Потемкинская лестница где находится?

Потемкинская лестница в Одессе: информация о достопримечательности, фото и подробное описание, интересные факты, местоположение на карте, история.

Потемкинская лестница где находится?

Потемкинская лестница

Про Потемкинскую лестницу хотя бы раз слышали даже те, кто никогда не бывал в Одессе. Эта достопримечательность является самой известной и узнаваемой в городе. По лестнице можно спуститься к морю, а с ее вершины открывается открыточный вид на Одессу.

Из скольких ступеней состоит Потемкинская лестница?

Чтобы спуститься по лестнице, придется преодолеть 192 ступени. Раньше их было ровно 200, но со временем восемь нижних разрушили. Ширина верхних ступеней значительно уже, чем ширина нижних, однако видно это только в том случае, если смотреть на нее снизу вверх. С вершины кажется, что вся лестница имеет одну ширину. Ее высота составляет 27 метров, но в длину она тянется на 142. С боков находятся парапеты из камня.

Ежегодно на Потемкинской лестнице устраивают забег на вершину. По состоянию на 2019 год рекорд принадлежит человеку, который совершил подъем за 22 секунды.

История постройки

Потемкинскую лестницу строили с 1837 по 1841 год. Проект разработали архитекторы Потье, Боффо и Мельникова. Предполагалось, что она будет являться парадным входом в город со стороны моря. Заказчиком сооружения выступал граф Воронцов. За работу граф заплатил 800 тысяч рублей, и если вам кажется, что эта сумма велика, представьте: в те годы пять рублей отдавали за хорошую здоровую корову. Над Воронцовым смеялись, считали, что его затея бессмысленна, а лестница пригодится разве что для того, чтобы Дюк мог спуститься к морю. Имеется в виду памятник дюку де Ришелье, который находится на вершине лестницы.

Существует даже легенда, что под ней существует тайный вход, через который можно попасть в Воронцовский дворец. По еще одной легенде под одной из ступенек спрятаны драгоценности, похищенные Мишей Япончиком.

Лестницу строили из песчаника, однако этот материал оказался недостаточно прочным. Через сто лет ступеньки начали изнашиваться. В 30-е годы XX века их покрыли гранитом серо-розового цвета.

Долгое время у достопримечательности не было официального названия. Ее как только ни называли: Портовая, Бульварная, Воронцовская… Разные названия встречались и в художественной литературе, и в газетах. Иногда лестницу вообще никак не именовали, потому что всем и так было понятно, о чем идет речь.Название «Потемкинская» закрепилось за ней после Великой Отечественной войны. Чуть раньше ее именовали Лестницей Потемкинского восстания, в первую очередь из-за фильма Эйзенштейна.

Вскоре после появления лестницы люди начали поговаривать о том, что прибрежные грунты не могут не повлиять на нее, и она долго не простоит. Однако, хотя реставрации и проводились, Потемкинская лестница по-прежнему стоит.

Потемкинская лестница в массовой культуре

Самое известное упоминание лестницы в культуре – это, конечно, немой фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» 1925 года. По сюжету матросы Черноморского флота поднимают бунт из-за испорченного мяса. Зачинщиков приговаривают к расстрелу, однако им оказывают поддержку сначала другие матросы, а затем и местные жители. Одна из самых известных сцен фильма – детская коляска, катящаяся по лестнице вниз. Как позднее говорили исследователи, расстрел моряков на лестнице – не более чем выдумка режиссера. В реальности такие события не происходили.

Упоминалась лестница и в литературе, причем писали о ней не только российские и советские авторы. Фигурировала она в романе Марка Твена «Простаки за границей» и в романе Жюля Верна «Упрямец Керабан». Что интересно, Верн никогда не видел сооружение своими глазами и знал о нем лишь по рассказам. А вот Твен действительно бывал в Одессе во время своего путешествия.

Писали про нее также Александр Островский, Виссарион Белинский, Яков Полонский, Александр Грин, Валентин Катаев, Константин Паустовский, Александр Куприн и многие другие писатели.

Наконец, главной одесской достопримечательности была посвящена песня «Потемкинская лестница – восьмое чудо света». Исполнял ее Сергей Рогожин. Сегодня эту композицию мало кто помнит, но само название сохранилось в памяти людей, которые продолжают называть сооружение чудом.

Потемкинская лестница сегодня

Потемкинская лестница – излюбленное место одесситов и туристов. В день города на ней собираются люди, чтобы посмотреть салют. Рядом с ней часто проводят концерты, устраивают кинопоказы.

Приморскую улицу и Приморский бульвар также соединяет фуникулер. Его построили еще в 1902 году, но в 70-е годы власти приняли решение установить вместо него эскалатор. В 90-е эскалатор сломался, тогда фуникулер решили вернуть. Его открыли 2 сентября 2005 года, в день Одессы. В каждом из вагонов фуникулера (всего их два) может одновременно находиться до 12 человек. Подняться на вершину можно за минуту с небольшим.

Потемкинская лестница в Одессе

Потемкинская лестница — бульварный спуск в Одессе, ведущий к морю. Лестница является одним из самых узнаваемых символов «жемчужины у моря», нередко ее называют «восьмым чудом света». Потемкинская лестница выполнена в стиле классицизм, это не просто приятное место для прогулок, но и настоящий памятник архитектуры позапрошлого столетия. С вершины лестницы (у памятника Дюку Ришелье) открывается одна из самых красивейших панорам Одессы — вид на морской порт и Одесский залив.

В современной Одессе Потемкинская лестница — это центр культурной жизни. Ежегодно проводится забег вверх по ступеням. Рекордное время подъема — 22 секунды. В летнее время ступени превращаются в трибуны для наблюдения за концертами и праздничными салютами, для просмотра фильмов на открытом воздухе.

Сколько ступенек на Потемкинской лестнице

Гордость Одессы состоит из 192 ступеней, поделенных на 10 маршей. По краям ступени лестницы обрамлены каменными парапетами толщиной 2 метра. Общая высота одесской лестницы — 27 метров, а протяженность — 142 метра.

В первые десятилетия существования объекта количество ступеней Потемкинской лестницы составляло 200, но, в ходе реконструкции и модернизации портовой территории, 8 нижних ступеней были разрушены.

Ступени лестницы сужаются по мере подъема. У основания ширина ступеней — 21,6 метров, на самой верхней точке — 13,4 метра. При этом создается оптический обман: если смотреть с высоты вниз, лестница кажется одинаковой ширины. Этот эффект заметен на фото Потемкинской лестницы Одессы.

В культуре

Восторженные воспоминания о Потёмкинской лестнице встречаются в заметках многих путешественников и писателей. Жюль Верн описал ее эпитетом «монументальная». Российский писатель-романтик Александр Грин называл объект «знаменитым». Американский писатель Марк Твен в своем романе «Простаки за границей» описал достопримечательность как «великолепную». Российский классик Островский называл одесский архитектурный памятник «единственным в своем роде».

Песня «Потемкинская лестница»

Популярная песня «Потёмкинская лестница — восьмое чудо света» в исполнении Сергея Рогожина закрепила за объектом статус «одесского чуда». Интересно, что песню помнят не все, но вот название лирической композиции закрепилось за лестницей и используется в наши дни.

Фильм о Потемкинской лестнице

Знаменитая лестница фигурирует в немом историческом фильме советского режиссера Сергея Эйзенштейна «Броненосец „Потёмкин“» (1925). Сюжет завязан на бунте матросов Черноморского флота, вспыхнувшем из-за червивого мяса. На помощь зачинщикам, приговоренным к расстрелу, приходят остальные матросы, а затем и мирные жители. Сцена с Потемкинской лестницей, по которой катится детская коляска, является одной из самых узнаваемых в кинематографе прошлого столетия.

На самом деле, сцена «расстрела на Потемкинской лестнице» — художественный вымысел режиссера, его личное переживание произошедших событий.

Считается также, что именно после широкого проката фильма лестница получила свое современное название.

Читайте также  Бруклин где это находится?

История

Потемкинская лестница была построена в 1837–41 годах по проекту архитекторов К. И. Потье, Ф. К. Боффо, А. И. Мельникова. Архитектурное сооружение было задумано как парадный, торжественный вход в Одессу со стороны Черного моря. Лестница строилась по заказу графа Воронцова (по одной из легенд, под лестницей есть тайный выход из Воронцовского дворца). Проект обошелся графу в 800 тысяч рублей. Даже в наше время это невероятные деньги — в те времена за 5 рублей можно было купить корову.

В XIX веке одесская достопримечательность не имела официального названия. В разные годы ее именовали: Портовая, Ришельевская, Бульварная, Большая, Воронцовская и так далее. Историками до сих пор не подтверждено ни одно из множества названий. Изначально ступени были изготовлены из песчаника, но, спустя 100 лет, они износились. В 1933 году, в ходе реставрационных работ, ступени облицевали серо-розовым гранитом. С 1963 года Потемкинская лестница — памятник архитектуры СССР.

Как добраться до Потемкинской лестницы в Одессе

Рядом с лестницей оборудован фуникулер (слева от лестницы, если стоять к ней лицом), который соединяет Приморскую улицу и Приморский бульвар. Он был открыт в 2005 году. Подъем вверх занимает 1 минуту и 10 секунд. Два вагона фуникулера вмещают до 12 пассажиров каждый.

Остановки общественного транспорта находятся как у вершины лестницы, так и у ее подножия в порту:

  • «Морвокзал» (у подножия лестницы): автобус № 110, троллейбус № 10, маршрутные такси № 120, 190, 210.
  • «Ланжероновская» (на вершине, в двух кварталах от лестницы): автобус № 220; маршрутные такси № 117, 137, 145, 220, 221.

Карта пешеходного маршрута от остановки «Ланжероновская» до Потемкинской лестницы

Добраться до лестницы можно на такси. В Одессе функционируют службы: Uber, Яндекс.Такси и Uklon.

Потемкинская лестница, вид сверху (с Приморского бульвара): панорама на Google Maps

Видео «Потемкинская лестница в Одессе»

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Величественное сооружение, cоединяющее центр Одессы с портом, с момента своего создания было связано с искусством иллюзии.

Потёмкинская лестница – одно из главных чудес Одессы. Попав в Одессу, практически каждый турист спешит пройтись по ее 192 ступеням, сделав небольшую передышку на каждом из 10 пролетов. Запечатлев себя на фоне этого известнейшего архитектурного сооружения города у Черного моря, путешественники со всех концов света оставляют себе на долгую память одну из самых красивых лестниц мира.

Рожденная за долго до начала строительства Одессы (в 1764 году) лестница служила соединительным мостом между вершиной холма, увенчанного турецкой крепостью Ени-Дунья (Новый свет), и берегом Черного моря. Изначально она составляла единое целое с холмом, ракушечная основа которого и послужила строительным материалом для создания.

После подписания Ясского мирного договора (29 декабря 1791 года) согласно которого данная территория переходила во владение Российской империи, и рескрипта от 27 мая 1794 года Екатерины II (1729 – 1796) о создании портового города, ее место заняла деревянная лестница в двести двадцать ступеней, которая спускалась к купальням на побережье.

Давайте вспомним историю этого сооружения …

Свое монументальное облачение же, тогда еще Воронцовская, лестница получает во время масштабной реконструкции 1837 — 1841 годов под руководством итальянского архитектора Франческо Боффо (1796 — 1867). Именно тогда, архитекторами Авраамом Мельниковым, Франческо Боффо и Потье она была спроектирована и несколькими годами позже возведена «на том же месте, где и была тропинка», по которой спускался к морю сам великий Пушкин. Конструкция лестницы для того времени была уникальной. Она представляла собой огромный клин, сложенный из местных известняковых пород, который был зафиксирован на сводчатых деревянных сваях. Поддерживают и разделяют конструкцию три продольные и девять поперечных сводчатых галерей, формирующих массивные столбы на пересечениях. Украшают сооружение архитектурные аркады, сформированные сквозными поперечными галереями на боковых частях монументальной конструкции.

Архитекторы воплотили в жизнь проект, где при взгляде с вершины склон покрывают лишь разноуровневые площадки, а снизу — лишь ступени, причем боковые парапеты кажутся параллельными.

Он планировал возвести ее всего за семь месяцев. Однако построили лестницу лишь в 1840-х годах. По плану Боффо, пролеты расширяются книзу, благодаря чему возникает оптическая иллюзия: если смотреть на лестницу сверху, кажется, что на всем протяжении она одинаковой ширины, а если снизу — что она длиннее, чем на самом деле. Как только лестницу не называли: Ришельевской, Воронцовской, лестницей Николаевского бульвара и бульвара Фельдман, Гигантской, Приморской, но официально долгое время она была безымянной.

Во время революции 1905 года, начавшейся с восстания на броненосце “Потемкин” лестница, как один из самых важных стратегических объектов, соединяющих город и мятежников в порту, была заблокирована казачьими войсками, но именно благодаря этим событиям получила свое нынешнее название — Потемкинская.

Время и атмосферные явления сделали свое неблаговидное дело, и к 1933 году лестничное покрытие остро нуждалось в обновлении. Работы по его восстановлению были незамедлительно выполнены, но за это была заплачена своя цена — безвозвратно утрачены восемь ступеней, а покрытие заменили на розовый гранит и асфальт.

В таком виде Потемкинская лестница приветствует жителей и гостей Одессы ныне.

Фото 3.

Лестница на Приморском бульваре под руководством Боффо, была создана из привезенного кораблями в качестве балласта триестского серо-зеленого песчаника. Опорами для лестницы служат десятки свай, а каждый из десяти пролетов опирается на каменные арки на пилонах, под вторым и третьим (сверху) из которых – устроены обратные арки. Поперечная устойчивость создана за счет двадцати четырех анкерных связок.

В ходе реконструкции 1933 года поврежденный временем песчаник на Потемкинской лестнице был заменен на розовый гранит, а площадки вымощены асфальтом, при этом ее высота в сто девяносто две ступени составила 27 м, а протяженность — 136,47 м. Зрительный эффект (обзор сверху — площадки, обзор снизу — ступени) достигнут за счет тонкого расчета каждого элемента, а визуальная параллельность парапетов организуется за счет значительного увеличения ширины одной ступени: на вершине холма — 13,4 м и 21,6 м — у его подножья.

Фото 4.

Визуально кажется, что лестница спускается к морю на юг, хотя на самом деле она ведет по направлению к северо-восточному берегу города. Такой эффект достигается из-за особенностей береговой линии Черного моря. В дни города и во время других крупных праздников местные жители используют Потемкинскую лестницу в качестве трибуны, с которой очень удобно наблюдать за салютом и фейерверками.

Фото 5.

Изначально лестница состояла ровно из 200 ступеней, однако в процессе строительства Приморской улицы, восемь ступеней были засыпаны. Старики бают, что они так и остались зарытыми в самой глубине проезжей части.

Шло время, ступени лестницы медленно, но верно разрушала эрозия. В 30-х годах прошлого века было принято решение заменить песчаник розово-серым гранитом, а площадки покрыть ровным асфальтом. Именно такой внешний вид Потемкинской лестницы во времена Великой Отечественной Войны использовался на агитационных плакатах СССР.

Фото 6.

Сегодня Приморский бульвар соединятся с Приморской улицей не только Потемкинской лестницей, но и современным фуникулером. Он был построен еще в 1902 году, и был обновлен уже в 70-х годах – заменен технологичным эскалатором. В 90-х годах эскалатор устарел, и местные власти приняли решение возвести новый фуникулёр. Он был запущен в эксплуатацию в 2005 году. Его открытие приурочили аккурат к 211-й годовщине со дня основания города.

Читайте также  Парк Утопия в Нетании как добраться?

Фото 7.

Потемкинская лестница создавалась на месте другой, вырубленной в ракушечнике. Она вела к турецкой крепости Ени-Дунья. Затем была деревянная лестница — 220 ступеней: она спускалась к морю к купальному берегу.

Фото 8.

  • Ежегодно устраивается забег «Вверх по Потемкинской лестнице». Рекорд соревнования на данный момент составляет 22,8 секунды.
  • По результатам исследования, проведенного под эгидой компании Marketing etv, Потемкинская лестница заняла шестое место в десятке самых красивых лестниц Европы
  • Из-за особенностей береговой линии Потёмкинская лестница спускается к морю на северо-восток, а не на юг, как кажется визуально
  • Во время празднования Дня города ступеньки лестницы используются в качестве огромной трибуны для зрителей, наблюдающих за праздничным фейерверком

Фото 9.

Интересны некоторые особенности Потемкинской лестницы. Так, при взгляде сверху видны только площадки (кроме верхнего марша). Парапеты лестницы кажутся параллельными. Этот зрительный эффект достигнут за счёт постепенного расширения лестницы книзу. Если смотреть снизу, площадки исчезают. Перед нами сплошной каскад ступеней, а лестница будто выросла. В этом заключён был замысел её создателей. Искусственно усилить перспективу, зрительно увеличить длину лестницы, придать ей тем самым величественный вид. Ступени и площадки покрывались триестским камнем, доставляемым судами, прибывавшими в Одессу за хлебом. Боковые двухметровые парапеты строились из местного ракушечника. В 1933 году при реконструкции ступени облицевали розово-серым гранитом

Фото 10.

Одесский писатель Юрий Олеша писал: «…Знаменитая одесская лестница после картины «Броненосец Потёмкин» вошла в память человечества как Миланский собор и Эйфелева башня».

Писали о Потемкинской лестнице и другие литераторы: Нечуй-Левицкий, Н. Гарин, А. Грин, М. Твен, А. Свирский, А. Островский, Я. Полонский, К. Чуковский.

Фото 11.

Потемкинская лестница занимает шестое место в списке самых красивых лестниц Европы. Хотя если вы спросите мое мнение, то я вам скажу, что легенда этой лестницы и ее фото и видео материалы кажутся на много красивее, чем то что ожидает вас на самом деле. Может быть это связано с переделками антуража вокруг и за лестницей, может по другой причине. но на самом деле я увидел обыденную, далеко не длинную лестницу, которая упирается …. в забор, за которым идет автомобильная дорога ! Что бы попасть в порт и к морю надо спустить в «совковый» подземный переход. Нет и не чувствуется истории и какого то шарма Одессы. Как же просится, чтобы лестница выводила людей в порт, к морю или куда нибудь на площадь, открытое место. А так … кусок обычной бетонной лестницы :-( … ну это лично мое мнение.

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Давайте продолжим обсуждать интересные лестницы мира : Лестница турков в Италии, а вот Лестница в колодец. Вот есть такая лестница в китайское небо и даже Недвижимая лестница. А вот такими бывают Городские лестницы

История Потемкинской лестницы в Одессе

Потёмкинская лестница – одно из главных чудес Одессы. Попав в Одессу, практически каждый турист спешит пройтись по ее 192 ступеням, сделав небольшую передышку на каждом из 10 пролетов. Запечатлев себя на фоне этого известнейшего архитектурного сооружения города у Черного моря, путешественники со всех концов света оставляют себе на долгую память одну из самых красивых лестниц мира.

Визуально кажется, что лестница спускается к морю на юг, хотя на самом деле она ведет по направлению к северо-восточному берегу города. Такой эффект достигается из-за особенностей береговой линии Черного моря. В дни города и во время других крупных праздников местные жители используют Потемкинскую лестницу в качестве трибуны, с которой очень удобно наблюдать за салютом и фейерверками.История Потёмкинской лестницы

История этой одесской достопримечательности уходит корнями в XIX век. Именно тогда, в 1825 году архитекторами Авраамом Мельниковым, Франческо Боффо и Потье она была спроектирована и несколькими годами позже возведена «на том же месте, где и была тропинка», по которой спускался к морю сам великий Пушкин. Конструкция лестницы для того времени была уникальной. Она представляла собой огромный клин, сложенный из местных известняковых пород, который был зафиксирован на сводчатых деревянных сваях. Поддерживают и разделяют конструкцию три продольные и девять поперечных сводчатых галерей, формирующих массивные столбы на пересечениях. Украшают сооружение архитектурные аркады, сформированные сквозными поперечными галереями на боковых частях монументальной конструкции.

Как только не называлась любимая одесситами лестница — и лестницей Николаевского бульвара, и Гигантской, не обошлось и без переименований в честь великих одесситов — Ришельевской и Воронцовской, а с 1919 по 1941 год называли лестницей бульвара Фельдмана или Приморской, и лишь после этого — Потёмкинской.

Изначально лестница состояла ровно из 200 ступеней, однако в процессе строительства Приморской улицы, восемь ступеней были засыпаны. Старики бают, что они так и остались зарытыми в самой глубине проезжей части. Всемирно известной еще с начала XX века Потемкинская лестница стала благодаря Сергею Эйзенштейну, который снял ее в своем эпохальном фильме «Броненосец Потёмкин». Говорят, что свое название архитектурное сооружение получило именно благодаря этому фильму.

Шло время, ступени лестницы медленно, но верно разрушала эрозия. В 30-х годах прошлого века было принято решение заменить песчаник розово-серым гранитом, а площадки покрыть ровным асфальтом. Именно такой внешний вид Потемкинской лестницы во времена Великой Отечественной Войны использовался на агитационных плакатах СССР.

Сегодня Приморский бульвар соединятся с Приморской улицей не только Потемкинской лестницей, но и современным фуникулером. Он был построен еще в 1902 году, и был обновлен уже в 70-х годах – заменен технологичным эскалатором. В 90-х годах эскалатор устарел, и местные власти приняли решение возвести новый фуникулёр. Он был запущен в эксплуатацию в 2005 году.

Найдены дубликаты

Милиция Одессы

Их именами названы улицы Одессы.

Одно из самых резонансных и кровавых проявлений бандитизма произошло 7 июня 1978 года в расположенном под Одессой совхозе имени Кирова. Около трех часов дня к местному Дому культуры подъехала банда Урсулова, состоящая из четырех человек. Преступники специализировались на ограблениях мелких предприятий. В их арсенале были обрез, ножи, заточки, гвоздодеры и автоген. Избив и связав сторожа, бандиты приступили к «препарированию» сейфа. Однако в это время охранник сумел избавиться от связывавших его пут, добраться до телефона и позвонить в милицию. Колесо надвигающейся трагедии было запущено.

На место срочно выехала опергруппа Ленинского райотдела в составе Павла Кравцова, Николая Плыгуна и водителя Анатолия Берневеги. Подготовиться как следует не успели: один пистолет на троих (у Плыгуна), рация в машине работала только на прием. Когда Кравцов и Плыгун вошли в помещение, преступники растерялись, подняли вверх руки, однако выполнять команду «ложись!» не спешили. Плыгун для устрашения произвел три выстрела вверх. И вдруг один из бандитов рванулся к нему. Милиционер успел выстрелить на поражение и попал в руку. В этот момент пистолет заклинило, завязалась рукопашная. К сожалению, шансов выжить у двух безоружных правоохранителей не было. Плыгуна убили двумя сильными и точными ударами ножа, Кравцов дрался долго и отчаянно, отбиваясь вырванной ручкой от двери. Однако тринадцать колото-резанных ранений остановили храброго опера. Такая же судьба ожидала прибежавшего на помощь Анатолия Берневегу, но лезвие ноже прошло в миллиметре от сердца. Он выжил.

Читайте также  Гора Иремель на Урале где находится?

Главарь группировки Урсулов некоторое время был в бегах, однако попал под поезд, потерял обе ноги и. написал явку с повинной. Его, а также Барицкого и Димитрова расстреляли по приговору суда. А вот Кичуку, бросившемуся на Николая Плыгуна, дали пятнадцать лет. Его спасло то, что вырвав у милиционера пистолет, он бросился бежать.

Старший лейтенант милиции Александр Одарий погиб 1 июня 1986 года, в первый день после выхода из отпуска. Он был в составе опергруппы, которая выехала на место происшествия на улице 8 Марта — неизвестные нанесли ножевое ранение гражданке Олейниковой. На месте происшествия Александр обратил внимание на парня, который немного нервничал. Когда оперативник попросил его предъявить документы, тот начал убегать. Милиционер бросился за ним следом, настиг его и сумел задержать. Однако сзади прогремели три выстрела. Второй преступник выстрелил в спину милиционеру практически в упор. И хотя врачи еще восемь дней боролись за жизнь Александра, шансов выжить у него уже не было — две из трех пуль оказались смертельными. Александру Одарию было всего 28 лет.

Когда раздался крик о помощи, сержант милиции Сергей Ядов вместе со своим напарником 19 июля 1994 года находился на обычном дежурстве. Как оказалось, на супружескую пару, которая возвращалась домой, накинулся крепкий мужчина. Требуя деньги, он принялся избивать пару. У преступника был при себе газовый пистолет и пистолет Макарова, о чем в момент погони милиционеры не знали. Бандит убегал через сквер в сторону улицы Юбилейной (сейчас — улица Ядова). Сергей Ядов догнал злоумышленника и потребовал бросить оружие. Но прозвучали выстрелы и одна из пуль угодила Сергею в живот. Тогда Ядов, уже истекая кровью, разрядил обойму в вооруженного преступника, после чего упал без сознания. Бандит был убит. Ранение Сергея оказалось очень тяжелым. Многие одесситы пришли в больницу, чтобы отдать парню свою кровь, но 22 июля Сергея не стало. Ему было только 23 года.

Потемкинская лестница в Одессе: история, легенды, интересные факты

На протяжении веков самую известную лестницу Одессы и Украины называли: Воронцовской, Ришельевской, Гигантской, Каменной, Приморской, Портовой, лестницей Николаевского бульвара и лестницей бульвара Фельдман.

Данное сооружение соединяет центральную часть города и морской вокзал. Изначально на лестнице было ровно двести ступенек. Сегодня Потемкинская лестница это 192 ступеньки и одна из главных достопримечательностей Одессы!

Как построена Потемкинская лестница

Длина ступеней чуть больше сто сорока метров. Построены они перспективно. Нижняя часть намного шире верхней. Если смотреть на лестницу с высоты складывается впечатление, что ступеньки одной ширины. Если смотреть снизу, ступеньки покажутся более длинными. К низу лестница расширяется, а парапеты выглядят параллельными. С верхних ступеней будут видны лишь площадки.

С вершины Потемкинской лестницы можно увидеть невероятную морскую панораму и приходящие в город круизные лайнеры.

Фото timer-odessa.net Фото od.vgorode.ua

Подниматься по лестнице легко, благодаря оптимально рассчитанному углу наклона ступенек, более того, лестница разделена на десять пролетов, на каждом из них по двадцать ступенек.

История Потемкинской лестницы

Впервые годы существования города, Черное море доходило почти до самого обрыва сегодняшнего Приморского бульвара.

К воде спускались с высокого берега, об этом упоминал еще Пушкин в «Путешествиях Онегина».

С годами появились деревянные ступеньки. Их спроектировали в 1825 году несколько архитекторов К. И. Потье, Ф. К. Боффо, А. И. Мельниковым. Возвели лестницу уже в тридцатых-сороковых годах. Из исторической справки известно, что князь Михаил Воронцов приказал возвести ступени в подарок своей супруге Елизавете. Проект обошелся князю в 800 тысяч рублей. Одессит Михаил Дерибас говорил, что ступеньки были основаны там, где когда-то была тропинка. На сегодняшний день ступеньки сохранили свой аутентичный вид.

Согласно плану продольные и поперечные коридоры образуют мощные столбы, которые удерживают конструкцию – наклонную плоскость с уложенными поверх нее ступенями. Сквозные галереи по бокам от Потемкинской лестницы создали аккуратные аркады.

Легенды Потемкинской лестницы

С Потемкинской лестницей в Одессе связано несколько легенд.

Одна гласит, что где-то под лестницей расположен выход из тайного подземного хода, который ведет из Воронцовского дворца. Согласно другой легенде, лестничные арки хранят предметы старины одесских контрабандистов.

С Потемкинской лестницей связывают налетчика по кличке Мишка-Япончик. Поговаривают, что под одной из ступенек он спрятал свои сокровища.

Фестиваль фейерверков в Одессе
Фото od.vgorode.ua Фестиваль фейерверков в Одессе
Фото od.vgorode.ua

Почему “Потемкинская”

Потемкинская лестница получила свое название благодаря режиссеру Сергею Эйзенштейну, который снял фильм «Броненосец Потемкин» (1925).

В ключевой сцене этого фильма детская коляска катится по ступеням лестницы. Когда Эйзенштейн снимал фильм, то он сконцентрировал по периметру лестницы разные сцены. После премьеры поэт Николай Асеев в своей работе «Как снимался фильм «Броненосец «Потемкин» говорил, что «одесские лестницы … не будут забыты зрителями». В кинематографе огромные ступени навечно связаны с броненосцем «Потемкин».

Марк Твен, Жюль Верн и другие о Потемкинской лестнице

О Потемкинской лестнице можно долго говорить и использовать сотни прилагательных для ее описания. Вовсе не удивительно, что о лестнице неоднократно высказывались известные люди.

Например, американский писатель Марк Твен в свое время посетил украинскую жемчужину у моря и в романе «Простаки за границей» с восхищением упомянул размеры лестницы.

Российский драматург Александр Остовский в письмах из Одессы красочно описал знаменитую лестницу.

В романе «Дешевый город» поет Яков Полонский прозвал лестницу «колоссальной».

Польский писатель Юзеф Крашевский говорил, что Потемкинская лестница – это один из невероятных и запоминающихся памятников Одессы.

Русский инженер и путешественник Николай Гарин, назвал лестницу «огромной», прозаик Александр Грин в своем рассказе упомянул лестницу как «знаменитую», Жюль Верн в своем романе назвал ее «монументальной», а беллетрист Алексей Свирский «колоссальной».

Одесский фуникулер

Рядом с Потемкинской лестницей находится Одесский фуникулер.

Он соединяет Приморскую улицу с Приморским бульваром. Транспортное средство было построено в начале двадцатого века. В семидесятых годах прошлого века фуникулер был заменен эскалатором.

Прослужил он не долго. Новый фуникулер был открыт в сентябре 2005 года ко Дню города. Транспортное средство имеет один вагон и рассчитано на десятерых. Время в пути чуть больше одной минуты. Как отмечал писатель Иван Нечуй-Левицкий, за счет пролетов со стороны фуникулера, конструкция лестницы кажется широким полотном.

Стамбульский парк

Стамбульский парк в Одессе расположен на склонах Приморского бульвара и до мая 2017 года находился в заброшенном состоянии. Благодаря городской власти Стамбула, парк был реконструирован. Открытие парка совпало с окончанием ремонта Потемкинской лестницы.

Теперь у одесситов и гостей Южной Пальмиры есть еще одно место для прогулок и вечерних променад.

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: