конструкций, ни больших человеческих ресурсов. Экспериментальным путем они доказали, что статуи можно передвинуть силами нескольких человек, используя всего пару веревок.

В том, что экосистема острова оказалась полностью уничтожена, ученые обвиняют не островитян, а как это ни странно – крыс. Эти мелкие грызуны прибыли на остров в каноэ полинезийцев. Для стремительного размножения крыс в наличии были все условия: отсутствие хищников, других грызунов, огромное количество пищи. Они уничтожали яйца птиц, семена деревьев и растений, из-за чего те больше не могли размножаться.

Исследователи уверены, что именно крысы уничтожили леса, что привело к эрозии почвы и другим отрицательным последствиям. Что касается сокращения численности населения, то Хант и Липо уверены, что цифра в 15 000 всего лишь выдумка. Они полагают, что население острова Пасхи не превышало всего 7 000 человек.

Археологи Терри Хант и Карл Липо считают, что пример рапануйской цивилизации служит образцом стабильного развития общества. Несмотря на гибель экосистемы, в условиях нехватки основных жизненных ресурсов – пищи и воды, они смогли несколько веков прожить на о. Пасхи, создать организованное общество и воздвигнуть удивительные монументы. Археологи, изучив количество обитаемых мест, выявленных при раскопках, определили, что до прихода в XVIII века европейцев численность населения оставалась стабильной.

Альтернативная версия

У ученых есть основания полагать, что общество рапануйцев не было «убийцами» экосистемы, и их цивилизация погибла в результате воздействия, которое пришло извне. Исследования показывают, что сокращение численности пасхальцев связано с освоением острова европейцами. Таким образом, коренные жители острова стали жертвами не природных условий, а геноцида. Их погубили завезенные европейцами болезни, на которые у аборигенов не было иммунитета, и пули. А позже в XIX веке количество аборигенов сократилось до сотни человек из-за жестоких действий перуанских работорговцев, которые вывезли почти все мужское население острова.

Рекомендуем посмотреть видео

Остров Пасхи

Остров Пасхи (исп.: Исла-де-Паскуа, полинезийский: Рапа-Нуи) является одним из самых изолированных островов на Земле. Ранние поселенцы называют остров «Te Pito O Te Henua» (Пуп мира). Официально являющийся территорией Чили, остров Пасхи находится далеко в Тихом океане, примерно на полпути к Таити. Известен благодаря загадочным гигантским каменным статуям, построенным много веков назад, отражающим историю драматического подъема и падения полинезийской культуры.

Общая информация

Название острова напоминает о том, что он открыт голландским исследовательским судном в Пасхальное воскресенье 1722 года.

С тех пор как Тур Хейердал и небольшая группа искателей приключений пустились в плавание из Южной Америки к островам Туамоту, далеко на север от острова Пасхи, споры относительно происхождения островитян не утихали. В настоящее время ДНК-тестирование убедительно доказало, что полинезийцы прибыли с запада, а не с востока, и что жители острова Пасхи являются потомками бесстрашных путешественников, которые отправились туда из Тайваня тысячи лет назад. Легенда гласит, что люди отправились на остров Пасхи, потому что их собственный остров постепенно поглотило море.

Читайте также  Остров Ко Куд Таиланд как добраться?

Если коротко, то предыстория острова Пасхи является чередой достижений, процветания и цивилизованности, которая закончилась разрушением окружающей среды и упадком. Хотя нет единого мнения относительно того, когда люди впервые появились на острове Пасхи (по оценкам, от нескольких сотен до более чем тысячи лет назад),предполагается, что первые люди прибыли из Полинезии. Вряд ли это была ошибка или случайность: свидетельства наводят на мысль, что остров Пасхи был колонизирован намеренно при помощи больших лодок с множеством поселенцев — знаменательный подвиг, учитывая расстояние от острова Пасхи до любой другой земли в Тихом океане.

Первые островитяне нашли землю несомненно райским местом. Археологические данные показывают, что остров был покрыт деревьями различных видов, в том числе самыми крупными видами пальм в мире, чью кору и древесину туземцы использовали для изготовления ткани, веревок и каноэ. Птицы водились в изобилии. Мягкий климат благоприятствовал легкой жизни, и обильные воды давали рыбу и устриц.

Островитяне процветали благодаря этим преимуществам и отражали это в религии, которая превратилась в их досуг — гигантских моаи, или голов, которые являются наиболее отличительной особенностью острова сегодня. Моаи, которыми усеян остров, как предполагается, были изображениями предков, чье присутствие, вероятно, считали благословением или бдительной охраной в каждой небольшой деревне.

Руины кратера Рано Рараку в каменоломне, где десятки, если не сотни моаи расположены в самом центре, являются свидетельством значимости этих фигур для островитян и того, что их жизнь вращалась вокруг этих творений. Было предположение, что их изоляцию от всех других народов, работающих в центре торговли и творчества, создало ожидание какого-либо другого значительного пути, предначертанного им, для осуществления которого они могли бы использовать свои навыки и ресурсы. Птица-человек в культуре (в виде петроглифов) является очевидным свидетельством надежд островитян на возможность оставить свой остров ради дальних земель.

Однако по мере того, как население росло, увеличивалось также давление на окружающую среду острова. Вырубка лесов деревьев на острове постепенно увеличивалась, и когда был исчерпан это главный ресурс, островитянам было трудно продолжать делать веревки, каноэ и все необходимое для охоты и ловли рыбы, и в конечном итоге — для поддержания культуры, которая побуждала островитян производить гигантские каменные фигуры. Судя по всему, разногласия начали усиливаться (с некоторым насилием), уверенность в старой религии была потеряна, что отразилось частично в руинах моаи, которые сознательно свергли.

К концу славной культуры острова Пасхи население достигло минимума, жители из-за малого количества еды или способов получения средств к существованию прибегали иногда к каннибализму и сыроедению. Даже последующие набеги держав, таких как Перу и Боливия, не настолько опустошили население, в прошлом веке оставалось только несколько сотен туземцев Рапа-Нуи.

Сегодня Национальный парк Рапа-Нуи входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Его жители полагаются на множество туристических и экономических связей в Чили и ежедневные рейсы в Сантьяго . Как и многие коренные народы, Рапа-Нуи ищут артефакты своего прошлого и пытаются интегрировать свою культуру с политическими, экономическими и социальными реалиями сегодняшнего дня. Забронировать гостиницу на острове Пасхи можно на Booking, а проверить, нет ли где более выгодной цены, можно тут. Некоторые путешественники предпочитают снимать жилье у местных — предложения можно глянуть вот здесь.

Как добраться

Из-за крайней географической изоляции острова Пасхи многие люди считают, что только очень отважный путешественник может добраться до него. В самом деле, сюда можно добраться благодаря регулярным коммерческим авиаперевозкам Ханга-Роа (IATA: IPC), ведь туризм является основной отраслью острова.

Поскольку это место де-факто является частью Чили, это внутренний рейс из Сантьяго, и паспорта по прибытии из Чили не потребуются. Авиаперелеты также бывают из Таити — тогда ваш паспорт будет необходим.

Тем не менее, это, скорее, «пути» для большинства людей, с минимум 5,5 часа в воздухе от ближайшего континента, и есть очень мало маршрутов, чтобы добраться на остров Пасхи. Только регулярные рейсы LAN Airlines летают ежедневно в Сантьяго-де Чили и один раз в неделю — на Таити. При отсутствии конкуренции на этот длительный и непростой перелет тарифы варьируются от 400 до 1 200 американских долларов за рейс из Сантьяго. Узнать, сколько будет стоить авиаперелет на ваши даты, можно в этом разделе Тревеласк.

Считается, что остров Пасхи «удобно расположен», когда выясняется, что он находится на карте кругосветного путешествия, где он играет роль интересной остановки на пути между Полинезией и Южной Америкой, а также помогает укрепить восприятие чужаков. Из-за волн только одно из четырех круизных судов может здесь швартоваться.

Если вы хотите добираться бесстрашным маршрутом, то «парусное судно» Сорен Ларсен плавает на остров Пасхи из Новой Зеландии один раз в год. Путешествие занимает 35 дней, пересекая самую дальнюю от земли точку.

Рейсы LAN и из Сантьяго-де-Чили работают в любой день недели, кроме вторника. Есть также менее доступные рейсы в июне. Не ошибитесь, самолеты, которые служат этому маршруту на высшем современном уровне, прибывают большие и полные туристов. Взлетно-посадочная полоса в аэропорту Матавери огромна, несмотря на то, что не имеет терминала, и содержит все современные требования безопасности для аэропорта, включая штатное расписание по чилийской PDI (федеральная полиция). В Ханга-Роа LAN Airlines имеет публичный офис, который обычно может справиться с любыми требованиями к путешествию, которые могут оказаться у вас за пределами материковой части Чили.

Если это возможно, рассмотрите посадку в Сантьяго после возвращения с острова Пасхи. Существует небольшая вероятность того, что вам будет отказано в посадке на свой рейс, если будет нужда в медицинской эвакуации, и запланированная остановка даст вам больше возможностей, если вы столкнетесь с этим. Самолет иногда покидает остров поздно, в результате чего у вас могут быть проблемы с дальнейшими пересадками на материке.

Тайны острова Пасхи: сидящий моаи Тукутури

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Потухшие вулканы острова Пасхи

Это место находится на нижних склонах Теревака — самого большого и самого молодого из трех потухших вулканов, которые собственно и образуют Рапа-Нуи (более известного как остров Пасхи). В течение почти пяти столетий, Рано Рараку использовался для разработки карьеров. Именно здесь добывали камень для большинства известных монолитных скульптур острова Пасхи, известных как моаи. Сегодня можно увидеть, как остатки целых 387 моаи разной степени завершенности буквально опоясывают кратер. Рано Рараку сегодня является частью Всемирного наследия национального парка Рапа Нуи.

Почти все статуи на острове Пасхи (95%) были вырезаны в каменоломнях этого кратера, а затем каким-то образом перемещены на многие километры в различные места по всему острову. Никто не знает, как это делали. На склоне видны моаи, которые по какой-то причине либо не были завершены, либо их не переместили куда нужно

Самый удивительный карьер в мире

В этом месте есть много интересных вещей. К примеру, такие уникальные растения, как камыш «тотора», которым заросли берега озера в кратере, некоторые люди считают первыми свидетельствами контакта с южноамериканским материком. Тотора росли в этом месте, по крайней мере, в течение 30 000 лет, задолго до того, как на Рапа-Нуи поселились люди. Южный склон Рано Рараку на острове Пасхи буквально усеян большим количеством моаи.

Некоторые из них наполовину погребены в земле, а другие не завершены.А самым увлекательным зрелищем на Рано Рараку являются моаи в карьере. Некоторые из них являются незавершенными, а до других сегодня невозможно добраться, поскольку они расположены очень высоко на внешней стороне кратера. Здесь можно увидеть один из крупнейших образцов моаи, высота которого составляет 21,6 метра. Он почти в два раза больше своих «собратьев», которыми прославилось побережье острова Пасхи.

Вес моаи оценивается в 270 тонн и во много раз превышает вес любого моаи, которые можно встретить в других местах на острове. Ученые считают, что некоторые из незавершенных моаи были заброшены после того, как их создатели в конце концов наткнулись на очень твердую породу при разработке карьера. А другие скульптуры якобы даже не собирались отделять от породы, в которой они были вырезаны. Кроме того, некоторые моаи за пределами карьера частично вкопаны по плечи в землю. Что интересно, именно у этих моаи нет выдолбленных глаз.

Кроме того, у них нету «пукао» на верхушке — шляпообразной структуры, вырезанной из светло-красного вулканического камня, который добывали в другом месте, Пуна Пау. Тем не менее, именно эти моаи стали настоящей «визитной карточкой» острова. Из всех археологических чудес на Рано Рараку есть одно, о котором знает довольно мало туристов, и которое, пожалуй, самое необычное из всх.

Это бородатый Тукутури, который является единственным в своем роде моаи — он стоит на коленях. Поза Тукутури впоследствии была использована женщинами и мужчинами, которые участвовали в хоре во время фестивалей, известных как «Риу». В частности, певцы становятся на колени, немного наклоняют туловище назад и приподнимают голову. Также при этом исполнители, как правило, носят бороды (несложно заметить, что Тукутури бородатый).

Тукутури

Тукутури сделан из красного вулканического шлака, который можно найти, как уже упоминалось ранее, только в Пуна Пау. Тем не менее, он «сидит» на Рано Рараку, представляющий собой туфовый карьер. Некоторые сохранившиеся записи позволяют предположить, что эта фигура, возможно, связана с культом «тангата ману» — особым ритуалом-состязанием, в котором ежегодно соревновались поселенцы.

Задача состояла в том, что было нужно первым достать яйцо темной крачки на близлежащем островке Моту Нуи, доплыть обратно до Рапа-Нуи и подняться на скалу Рано Кау. Весьма вероятно, что Тукутури представляет собой певца Риу. Косвенные намеки заставляют предположить, что это был последний моаи, которого сделали уже после того, как прекратили делать классические статуи моаи. Сегодня заброшенные скульптуры моаи свидетельствуют о фантастической цивилизации, которая когда-то жила и процветала на острове Пасхи.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: