Абрамцево музей усадьба где находится?

Богатую историю хранит музей-заповедник «Абрамцево» в Подмосковье. Тут Аксаков написал «Аленький цветочек», Гоголь - второй том «Мертвых душ», а Серов - «Девочку с персиками». Пройдите по дому, где бывали знаменитости, и узнайте судьбу хозяев усадьбы.

Абрамцево музей усадьба где находится?

Музей-заповедник «Абрамцево» в Подмосковье

Густой хвойный лес в полутора часах езды от Москвы. Здесь чистый воздух и проселочная дорога. Зимой сугробы, на белом снегу разбросаны сосновые шишки. Очень тихо, разве что пение птиц раздается. Проходите через лес — и перед вами открывается музей-заповедник «Абрамцево», один из самых известных в Подмосковье. Вы увидите здесь экскурсионные автобусы с иностранными туристами: приезжая в знаменитый Сергиев Посад, они часто заворачивают и сюда.

Музей-заповедник «Абрамцево» занимает 50 гектаров, и вам захочется останавливаться на каждом шагу: настолько богата история этого места. Большой дом, где Серов написал «Девочку с персиками», а Гоголь зачитывал второй том «Мертвых душ». Скамья, расписанная Врубелем. Дача, где останавливался художник Поленов со своей супругой, здесь была мастерская и устраивались домашние спектакли.

Сегодня музей насчитывает 25 тысяч произведений искусства. По усадебному дому можно пройти только с экскурсией, во время которой гид расскажет о каждой комнате и их постояльцах. Планируйте сюда поездку на весь день, ведь помимо самого музея-заповедника, вам захочется прогуляться вдоль живописной реки Вори.

Адрес: Московская обл., с. Абрамцево, ул. Музейная, 1

Координаты: 56.232378, 37.969478

Режим работы: парк — 10:00-18:00 (вскр.-пт.), 10:00-20:00 (сб.); экспозиции — 10:00-18:00 (ср.-пт., вскр.), 10:00-20:00 (сб.)

Официальный сайт: abramtsevo.net

История

Абрамцево окружено, то есть обрамлено лесом, и изначально называлось — Обрамково. Потом слово трансформировалось в Абрамково. В 18 веке тут поселился Федор Головин, при Петре I он много лет служил на флоте, а когда ушел в отставку, приехал сюда, в Подмосковье.

После Головина владельцы усадьбы менялись. Особо известной она стала, когда тут жил писатель Сергей Аксаков. Большой любитель рыбалки и охоты, он восхищался этими местами. Здесь он написал книгу «Записки об уженье рыбы», а потом и сказку «Аленький цветочек».

У Николая Гоголя в Абрамцево была своя комната в мезонине — надстройке с балконом.
Фото: globallookpress.com

Близким другом Аксакова был Николай Гоголь, в доме ему выделили отдельную комнату в мезонине, где он останавливался. К концу жизни Аксаков почти ослеп. Чтобы его подбадривать, Гоголь вставал рано-рано утром, шел в лес за грибами, а потом их раскладывал вдоль тропинки. Аксаков, проснувшись, отправлялся на прогулку и к своему удивлению находил грибы, чему невероятно радовался.

Когда Аксакова не стало, его дети забросили усадьбу: из Москвы добираться далековато (60 километров), и ухаживать за поместьем никто из них не захотел.

Только через 11 лет, в 1870-м, Абрамцево купил известный меценат Савва Мамонтов. К тому времени усадьба пришла в запустение и нуждалась в капитальном ремонте. Мамонтов приехал сюда со своей семьей, и это были лучшие годы, которые помнит Абрамцево. Постройки восстановили, разбили заново сады и оранжереи. В доме стали собираться художники: Васнецов, Серов, Репин, Коровин, Врубель.

Детей Саввы Мамонтова назвали по буквам его имени: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Вера была всеобщей любимицей. Она сама писала картины и была музой приезжающих сюда художников. Старшая дочь Мамонтова — это и «Девочка с персиками» Серова, и «Аленушка» Васнецова. В одной из комнат музея-усадьбы «Абрамцево» висит большой портрет Веры работы Васнецова. Тот сказал, что подарит ей эту картину только на ее свадьбу. И обещание сдержал. У Веры родились трое детей. Но умерла она совсем молодой, заболев в 32 года пневмонией в тяжелой форме.

В одной из комнат висит большой портрет Веры Мамонтовой работы Васнецова, подаренный художником ей на свадьбу.
Фото: globallookpress.com

В 1899 году Савву Мамонтова арестовали, обвинив в финансовых махинациях при строительстве железной дороги, где меценат был задействован. Через несколько месяцев его оправдали, но большую часть имущества пришлось распродать, чтобы отдать долги. Абрамцево же удалось переписать на жену Елизавету Мамонтову, благодаря чему усадьба сохранилась. После смерти супруги мецената имение унаследовала ее младшая дочь Александра. Статус музея Абрамцево получило в 1918 году.

Что посмотреть

  • В доме с мезонином особый интерес вызывает столовая, где была написана «Девочка с персиками», для которой позировала 11-летняя Вера Мамонтова. В оригинале картины на заднем плане висит декоративная тарелка, а по правую руку героини стоит деревянный солдатик (на копиях его рисуют не всегда). И тарелка, и солдатик до сих пор находятся на своих местах в столовой. Кстати, вы замечали, что на полотне вместе с персиками на столе лежат кленовые листья? Это потому, что Серов писал картину осенью, и листья залетали в открытые окна. Сейчас в Абрамцево находится копия, оригинал «Девочки с персиками» передали Третьяковской галерее.

В столовой усадьбы Серов писал «Девочку с персиками»; сейчас здесь находится копия картины.
Фото: Анастасия ГАЛЯМИЧЕВА, commons.wikimedia.org

  • В усадебном доме на стенах вы увидите также много картин, написанных знаменитыми художниками. В нескольких вариантах — «Аленушка». Вы удивитесь, что некоторые работы очень маленькие по размеру, и объем им придают только рамки. Все потому, что бумага в те времена была дорогой.
  • Кроме комнаты Гоголя, гид обращает внимание на гостиную, где собирались члены семьи и посетители усадьбы. Здесь Николай Васильевич зачитывал второй том романа «Мертвые души», который писал в Абрамцево, но потом сжег его.
  • В той же гостиной хранится скатерть с автографами, которые Вера Мамонтова собирала у бывавших тут знаменитостей.
  • Кухня усадьбы — отдельное строение, но изначально использовалась по назначению. Внутри стояла печь, была даже комната для прислуги. Долгое время кухня соединялась с домом крытым переходом: так слуги могли нести хозяевам и их гостям еду, чтобы она не остывала. Сейчас тут музей со своей экспозицией.

Баня похожа на меленький деревянный терем.
Фото: commons.wikimedia.org

  • Здание, похожее на маленький терем, — баня. Резное крыльцо, маленькие окошки и две комнаты. Когда усадьба принадлежала Мамонтовым, сюда приходили париться. Потом баню-теремок использовали как жилое помещение, здесь селили гостей.
  • Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцево художники ставили вместе со строителями. Аналог ей вряд ли где найдется: творческие люди подошли к делу очень креативно. Внутри это даже не церковь, а своеобразный музей, в котором собраны иконы и в традиционном стиле, и авторские работы. Например, Спаса написал Репин, а Богоматерь — Васнецов. Иконостас, подсвечники и другие предметы интерьера выполнены по эскизам Поленова. В памятные даты для Абрамцево в церкви Спаса Нерукотворного проводятся службы.

Скамью Врубеля оградили стеклом от желающих на ней посидеть.
Фото: Маша ЛИННИК, commons.wikimedia.org

  • Скамья Врубеля стоит на территории усадьбы под стеклом. Произведение искусства оградили от тех, кто решит на нее присесть. Художник появился в доме Мамонтова еще неизвестным, но сразу покорил мецената своим талантом. Врубеля приглашали все чаще, и в итоге он здесь стал своим человеком. Скамья в Абрамцево покрыта уникальной глазурью. Она настолько яркая и красочная, что рисунки получаются фантастическими.
  • В музее-усадьбе хранится также ваза работы Врубеля, которая называется «Поэт». Если вы присмотритесь к ней, то разглядите среди узоров портрет Пушкина.

Усадьба Абрамцево в разное время года

Музей-заповедник «Абрамцево» в Подмосковье открыт для посетителей круглый год, а со среды по воскресенье проводятся экскурсии по главному дому. График работы в зимний и весенне-летний сезоны отличается, поэтому часы открытия экспозиций нужно уточнять на сайте Абрамцево.

Летом тут приятно прогуляться по лесу и вдоль реки, а зимой вы ощутите всю прелесть отдыха в загородном доме: белые сугробы, чистый воздух, сказочные сосны и ели, ветки которых тяжелеют от снега. Осень в Абрамцево яркая: желто-оранжевая вперемешку с красным, розовая крыша дома с мезонином — будто гармоничное дополнение к природным краскам.

Где сделать красивое фото

В музее-заповеднике «Абрамцево» разрешается фотографировать без вспышки общие виды и комнаты, но не экспонаты крупным планом. Это следует учесть, чтобы не нарваться на штраф.

Внутри усадебного дома вы запечатлеете все важное, что связано с этим местом, и потом по снимкам будете вспоминать историю Абрамцево, рассказывая ее друзьям. Снаружи здание не столь примечательное, хотя сфотографировать его целиком можно с любого ракурса. Особый интерес вызывает мезонин и окна, украшенные резьбой.

Если встать на крыльце бани, то никто по снимку не догадается, что это за здание. Кажется, что вы у дверей маленького дома. Красивые кадры получаются на мостике через реку за территорией усадьбы, особенно осенью, когда красно-желтые деревья сочетаются с зелеными елями.

Усадьба Абрамцево

Фото Музея-усадьбы Абрамцево

Время: летом с 10.00 до 19.30, зимой с 10.00 до 17.00..

Усадьба Абрамцево — c. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1.

Усадьба Абрамцево – государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник. Расположена в Московской области по адресу: Сергиево-Посадский район, городское поселение Хотьково, c. Абрамцево, ул. Музейная, д. 1.

Усадьбу Абрамцево сделали известной люди, проживавшие здесь на протяжении всех лет её существования. Десятки лучших русских писателей и художников гостили, жили и творили в усадьбе.

В настоящее время в усадьбе работает музей. Часы работы: в летнее время экспозиции открыты с 10.00 до 18.00, парк с 10.00 до 19.30; в зимнее время экспозиции открыты с 10.00 до 16.00 (в субботу – до 17.00), парк с 10.00 до 17.00 (в субботу – до 18.00).

Цены на билеты. В усадьбе есть несколько объектов, открытых для посещения. Цены на билеты в них варьируются от 40 руб. до 150 руб., единый билет, включающий в себя посещение всех объектов усадьбы – 480 руб. Фотосъёмка: в парке – 60 руб., в экспозициях – 200 руб.

Как добраться: с Ярославского вокзала ходит электропоезд до Сергиева Посада или Александрова, остановка — станция «Абрамцево», далее пешком по лесной тропе до Музея-заповедника.

Славная история усадьбы Абрамцево

Впервые Абрамцево, а точнее, пустошь Обрамкова, упоминается в письменных источниках 17 в. С середины 18 в. здесь была устроена барская усадьба рода Головиных. Большой господский дом был окружен регулярным садом, который по трем искусственным террасам спускался к реке Воря.

В 1843 г. усадьбу приобрел русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Именно с этого момента можно отсчитывать начало ее «особенной истории». Здесь писатель создал свои лучшие произведения: «Воспоминания», «Семейная хроника», а также знаменитую сказку «Аленький цветочек».

Аксаков был образованным человеком и его дом с удовольствием посещал цвет культурной жизни России: И. Тургенев, Н. Гоголь, М. Щепкин, Ю. Самарин, А. Хомяков, М. Погодин, М. Загоскин и многие другие. Именно здесь, в кругу семьи Аксаковых, Гоголь впервые читал главу из второй части «Мёртвых душ» в августе 1849 г.

В 1870 г. после смерти Аксакова имение приобрел влюбленный в искусство промышленник и меценат Савва Иванович Мамонтов. Обустраивая и обновляя усадьбу, он старался максимально сохранить «Аксаковский дух».

Савва Мамонтов был большой ценитель и знаток искусства и помогал молодым талантам. Многие годы в его имении отдыхали и работали лучшие художники тех лет: И. Репин, В. Суриков, брат с сестрой Поленовы, братья Васнецовы, И. Левитан, М. Врубель, М. Нестеров, И. Остроухов, К. Коровин и многие другие. Приезжали сюда музыканты и актеры, например, Ф. Шаляпин.

Именно здесь Виктор Васнецов написал свои картины «Три богатыря» и «Аленушка», Валентин Серов – «Девочку с персиками», Михаил Нестеров — «Видение отроку Варфоломею».

В поместье в 1878 г. был образован Абрамцевский художественный кружок. В нем собирались деятели, стремившиеся к развитию русского национального искусства. Их опорой было изучение народного творчества.

Прямо в усадьбе чертились оригинальные архитектурные проекты, создавались живописные полотна, возрождалось старорусское гончарство, ставились новаторские спектакли.

После революционных событий 1917 г. возле усадьбы Абрамцево раскинулся Ново-Абрамцевский поселок. В нем жили и создавали свои творения выдающиеся художники советского времени: П. Кончаловский, В. Мухина, И. Грабарь, Б. Иогансон, Р. Фальк, И. Машков, А. Шмаринов, В. Горяев и другие мастера, которые продолжили лучшие традиции Абрамцевского художественного кружка.

В 1920 г. был образован государственный музей-заповедник «Абрамцево» как литературный и историко-художественный центр.

В 30-е гг. в национализированном имении был устроен дом отдыха для работников культуры, а в 40-е гг. – госпиталь.

Читайте также  Что можно привезти из Милана?

С 1947 г. усадьба снова стала наполовину музеем, наполовину санаторием Академии наук. Всю территорию усадьбы музей обрел в 1977 г.

Современная усадьба Абрамцево

На территории усадьбы расположились несколько строений, каждое со своей историей. Все они теперь музеи с уникальными коллекциями.

Главный дом, в котором жили Аксаковы и Мамонтовы и гостили их творческие друзья — это двухэтажное деревянное здание с двумя флигелями. В нем обустроен музей, где сохранена обстановка барского дома: мебель, некоторые картины, созданные в усадьбе, книги, печь, покрытая изразцами, сделанными Врубелем.

Здесь можно увидеть картины Серова, Репина, Врубеля и других художников-гостей Мамонтова.

В Абрамцево собрано несколько уникальных коллекций живописи, рисунка, иконы, печатной графики, рукописи, редкой книги, скульптуры, русского изразца 17-18 вв. Здесь собрана мебель, фарфор, стекло, мемориальная фотография и фонотека 18-19 вв.

Возле усадьбы расположены два деревянных строения. Одно из них было кухней, а теперь является музеем крестьянского быта. Второе – небольшой летний домик с затейливой резьбой, в котором в разное время жили и творили художники Врубель, Васнецов, Кончаловский, Серов. Но дольше всех прожил художник Поленов. Теперь здесь музей его имени с небольшой экспозицией эскизов и набросков. А в подвале расположена действующая художественная мастерская, где можно лично попробовать создать расписную тарелку.

Мамонтовы построили в Абрамцеве церковь Спаса Нерукотворного. Она возведена в 80-е гг. 19 в. в стиле псковско-новгородского зодчества. Церковь стала фамильной усыпальницей семьи, где был похоронен и сам Савва Иванович и его сын Андрей.

За аллеей с пионами расположена скамейка, которую Врубель лично отделал изразцами ручной работы.

Недалеко от входа в усадьбу стоит «каменная баба». Два таких древних изваяния привезли сюда в 19 в. из харьковских степей. Вторая «баба» стоит возле деревянной «сказочной» избушки, построенной для детей Мамонтова.

На территории усадьбы 80 лет назад был построен лечебный корпус — двухэтажное белое здание в колониальном стиле. Именно в этом доме отдыха для работников искусства Вера Мухина создала макет скульптуры «Рабочий и колхозница».

Здесь отдыхала Любовь Орлова, режиссер Григорий Александров и другие творческие люди СССР.

Таким образом, уже на протяжении полутора веков усадьба Абрамцево является приютом и примером для творческих людей, вдохновляя на новые произведения.

«Абрамцево», музей-усадьба: как доехать, описание, отзывы

В этом музее всегда многолюдно. Усадьба Абрамцево сегодня является популярным у москвичей местом однодневного отдыха. На ее территории разместился великолепный музей-заповедник. Во время экскурсии по комплексу можно узнать много интересных фактов об истории русского искусства и полюбоваться прекрасной подмосковной природой. Как доехать до музея «Абрамцево» из Москвы и что здесь можно увидеть, мы расскажем в этой статье.

История усадьбы

Первые упоминания об усадьбе относятся к XVI веку. Тогда это была небольшая деревенька, принадлежащая помещику Волынскому. Наиболее значимый период для села начался в 1843 году, когда оно перешло в собственность к писателю С. Т. Аксакову.

Являясь страстным поклонником охоты и природы, Сергей Тимофеевич великолепно себя чувствовал в поместье. К нему приезжали в гости Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев. Здесь бывали актер М. С. Щепкин и историк М. П. Погодин. В Абрамцево Аксаков плодотворно работал. Здесь были написаны «Детские годы Багрова-внука», любимая многими поколениями сказка о волшебном аленьком цветочке.

Имение Саввы Мамонтова

После того как писателя не стало, поместье быстро пришло в упадок, и в 1870 году наследники Аксакова продали его известному промышленнику С. И. Мамонтову. Савва Иванович немедленно принялся за его восстановление. В первую очередь он отремонтировал дом, построил несколько новых хозяйственных зданий. К сожалению, сегодня большая их часть утрачена.

Савва Иванович интересовался историей искусств, театра и архитектуры. В Москве его дом был всегда открыт для людей талантливых, творческих. Семья Мамонтовых перенесла свои добрые традиции и в новую подмосковную усадьбу.

Художественный кружок

Постепенно круг знакомств Саввы Мамонтова расширялся, и появилось сообщество знаменитых художников, которое сегодня известно как Мамонтовский художественный кружок. В его состав вошли такие великие мастера, как В. А. Серов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, М. А. Врубель, В. М. и А. М. Васнецовы и другие художники. Они часто и подолгу гостили в поместье, создавая свои шедевры. Многие полотна, созданные в этом подмосковном имении, вошли в Золотой фонд русского изобразительного искусства.

Ремесленные мастерские

Со временем, благодаря инициативе сына Саввы Ивановича, его супруги, известных художников, в поместье была собрана богатая коллекция предметов народного творчества. Она и сегодня представляет огромную художественную ценность. По ее уникальным образцам в столярной мастерской, расположенной на территории усадьбы, начали создавать великолепную деревянную мебель.

В 1890 году в поместье начала работу керамическая мастерская. Ее вдохновителем и творческим руководителем стал М. А. Врубель. Здесь выпускалась декоративная скульптура, необыкновенной красоты изразцы для московского дома Мамонтовых и их усадьбы, авторская посуда.

Абрамцевские изделия быстро нашли своих почитателей. Их стали продавать в магазинах Санкт-Петербурга, Москвы и в ряде других городов России. Специалисты восхищались высоким качеством этих художественных работ. В 1900 году изделия абрамцевских мастеров были удостоены почетных наград на Всемирной выставке в Париже.

Значение знаменитого художественного кружка невозможно переоценить. Его участники сохранили бесценные памятники русского декоративно-прикладного искусства. Благодаря их усилиям были возрождены ремесленные традиции изготовления изразцов и деревянной резьбы.

Тяжелый период в истории усадьбы

Конец XIX века принес большие изменения в размеренную жизнь усадьбы. В 1899 году Савва Иванович был обвинен в экономических злоупотреблениях и на несколько месяцев был посажен в тюрьму. Его оправдали в 1900 году, но известный пррмышленник потерял почти все состояние.

Дом в Москве, вместе с хранящимся там собранием произведений искусства, был продан. К счастью, Абрамцево удалось спасти. Имение было заблаговременно переписано Мамонтовым на супругу. В начале XX века из поместья была перевезена в Москву керамическая мастерская, которую преобразовали в маленький гончарный завод. Не все знают, что именно абрамцевские мастера сделали фасады отеля «Метрополь», а также великолепное наружное оформление здания Третьяковской галереи.

Усадьба после 1917 года

В 1918 году, после установления советской власти, было национализировано имение Абрамцево. Музей на его территории был открыт в том же году. Главной его хранительницей стала Александра Мамонтова — дочь Саввы Ивановича. Дом-музей «Абрамцево» просуществовал до 1932 года. Затем в поместье был открыт Дом отдыха для кинематографистов. С 1938 года имение стали использовать в качестве санатория. А в период ВОВ поместье превратилось в военный госпиталь.

В это сложное для всей страны время ценнейшие реликвии из усадьбы были перевезены в Сергиев Посад. Экспонаты вернулись в 1950 году, и «Абрамцево» (музей) распахнул свои двери для посетителей. В этот период хранителем музея был назначен Всеволод Саввич Мамонтов – сын промышленника. В 1995 года получило особый статус «Абрамцево». Музей-усадьба стал памятником федерального значения.

В наши дни художественные традиции старых усадебных мастерских продолжает Художественно-промышленный колледж, который носит имя русского художника В.М. Васнецова.

«Абрамцево», музей-усадьба

Нынешний музейный комплекс занимает территорию площадью пятьдесят гектаров. На ней размещены несколько архитектурных памятников и красивый парк. «Абрамцево» (музей-усадьба), адрес которого: Музейная улица, 1, располагает богатейшими коллекциями. Они насчитывают более двадцати пяти тысяч уникальных экспонатов. Это графические и живописные работы, скульптурные композиции, изделия народного творчества, редчайшие архивы и фото.

Усадебный дом

Центральное место музейного комплекса занимает старейшее в усадьбе здание — главный усадебный дом. Его построили в XVIII веке. Несмотря на многочисленные перестройки, его симметричный силуэт, задуманный при строительстве, просматривается и сегодня.

Восточный фасад дома имеет открытую террасу и выходит в парк, западный – во двор. Вдоль восточного фасада находилась парадная анфилада комнат — зала, гостиная и парадная спальня. Вдоль западного фасада тянулась повседневная анфилада, где располагались жилые покои членов семьи. Между двумя анфиладами проходил просторный коридор.

Сегодня в усадебном доме размещена экспозиция, посвященная семье Аксаковых, их друзьям. Здесь можно увидеть картины и фотографии, книги и мебель. Все эти предметы были собраны супругами Мамонтовыми. Их выкупали в московских антикварных магазинах.

В усадебном доме расположилась еще одна интереснейшая экспозиция, которая посвящена Абрамцевскому художественному кружку. Здесь находятся портреты семейства Мамонтовых, участников художественного кружка, обстановка, сохранившаяся с тех давних времен.

В здании бывшего лечебного корпуса сегодня размещена постоянная экспозицию работ русских и советских художников.

Церковь Спаса

«Абрамцево» – музей, который имеет на своей территории уникальные сооружения. В первую очередь это церковь Спаса. Автором ее проекта стал известный художник В. Д. Поленов. Позже его дело продолжил В. М. Васнецов. Великолепная стилизация под русскую старину, иконостас храма — это настоящее произведение искусства. Большинство икон для церкви были написаны великими художниками, входившими в состав мамонтовского кружка.

Беседка

Еще один памятник, который стал визитной карточкой Абрамцево. Музей хранит оригинальное архитектурное сооружение. Это необычная деревянная беседка – «Избушка на курьих ножках». Она расположена неподалеку от церкви. Беседка появилась в усадьбе в 1883 году. Идея ее создания принадлежит В. М. Васнецову.

Глядя на нее, кажется, что сейчас из нее выглянет Баба Яга. Несмотря на то что это сказочное строение расположено совсем близко к церкви и другим постройкам, создается впечатление, что избушка стоит в глухом непроходимом лесу.

«Абрамцево»– музей удивительный. Если вам доведется посетить усадьбу, обязательно погуляйте по замечательному парку, который ее окружает. Он был разбит на трех террасах, которые спускаются в долину небольшой реки Вори.

Парк прекрасен в любое время года, но летом или в самом начале осени он особенно привлекателен.

Филиал музея

Отдел художественных ремесел музея-заповедника Абрамцево находится в городе Хотьково, неподалеку от усадьбы. Его возникновение было обусловлено мощным импульсом, заданным абрамцевской мастерской развитию декоративно-прикладного искусства в окрестностях Абрамцево.

Собственно, история создания этого музея и берет свое начало с мастерской, которой на первых порах руководила Елизавета Григорьевна — супруга С. Мамонтова. Затем ее заменила Елена Поленова. Столярная мастерская представляла собой школу, которая ежегодно, начиная с 1876 года, принимала на обучение пять-шесть ребятишек из окрестных деревень.

Три года мальчики обучались бесплатно. После завершения учебного курса выпускник получал в подарок верстак и набор столярных инструментов. Ребята возвращались в свои деревни и получали работу на дом. Мастерская предоставляла им заказы и материал. Из ее стен вышло более двух сотен великолепных опытных резчиков. Многие из них работали, не только выполняя готовые образцы по разработанным эскизам, но и создавали собственные произведения. Некоторые такие работы сегодня можно увидеть в музее.

Сейчас здесь работают и создают интереснейшие изделия не только резчики, но и графики, мастера керамики и живописцы. Современные авторы принимают активное участие в выставках, под которые отведено несколько залов на первом этаже.

«Абрамцево», музей-усадьба: как доехать?

От московского Ярославского вокзала идут электропоезда, которые делают остановку на станции «Абрамцево». Это составы, направляющиеся в Александров, Балакирево, Сергиев Посад. Дорога до нужной вам станции занимает 1,15 часа. От платформы вам необходимо пройти по живописной лесной тропе примерно полтора километра. Дорога доставит вам огромное удовольствие – не часто горожанам доводится гулять в лесу. Заблудиться здесь невозможно – на деревьях установлены многочисленные указатели.

Если вы планируете автомобильную поездку, то из Москвы вам необходимо выехать на Ярославское шоссе, и проехать до поворота на Лешково и Радонеж. Затем доехать до Хотькова и повернуть на Абрамцево. Музей находится в конце главной дороги.

Можно воспользоваться и автобусом. Из Сергиева Посада до музея вас доставят рейсовые автобусы и маршрутка № 55, которая совершает восемь рейсов в день.

Режим работы

С апреля по октябрь ждет посетителей музей «Абрамцево». Часы работы удобны для посещения. Усадебный парк открыт каждый день с 10.00 до 20.00, в выходные дни – до 21.00. Экспозиции музея можно осмотреть с 10.00 до 18.00 в будни и до 20.00 в выходные дни. В Главный музейный дом попасть можно только когда проходит экскурсия. В «Абрамцево» (музей-заповедник) они проводятся ежедневно.

Читайте также  Хан Тенгри гора где находится?

Отзывы посетителей

Все, кто уже посетил музей «Абрамцево», отзывы оставляют, как правило, позитивные. Восхищает великолепная природа, ухоженность и чистота территории, интересные экспозиции, профессионализм экскурсоводов.

К недостаткам музея некоторые посетители относят высокие цены на билеты, сувениры, фотосъемку и даже за вход в храм. Но, наверное, не стоит быть столь категоричными в данном вопросе. Деньги, полученные за посещение комплекса, идут на восстановление усадьбы и ее дальнейшее развитие.

Подмосковный Трианон. Об Абрамцево, его драмах и тайнах

Я заприметил его над ее столом. Огромный амбарный ключ. Раньше таким запирали ворота или старинные сундуки, обитые кованым железом. Кажется, он даже немного заржавел. А почему бы ему и не заржаветь? Ведь сколько лет прошло! А он все висит себе и висит на своем месте. Хотя замки с тех пор, наверное, поменяли. И не раз! Ни к чему этот ключ больше не подходит. Только и остается ему, что быть мемориальным экспонатом в музее.

Тем не менее легко представить, как Елизавета Григорьевна Мамонтова, хозяйка этого дома, накинув платок, шла в домовую церковь Спаса Нерукотворного к заутрене. Как, стараясь не греметь, открывала ключом входную дверь. Как молилась, глядя в синие глаза Спасителя.

Слева: на стене ключ Е.Г. Мамонтовой от усадебной церкви Спаса Нерукотворного; справа: А.А. Киселев. «Елизавета Григорьевна Мамонтова в своём рабочем кабинете в Абрамцеве». Начало 1890-х годов Фото: предоставлено автором

Репин рисовал своего Христа с Всеволода Гаршина. Отсюда и необычный цвет глаз, которые становятся совсем сапфировыми, когда на них падает косой солнечный луч. И еще эти два ангела на потолке с двух сторон над боковыми окнами с ликами детей Мамонтовых — Верочки и Андрея, — написанными по рисункам самого Андрея Мамонтова, подававшего большие надежды своим талантом художника.

Откуда сын знал, что они с сестрой уйдут рано и первыми? Почему захотел изобразить только себя и Веру? Может, затем, чтобы мать потом смотрела на них каждый день? Рано утром приветствовала, а вечером обязательно крестила, желая спокойной ночи, как в детстве, когда они были маленькими.

Про церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве во всех энциклопедиях написано, что это первый образец «русского модерна». С росписями Верещагина и Поленова, с позолоченным иконостасом, который сейчас стал совсем потертым и тусклым, а когда сюда приходила молиться Елизавета Григорьевна, сверкал звонко и празднично.

С. И. Мамонтов с дочерями Александрой и Верой (справа). 1884. Фотография. Собрание С. Н. Чернышева Фото: Wikimedia

Муж Савва Тимофеевич Мамонтов задумывал, что весь потолок и стены будут расписаны лучшими художниками России. Но то ли денег не хватило, то ли руки не дошли. Поэтому тут все белое, как в лютеранской кирхе. И только синие глаза смотрят по-прежнему пронзительно и строго из правого придела. Ну и ангелы под потолком. Их дети, которых им с Елизаветой Григорьевной суждено было пережить.

С конца 1940-х годов прошлого века, когда по велению Сталина вдруг все разом вспомнили про народность и традиции, об Абрамцево заговорили как о главной колыбели русской живописи. Обычная тональность — горделивое умиление. «Тут русский дух, тут Русью пахнет». Русский стиль, русский узор, старославянская вязь, в которой довольно легко запутаться. То ли все это лукавый китч, то ли и правда большое искусство? То ли народные умельцы и промыслы, то ли откровенная коммерция, успешно поставленная на поток талантливым коммерсантом и любителем всего прекрасного Саввой Мамонтовым?

По большому счету Абрамцево — это, конечно, такой русский Трианон. Фейк и стилизация в духе русского историзма. Все понарошку, причудливая стилизация под народную крестьянскую жизнь, какой она сроду не была и уж точно не будет. Мария-Антуанетта со своим Малым Трианоном и фермерскими забавами тут не случайно приходит на ум. Та же опасная граница, которую на самом деле не следует никогда пересекать, та же попытка в качестве эксперимента пожить не своей жизнью, прикоснуться к другой реальности. С тем лишь существенным отличием, что королева Франции диктовала моду для узкого круга, а Мамонтовы пытались охватить ею всю Россию. Вполне в духе того эклектичного времени хозяевам хотелось воссоздать культ допетровской, сказочной, пряничной Руси. И даже когда они привычно отправлялись первым классом на зимний сезон в Ниццу или Рим, то и там продолжали себя ощущать русскими патриотами.

Абрамцево. Елизавета Григорьевна Мамонтова в кабинете. Фото: предоставлено автором

Стоит ли говорить, что у себя дома они предпочитали исключительно стиль a la Russe. Тут вам и Избушка на курьих ножках (летом там принято было сервировать пятичасовой чай). И грустная Аленушка, навеки застывшая над заросшим прудом. И несдвигаемые, как платяные шкафы в гардеробной, три богатыря на своих конях (младшего Алешу Поповича Васнецов писал с Андрея Мамонтова). И малокровные отроки Нестерова, и кокетливые боярышни Неверова… И сверкающие при любом освещении врубелевские изразцы, будто только что облитые водой, которая никогда не высыхает. Секрет этой не потускневшей до сих пор глазури был открыт именно здесь, в мамонтовских мастерских. Ну и, конечно, она, смуглая дева Абрамцева с густыми черными бровями и шелковым бантом на розовой кофте в залитой летним солнцем столовой.

Сейчас там стоят стулья из другого гарнитура, но по-прежнему царит свежий персиково-яблочный аромат тех августовских дней 1887 года, когда 11-летняя Верочка Мамонтова позировала Валентину Серову, не подозревая, что станет одной из культовых звезд русской портретной живописи.

Ей будет отпущена короткая жизнь. Больше пяти лет ей пришлось дожидаться разрешения на брак с дворянином Александром Самариным. Родители жениха были против: не хотели, чтобы их высокородный красавец сын брал себе в жены купчиху. Но когда молодые, наконец, поженились, счастье их было недолгим. Верочка в 32 года умерла — буквально сгорела в три дня от воспаления легких. Осталось трое маленьких детей, один из которых — младший сын Сереженька — рано умер. Самарин больше не женился. После революции был несколько раз арестован, сидел в тюрьме, отбывал ссылку, а в перерывах между арестами и ссылками недолго служил экскурсоводом в Абрамцево, где, в частности, рассказывал о том, как его будущая жена позировала Серову.

Савва Мамонтов и группа участников Абрамцевского кружка. 1880-е Фото: Wikimedia

Сам портрет «Девочки с персиками» предназначался в подарок ко дню рождения Елизаветы Григорьевны и провисел в столовой напротив старинного венецианского зеркала вплоть до 1914 года, ну а там война, революция, множество разных бед и несчастий. В 1929 году младшая дочь Мамонтовых Александра Саввишна, которая тогда нуждалась, продала портрет сестры в Третьяковскую галерею. С тех пор он там.

На самом деле Абрамцево могло бы легко стать филиалом Третьяковки, так много тут находится пересечений, такая плотная, густая вязь судеб, имен, дружеских и родственных связей, коммерческих и художественных интересов. Недаром кто-то из художников назовет имение Мамонтовых «русским Барбизоном». Речь шла о чем-то большем, чем только об уютном и хлебосольном пристанище для вечно голодных и нуждающихся художников. Что-то такое совпало, сошлось, спелось, чтобы в Абрамцево было всем легко дышать, творить, жить… Счастливый приют для одиноких скитальцев. Почти как у Тургенева в «Рудине»: «Хорошо тому, кто в такие ночи сидит под покровом дома, у кого есть теплый угол…» Кстати, Иван Сергеевич Тургенев в Абрамцево тоже бывал. И в бытность, когда имение принадлежало Сергею Аксакову, и позже, когда его приобрели Мамонтовы.

И. Е. Репин «Осенний пейзаж. Абрамцево» Фото: Wikimedia

Абрамцево и есть этот «теплый угол» в истории русского искусства. С персиками из домашней теплицы, с вечно пыхтящим самоваром на столе, с торжественным празднованием Пасхи, на которую съезжалась вся православная артистическая общественность, с философскими разговорами о судьбах России под мягким, но непреклонным водительством любезно-строгой хозяйки Елизаветы Григорьевны, которую гости и прислуга почитали гораздо больше, чем ее мужа.

Тот был певун, игрок, затейник. Натура непостоянная, увлекающаяся, рисковая. Весь в мечтах, проектах и планах. Все у него вечно дымилось: и чугунолитейные предприятия, и домостроительные компании, и сеть железных дорог, и Русская частная опера — его любимое детище, и собственные гончарные и столярные мастерские, и журнал «Мир искусств» (первые выпуски он финансировал), и даже две газеты либерального толка… Всего слишком много для одного, пусть даже и для такого розовощекого крепыша, как Савва Иванович.

Надо было ему заниматься чем-то одним. Например, он мог бы стать первоклассным скульптором. В абрамцевском доме на видном месте стоит бронзовый бюст его отца, сделанный с какой-то гудоновской хваткой. Мог стать и профессиональным оперным певцом. Его лирический тенор не уставали нахваливать профессионалы Ла Скала. И даже сам Шаляпин, который редко снисходил до комплиментов, уговаривал его дебютировать в Частной опере. Но нет, Мамонтову надо было все и сразу. На этой хищной всеядности и погорел, потеряв не только бизнес, но и жену.

У Врубеля есть гениальный портрет Саввы Ивановича, который тоже сейчас в Третьяковке. Там он всем корпусом откинулся, отшатнулся назад, распахнув белый накрахмаленный пластрон манишки. И смотрит на нас опасливо и изумленно, будто в глаза ему бьет слишком яркий электрический свет, а руки тревожно шарят по подлокотникам кресла в поисках опоры, не находя себе места. Колер мрачный, траурный, черный. Повсюду таятся зловещие тени. А ведь до финансового краха Мамонтова оставалось еще два года. Но Врубель все предсказал. Портрет этот, кстати, так и остался незаконченным.

А вот портретов Елизаветы Григорьевны не так много. Похоже, позировать ей было особенно некогда. Всюду она при деле. Или читает, или пишет, или играет на фортепиано (в юности брала уроки у самой Клары Шуман), или занимается рукоделием. Но все это как-то тихо, молча, размеренно, не привлекая внимания ни к собственной персоне, ни к добрым своим делам, которым нет числа: она и больницу для крестьян в Хотьково открыла (до сих пор функционирует в том же самом здании), и читальню, и мастерские, и школу… А ведь если бы не деятельная доброта Елизаветы Григорьевны, спалили бы Абрамцево окрестные мужички, как это случилось с соседскими дворянскими усадьбами. Ничего бы тут не осталось.

М. А. Врубель «Портрет Саввы Мамонтова» Фото: Wikimedia

Последние годы Мамонтовы жили врозь. Он в Москве, она — в Абрамцево. Если бы Савва Иванович не попал в долговую тюрьму, они бы наверняка развелись. Но она была идеальной женой. Пришлось ей еще заниматься его делами: нанимать адвокатов, собирать деньги под залог за его выкуп, отбиваться от кредиторов, пройти через все унижения его банкротства, разорения, распродаж, через бесчисленные предательства. Все, что у них осталось после всех судов, — это одно только Абрамцево. Да и то потому, что в свое время имение было куплено на деньги из ее приданого. И это легко можно было доказать в суде.

Да вот еще эта церковь, с ключом от которой она никогда не расставалась. Все ходила туда, жгла свечи, молилась, стоя часами на коленях. Ее и похоронили рядом с их детьми, Верой и Андреем. А потом, когда пришел срок, и Савва Иванович к ним присоединился. Последние хозяева русского Трианона.

Когда началась Великая Отечественная война, монахи Троице-Сергиевой лавры пешком добрались до Абрамцево. Знали, что, если не спрятать художественные сокровища в надежном месте, все пойдет прахом. Ничего не пропало. Хотя линия фронта проходила совсем близко. Тогда в бывшем господском доме был организован военный госпиталь, а в церкви — морг.

Сегодня все это один музей, раскинувшийся под открытым небом. Свежеотремонтированный дом, куда можно попасть только с экскурсией. Но она стоит того. Ключ от церкви на своем месте над столом в кабинете хозяйки. И все картины тоже. Только несколько заменены на старательные и почти не отличимые копии.

Множество разных строений, дорожек, аллей. Два пруда — верхний и нижний. Фонари через каждый метр. Гуляй — не хочу. Трава скошена. Флоксы благоухают.

И только три страшенные каменные «половецкие бабы», найденные при строительстве Донецко-Мариупольской железной дороги, стоят мрачными истуканами в разных уголках парка, напоминая о той самой России, которую нельзя ни потерять, ни обрести заново, но которая пребудет вечно.

Читайте также  Лунный пейзаж на Тенерифе как добраться?

Музей открыт в летний период (кроме понедельника) с 10.00 до 18.00, а в субботу до 20.00. В зимний период (кроме понедельника и вторника) с 10.00 — 18.00. Парк музея открыт ежедневно.

Покупка на 15 тысяч – наследие на миллионы: история и основные достопримечательности Подмосковного усадебного комплекса Абрамцево

В Сергиево-Посадском районе Московской области, на необычайно живописном побережье быстротечной реки Вори, в небольшом отдалении от столицы расположен красивейший историко-художественный, литературный и архитектурный памятник – музей-заповедник Абрамцево, также именуемый усадьбой Абрамцево. Его территория, охватывающая приблизительно 50 гектаров, наводнена многочисленными историческими постройками, украшена уютной парковой зоной и тенистой набережной и содержит в себе свыше 25 тысяч уникальных образцов живописи и скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства, изделий русских-народных промыслов и архивных фотокарточек, принадлежащих бывшим владельцам здешних земель. Не случайно усадьба Абрамцево, получившая широкую известность в середине прошлого столетия, и по сей день является центром притяжения ценителей истории и приверженцев культурного семейного отдыха не только со всего Подмосковья, но и из других уголков России. Предлагаем вам окунуться в историю этого заповедного места, прочувствовать его уникальную энергетику, прогуляться по литературно-художественным экспозициям и другим популярным маршрутам Абрамцево, сохраняющим свое очарование зимой, весной, летом и осенью.

Как добраться до музея-заповедника – исторической жемчужины Подмосковья

Отправиться в усадьбу Абрамцево удобнее всего из столицы, воспользовавшись, к примеру самым беспробочным транспортом – электричками. Отправляются электропоезда с Ярославского вокзала. Следует выбрать направление на Сергиев Посад или Александров и приобрести билет до станции Хотьково или Абрамцево. В первом случае автобус либо маршрутное такси №55 доставит вас прямиком до главного входа на заповедную территорию, а во втором придется немного прогуляться до усадьбы собственным ходом по лесной тропе.

Если вы путешествуете на личном автомобиле, то путь ваш будет лежать от столицы по Ярославскому шоссе. Достигнув поворота на Радонеж и Лешково, далее вам потребуется добраться до Хотьково, повернуть на Абрамцево, и уже оттуда по основной дороге – буквально рукой подать до нашей достопримечательности. Кстати, если вы располагаете дополнительным временем, то обратите внимание, что расположение Абрамцево на карте практически совпадает с местонахождением другой не менее популярной достопримечательности Московской области. Это Сергиев Посад – место паломничества православных верующих и средоточие множества туристических красот, способных очаровать и вдохновить вас ничуть не меньше, чем история Абрамцево.

Содружество «мамонтовских» художников

Более четверти века единственным, кому принадлежало Абрамцево, был русский писатель Сергей Аксаков, однако после его смерти имение мало-помалу стало приходить в запустение, и дочь писателя Софья Сергеевна приняла решение продать его. Новым хозяином усадьбы в 1870 году стал известный русский меценат и промышленник Савва Мамонтов. Имение было куплено им за 15 000 тогдашних рублей.

Неудивительно, что вокруг деятельного Саввы Ивановича и, как следствие, в приобретенной им усадьбе Абрамцево, уже в середине 1870-х годов сформировался крупный очаг культуры, также известный как «мамонтовский кружок». В подмосковное имение мецената как на короткий срок, так и на все лето приезжали многочисленные художники – от малоизвестных до самых именитых. Завсегдатаями кружка были И. Репин, В. Серов, М. Врубель, В. Поленов и другие классики. Вдохновленные естественной красотой и гармонией природы, здесь усердно творили, ставили любительские спектакли, воплощали архитектурные и дизайнерские замыслы и даже, в какой-то мере, сформировали свой собственный «неорусский» стиль, вобравший в себя некоторые черты модерна. Воплощая свои творческие идеи и интересы, члены кружка создали в Абрамцево две уникальные мастерские, предназначенные для столяров и резчиков (1885 г.) и мастеров по керамике (1890 г.). Это способствовало возрождению кустарных народных художественных промыслов. Мамонтовцы намеревались вернуть истинно русскому прикладному искусству не только его поэтическую сущность, но и истинное предназначение – разнообразить и украшать каждодневную жизнедеятельность человека. Впрочем, это не помешало художникам по-своему осмысливать и перерабатывать стилистические особенности народного творчества. Впрочем, ни своего устава, ни каких-либо других официально сформулированных «манифестов» абрамцевское сообщество не имело: вся здешняя эстетика базировалась лишь на особой духовной атмосфере творчества, едва уловимой для стороннего наблюдателя. Тем не менее, «абрамцевский» стиль как немногочисленное, но весьма самобытное явление в русском искусстве, непрерывно развивался и дополнялся и способствовал возникновению на стыке 19-20 веков аналогичных крупных оазисов народного творчества: к примеру, в Талашкино – усадьбе князей Тенишевых, расположенной в Смоленской области.

«Абрамцево. Искусство ХХ века» – уникальная постоянная экспозиция музея-заповедника

Усадьба Абрамцево, как уже было сказано, является настоящим собранием уникальных творений изобразительного искусства XX века. Постоянная экспозиция, которая так и называется – «Абрамцево. Искусство ХХ века» – была впервые открыта для ценителей художественного творчества в 1971 году и размещалась в здании бывшего лечебного корпуса здешнего санаторного комплекса. Красивейшее здание, выполненное в псевдоклассическом стиле, было воздвигнуто в 1938 году напротив основного усадебного дома. Сама же экспозиция главным образом посвящена творчеству художников, входящих в состав содружества «Бубновый валет». Многие представители этой организации жили и творили в так называемом Поселке художников, который был основан в 1930-х годах на другом берегу Вори, в непосредственной близости от усадьбы Абрамцево.

Усадебный дом – старинный образец русского деревянного классицизма

Центральной и самой старой постройкой, принадлежащей к усадебному комплексу Абрамцево, является одноэтажный усадебный дом. Он был возведен в конце XVIII века и несмотря на многократную модернизацию все же сохранил свою былую гармонию, равно как и первоначальный симметричный силуэт. Его восточный фасад, вдоль которого располагались парадные комнаты, выходит окнами в парк, а западный, скрывающий повседневные покои хозяев усадьбы – во двор. В 1797 году к зданию был пристроен мезонин, в одной из комнат которого останавливались многочисленные гости имения, в том числе, Николай Гоголь. Позже уже известный нам Савва Мамонтов распорядился не только отремонтировать, но и расширить дом, показавшийся его семье тесноватым. Он же кропотливо собирал предметы нынешней экспозиции, посвященной прежним хозяевам усадьбы Аксаковым.

Усадебная кухня – живой памятник крестьянскому быту

Здание усадебной кухни выстроено в 1870 году взамен старой кухни, существовавшей при Аксаковых. Пока усадебный дом перестраивался, кухня служила жилым помещением, а позже была «переквалифицирована» в, собственно, кухню и комнату для прислуги. Как и положено, по центру здания располагалась печь.

В наши дни кухня хранит в себе уникальную коллекцию мебели, резных предметов обихода, солонок, прялок, чайниц, бураков и других экземпляров, олицетворяющих крестьянский быт. Все они были с любовью собраны по разным губерниям – Вологодской, Архангельской, Средне-Поволжской и т. д. – участниками мамонтовского кружка, которые считали эту деятельность одним из важнейших направлений своей работы. Действительно, кто, как не художник мог по-настоящему оценить красоту и неповторимость предметов крестьянского обихода, сделать их образцами для множества эскизов и источником вдохновения для создания новых произведений искусства.

Русские архитектурные мотивы в мастерской усадебного комплекса

Здание мастерской возведено в 1873 году. Автором проекта стал архитектор Виктор Гартман. Мастерская возникла на месте разобранного флигеля и представляет собой жилую пристройку в один этаж, дополненную, собственно, мастерской. Это единственное дошедшее до наших дней деревянное произведение Гартмана, характерный образец псевдорусского стиля – своего рода архитектурной эклектики. Элементы народного творчества представлены здесь, к примеру, резным орнаментом, позаимствованным из народных вышивок.

При Мамонтовых мастерская долгое время была рабочим местом И. Репина, М. Антокольского и других творцов, а в жилой половине останавливались такие известные мастера, как В. Серов и П. Кончаловский.

С 2016 года в здании открыта постоянная экспозиция «Михаил Врубель. Живопись, керамика», посвященная одному из ярчайших представителей русского искусства Михаилу Врубелю, тесно связанному с содружеством художников в Абрамцево.

Дом-дача Поленова: вдохновляющая простота на службе у мастера

Поленовский дом был создан на территории усадебного комплекса Абрамцево в 1882 году. Это деревянное здание также является одноэтажным. Длительное время дом служил мастерской художнику В. Поленову и был местом для проведения домашних спектаклей. Внутренний интерьер был крайне простым, равно как и обстановка в доме: стол, шкаф и лавки – вот и все убранство. Начиная с XX века здание в летний период снимали представители мира искусства, а в годы Первой мировой войны в нем размещался лазарет.

Церковь Спаса Нерукотворного: утонченная старина

Помимо усадебного дома, центральное место в музейном комплексе занимает Церковь Спаса в Абрамцеве. Первоначальный проект этого храма был создан В. Поленовым по образу и подобию храм Спаса на Нередице под Новгородом. Вход в центровой западный фасад церкви напоминал портал и был выполнен как звонница и украшен ликом Спаса Нерукотворного. Со стороны алтаря планировалось расположить три Апсиды. В северном фасаде были предусмотрены два окна, а края стен дополняли массивные контрфорсы. В целом впечатление от проекта было довольно суровым, к тому же, он был достаточно сложным и в исполнении.

Эстафету работы над будущим храмом принял В. Васнецов. Вдохновленный Кремлем и московскими церквями, мастер изменил пропорции церкви, добился наилучшего освещения внутренних помещений и придал проекту более парадный, «воздушный» и сбалансированный облик. Строительство было начато в 1881 году с привлечением как всей «семьи» художников, так и лично Саввы Ивановича. Ключевая роль в сотворении внутреннего интерьера все же была отведена Поленову: в соответствии с его эскизами были выполнены подсвечники, хоругви, иконостас и другие предметы. А в иконостасе храма присутствуют работы Репина, Васнецова и прочих абрамцевских мастеров. В целом церковь Спаса разительно отличается от архитектурных произведений «русского» стиля, утонченно стилизована под старину и удачно вплетает в свой облик средневековые архитектурные мотивы.

Беседка-избушка на курьих ножках и Баня-теремок – сказки, воплощенные в жизнь

Уже сами названия – Баня-теремок и Избушка на курьих ножках – говорят об оригинальности этих двух абрамцевских построек. Баня создана в 1877 году по чертежам И. Ропета (Петрова) и представляет собой здание с мезонином к северу от главного усадебного корпуса. В центре постройки находится печь, а венчает ее четырехскатная высокая крыша. В сочетании с мелкими окошками и низенькой дверью баня имеет причудливый облик, благодаря которому она и приобрела свое второе название – теремок. Баню в те времена использовали как по своему непосредственному назначению, так и в качестве жилой постройки для гостей.

В свою очередь, Избушка на курьих ножках являет собой замысловатую сказочную беседку, выполненную в 1883 году по задумке Васнецова. В ее основе находится сруб, покоящийся на пнях и увенчанный конской головой, также вырезанной из дерева. К постройке присоединяются крытые соломой сени и небольшой грубоватый балкончик, а фронтоны «избушки» украшают изображения летучей мыши и совы. При виде беседки так и хочется с выражением продекламировать что-то вроде «Там русский дух, там Русью пахнет».

Музей-усадьба Абрамцево детям

Заповедная зона Абрамцево славится как место комфортного и познавательного отдыха для всей семьи не случайно, ведь здесь предлагают разнообразные экскурсионные и творческие программы не только для взрослых, но и для маленьких путешественников. Развивающие занятия для школьников и дошколят включают в себя «теоретическую» экскурсионную часть, а также творческие задания и проводятся здешними штатными специалистами – художниками, искусствоведами и педагогами – на базе постоянных экспозиций и выставок Абрамцево. Экскурсии и обучающие программы, предназначенные специально для детей – как групповые, так и индивидуальные – также проходят в живописном усадебном парке. Среди них – «Абрамцевские узоры», «Керамическая сказка», «В гости в усадьбу», «Телепортация в прошлое» и другие. Приблизительная стоимость участия одного ребенка в программе составляет на сегодняшний день от 200 до 500 рублей.

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: