Маяк Толбухин как добраться?
Три маршрута по самым интересным маякам Ленобласти Маяковед и путешественник Юрий Мацеевский рассказал, как добраться до самых интересных маяков Ленобласти — Стороженского, Свирского и Толбухина
Несмотря на то, что многие маяки утратили своё практическое значение, интерес к ним не угасает благодаря их архитектуре, истории и ареолу морской романтики. В окрестностях Петербурга, в основном по берегам Ладожского озера и Финского залива, их десятки, а по некоторым даже начали устраивать экскурсии. The Village попросил путешественника и исследователя маяков Юрия Мацеевского выбрать самые интересные маршруты в обоих направлениях и узнал, как спланировать поездку самостоятельно.
Юрий Мацеевский
руководитель творческого объединения «Клуб приключений и искусств „Природа России“», один из создателей выставки «Маяки русского севера»
Стороженский и Свирский маяк
Стороженский маяк — самый высокий в России и седьмой по высоте в мире. Он находится на юго-востоке Ладожского озера в деревне Сторожно.
КАК ДОБРАТЬСЯ: Выезжать к маяку нужно с утра, в восемь-девять часов. Ищите кроссовер. Машина с низкой подвеской — не лучший выбор: на вашем пути будет 18-километровый участок лесной дороги и вы будете царапать днищем землю. Выезжаем из города по кольцевой на трассу М18 (Санкт-Петербург — Мурманск), через посёлок Волховстрой едем до села Паша — это практически 50 километров, не доезжая Лодейного Поля. В селе Паша вы поворачиваете на село Загубье, доезжаете до него и оттуда 18 километров едете до берега Ладоги, в деревню Сторожно. В общей сложности это 200 километров езды. Там же, кстати, находится самая старая на Ладоге церковь. Рядом — граница Нижне-Свирского заповедника, прекрасная природа, поют птицы.
После осмотра Стороженского маяка вы сможете совершить прогулку длительностью два часа по лесной тропинке до маяка Свирский. Он был построен в одно время со Стороженским в процессе освоения берегов Ладожского озера в 1905–1911 годах. Свирский маяк вдвое ниже, но очень интересен по своей архитектуре. Он не реконструировался с момента возведения башни, в отличие от Стороженского или Осиновецкого, но, несмотря на это, сохранился в лучшем состоянии. Вместе со Стороженским маяком он образует пару, которая имеет разное оптическое оборудование. После осмотра этого маяка можно возвращаться обратно по лесной тропе, к шести часам вечера вы вернётесь к Стороженскому маяку. Это самый лучший маршрут, который возможен вблизи Петербурга с минимальными затратами и максимальной отдачей.
Толбухин маяк
Самый старый маяк России был построен спустя два года после основания Адмиралтейства по схематическому наброску Петра. Маяк очень красивый, это парадные ворота, которые соединяют Санкт-Петербург с Европой.
КАК ДОБРАТЬСЯ: Сначала необходимо доехать до Кронштадта — на машине или автобусе. Выходите около форта Риф на остановке «Кронштадское кладбище» и идите полтора километра пешком в сторону форта. Затем есть два варианта. Более экономичный работает зимой, с конца января по начало марта, когда вы выходите на лёд и идёте на лыжах или без них до Толбухина маяка — это восемь километров пути. В летний период нужно располагать либо своим, либо нанятым плавсредством. Нанять его можно в Кронштадте, стоимость аренды составляет около шести тысяч рублей за пару часов.
Когда вы вернётесь, можно осмотреть достопримечательности Кронштадта, например Морской музей. Там же можно посмотреть на Николаевский створный маяк и передний и задний маяки Морского канала.
Маяк на заброшенном острове Сухо
Если выбирать из островных маяков, наиболее пригодных для посещения, то это маяк на острове Сухо — с уникальной историей и очень важный для города. По легенде, маяк был построен ещё при Петре — изначально был деревянным. В октябре 1942 года немецкие войска при поддержке итальянских катеров предприняли попытку захвата острова Сухо — с целью прервать снабжение Ленинграда продовольственными товарами. На острове находился гарнизон, который принял на себя основной удар: пока шла подмога из Новой Ладоги, в живых осталось пять человек.
Сейчас остров заброшен, но маяк обслуживается — он является автоматическим. Маячная башня до сих пор хранит следы обстрела. Этот маяк уже давно мог стать частью частью музея «Дорога жизни», но им никого не интересуется, вспоминают про него только 9 мая.
КАК ДОБРАТЬСЯ: Чтобы попасть на маяк в летнее время, необходимо выйти на берег в Новой Ладоге и доплыть до острова. Это 70 километров по воде туда-обратно, так что лучше найти катер. Его можно арендовать на местной базе отдыха, доплыть до маяка стоит до 20 тысяч рублей туда-обратно. Бюджетный вариант возможен только в зимний период. Зима должна быть студёной, что в последнее время бывает редко, чтобы Ладога промёрзла достаточно глубоко. Сначала необходимо доехать до села Дубна, а затем пойти пешком или на лыжах по льду — 18 километров. Соответственно, предполагается ночёвка на острове. Мероприятие это опасное, так что без опытной команды и достаточных средств защиты высок риск утонуть.
Можно ли попасть на территорию маяка
Чтобы попасть на территорию любого маяка, кроме заброшенных, нужно получить разрешение Ленинградской военно-морской базы, так как маяки являются стратегическими объектами. Попадая на маяк без разрешения, вы совершаете правонарушение. Более того, вступая во внеуставные отношения с маячником и впоследствии где-то публикуя информацию о том, что вы этот маяк посетили, вы подставляете человека. За это маячнику грозит должностное взыскание вплоть до увольнения. Осматривать маяк, не проникая на его территорию, вы можете.
Фотографии: Юрий Мацеевский
Пять самых романтичных маяков Петербурга и Ленобласти
Маяк всегда считался символом морской романтики и приключений. Он стал неотъемлемой частью многих мелодрам. Вспомните «Великого Гэтсби», где маяк для главного героя служил напоминанием о своей возлюбленной, о долге, служении той единственной в его сердце. Мы подготовили для вас маршрут по самым живописным и загадочным маякам Петербурга и Ленобласти.
Маяк Самбой
Это место — самая восточная точка Ленобласти. Находится она на Финском заливе, на мысе Чейнаволок. Маяк был сооружён во второй половине XIX века. Место всегда было очень опасным для плавания, так как у берега много мелей.
Пешая прогулка до маяка может приятно удивить живописностью этих мест. При этом сама башня уже долгое время является недействующим, но внутрь вы всегда сможете легко попасть.
Адрес:
Ленинградская область, мыс Чейнаволок.
Как добраться: от станции метро «Ленинский проспект» вам нужно будет поехать на маршрутке К-226 или К-35 и доехать до улицы Адмирала Черокова. Далее пешком около 2 км по направлению к пляжу.
Стороженский маяк
Это самый высокий маяк в России — седьмое место по высоте в мире!
Сооружён он был в 1828 году на Ладожском озере в деревне Сторожно. Башня перестроена в 1911 году и её высота сейчас около 77 метров. Чтобы попасть наверх, необходимо пройти около 400 ступеней. Попасть внутрь можно, но только если договориться со смотрителем. Сейчас это излюбленное место для туристов, ведь маяк находится в одном из самых красивых мест.
Адрес:
Ленинградская область, деревня Сторожно.
Как добраться: От Ладожского вокзала на поезде до станции «Паша», далее автобусом до деревни «Загубье». И пешком около 18 километров по направлению к Свирской губе.
Осиновецкий маяк
Осиновецкий маяк особенно известен тем, что во время Второй мировой войны освещал Дорогу жизни.
Построен он был в 1905 — 1910 годах. Его высота составляет 70 метров. Вокруг поражающая туристов красота: песчаный пляж, Ладожское озеро и густой лес.
Маяк действующий. Посетить его можно в составе экскурсии.
Адрес:
Ленинградская область, посёлок станции Ладожское озеро.
Как добраться: От Финляндского вокзала на электричке до станции «Ладожское озеро». Далее пешком около 1 километра по направлению к пляжу.
Маяк Толбухин
Самый старый маяк в России, который включён как памятник во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Его построили по приказу Петра I в 1719 году. Изначально он носил название «Котлинский», но в 1936 году был переименован в «Толбухин» в честь первого коменданта Кронштадта Федота Толбухина.
Маяк действует по сей день и служит важным ориентиром в Финском заливе. Но попасть туда достаточно проблематично, в этом могут помочь лишь личные связи. Сам остров закрыт для посещения.
Адрес:
Ленинградская область, Большеижорское городское поселение.
Как добраться: На автобусе доехать до Кронштадта, выйти необходимо около форта Риф на остановке «Кронштадтское кладбище», далее пройти пешком около 1,5 километра в сторону форта.
Шепелёвский маяк
Расположен на одноимённом мысе полуострова Каравалдай. Он был выполнен из чугуна и изготовлен во Франции в 1910 году. Высота башни около 38 метров. Маяк действующий.
Попасть в него не получится, но поездка до этого места себя оправдает. Ведь в окрестностях очень тихо и живописно: песчаный пляж, железная вышка, с которой можно сделать отличные фотографии.
Адрес:
Ленинградская область, мыс Шепелёвский.
Как добраться: От станции метро «Автово» на маршрутке 401 до села «Шепелёво», далее пешком до конца села за мостом повернуть направо и по бетонной дороге прямо до берега залива.
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Большой гид по новогоднему Петербургу
Удивительные места в Ленобласти, до которых можно добраться на машине
Долгие новогодние каникулы — время путешествий, но если вы не успели спланировать интересную поездку, то не отчаивайтесь: мы выбрали для вас увлекательные места для путешествий на авто с посещением петербургских фьордов, чудесных маяков и встречи с зубрами.
Саблинские пещеры
Саблинский заповедник — это ансамбль объектов в Тосненском районе. В 40 километрах от Петербурга можно найти село Ульяновка, окрестности которого, прямо скажем, пестрят впечатляющими природными достопримечательностями. Здесь всего на 328 гектарах земли расположились два водопада, древнейшие каньоны рек Саблинки и Тосны, живописные скалы и древние курганы, легендарное место стоянки Александра Невского, а также более 10 систем таинственных пещер. Самая интересная — пещера «Левобережная».
Как добраться: Едем по Московскому шоссе из города, потом сворачиваем налево по указателю «Ульяновка», а далее — по указателям «Саблинский заповедник».
Ладожские шхеры
Один из ближайших к Петербургу памятников природы, который очень напоминает фьорды, да и отличается от них лишь тем, что перед путешественником открываются не материковые берега, а покрытые мхом и убранные в камень островки над водной гладью. Пускай под шхерами понимают архипелаг скалистых островов, разделённых между собой узкими проливами, но это невероятное зрелище, настоящая природная достопримечательность, которую можно найти у северо-западного побережья Ладожского озера. Даже при ближайшем рассмотрении она напоминает уменьшенную копию настоящих норвежских фьордов, отчего многие называют шхеры ладожскими фьордами. Так и есть: каменные острова с крутыми склонами высятся над водой. Их покрывает местами пожелтевший многолетний мох и украшают разнообразные хвойные.
Как добраться: По Приозерскому шоссе необходимо добраться до Приозерска. Далее выехать на улицу Суворова и двигаться через посёлок Сторожевое. Дорога выведет аккурат к Ладожскому озеру. Далее, как вариант, взять напрокат лодку на станции в посёлке Берёзово или сделать небольшой крюк через Республику Карелию, чтобы попасть к деревянному мосту на остров Кильпола. Для этого от Берёзово необходимо доехать до деревни Тиурула. Главная деревенская дорога выведет к искомому мосту.
Маяк Толбухин
Над искусственным островом близ Кронштадта возвышается, пожалуй, старейший в Ленинградской области и один из самых старых маяков по всей России — маяк Толбухин. Его история началась с эскиза, нарисованного самим Петром I. К неказистому рисунку император приложил записку: «Прочее даётся на волю архитектору». В 1719 году на острове, что расположился к западу от Котлина, возвели деревянную конструкцию, увенчал которую огромный фонарь — это и был некий прототип будущего каменного маяка. В сентябре 1810 года деревянную конструкцию всё же заменили камнем. Увенчал башню современный 12-гранный фонарь с 24 серебряными отражателями. Словно повинуясь воле Петра I, который нарисовал эскиз маяка, инженеры не прекращали свою работу, и в 1867 году у маяка появился диоптрический аппарат, а в 1970-м построили причал и укрепили остров бетонными плитами.
Как добраться: Чтобы подобраться к месту, откуда открывается лучший вид на маяк, необходимо свернуть с КАД на 15-м километре, на развязке с Кронштадтским шоссе. Далее по шоссе в строну колыбели русского флота потребуется добраться до форта Риф.
Токсовский зубровник
Это уникальное место, где можно посмотреть на зубров в их естественной среде обитания. Непосредственно в Токсово первый малыш-зубр по имени Лима появился в 1974 году. Когда-то в этом питомнике шумел лес (зубробизонам обязательно нужны деревья: чтобы тереться об них, чтобы точить рога), но со временем стараниями самих животных от деревьев не осталось и следа. В середине 1980-х в Токсово жили сразу 16 особей. Теперь их осталось меньше. Вокруг разросся своеобразный парк развлечений: с туристской тропой, небольшими аттракционами, мини-зоопарком и лошадьми. Но большинство, и прежде всего дети, идут смотреть на этих лохматых и рогатых животных.
Как добраться: По Токсовскому шоссе необходимо добраться до самого посёлка Токсово, далее свернуть на улицу Дорожников. Затем доехать до железнодорожного переезда, и через четыре километра после него вы увидите вывеску «Зубровник». Далее к парку ведёт грунтовая дорожка.
Линдуловская роща
Просторы старейшей в Европе рукотворной лиственной рощи занимают практически тысячу гектаров земли на берегу реки Линдуловки. Роща была заложена по приказу Петра I, местные деревья выращивали для постройки кораблей Кронштадтской верфи. Линдуловская роща — один из объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Как добраться: по Приморскому шоссе, минуя Сестрорецк и Зеленогорск, нужно следовать к посёлку Молодёжное. Там встретится указатель «Линдуловский заказник», от него — по грунтовой дороге до входа в рощу.
Музей-заповедник «Монрепо»
Чудесно отдохнуть и насладиться прекрасными видами можно в единственном в России скальном пейзажном парке на берегу Выборгского залива, бухты Защитной, в северной части города Выборга. Не зря его название переводится как «моё отдохновение». Сейчас в парке ведут реставрацию, поэтому некоторые парковые зоны закрыты для посещения. Тем не менее сюда стоит ехать, чтобы прогуляться по побережью, по мостикам у скал, сделать несколько фотографий. К примеру, тут буквально на днях воссоздали сгоревший островной павильон «Храм Нептуна»
Как добраться: Находится парк на окраине Выборга, рядом с Выборгским микрорайоном. Дорога до Выборга незатейливая, особенно с появлением ЗСД. Двигаемся по нему в выборгском направлении. Дале следует выехать на улицу Основную, с неё свернуть на парковую. Там двигаться прямо. Вся дорога займёт не больше 10-15 минут.
Толбухин маяк в Кронштадте — Полный обзор
19.3.2021 19:38 | Разместил: mayboroda | Просмотров: 326 | Комментарии: 0
Строительство первых маяков в России началось при Петре Великом. Их свет служил кораблям ориентиром в ночное время и во время плохой погоды. Некоторые маяки и сегодня продолжают исправно выполнять свои «служебные обязанности». Одним таким долгожителем является маяк Толбухина. Он возведен на искусственном островке, находящимся в 5,2 км от острова Котлин.
«Мореходы плывут ночью в свете маяка так же смело, как днем при величии солнца», – писал о нем Н. Бестужев.
Краткое описание:
• высота строения – 29 м
• высота над уровнем моря – 30 м
• толщина стен внизу – 2,5 м, вверху – 1,2 м
• расстояние до ближайшего острова Котлин – 5,2 км
• свет виден на расстоянии – 30,5 км
История создания
2 декабря 1718 года капитан Лейн получил письменное распоряжение о строительстве каменного маяка. К нему прилагался эскиз башни, нарисованный самим Петром I. Царь указал только основные размеры, отдав «протчее на волю архитектору».
В Кронштадтском порту не нашлось ни квалифицированных каменщиков, ни достаточного количества необходимого для строительства материала. Тогда Петр дал согласие на возведение временного деревянного маяка.
28 августа 1719 года на Котлинской косе в фонаре маяка впервые зажегся огонь. Свет свечей был тусклым и не удовлетворял моряков. Вскоре маяк перевели на освещение дровами.
В 1736 году маяк стал называться «Толбухинский». В честь бесстрашного полковника, начальника Котлинского гарнизона Толбухина Ф. С.
Как выглядел каменный маяк изначально
Строительство каменного маяка происходило в тяжелых условиях. Даже небольшие волны полностью заливали косу. Люди были вынуждены работать по пояс в воде. И к 1739 году был выложен только фундамент. Пожар, случившийся в 1744 году, уничтожил пристань, все служебные и хозяйственные постройки, караульный дом, запасы дров. Строительство было отложено до 1809 года.
Меньше, чем за год удалось возвести
- круглую кирпичную башню
- гранитный цоколь
- караульный дом
Большой жилой дом из камня соединялся с башней специальной галереей. По ней было удобно ходить во время штормов и сильного ветра. Позже возвели второй этаж караульного дома, баню, помещение для шлюпки. В 1833 году установили телеграф. Команда телеграфистов размещалась на втором этаже караульного дома.
Претерпел большие изменения фонарь. 40 масленых ламп были помещены в 12-гранник, установленный в фонарном сооружении, высотой 3,80 метров. 24 серебряных отражателя значительно увеличивали дальность света.
Изюминкой маяка стала 5-пролетная аркада, на которую упиралась галерея. К сожалению, сейчас она не видна из-за хозяйственных построек.
Когда увидеть огни мешал непроглядный туман, маяк можно было услышать по звуку колокола, который весил 328 кг. Он сохранен для потомков, как часть истории.
Если бы маяк мог говорить, он рассказал бы о кораблях, уходящих в «кругосветку», о первой российской регате, о «баржах смерти», о налетах авиации во время ВОВ…
Экскурсии
Маяк «Толбухин» – закрытый стратегический объект. Высадка на его территорию возможна только по специальному разрешению.
Осмотреть исторический объект, входящий в список ЮНЕСКО можно:
- Из форта «Константин», расположенного в 48 км от Санкт-Петербурга, в будние дни организовываются вечерние прогулки на быстроходных катерах к старейшему маяку.
- Осмотр маяка обязательный пункт экскурсии «Западный Котлин».
- Самостоятельно арендовать лодку.
- Зимой на лыжах по льду Финского залива.
Экскурсии по фортам и маякам Кронштадта организовывают Кронштадские Истории.
Закатные лучи солнца, крики чаек, шум волн, высокая башня, которую венчает фонарное сооружение – зрелище невероятно красивое и запоминающееся. Безопасность гарантируют опытные капитаны, сверяющие выход в море с прогнозом погоды.
Внутри маяка
Отличительной чертой «Толбухина» является лестница, ведущая наверх к фонарю. Она не винтовая, а поэтажная и выполнена из дерева. Два раза в день по ней поднимается смотритель, проверяет автоматику и блоки светодиодов.
Сотрудники живут в квартирах городского типа на втором этаже кирпичного здания. Есть и ванная комната и туалет. На острове устойчивая мобильная связь всех операторов, скоростной интернет, прием почти всех телеканалов.
Нападение на маяк
18 февраля 2021 года в 20:03 на пульт дежурного МЧС поступило сообщение о вооруженном нападении на смотрителя маяка «Толбухин», Дмитрия Масько. Мужчина был госпитализирован в тяжелом состоянии. Позже он сообщил, что вечером в окно караульного домика постучали неизвестные люди. Сколько их было, он не знает. Они попросились на ночлег, а получив отказ, ударили смотрителя ножом в область живота.
Но в результате расследования полицейские пришли к выводу, что удар ножом нанесла жена смотрителя, Юля. Во время распития спиртных напитков между супругами вспыхнула ссора. Долгое нахождение на закрытой от посторонних территории, могло стать толчком к преступлению.
Сам Дмитрий категорически отрицает причастность жены к нападению на него.
Интересные факты
- В начале XIX века в штат маяка входила целая команда сотрудников. Смотритель, служители, телеграфисты. В 1807 году их насчитывалось 9 человек. Сегодня в штат входят всего 2 человека, смотритель и техник.
- Всего 2 раза в год на маяк завозят продукты, топливо и все необходимое. Скоропортящиеся продукты хранятся в холодильниках, консервы – в коробках.
- Смотритель маяка – по совместительству его охранник. Зимой иногда по 50 человек в день приходится отгонять от вверенной территории.
Финский залив таит множество опасностей. Сильные ветра, переменчивые течения, многочисленные отмели становятся причинами крушения кораблей. Независимо от стремительного развития техники, навигационных приборов, значение маяка-ветерана по-прежнему велико. А еще он уникальный архитектурно-исторический памятник
Чем так притягателен старинный маяк под Питером, посмотреть на который приезжают со всей России
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Почему он французский
В позапрошлом веке, до появления маяка, в этом месте стоял простой деревянный знак – по сути несколько сколоченных вместе брёвен. Позже, в 1890-х годах, на его месте установили нечто вроде металлической пирамиды. Маяк же был сооружен 111 лет назад в Париже и в уже готовом виде доставлен на Шепелёвский мыс.
Почему его делали именно во Франции? Всё просто: для строительства маяка был объявлен конкурс на лучший проект. Выиграла его французская компания маячной техники «Барбье и Фенестр», представившая самый удачный вариант.
Нижняя часть сооружения изготовлена из бетона и кирпича, а основная – верхняя – из чугуна. Высота верхней части башни – около сорока метров.
Говорят, что изготовленная во Франции маячная линза для этого маяка была настолько хорошего качества, что прослужила до середины прошлого века. А вот сменившая ее советская линза оказалась не такой долговечной: её установили в 1950 году, а в 1977-м уже пришлось менять. Зато третья, последняя, якобы служит до сих пор.
Место силы
Во время долгих северных ночей, когда водная гладь озаряется ярким светом, можно до бесконечности смотреть на размеренно чередующиеся вспышки маяка. Некоторые люди говорят, что, глядя на них, хорошо медитировать и даже загадывать желания. Да и сам маяк завораживает: колоритный, белый в красную полоску – как из старинной сказки.
Вечером туристам нравится любоваться здешним закатами. А днём долю романтизма этому месту прибавляют расположенные рядом, в живописной песчаной бухте, ржавые фрагменты от каких-то военных сооружений и колючая проволока.
Немой свидетель войны
Согласно историческим данным, в суровые военные зимы с 1941 по 1944 годы, когда вода в заливе замерзала, от Шепелёвского маяка начинался ледовый путь к островам Лавенсаари, Сескар и Малый.
Этот отрезок пути был частью так называемой Малой дороги жизни – героического маршрута, используемого для доставки грузов и эвакуации людей.
Поему не пускают внутрь
Добраться до Шепелёвского маяка туристу можно на машине либо на автобусе из Санкт-Петербурга. От трассы к маяку ведёт асфальтированная, а затем плиточная дорожка, которая проходит через лесополосу.
Увы, попасть внутрь маяка туристу не удастся (территория вокруг него огорожена), ведь этот объект, напомним, действующий. Впрочем, рассмотреть маяк снаружи и сделать эффектные фотографии можно без проблем: он виден очень хорошо. Кстати, в полутора километрах от Шепелёвского маяка расположена деревня.
Этот маяк имеет классический, привычный вид, но бывают и очень оригинальные аналоги. Немногие знают, когда и как появились маяки и какое отношение к ним имеет Статуя Свободы. А между тем всё это тоже очень интересно…
Текст: Анна Белова, фото на обложке: droogie.ru
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: