Троя Шлимана где находится?

150 лет назад археолог-самоучка Генрих Шлиман начал раскопки. В итоге он открыл древнюю Трою и нашел клад. Искатель сокровищ стал одним из основателей современной археологии.

Троя Шлимана где находится?

Древняя Троя: как авантюрист Генрих Шлиман вошел в историю

150 лет назад археолог-самоучка Генрих Шлиман начал раскопки. В итоге он открыл древнюю Трою и нашел клад. Искатель сокровищ стал одним из основателей современной археологии.

Археология шла к тому, чтобы считаться академической наукой, несколько веков. В ее долгой истории были и охотники за сокровищами, и искатели приключений. На стыке науки и авантюры стоял Генрих Шлиман (Heinrich Schliemann) — искатель сокровищ и один из основателей современной археологии в одном лице.

Авантюрист

Бурная жизнь немецкого купца была совсем не похожа на биографию ученого. Родившийся 6 января 1822 года в бедной семье, начинавший мальчиком на побегушках у бакалейщика, Шлиман в 24 года становится представителем известной амстердамской компании в Санкт-Петербурге, а еще через несколько лет — успешным купцом первой гильдии, российским подданным и одним из крупнейших поставщиков русской армии в Крымской войне. Авантюрная жилка проявлялась у него не раз. Еще в 19 лет он пытался отправиться в Венесуэлу, но потерпел кораблекрушение, а в 1850 году на несколько лет переселился в США в разгар золотой лихорадки и удвоил свое состояние, ссужая деньгами золотодобытчиков. Все это время он грезил мифами Древней Греции, но никогда не занимался наукой всерьез.

Лишь в 1858 году Шлиман кардинально меняет судьбу, за несколько лет ликвидирует свое предприятие и начинает вести жизнь интеллектуала-путешественника. В возрасте 44 лет он поступает студентом в Сорбонну, изучает филологию и литературу. 15 августа 1868 года, во время поездки по Греции, он встречает британского дипломата Фрэнка Калверта. Их объединяет не только страсть к греческим мифам и к великой «Илиаде» Гомера, но и сам подход к древнему тексту.

Сцены Троянской войны на древнегреческой вазе

Обоих не смущало, что слепой поэт воспел осаду Трои примерно в конце VIII века до нашей эры, в то время как описанные события (если они вообще происходили), происходили на 500 лет раньше. Но Калверт и Шлиман подходили к тексту, который читали в оригинале, буквально. Для них это — не поэтическое описание древних легенд, а таинственный ребус, содержащий подсказки, которые нужно только распознать и расшифровать, чтобы найти путь к настоящей Трое. Географические описания, данные в Илиаде, заставляли подозревать, что руины Трои могут быть сокрыты под холмом Гиссарлык на северо-западе современной Турции.

Шлиман взялся за дело с размахом. Начиная с апреля 1870 года, он, заручившись разрешением османских властей, буквально прорезает Гиссарлык с яростью искателя сокровищ. Шлиман прокапывает прямо посреди холма огромный ров глубиной в 15 метров, полностью игнорируя верхние слои заселения.

«Клад Приама» и знаменитая фотография жены Шлимана Софии

Докопавшись до основания холма, Шлиман понимает, что друг над другом лежат руины не одного, а сразу нескольких древних городов. Когда во втором слое снизу он находит остатки массивных крепостных стен и следы пожара, археологу-самоучке все становится ясно: это, конечно же, может быть только дворец Приама, царя Трои, а следы разрушений, как он уверен, прямо указывают на успешное нападение героев-ахейцев, скрывшихся в знаменитом троянском коне.

«Клад Приама«

Наконец, 31 мая 1873 года Шлиман находит то, что считает решающим подтверждением своей теории: огромный клад, более 8000 предметов, в том числе и из драгоценных металлов. И тут Шлиман повел себя не как ученый. Он нелегально вывез драгоценности из Османской империи, без доли смущения надевал древние драгоценности на свою молодую жену-гречанку, которая позировала для европейской прессы. Шлиман придумал целую историю о том, как они вдвоем с женой Софией нашли «клад Приама» и вынесли его из лагеря втайне от рабочих.

Место раскопок на холме Гиссарлык

Сегодня ученые точно знают, что София в тот момент вообще не присутствовала на раскопках, зато не могут точно установить, нашел ли Шлиман весь клад в одном месте или собрал с разных участков. Как бы там ни было, Шлиман внес бесспорный вклад в развитие археологии как науки, в методику, документальное сопровождение, интерпретацию археологических источников.

Великий археолог и гениальный маркетолог

Прославившись на всю Европу открытием Трои, Шлиман продолжил раскопки в Греции и Италии, успешно комбинируя археологические открытия с кампаниями по популяризации археологии. Но за год до своей смерти ему все-таки пришлось признать, что по поводу своей главной гордости — «клада Приама» — он ошибался. Слой, в котором были найдены сокровища, оказался значительно древнее того времени, в которое, как предполагалось, шла Троянская война, описанная Гомером. Драгоценности были изготовлены примерно в 2400 году до н.э. То есть клад никак не мог принадлежать царю Приаму.

До сих пор не утихают споры: a действительно ли Генрих Шлиман открыл ту самую Трою? Ведь Гомер использовал устные сказания, которые многие сотни лет передавались из поколения в поколение. «Историческая основа «Илиады»? Это полная ахинея», — не стесняясь в выражениях, заявляет, например, кельнский археолог, профессор Дитер Хертель (Dieter Hertel).

Так или иначе, но «Илиада» является великолепным образцом того, что современные историки называют «устной историей» (oral history). Многие строки поэмы, с их точным гекзаметром и архаичными формулировкам, легко заучивались наизусть и могли передаваться неизменными многие поколения, пока их не записал слепой поэт. Именно поэтому большинство ученых сегодня склоняются к тому, что Шлиман все же был прав. Искатель сокровищ с авантюрной жилкой стал одним из основателей современной археологической науки. Именно в Трое началась археология!

Микены — реальный город из древнегреческих мифов

Золотая маска XVI века до н.э. — главный экспонат выставки о Микенах, центре древнейшей цивилизации в Европе. Почти 400 древних объектов прибыли в музей Карлсруэ из Греции, многие из них впервые показывают за ее пределами. Эту погребальную маску немецкий любитель-археолог Генрих Шлиман, первооткрыватель микенской культуры, обнаружил в 1876 году в так называемой «гробнице Агамемнона».

Микены — реальный город из древнегреческих мифов

Микены играют важную роль в греческих легендах, которые утверждают, что их построил Персей. Историки считают основателями города ахейцев. В пределах города находился дворец, сердцем которого был мегарон — просторный прямоугольный зал с колоннами. Здесь правители проводили официальные приемы и религиозные церемонии. На выставке в Баденском земельном музее Карлсруэ представлена копия зала.

Микены — реальный город из древнегреческих мифов

Богатство и могущество Микен воспето в мифах, Гомер назвал их «золотообильными». О достатке города свидетельствуют и многочисленные предметы из золота, серебра и бронзы, найденные в гробницах. Это искусно выполненное золотое ожерелье датировано XIV веком до н.э.

Микены — реальный город из древнегреческих мифов

Микенцы славились своим ювелирным искусством. Эта пуговица XVI века до н.э. находилась в одной из шахтовых гробниц древних Микен и была найдена Генрихом Шлиманом в 1876 году. Пуговица выточена из кости, затем покрыта золотом. Спиральный орнамент характерен для искусства раннего периода микенской цивилизации.

Микены — реальный город из древнегреческих мифов

По поводу этого артефакта XVI-XV веков до н.э. мнения археологов расходятся: одни считают, что это корона жрицы, другие видят в нем шлем — микенцы были завоевателями. Найден в одной из богато украшенных купольных гробниц — толосе.

Микены — реальный город из древнегреческих мифов

Удивительным образом сохранился и фрагмент этой древней фрески XIII века до н.э., украшавшей некогда дворец Нестора в древнем Пилосе — еще одном важном полисе этого периода в истории доисторической Греции. На ней — изображение древней красавицы, названной археологами «белой богиней».

Микены — реальный город из древнегреческих мифов

Регулярной гигиене микенцы уделяли, очевидно, большое внимание. Об этом говорит одна из находок — бронзовая бритва для подстригания бороды. Наряду с зеркалами, изделиями из керамики, украшениями, оружием она находилась в одном из захоронений, датируемых началом XII века до н.э.

Микены — реальный город из древнегреческих мифов

Изображение траурной процессии из четырех женщин украшают ларнакс — саркофаг из глины. В последний путь умерших сопровождали, как правило, фигурки идолов, миниатюрные сосуды и украшения из бисера. Этот ларнакс, датированный XIII веком до н.э., родом из древнего города Танагра в Биотии.

Микены — реальный город из древнегреческих мифов

В мир иной состоятельные микенцы отправлялись «во всеоружии», захватив с собой все самое драгоценное. Например, вот эту золотую кружку с изображением дельфинов (XVI век до н.э.).

Микены — реальный город из древнегреческих мифов

А над фигурками XIII века до н.э., изображающими быков, ученые все еще ломают голову. Их часто находили во время раскопок поселений древних микенцев, но до сих пор с точностью не выяснили их функцию. Возможно, они являлись символом народного поверья, их могли приносить в жертву. Или фигурки делали на радость детям? Познакомиться с этими и другими древними артефактами можно до 2 июня 2019 года.

Автор: Изабель Сургес, Инга Ваннер

Контекст

В Германии найден бивень мамонта длиной почти 2,5 метра

Необычность археологической находки в том, что практически полностью сохранившиеся бивни мамонта такой длины – большая редкость. (28.03.2020)

Как в Германии археологи нашли советский шпионский передатчик по соседству с «Першингами»

В археологическом музее в Бонне выставлена советская шпионская радиостанция времен поздней холодной войны. Передатчик нашли в лесу на западе Германии. Он мог принадлежать двум странам. (01.03.2020)

»Клад Приама» в городе Гомера, или Кто нашел легендарную Трою

6 января 2012 года исполняется 190 лет со дня рождения Генриха Шлимана, гениального археолога, отыскавшего Трою — город, в существование которого во времена Шлимана мало кто верил. Нашел он Трою не один. (04.01.2012)

В Германии нашли неразграбленную могилу древнеримского всадника (фото)

В захоронении около баварского города Аугсбурга найдены золотые кресты, конская сбруя и ритуальные сосуды из Египта. (19.02.2020)

В Баварии найден самый древний крендель

Уже несколько лет копают археологи в центре Регенсбурга и обнаруживают в земле подчас сенсационные реликты из далекого прошлого. (12.03.2015)

Археологи нашли кожаную сумку железного века (фото)

Немецкие археологи представили результаты раскопок под Дрезденом. Один из артефактов: сумка, украшенная собачьими зубами. (31.08.2016)

Как жили викинги (фотогалерея)

Древнее городище викингов, на территории которого сегодня расположен немецкий музей Хедебю, а также система укреплений Даневирке причислены ко Всемирному наследию ЮНЕСКО. (30.06.2018)

Невероятно: этой гусенице — 44 миллиона лет (фото)

Немецкие ученые представили необычную находку — гусеницу, обнаруженную в балтийском янтаре. (24.11.2019)

Загадки цивилизации Наска

Гигантские изображения в пустыне Наска в Перу видны только с большой высоты. Для чего они сделаны? Этим и другим загадкам цивилизации Наска (II до н. э. — VI век н. э.) посвящена выставка в боннском Bundeskunsthalle. (19.06.2018)

Шлиман и «Клад царя Приама»

Культура античных цивилизаций. В прошлом материале мы лишь упомянули о «кладе Приама», обнаруженном Генрихом Шлиманом в Трое, а основное содержание статьи было посвящено раскопкам в Микенах. Но как не рассказать об этом кладе в подробностях, когда мы уже знаем, чем закончилась вся эпопея с раскопками на холме Гиссарлык и в Микенах. По сути, «клад» — лишь небольшая часть найденных им ценнейших артефактов. Хотя и, безусловно, эффектная. Ведь само слово «клад» звучит очень заманчиво. Помните, как страстно мечтал найти клад Том Сойер у Марка Твена? В жизни все еще более драматично! И вот сегодня об этом кладе мы и расскажем со всеми подробностями.

Читайте также  Дублин где это находится?

Однако прежде всего одно дополнение. Дело в том, что в комментариях одного «знатока» к прошлому материалу прозвучало замечание, что, дескать, не Шлиман Трою раскопал, а некто Фрэнк Кальверт. Ну что же – такое имя в истории раскопок Трои присутствует. Но неплохо бы сделать несколько уточнений, а то ведь кто-то может посчитать, что сей комментатор и впрямь что-то там знает. А дело было так: что за семь лет до Шлимана американский вице-консул Фрэнк Кальверт действительно начал копать на холме Гиссарлык, но с другой, противоположной стороны от того места, где позднее начал свои раскопки Шлиман. Он прокопал шурф, который получил название «Тысячелетнего разреза Кальверта», поскольку полученный им материал охватывал период с 1800 по 800 год до н.э. Но денег на раскопки ему не хватило, и на этом его эпопея закончилась. То есть копать он копал, но ничего не нашел! Поэтому в первом материале о нем и не упоминалось. Да и здесь просто к слову пришлось…

По следам Гомера

Как известно, «клад Приама» (известный также под названиями «золото Трои», «сокровище Приама») представляет собой уникальный клад, который Генрих Шлиман нашел в ходе своих раскопок на холме Гиссарлык в Турции. Ну а свое название эта находка получила по имени царя Приама, владыки легендарной Трои Гомера.

А было так, что, вбив себе в голову (а иначе и не скажешь!), что «Илиада» Гомера есть не что иное, как исторический источник, а не литературное произведение, Генрих Шлиман, скопив состояние, решил найти Трою, для чего отправился в Турцию и начал раскопки на холме Гиссарлык. Место показалось ему похожим на описанное у Гомера, а Гомеру он верил абсолютно. Раскопки продолжались целых три года и были в целом очень успешными, потому что руины древнего города он на холме раскопал. После трехлетней работы, довольный ее результатами и находкой желанной Трои, Шлиман решил, что пора их сворачивать. После чего 15 июня 1873 года объявил о том, что все работы он закончил, собрал вещи… и уехал домой. И лишь потом уже выяснилось, что ровно за сутки до этого, осматривая раскопки, он заметил, как в отверстии в стене неподалеку от городских ворот что-то блеснуло. Шлиман моментально сообразил, что это, несомненно, нечто ценное, нашел предлог всех рабочих отослать, а сам, оставшись вместе со своей женой Софией (по его словам, на самом деле он был там один!), полез в это отверстие. И оказалось, что он не ошибся! В небольшом углублении между камнями обнаружилась масса вещей — великолепные изделия из золота, посуда из серебра, электрона и меди, а еще вполне сохранившиеся изделия из слоновой кости и украшения из полудрагоценных камней.

Сам Шлиман решил, что, видимо, в тот самый день, когда греки ворвались в Трою, кто-то из семьи царя Приама все эти сокровища сложил в первый попавшийся ему под руки сосуд и пытался все это спрятать, а сам бежал, но, видимо, потом погиб, либо убитый неприятелями, либо в огне пожара. Главное в том, что он за ними так и не вернулся и эти сокровища тысячелетиями ждали прихода Шлимана здесь, в углублении между камнями!

Целые килограммы золота

Клад помещался в серебряном сосуде с двумя ручками и состоял более чем из 10 000 предметов. Почему так много? Да просто потому, что сосчитано в нем было все, что там находилось. А там одних только золотых бусин было около 1000. Сами бусины имели, кстати, самую разную форму: это и скатанные из золота трубочки, и совсем мелкий бисер, и бусины в форме расплющенных дисков. Понятно, что основа их от времени сгнила и распалась, но, когда все бусины отсортировали и разобрали, из них удалось восстановить целых двадцать роскошных нитей и собрать из них роскошное ожерелье. Одних только золотых стержней в нижней его части оказалось 47.

Здесь нашлись серьги с пластинками на концах, свернутые из множества золотых проволочек, и массивные височные кольца. А еще в кладе были и очень изящные по форме серьги, похожие на корзиночки, к которым крепились фигурки богини. Налобная лента из тонкой золотой фольги, браслеты, две диадемы – все это явно относилось к женским украшениям. А вот золотая ладьеобразная чаша, весившая около 600 граммов, скорее всего использовалась в качестве предмета культа, вот только какого именно, неизвестно. Когда с кладом ознакомились специалисты, они сделали вывод, что изготовления таких изделий требует наличия увеличительных приспособлений. И позднее здесь же нашли несколько десятков линз, сделанных из горного хрусталя. Так что не такими уж и «темными» были древние мастера-ювелиры!

А еще там были кости и лазурит!

Кроме золотых вещей там же впоследствии нашли кости быков, коз, овец, коров, свиней и лошадей, и даже оленей и зайцев, а еще зерна пшеницы, гороха и бобов. Удивительно, но среди великого множества всевозможных орудий и топоров не нашли ни одного сделанного из металла. Все были каменными! А вот что касается глиняных сосудов, то часть из них была вылеплена вручную, но другая часть уже изготовлена при помощи гончарного круга. Некоторые сосуды были трехногими, какие-то были сделаны в форме животных. Рядом с местом, где был обнаружен клад, в 1890 году нашли также ритуальные топоры-молоты. И были они настолько совершенными по форме, что некоторые ученые заявили, что сомневаются в том, что это изделие середины III тысячелетия до нашей эры. Сохранность артефактов была очень высокой, хотя один топор из афганского лазурита оказался поврежденным, так как, видимо, в древности использовался. Но для чего? Уж конечно, топор из лазурита не мог использоваться для рубки деревьев! Значит это был какой-то ритуал? Но какой? Увы, узнать это скорее всего уже никогда не удастся!

Как уже установлено, клад не имеет отношения к царю Трои Приаму. Свято веря Гомеру, Шлиман посчитал найденные им золотые изделия за сокровища троянского царя Приама. Но, как это было установлено уже позднее, никакого отношения к нему они не имели и иметь не могли. Дело в том, что датируются они 2400—2300 гг. до н. э., то есть оказались в земле за тысячу лет до событий Троянской войны!

Хранить или отдать?

Шлиман очень опасался, что найденные сокровища местные турецкие власти просто конфискуют и потом от них концов будет не сыскать. Поэтому он контрабандным способом отвез их в Афины. Правительство Турции, узнав об этом, потребовало возместить ущерб и выплатить ему 10 000 франков. Шлиман, в свою очередь, предложил заплатить 50 000 франков, лишь бы только ему разрешили продолжить раскопки. Он также обратился с предложением правительству Греции построить в Афинах за свой счет музей, где будет выставлен этот клад при условии, что при жизни Шлимана он останется в его собственности, а также ему будет дано разрешение на раскопки. Греция опасалась ссорится с Турцией, поэтому от предложения его отказалась. Тогда Шлиман предложил купить клад музеям Лондона, Парижа и Неаполя. Но и они отказались по многим соображениям, в том числе и финансовым. В итоге о желании выставить клад у себя заявила Пруссия, входившая в состав Германской империи. Вот так и получилось, что «клад Приама» оказался в Берлине.

Правовое поле «клада Приама»

Под самый конец Второй мировой войны в 1945 году германский профессор Вильгельм Унферцагт передал «клад Приама» вместе со множеством других произведений античного искусства советским военным властям. Затем он был отправлен в СССР качестве трофея и на долгие годы канул в Лету. Никто о нем ничего не знал, официальная информация отсутствовала, так что начали даже считать, что он утерян вообще. Но в 1993 годы уже после крушения СССР было официально заявлено, что «трофеи» из Берлина хранятся в Москве. И лишь 16 апреля 1996 года, то есть спустя более полувека после того, как клад попал в СССР, его выставили на всеобщее обозрение в Пушкинском музее в Москве. Сразу же встал вопрос о правовом статусе этого клада. Дело в том, что в свое время правительство СССР неоднократно требовало реституции, то есть возврата вывезенных с ее территории культурных ценностей. Требовать – требовало, но само не возвращало. Однако… «тот, кто живет в стеклянном доме, не должен кидаться камнями в других!» То есть с других требовать возврата, а самому при этом не отдавать. Тем более, что коллекции все той же Дрезденской галереи Германии были советской стороной возвращены. Пусть и Восточной Германии, члену советского блока, но возвращены, и после объединения двух Германий стали достоянием всего германского народа. А вот как же тогда быть с «кладом Приама»? Понятно, что сейчас же найдутся люди, которые будут выступать за то, что это наше, что это «оплачено кровью», что они у нас больше разрушили и украли. Но не надо уподобляться «им», а нужно рассуждать здраво. Впрочем, здраво пока не получается. Пока действует режим санкций разговор бесполезен, заявляют соответствующие наши представители. Но вот это как раз и неправильно. Если ты говоришь о верховенстве закона, то как раз по закону и нужно поступать. А если брать за пример колониальных разбойников прошлого, то об этом так и нужно заявить. Мол, вы вывозили национальные ценности из стран Востока, держите их у себя, ну и мы по праву сильного поступим точно так же. Вон у нас сколько ядерных ракет!

Клад – подделка!

А теперь специально для тех, кто обожает писать в комментариях, что «они» все подделали, все украли, переписали, обманули… а ученые историки этих «они» покрывают ради «грандов». Порадуйтесь! Вы не одиноки! В свое время немецкий писатель Уве Топпер написал книгу «Фальсификации истории», в которой как раз и заявил, что «клад Приама» был сделан по заказу Шлимана неким афинским ювелиром. По его мнению, подозрительно, что стиль изделий довольно-таки прост, а ладьевидный сосуд для напитков похож на соусницу XIX века. По другой версии Шлиман все сосуды купил на базаре. Беда лишь в том, что обе эти версии подавляющее большинство ученого мира, причем ведущих, известных, отвергает. Хотя можно предположить, что все они находятся в заговоре! Ну и, конечно, данные специальной лаборатории РАН, занимающейся металлографическими анализами, подтверждает древность этих изделий. И Германия поделки бы у нас не требовала, а мы бы за них столь цепко не держались.

Р.С. Тема троянских раскопок вызвала явный интерес читающей публики «ВО», поэтому хочется порекомендовать для самостоятельного прочтения несколько интересных книг. Прежде всего эту: Вуд М. Троя: в поисках Троянской войны / Пер. с англ. В. Шарапова. М., 2007; Бартонек А. Златообильные Микены. М., 1991. Что же касается сокровищ Трои, то они самым тщательным образом каталогизированы и описаны в следующем издании: «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана». Каталог / Сост. Л. Акимова, В. Толстиков, Т. Трейстер. М., 1996.

Читайте также  Стадион имени Эдуарда Стрельцова как добраться?

Где находилась Троя? Что находится на месте Трои сейчас? Древний город Троя

Немало мощных государств и цивилизаций канули в небытие. Одним из ярких примеров этого является древний город Троя, который также известен как Илион. Этот легендарный населенный пункт знаком многим людям по одноименной войне. В гомеровской поэме «Илиада» подробно описывается эпичное противостояние жителей Трои и древних греков. Этот знаменитый город во все времена будоражил умы различных ученых, начиная от историков и заканчивая археологами. В ходе раскопок XIX века легендарная Троя была обнаружена на территории современной Турции. Почему этот древний город заслужил столь пристальное внимание современников? Есть крайне интересная легенда его возникновения, существования и падения. Где находилась Троя? И что на ее месте можно обнаружить сейчас? Обо всем этом читайте в статье.

Древний мир и дата образования Трои

Перед появлением легендарной Трои на полуострове Троада было расположено древнейшее постоянное поселение Кумтепе. Его датой основания принято примерно считать 4800 год до нашей эры. Жители древнего поселения, в основном, занимались рыбной ловлей. Также в рацион поселенцев входили устрицы. В Кумтепе покойников предавали земле, но без каких-либо погребальных даров.

В районе 4500 года до нашей эры поселение было заброшено, однако около 3700 года до нашей эры снова возрождено благодаря новым колонистам. Новое население Кумтепе занималось скотоводством и земледелием, а также проживало в больших домах с несколькими помещениями. Козы и овцы разводились жителями поселения не только для получения мяса, но также ради молока и шерсти.

История Трои берет свое начало с 3000 года до нашей эры. Укрепленный населенный пункт был расположен в Малой Азии на полуострове Троада. Город находился в плодородной холмистой стране. В месте, где находилась Троя, с двух сторон города протекали реки Симоис и Скамандр. Также имелся свободный доступ в Эгейское море. Таким образом, Троя на протяжении своего существования занимала очень выгодное географическое положение не только в экономической сфере, но также в плане обороны в случае возможного нашествия врагов. Не случайно город в Древнем мире, в эпоху бронзы именно поэтому стал ключевым центром торговли между Востоком и Западом.

Легенда о возникновении Трои

О появлении легендарного города можно узнать из старинного предания. Еще задолго до построения Трои на территории полуострова Троада (место, где находилась Троя) проживал народ тевкров. Персонаж древнегреческой мифологии Трос назвал страну, которой правил, Троей. Следовательно, все жители стали называться троянцами.

О возникновении города Трои повествует одна легенда. Старшим сыном Троса был Ил, который после смерти отца унаследовал часть его царства. Однажды он пришел во Фригию, сумев успешно победить всех соперников на состязании. Фригийский царь щедро вознаградил Ила, подарив ему 50 юношей и столько же дев. Также согласно преданию правитель Фригии отдал герою пеструю корову и приказал основать город в том месте, где она захочет отдохнуть. На холме Ата у животного появилось желание полежать. Именно там и был основана Троя, которая также называлась Илионом.

Перед построением города Ил попросил Зевса доброго знамения. На следующее утро перед шатром основателя легендарного города появилось деревянное изображение Афины-Паллады. Таким образом, Зевс предоставил Илу залог божественной помощи, оплот и защиту жителям Трои. Впоследствии на месте появления деревянного изображения Афины-Паллады появился храм, а выстроенная Троя была надежно защищена от врагов высокими стенами с бойницами. Сын Ила царь Лаомедонт продолжил дело отца, укрепив нижнюю часть города стеной.

Защитные сооружения Трои

Согласно древнегреческим мифам, сами боги Олимпа участвовали в возведении стен легендарного города. Однажды Зевс отослал Посейдона и Аполлона в Трою на протяжении целого года служить у Лаомедонта. Оба бога выстроили вокруг Трои из крупных каменных глыб прочную стену. Причем если Посейдон выкапывал камни из недр земли и приносил их к городу, то под звуки лиры Аполлона строительство твердыни осуществлялось само собой. Ни одна внешняя угроза не была страшна Трое, если бы богам не помогал человек Эак. Именно часть стены, которую возводил смертный, оказалась уязвимой.

Обманутый Геракл решил поквитаться с царем Трои. На 18 кораблях вместе с героями и войском он задался целью взять неприступный город и отомстить вероломному Лаомедонту. Важную роль в походе сыграл Теламон, сын Эака. Он первым вошел на городскую стену именно в том месте, где работал его отец. Троя была взята, а вероломный царь был убит от стрелы Геракла. Восстанавливать былую мощь легендарного города стал малолетний Приам, сын Лаомедонта. Под властью нового правителя Троя снова расцвела и стала могущественной, как и прежде. Однако в глубокой старости Приам доживал свои дни в великой скорби.

Троянская война

Знаменитое десятилетнее противостояние навсегда прославило древний город. В районе VIII века до нашей эры о легендарной войне было сложено несколько поэм. До нас сохранились только «Одиссея» и «Илиада» Гомера. В них описываются события, произошедшие на 9 году противостояния между жителями осажденной Трои и греками, а также падение города.

Супруга спартанского царя, по воле богини любви Афродиты, влюбилась в Париса. Греки восприняли добровольный отъезд Елены с сыном Приама в качестве похищения. Спартанский царь Менелай вместе со своим братом собрали огромное войско, после чего на своих кораблях отправились покорять Трою.

На протяжении практически 10 лет греки безуспешно пытались сломить сопротивление неприступного города. И лишь хитроумный план Одиссея позволил захватить Трою. История содержит сведения, что греки соорудили большого деревянного коня и оставили его троянцам в качестве подарка, а сами погрузились на корабли и отплыли якобы домой. На самом деле, внутри статуи притаилась группа лучших воинов. Они ночью во время ликований троянцев вышли из коня и открыли ворота своим соратникам. В итоге греки одержали победу благодаря хитрости, а сам город был разрушен и сожжен. Так, появилось знаменитое выражение «Троянский конь».

Окончательное падение Трои

С 350 года до нашей эры и вплоть до 900 года до нашей эры легендарный город находился под властью греков. Впоследствии он переходил из рук в руки различным правителям. Сначала персы в ходе войны с греками овладели Троей, а позже город уже принадлежал Александру Македонскому.

Когда Троей овладела Римская империя, то город снова возродился. Римляне очень гордились своим происхождением от Энея и его спутников. В 190 году до нашей эры Троя вообще была освобождена от каких-либо податей и была расширена.

В 400 году нашей эры Троя была захвачена турками и окончательно разрушена. В VI веке нашей эры исчезли последние поселения людей в месте, где раньше возвеличивался легендарный город. Годы существования Трои берут свое начало примерно с 3000 года до нашей эры, а оканчивается в районе 400 года нашей эры.

Раскопки древнего города

На протяжении многих столетий факт существования легендарного города ставился под сомнение. Большинство людей к самой Трое относились весьма скептически. Благодаря поэме «Илиада» большинство ученых склонялись к мысли, что руины древнего города могут быть обнаружены где-то в районе северо-запада Малой Азии, то есть в месте расположения современной Турции.

Теперь многим людям известно, на территории какого современного государства находилась Троя. Благодаря Генриху Шлиману развалины древнего города были обнаружены в Турции, в 30 км от населенного пункта Чанаккале, близ деревни Тевфикие.

Генрих Шлиман после получения разрешения от османских властей в 1870 году приступил к раскопкам Трои в северо-западной части холма Гиссарлык. Археолог-самоучка 31 мая 1873 года добился успеха, обнаружив клад. Генрих Шлиман поспешно назвал свою находку «Кладом Приама».

Вразрез заключенного договора с османскими властями, согласно которому необходимо было передать половину всего найденного в Археологический музей в Стамбуле, Шлиман контрабандой вывез сокровища в Грецию. После безуспешных попыток продать находку в крупнейшие музеи разных стран мира археолог подарил их Берлину. Впоследствии Генрих Шлиман стал почетным гражданином этого города. После окончания Второй мировой войны найденные троянские сокровища стали храниться в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Что расположено на месте Трои?

Давайте же узнаем, что находится на месте Трои сейчас. В наше время современная Троя существенно отличается от того места, которое описывал в своих поэмах Гомер. На протяжении многих веков береговая линия постепенно отодвигалась, в результате чего раскопанный город оказался расположенным на абсолютно сухой возвышенности.

Ежегодно город-музей посещает множество туристов со всего мира с мая по сентябрь. Руины Трои разных исторических времен имеют великолепный внешний вид. При желании детально ознакомиться со всеми экспонатами рекомендуется нанять экскурсовода.

Наибольшей популярностью на месте, где находилась Троя, среди туристов пользуется деревянная копия знаменитого коня. Каждый человек имеет возможность оказаться внутри большой статуи, почувствовав себя на время в роли хитроумного греческого героя. Вы также можете стать одним из этих счастливчиков, получивших незабываемые впечатления. Но необходимо выбрать время для поездки, учитывая особые факторы. Ведь в некоторые дни людей на месте, где находилась Троя, вокруг троянского коня настолько много, что большинству не удается подойти к нему даже ближе 100 метров.

Не меньшей популярностью в древнем городе пользуется Музей раскопок. Его посетители имеют возможность просмотреть кучу фотографий, макетов и прочих других экспонатов, которые позволят ознакомиться с процессом обнаружения Трои. Также любознательные туристы во время экскурсии могут заглянуть в огромный храм Афины-Паллады, побывать внутри мрачного святилища древнегреческих богов и оценить по достоинству концертный зал Одеон.

Другие достопримечательности Турции близ Трои

К югу от древнего города Трои можно обнаружить руины Александрии Троадской. Этот древний город был основан в IV веке до нашей эры древними греками. За время своего существования переходил в руки римлян. Впоследствии в честь Александра Македонского город получил свое окончательное название.

Стоит отметить, что Александрия Троадская упоминается в Новом Завете. Согласно Священному Писанию, в этом городе Господь повелел апостолу Павлу идти проповедовать в земли Македонии. В наше время руины города носят название Ески-Стамбул.

Возле Александрии Троадской на холме в окружении полуразрушенных стен расположен древний город Асс или Бехрамкале. В период жизни великих мыслителей Платона и Аристотеля здесь функционировала знаменитая философская школа, где побывало немало умов тех времен. Среди достопримечательностей Асс стоит отнести мечеть Мурада, немало гробниц и караван-сараи, которые преобразились в отели для туристов.

Как добраться до Трои самостоятельно

Побывать на месте, где находилась Троя, – все равно, что прикоснуться к легенде. Неслучайно множество туристов ежегодно решаются увидеть удивительные достопримечательности знаменитой Трои в Турции.

Легче всего добраться до легендарного города из Чанаккале, который находится в 30 км от Трои. Каждый час из этого турецкого административного центра отправляется рейсовый междугородний автобус. Примерно около получаса пути отделяет каждого туриста от знаменитого исторического места. Также имеется возможность добраться до Трои из Стамбула, Бурсы или Измира благодаря маршрутным такси.

Посещение легендарного города не является затратным в финансовом плане. Туристу следует потратиться фактически всего лишь за входной билет и проезд.

Читайте также  Сергиево Печерская Лавра где находится?

Фильм «Троя»

В 2004 вышла в свет экранизированная история о легендарном городе. Историческая драма была основана по мотивам поэмы «Илиада». Главные роли в фильме достались таким звездам Голливуда, как Брэд Питт, Эрик Бана, Орландо Блум, Шон Бин, Брендан Глисон и другим известным личностям. Режиссером картины был назначен Вольфганг Петерсен, а за сценарий отвечал Дэвид Бениофф.

В XIII веке до нашей эры троянский царевич Парис похитил Елену Прекрасную, чем возмутил греческих правителей до глубины души. Спартанский царь Менелай собрал огромную армию и на многочисленных кораблях отправился к берегам Трои.

За время ожесточенного противостояния и греки, и троянцы имели попеременный успех. И лишь хитроумная идея Одиссея позволила сломить сопротивление Трои. Закатив большого деревянного коня внутрь города, троянцы обрекли себя на погибель. Ночью греки без проблем расправились с жителями Трои.

Таким образом, до наших времен сохранились лишь руины от легендарного города. Посещение современной Трои позволит каждому человеку прикоснуться к легенде и побывать внутри большого деревянного коня.

Древняя Троя и раскопки Г. Шлимана

Коллекция из 259 предметов, часто называемая «Золото Трои» или «Сокровище Приама», хранится в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 1945 года. Ее составляют предметы, происходящие из кладов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1872–1890 гг. Это различные украшения, сосуды, антропоморфные фигурки, топоры-молотки, изделия из горного хрусталя и т.д. Из семнадцати кладов, с 1881 года хранившихся в Берлине, в Москву попали предметы из тринадцати – те, что в 1939 году были отнесены немецкими специалистами к категории «невосполнимых» – преимущественно изделия из драгоценных металлов и камня. Другие вещи из тех же кладов, главным образом изготовленные из бронзы и глины, находятся в Государственном Эрмитаже.

В зале экспонируются изделия из кладов А, B, D, E, F, Ha, Hb, J, K, L, N, O, R, а также отдельные находки.

Клад «А» – самый большой и наиболее интересный, включал 183 предмета, из которых в ГМИИ хранится 101 экспонат. В него входило 19 сосудов из золота и серебра, в одном из них были найдены две золотых диадемы, налобная лента, серьги в форме корзиночек, височные кольца, браслеты, шейные гривны, а также многочисленные золотые бусинки и подвески.

Две диадемы – Большая и Малая, состоящие из сотен мельчайших деталей, принадлежат к самым замечательным памятникам древнего искусства (витрины 8, 9). Большим изяществом отличаются серьги с корпусом в виде корзиночки, к которой на цепочках прикреплены подвески, напоминающие «идолов» (витрина 7). Низки бус состоят из золотых бусин и подвесок самой разной формы (витрина 7). К сожалению, неизвестно, как выглядели эти украшения в древности. Они нанизаны произвольно еще при Г. Шлимане и скреплены на концах красными сургучными печатями с оттиском латинской буквы S. Возможно, это печать самого Шлимана, но не исключено, что она принадлежала Хуберту Шмидту, автору первого каталога коллекции.

Среди сосудов, найденных в кладе «А», выделяются так называемые антропоморфные, выкованные из цельных кусков тонкого серебра, со съемными крышечками-«головками» (витрина 1). Через вертикальные отверстия на ушках колпачков и ручках сосудов продевались шнуры, закреплявшие крышки. Скорее всего, в них хранили ароматические масла и благовония. Для этих же целей мог предназначаться и шаровидный золотой сосуд с коротким узким горлом (витрина 6). На его поверхности местами можно разглядеть следы трех ярусов вертикально вытянутых ромбов. Предположительно, это отпечатки несохранившейся сетки из органического материала, в которой сосуд, не имевший основания, подвешивался.

К самым замечательным памятникам относится уникальный золотой ладьевидный сосуд, с двумя носиками-сливами, иногда называемый «соусником» (витрина 14). Известны отдельные сосуды из металла и фрагменты керамических изделий близких очертаний, однако точных аналогий «соуснику» нет. Вероятнее всего, сосуд предназначался для ритуальных церемоний и, как антропоморфные сосуды, имеющие следы ремонта, использовался долгое время; возможно, именно тогда один из его носиков-сливов был не очень аккуратно раскован.

Из пяти браслетов выделяется один, из клада F (витрина 4). Его широкая пластина украшена рядами спиралевидного орнамента и розетками. Орнаменты по характеру исполнения напоминают декор головки золотой булавки, украшенной шестью миниатюрными двуручными сосудиками (клад О; витрина 4). Каждый сосудик-амфора выполнен из семи элементов, спаянных между собой.

Особое место среди троянских кладов принадлежит кладу L, найденному Шлиманом незадолго до смерти, в 1890 году. Он включал четыре ритуальных топора-молотка (витрина 15) и разнообразные предметы из горного хрусталя, в том числе 6 наверший жезлов или рукояток мечей, а также пластины округлой формы, так называемые «линзы» (витрина 16). На некоторых «линзах» есть следы окислов железа и бронзы, поэтому ряд исследователей видит в них накладки бронзового пояса или шкатулки; другие полагают, что «линзы» служили игральными фишками. Наконец, большая круглая линза могла использоваться как увеличительное стекло, она дает примерно двукратное увеличение.

Исключительную важность представляют топоры-молоты – один из лазурита и три из нефрита и жадеита. Сам Генрих Шлиман ценил их выше всего найденного им в Трое. Верхняя часть топоров орнаментирована рядами шишечек и рельефных валиков, имитирующих декор металлических изделий. На шишечках двух топоров обнаружены следы позолоты. Тщательная полировка поверхности, скругленные лезвия, следы золочения, а также сам материал указывают на парадный характер этих топоров, по всей вероятности, изготовленных в самой Трое. Близкие по форме топоры хорошо известны в середине – второй половине III тысячелетия до н.э., но троянские превосходят их и по уровню обработки камня, и по манере орнаментации.

Куда приводят мечты: как древняя Троя погибла в XIX веке

По следам слепого певца

Строки Гомера и догадки некоторых современников о местонахождении древнего Илиона в начале 1870-х годов привели Генриха Шлимана на территорию современной Турции. К 1873-м Шлиман обнаружил близ холма Гиссарлык несколько, как сказали бы сейчас, культурных слоёв — остатков поселений разного времени. Ориентируясь на свои представления, энтузиаст ожидал найти обломки некогда окружавших город стен — и он их нашёл. Что ещё более примечательно, на каменных блоках сохранились следы пожара — по мнению Шлимана, того самого, которым закончилась история Трои.

Кроме того, предприимчивый мечтатель обнаружил в стене нишу со множеством золотых украшений. Как Шлиман описывал события того дня, он пораньше отослал рабочих, а его вторая жена, гречанка София, выносила в подоле находки. Самоназванный первооткрыватель Трои вывез «клад Приама», правителя города, с территории Турции, чему власти страны не обрадовались. Затем он попытался продать их различным государствам, а когда сделка не состоялась, подарил одному из берлинских музеев.

Мало кто из учёных того времени признавал Шлимана своим коллегой. Несмотря на это, нашлись у него и сторонники. Не будет ошибкой сказать, что неоднозначное наследие Шлимана вызывает споры до сих пор. В зависимости от того, с какой стороны подойти к его исследованиям, и Троя окажется не Троей, и клад Приама — не приамовыми драгоценностями, да и отчёт самого искателя древностей о его жизни — компиляцией реальных событий и придуманных приключений.

Подход к эпической поэме «Илиада» также требует осторожности. Первое и очевидное обстоятельство, которое нужно учитывать: не стоит воспринимать её как исторический источник. Отражается ли в поэме древность? По всей вероятности, да. Но вот в том, как это происходит, много тонкостей.

Между мифом и реальностью

Поэму датируют примерно VIII веком до н.э. Описываемые события относятся к более раннему периоду, примерно середине XIII века до н.э. Очевидно, что Гомер повествует не о тех событиях, современником которых он был. Автор собрал в поэме предания, которые узнал от предшественников.

Как говорят исследователи, в тексте можно обнаружить отсылки к разным периодам — как к более древнему, когда, по-видимому, и состоялась Троянская война, так и к более позднему, когда фрагменты сказаний объединились в поэму. При этом нельзя с уверенностью сказать, какие именно элементы относятся к той или иной эпохе. Например, культура древнего Илиона вряд ли предполагает такие сцены, как публичная перебранка двух царственных особ или общий пир первых лиц и рабов. Это больше характерно для патриархальных сельских общин, распространённых во времена жизни Гомера.

Стоит учесть и другие сюжетные особенности. Помимо прочего Троянская война вписывается в контекст древнегреческой мифологии. К конфликту в конечном счёте привела обида Геры и Афины на Париса — сына правителя Трои. В саду Гесперид он назвал прекраснейшей из богинь Афродиту, которая обещала ему любовь самой красивой женщины мира — Елены. Только вот Елена приходилась женой Менелаю, и когда Парис похитил её и сбежал в Илион, обиженный муж развязал 10-летнюю войну из-за беглянки. Некоторые фрагменты прямо описывают перебранки богов и богинь у стен города.

Мифологическая причина, даже при условии незнания действительной, конечно, не опровергает реальности самой войны. Однако отчасти критика, которой подвергали Шлимана, шла именно по этой линии. Значительная часть научного сообщества в те времена воспринимала «Илиаду» исключительно как выдумку, однако интерес к поискам Трои снова возрождался. То есть сторонники у Шлимана всё же были. И, пожалуй, единственное, что он мог сделать, чтобы заставить критиков замолчать, — найти тот самый город.

Найти и уничтожить

Стоит отметить, что находимые Шлиманом свидетельства более ранних поселений не всегда оправдывали его ожидания. Собственно, тот слой почвы, который содержал следы поселения XIII века до н.э., показались ему мало впечатляющими. По этой причине раскопки вглубь продолжились. Как выяснили позже археологи, слой, который Шлиман счёл той самой Троей, на тысячу лет древнее искомого. А всего на месте раскопок на текущий момент обнаружено более 10 культурных слоёв разных времен.

Место, где из века в век сохранялось поселение, было, по всей видимости, довольно удачным — через него проходили многочисленные торговые пути. Позже учёные выяснили, что в окрестностях были и другие города, между которыми, вероятно, поддерживались активные связи. Это не столько опровергает поэму Гомера или находки Шлимана, сколько рисует несколько иную картину тех времён: долгое время Троя считалась едва ли не единственным европейским городом Бронзового века.

Что касается самого Шлимана, чей вклад в археологию и, в частности, в изучение Трои всё же признали, он не только любил делать скоропалительные выводы о новом открытии, найдя черепки древнего горшка, но и приукрашивал свою жизнь в собственных дневниках. Так, установлено, что в тот день, когда его супруга София якобы выносила из Трои сокровища царя Приама, на самом деле на месте раскопок не было ни её, ни его самого.

В частности, по этой причине скептицизм вызывали, а отчасти и до сих пор вызывают, некоторые его находки. Если же говорить об Илионе, то Шлиман не только нашёл его, но и сделал невозможными практически любые попытки изучения города времён Троянской войны. Срыв нужный слой, Трою XIII века до н.э. любитель древностей попросту уничтожил как археологический памятник.

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: