Малый театр: что посмотреть?

Сила Культуры – информационно-образовательный проект посвященный театру, культуре и искусству. Статьи о театре, обзоры постановок, подробная информация о культурных событиях.

Малый театр. Что посмотреть на сцене одного из старейших театров страны?

Как реставрировали?

Малый театр России

Инициатор реставрации — Правительство Москвы. Были разработаны две программы обновления Большого и Малого театров. Когда Большой «углубили» на шесть этажей вниз, стены Малого начали проседать. К тому же фундамент театра долго размывался подземными водами Неглинки. Последнее время он был в аварийном состоянии. И вот…
Укрепили фундамент, стены, подземные переходы — теперь по ним можно обойти весь театр, — заменили все инженерные сети, крышу, установили новые свет и звук, новый поворотный круг сцены. Декорации теперь будут храниться в кассетном складе, каждый спектакль — в своей кассете — и одним нажатием кнопки опускаться на сцену. Появились просторные костюмерные, ведь многие костюмы представляют историческую ценность.

Что увидит зритель?

Малый театр России

Для зрителей расширили вестибюль, гардероб, щепкинское фойе, обустроили новый зал для концертов, выставок и спектаклей. Восстановлен облик основного зала 1948 года, но количество зрительских мест из-за противопожарной безопасности уменьшилось с 1100 до 870. Отремонтировали зрительский буфет и центральный плафон зала, демонтировали герб СССР над сценой, полностью заменили занавес, кресла, обивку в ложах, паркет. Реконструкцию в театре назвали «обновлением великого старого». Все делалось бережно, чтобы не потерять прежний лоск императорского театра, театра-музея.

Почему «Малый»?

Большой театр России

Любопытно, что между Большим и Малым театрами есть подземный переход, ведь раньше это был единый театр, и одна труппа играла на двух сценах. Названия «малый» и «большой» обозначали здания — разные площадки одного театра. Но со временем драматические спектакли начали ставиться только в «малом» театре, и постепенно так стал называться театр. С 1917 года термин «Малый театр» стал официальным.

Театр-музей, театр-легенда…

В театре существует легенда, что пространство над сценой священно, в него нельзя вторгаться, там обитают духи великих актеров… И реставраторам пришлось ухищряться, составлять проект с оглядкой на легенду, чтобы не потревожить тени знаменитых артистов.
Большое влияние на становление театра оказал трагик Павел Мочалов, первым нарушивший классические каноны игры, показавший правду жизни со сцены. В то же время в труппу пришёл бывший крепостной актёр Михаил Щепкин, «он первым стал нетеатрален на театре», показав настоящую реальность на сцене, по словам Герцена. (Именем Щепкина названо Высшее театральное училище при Малом театре).
Здесь начала театральную карьеру легендарная Мария Ермолова, а также Игорь Ильинский, Борис Бабочкин, Михаил Царев, Михаил Жаров, Владимир Кенигсон, Юрий Каюров, Виктор Коршунов, Руфина Нифонтова, Евгений Самойлов, Евгений Вестник и еще длинный список талантливых актеров.

С чего начать знакомство с театром взрослым?

Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты»

Но не только артисты составляют золотой фонд театра. В Малом даже билетерши и гардеробщицы торжественны и церемонны и всем своим видом дают понять, куда вы пришли. Они посоветуют, что надо обязательно посмотреть — конечно, Островского! «Посмотрите нашу комедию «На всякого мудреца довольно просторы», — нередко слышат зрители. И впрямь. История карьериста, высмеивающего в своем тайном дневнике все пороки окружающих, а потом разоблаченного, но все же «обласканного» ими, захватывающе-интересна. Как, впрочем, и любая другая пьеса великого драматурга. Например, в комедии о купеческой семье «Свои люди — сочтемся» такой звездный состав, что даже роль мальчика на побегушках играет Лауреат премии Правительства России, а уж главные герои — все сплошь Народные и Заслуженные артисты.

Спектакль «Свадьба, свадьба, свадьба»

Лучшее средство от усталости и грусти в долгие зимние вечера — комедия «Свадьба, свадьба, свадьба» по чеховским рассказам «Медведь» и «Предложение». Смех в зале нескончаем и временами даже заглушает реплики актеров. История о незадачливом женихе, пришедшем с предложением к невесте, которое едва не закончилось судебным иском, сам писатель считал «безделицей», но пьеса 130 лет не сходит с театральных подмостков.
Сегодня в труппе играют народные артисты СССР — Элина Быстрицкая и Юрий Соломин, он почти тридцать лет является худруком театра и бережно хранит вековые традиции классического исполнения, фундаментальность, незыблемость. Молодое поколение актеров строго следуют трактовкам ролей, передаваемым старшими коллегами. Как говорят в театре: «Малый никогда не подстраивается под время».

А что посмотреть детям?

Спектакль «Золушка»

Только здесь можно увидеть, как степенно, неторопливо, со вкусом распивали чаи во времена Островского, с каким достоинством прислуживали лакеи в дворянских домах, услышать правильный литературный русский язык — речь актеров Малого театра долгие годы считалась стандартом русского языка. Вот почему особенно важно водить сюда детей, ведь на сцене — ожившее прошлое, наша история, живая связь с ней. Ведь, как говорил Островский, «без театра нет нации». И в Малом уверены: репертуар театра создает то, что закладывает основы таких понятий, как «Родина», «патриотизм», «воспитание».

Спектакль «Недоросль»

В афише театра всегда есть спектакли для детей разных возрастов, в том числе пьесы из школьной программы. Например, сейчас дошкольники могут посмотреть «Снежную королеву». А действие «Золушки» начинается уже за 45 минут до спектакля — зрителям предлагается интермедия «Верные друзья Золушки». Для школьников в репертуаре — комедия Фонвизина «Недоросль», в которой, быть может, кто-то узнает себя. А также драма Лермонтова «Маскарад», «Пиковая дама» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова. Старшеклассникам — спектакли по пьесам Чехова «Свадьба, свадьба, свадьба» и «Перечитывая Чехова».

Спектакль «Маскарад»

«Дом Островского»

В репертуаре — лучшие классические произведения мировой литературы: Шекспир, Мольер, Бомарше, Шеридан, Гольдони, Фонвизин, Крылов, Пушкин, Чехов, Гоголь, Тургенев. Особое место занимают пьесы Александра Островского. Малый театр прежде даже называли «домом Островского», ведь здесь увидели свет все 48 пьес драматурга — некоторые из них он сочинял специально для бенефиса любимых актеров. Сейчас в репертуаре семь пьес Островского.

Памятник А.Островскому у здания Малого театра

В 1929 году перед входом в театр был возведен памятник писателю. Здесь проводится общероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского», в рамках которого театры из регионов представляют свои премьеры.

Для тех, кто видел все

В наступающем году зрителей ждут несколько премьер — «Таланты и поклонники» режиссера Владимира Драгунова. Стефано де Лука репетирует «Слугу двух господ или Труффальдино из Бергамо», Антон Яковлев ставит «Короля Лира», а в филиале на Большой Ордынке Юрий Соломин приступает к «Женитьбе» Гоголя.

Филиал на Ордынке

Филиал Малого театра, расположенный на Ордынке, достоин отдельного упоминания. По величине и великолепию он затмит основную сцену любого другого театра. А его зимний сад, мраморная лестница, колонны и скульптуры под стать дворцу, музею. И спектакли здесь всегда оформлены роскошными декорациями.

Малый театр — национальное достояние

Театр стал также площадкой для Международного фестиваля национальных театров, на него приезжают участники со всего мира со своими традиционными национальными постановками.
Указом Президента РФ Малому театру присвоен статус национального достояния и особо ценного культурного объекта страны, наряду с Третьяковской галереей, Эрмитажем и Большим театром.

Малый императорский. Как устроен один из старейших театров Москвы

История Малого театра начинается примерно в одно время с Московским университетом, Академией художеств и первыми московскими гимназиями. Это был период правления императрицы Елизаветы Петровны, совпавший с приходом в Россию идей Просвещения. Начав с создания костюмов для кадет, которые разыгрывали при дворе пьесы, в 1756 году она подписала указ о создании русского государственного профессионального театра. Тогда же в Московском университете появилась собственная труппа, состоящая из студентов. Вскоре в ее состав стали входить не только актеры, но и певцы, танцовщики и музыканты.

В 1766 году взошедшая на престол Екатерина II доверила дирекцию (антрепризу) труппы любителю театра и сочинителю Николаю Титову. Спустя три года его сменили итальянские антрепренеры Бельмонти и Чинти. Талантливые театральные деятели получили разрешение работать в Москве в течение пяти лет. После смерти Бельмонти за театр разгорелась борьба.

В 1776 году театром заинтересовался губернский прокурор князь Петр Урусов. В то время труппа давала представления в пристройке к дому графа Воронцова на Знаменке. Но Урусов построил для труппы собственное здание, фасад которого выходил на улицу Петровку (ныне — Театральная площадь). Вскоре в здании произошел пожар, Урусов потерпел серьезные убытки и передал дело английскому антрепренеру Майклу Меддоксу. Интересно, что тот приехал в Россию как преподаватель математики, но постепенно заинтересовался театром. Меддокс обещал построить новое здание полностью за свой счет, и к 1780 году оно было уже готово.

В 1806-м театр вошел в систему императорских театров. Однако его, казалось, преследовал злой рок: незадолго до этого в здании снова случился пожар. Артистам пришлось выступать на других площадках. В 1816 году был объявлен конкурс на возведение нового здания на этом же месте.

В 1818-м молодой купец Василий Варгин скупил участки земли по соседству. Там он построил дом с концертным залом и галереей с магазинами. Ему предложили сдать здание в аренду театру, Варгин согласился. Особняк перестроили быстро, всего за два месяца. Вскоре труппа Московского императорского театра стала играть там.

Публика была разнообразной: состоятельные зрители арендовали удобные ложи на весь сезон, самые бедные довольствовались стоячими местами на галерке — билет туда стоил недорого. Показывали водевили, оперы-буфф, оперетты. Аплодисменты не одобрялись.

Здание Малого: вчера

Изначально названия Большого и Малого театров писали со строчных букв — просто обозначали размеры зданий. Долгое время оба императорских театра соединял подземный переход, по которому артисты могли беспрепятственно передвигаться. Особенно это было удобно, если в один вечер артист должен был играть на двух площадках. Если спектакль драматической труппы, обосновавшейся в малом театре, больше подходил для сцены большого, то представление давали там, и наоборот. Часто можно было услышать: «Сегодня малый играет в большом».

Сейчас сцена Малого театра параллельна партеру, а раньше была расположена под наклоном к залу — для лучшего обзора. Из декораций были только расписной задний занавес и падуги, скрывавшие механизмы верхней части сцены. В антракте зал освещала огромная люстра со свечами, которая во время спектакля поднималась на специальный чердак.

В 1840-м к основному зданию пристроили новый зрительный зал и новую сцену, которые действуют и сегодня, а старые переделали под закулисные помещения.

В 1900 году актер, режиссер и реформатор отечественного театра Александр Ленский побывал в Германии. Увидев на одной из сцен в Германии поворотный круг, он загорелся идеей поставить такой же в Малом. Ему отказали: по предварительным подсчетам, стоимость работ была сравнима с годовым бюджетом всех императорских театров. Тогда Ленский переизобрел механизм, заручившись поддержкой опытного декоратора Карла Вальца. Механизм сохранялся до 1940 года.

В театре были две особенные ложи — портальная и центральная. До революции их занимали члены царской семьи, а потом — главные партийные деятели. С 1949-го по 1980-е годы купить туда билеты могли абсолютно все желающие. Сейчас нет: центральную ложу используют под светозвуковое оборудование, а портальную — только для высокопоставленных гостей.

Здание Малого: сегодня

В 2014 году театр закрылся на реконструкцию. До этого масштабные изменения в здании происходили в 1940-е под руководством архитектора Александра Великанова. Его чертежи использовали и во время новой реконструкции — с поправкой на сегодняшние требования. В партере раздвинули ряды — мест стало меньше, зато появилась возможность установить кресла для зрителей с ограниченными возможностями здоровья. У театра появилось еще одно помещение — новое Щепкинское фойе, в котором сейчас проходят концерты, музыкальные вечера и выставки.

Художественный руководитель Юрий Соломин попросил не убирать с потолка зрительного зала деревянную деку — она создает хорошую акустику. Не стали менять и цветовое решение самого зала, выполненное в красно-бело-золотых тонах. Сохранилась также суфлерская будка (Малый театр — один из нескольких в Москве, где все еще есть суфлеры).

Читайте также  Олимпийский парк что посмотреть самостоятельно?

На своих местах остались четыре скульптуры русских классиков — Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и Александра Грибоедова, установленные в фойе в 1949 году. Их произведения чаще всего можно увидеть на сцене Малого.

Эскадрилья Малого театра

Памятная доска, посвященная жизни театра в годы Великой Отечественной войны, — первое, что видят зрители, сдав одежду в гардероб. Артисты Малого внесли свою лепту в Победу: одни отправились на фронт с оружием в руках, а другие показывал спектакли — в землянках, на палубах военных кораблей, в поле, в лесу. Бывало, что представление прерывалось сигналом к бою, и тогда зрители-солдаты поднимались с мест, а через какое-то время возвращались — те, кто мог. Артисты отказывались от премий, а на собранные деньги строили самолеты, которые называли эскадрильей Малого театра.

Еще во время войны у театра появился филиал — здание на Большой Ордынке. Первый спектакль — «На бойком месте» по пьесе Островского — показали 1 января 1944 года. Филиал работает и сегодня, часть спектаклей показывают там.

Дом Островского, Щепкина, Мочалова

Малый театр неофициально называют Домом Островского. Здесь поставили все 48 пьес драматурга. Сам Александр Николаевич часто приходил на репетиции, дружил с артистами, помогал им советами. Памятник Островскому около театра открыли 90 лет назад. Его создатель — знаменитый скульптор Николай Андреев.

Именно Островский в свое время произвел настоящую театральную реформу. Благодаря ему появилось понятие «актерский ансамбль»: говоря о Катерине из «Грозы», мы говорим и о Кабанихе, и о Тихоне, потому что ни одного из героев пьесы невозможно рассматривать вне контекста. И в спектакле на передний план выходит уже не актер-одиночка, а несколько артистов. К тому же он был убежден: актер должен полностью перевоплотиться. Новаторские идеи драматурга впоследствии развил Константин Станиславский. Взгляды Островского разделяли и его современники. Например, один из ведущих актеров Малого Михаил Щепкин был с ним абсолютно согласен: чтобы сыграть правдоподобно, нужно стать своим персонажем.

Щепкин — бывший крепостной актер. Вольную он получил, служа в Полтавском театре. Тогда ему было 33 года. В Малом он играл Фамусова («Горе от ума»), Городничего («Ревизор»), Барона («Скупой рыцарь»). Многие зрители специально шли посмотреть на его игру. Он был первым, кто заговорил о необходимости актерской школы: одного энтузиазма недостаточно и, чтобы выходить на сцену, нужно образование. Поэтому театральное училище при Малом театре носит его имя.

В Щепкинском фойе театра есть портрет Михаила Семеновича, написанный Ильей Репиным. В октябре 1917 года, когда в здание ворвался отряд красногвардейцев, картина была исколота штыком. Отреставрированный портрет сегодня хранится под стеклом.

Еще одна из центральных фигур Малого театра — актер Павел Мочалов, который дебютировал здесь в 1817-м. В Щепкинском фойе есть и его портрет — Мочалов изображен в роли барона Мейнау в пьесе Коцебу «Ненависть к людям и раскаяние». Многие критики писали: несмотря на то что он очень талантливый артист, вдохновение на сцене могло на него так и не снизойти. Но, если отдельная сцена была ему близка, он тут же включался в процесс, и тут начиналось самое интересное. Зрители говорили, что его игра становилась настолько гениальной, что за нее ему можно было простить все что угодно. Он был любимцем публики, играл главные роли в «Гамлете», «Севильском цирюльнике», «Доне Карлосе» и других спектаклях, билеты на которые порой было очень сложно достать.

После революции директором театра стал Александр Южин. Когда он был молодым провинциальным актером, то по пути в Петербург решил заехать в Москву — специально, чтобы побывать в Малом. Сев на самое дешевое место на галерке и дождавшись начала спектакля, Южин был поражен уровнем актерской игры. Никакого гримасничанья, с публикой не заигрывают — ее как будто не замечают. Научиться играть, не играя, стало мечтой молодого актера. Через несколько лет Южин дебютировал на сцене Малого в роли Чацкого в первой московский постановке «Горя от ума» по комедии Александра Грибоедова, а вскоре стал ведущим артистом.

В разные годы театром руководили Илья Судаков, Пров Садовский, Константин Зубов, Михаил Царев, Евгений Симонов, Борис Равенских. Народный артист СССР Юрий Соломин занял должность художественного руководителя Малого театра в 1988 году. Сюда он пришел в 1957-м, сразу после окончания Щепкинского училища, а в апреле 2019-го Министр культуры России Владимир Мединский подписал с ним бессрочный трудовой договор.

Что посмотреть

Сейчас в Малом большая часть репертуара — классика, но так было не всегда. До советского времени там чаще показывали спектакли, рассчитанные на самую непритязательную публику: водевили, мелодрамы, комедии.

«Горе от ума» — визитная карточка театра. Это тот самый спектакль, в котором играл Александр Южин. Премьера состоялась в 1831 году, и комедия до сих пор не выходит из репертуара. Роль Фамусова в постановке Сергея Женовача исполняет сам Юрий Соломин. В спектакле использована музыка Михаила Глинки, Сергея Рахманинова и Александра Даргомыжского.

Постановки Малого театра неоднократно удостаивались премии «Золотая маска». В 2004 году ею наградили спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше» — за лучший актерский ансамбль. Пьесу Островского поставил Сергей Женовач. Главные роли исполнили Виктор Низовой, Евгения Глушенко, Людмила Полякова и Сергей Кагаков.

«Последняя жертва» — еще один спектакль по произведению Островского (постановка Владимира Драгунова). В 2006-м Василий Бочкарев, сыгравший купца Флора Прибыткова, получил за эту работу «Золотую маску». Его партнерами на сцене были Людмила Титова, Борис Клюев и Александр Ермаков.

Последнюю пьесу Мольера, комедию «Мнимый больной», в 2005 году перенес на сцену Сергей Женовач. Спустя два года ее наградили «Золотой маской» в номинации «Спектакль большой формы».

Все эти постановки можно будет увидеть и в следующем сезоне.

Статья подготовлена по материалам Малого театра.

Большие спектакли Малого театра

«Коллегия бессмертных» — так назвал Малый театр знаменитый публицист, драматург и критик Александр Амфитеатров. Из студенческой театральной мастерской Малый стал одним из самых известных театров страны. В ХIХ столетии получил негласное звание «Дом Островского», а в ХХ веке признан национальным достоянием.

Впервые спектакль по пьесе Островского в Малом театре был поставлен в 1871 году. Возвращалась комедия знаменитого драматурга четыре раза. В 1974-м — в постановке Игоря Ильинского. Счастливцева сам Игорь Владимирович играл… трижды. В 1924 году в Театре имени Мейерхольда, в конце 40-х годов и еще спустя тридцать лет на сцене Малого театра — в собственной постановке. «В спектакле мне хотелось бы воспеть русского актера, актера-художника, который никогда не найдет ничего общего с мещанством и эгоизмом», — писал Ильинский в книге «Сам о себе».

«Ярмарка тщеславия»

Легендарный спектакль по роману Уильяма Теккерея, собравший крупнейших актеров Малого театра, вплоть до Александры Александровны Яблочковой, которой на момент записи исполнилось 95 лет. Первая постановка на русской сцене. В центре внимания — история юной гувернантки Бекки Шарп, по необходимости то обворожительной красавицы, то полной подчеркнутой любезности скромной девушки. Одним словом, актрисы на все случаи жизни. Эпизоды спектакля — словно ступени, на пути к вершине «ярмарочной лестницы». Эта постановка — первая работа режиссера Игоря Ильинского имела настоящий успех у зрителя. От премьеры в 1958 году к моменту записи спектакль был сыгран 500 раз.

«Вишневый сад»

Первая постановка в истории Малого театра по одноименной пьесе Антона Павловича Чехова. Иллюстрация к смене эпох. Поколение Раневской и Гаева, сентиментальное и непрактичное, уступает дорогу деловому напору Лопахиных. В спектакле Игоря Ильинского одной из центральных фигур становится эпизодический герой — слуга Фирс, которого играл сам режиссер. Один из критиков назвал Фирса–Ильинского «королем Лиром русской усадьбы». В нем нет подобострастия, лишь чувство собственного достоинства. Спектакль по сей день идет на сцене, с другим составом. Восстанавливался дважды — в 1988 и 2013 году, в той же постановке Игоря Ильинского.

«Театр императрицы»

Историческая фантазия Эдварда Радзинского на тему из дворцовой жизни ХVIII века. В центре внимания знаменитого драматурга — одна из самых загадочных фигур русской истории — «княжна Тараканова». Но главная героиня спектакля все же российская императрица в исполнении Татьяны Лебедевой. Екатерина II пытается разобраться в личности самозванки или законной наследницы? Поставил этот костюмный спектакль Владимир Драгунов — ученик Марка Захарова и Андрея Гончарова. В лучших традициях Малого театра — с особой манерой речи и движения, соответственно представляемой эпохе.

  • 5 скандальных премьер, которые позже стали классикой
  • «Любая формула существует для того, чтобы ее разрушить»
  • Что смотреть на «Золотой маске»

«Мамуре»

Спектакль к юбилею. Так в Малом театре отметили 60-летие службы на сцене народной артистки СССР Елены Гоголевой. Постановка оказалась столь удачной, что шла на протяжении двадцати лет. Пьесу французского драматурга на русский язык перевела дочь Александра Куприна Ксения, вернувшись из эмиграции. «Мамуре» — комедия с элементами водевиля. История о том, как юбилей достопочтенной бабушки Селины стал поводом для похода в цирк с последующим выходом замуж за циркача одной из благопристойных девиц. Интриги, тайны и компромат в семейной обстановке. В главной роли — Елена Гоголева в окружении блистательных коллег: Евгения Весника, Виталия Соломина, Евгении Глушенко.

«Холопы»

Триумф и последняя роль народной артистки Елены Гоголевой, которая служила на сцене Малого театра более семи десятилетий. В этом спектакле актриса уже выходила на сцену — в 1921 году, в роли Дуни Веточкиной, главную роль в постановке тех лет играла сама Мария Ермолова. Постановка 1987 года обличает те же пороки, что и более полувека назад — холопство, ратует за утверждение человеческого достоинства. Спектакль стал блестящим дебютом известного сценографа Андрея Сергеева, создавшего на сцене целый мир с мачтами кораблей, живописными беседками и домиками с петербургских окраин.

«Пучина»

Уникальная возможность заглянуть на сцену малого театра сорокалетней давности. Спектакль с главной ролью Кирилла Кисельникова для Юрия Соломина после семи лет театрального затишья. Драма Николая Островского о «маленьком человеке», тонущем в житейской пучине. В университете недоучился, приданого недополучил, семейное счастье не обрел, предостережениям друга не внял, голос совести не услышал, а вот злополучного Неизвестного — как раз наоборот. В итоге семья Кисельникова оказалась на дне жизни. Спасла спектакль от драматического конца воля автора: Лиза — бедная дочь главного героя выходит замуж, но вины с Кисельникова счастливый финал не снимает.

«Любовь Яровая»

60-летию Октябрьской революции посвящается. Пьесу, которую открыл Малый театр в 1926 году, в семидесятых поставил Петр Фоменко. В первой постановке Малому приходилось доказывать свою революционную благонадежность. В семидесятые Фоменко рассказывал на сцене о жизни народа в революцию, избегая привычного для этой темы пафоса. «В постановке белые были изображены без аксельбантов, а большевики — без стандартных штампов», — говорила о спектакле участница первой постановке Елена Гоголева. Актриса приняла новую Яровую «всем сердцем».

«Дети Ванюшина»

История из жизни. В 1901 году писатель Сергей Алексеев под псевдонимом Найденов написал пьесу, построенную на автобиографическом материале. «Это удивительно жизненная пьеса… Кажется, что перед нами приподняли завесу настоящего человеческого горя, непонятных надежд, разбитых мечтаний», — писали газеты в начале ХХ века. После премьеры в театре Корша пьеса стала классикой русского театра. В спектакле Малого театра 1982 года купца Ванюшина играет Михаил Царев. В этом спектакле народный артист СССР играл три роли: в постановке 1926 года — младшего сына, 1939-го — старшего сына, а в 80-х сам поставил спектакль и сыграл главную роль.

«Привидения»

Пьеса Генрика Ибсена написана в 1882 году. В России была долгое время под запретом и впервые удалось заглянуть в укромные уголки благополучного буржуазного дома лишь спустя два десятилетия. В Малом театре «Привидения» появились в 1909 году. История, в которой у каждого своя тайна, а за каждой портьерой — привидение или скелет в шкафу. Фру Алвинг и ее семейные секреты: от неверного мужа до внебрачной его дочери — служанки Регины и сына Освальда, который серьезно болен и пытается по неведению сбежать с собственной сестрой. Полный интриг спектакль с безупречным актерским составом.

Читайте также  Верея достопримечательности что посмотреть?

Малый театр

История театра

Малый театр

Малый театр — старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа Императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр. » Известный поэт и драматург М.М.Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.
На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров.
В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название — Малый театр.
«Московские ведомости» поместили объявление о первом спектакле в Малом: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет. »
Слово «малый» сначала даже не писали с заглавной буквы — ведь оно объясняется просто размерами здания, которое было невелико по сравнению со стоящим по соседству Большим театром, предназначенным для балетных и оперных спектаклей. Но вскоре слова «Большой» и «Малый» стали именами собственными, и ныне во всех странах мира звучат на русском языке. До 1824 года балетно-оперная и драматическая труппы Императорского Московского театра были единым целым: один и тот же артист мог участвовать в спектаклях разного рода. Долгое время театры были соединены даже подземным ходом. Продолжалось и взаимопроникновение жанров.
Знаменитый писатель И.А.Гончаров, обращаясь к А.Н.Островскому, писал: «Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». Сегодня Островский и Малый театр — имена, неотделимые друг от друга. Великий драматург написал 48 пьес, и все они были поставлены в Малом. Островский создавал пьесы специально для Малого и обязательно сам читал их актерам. Кроме того, он проводил репетиции с актерами, определяя трактовку и характер исполнения пьес. Многие произведения были написаны Островским для бенефисов, по просьбе того или иного актера Малого театра.Еще при жизни драматурга Малый стали называть «Домом Островского». Памятник великому драматургу установлен у входа в театр. И, какие бы перемены ни происходили в театре и в обществе, пьесы Островского сохраняли и сохраняют в Малом ведущее положение. Полтораста лет тому назад был заключен союз, нерасторжимый и поныне: Островский обрел свой театр, Малый театр – своего драматурга.

Датой основания Малого театра принято считать 14 октября 1824 г., когда в нынешнем здании Малого театра, на Петровской площади, начались спектакли драматической труппы бывшего Петровского театра, с 1806 г. входившего в систему императорских театров. До 1917 г. Малый театр находился в ведении Московской конторы императорских театров. После Октябрьской революции, в 1918 г., передан в ведение Наркомпроса РСФСР; с 1909 по 1927 г. директором Малого театра был А. И. Южин. С 1936 г. театр находился в ведении Комитета по делам искусств при СНК СССР, Министерства культуры СССР.
В 1937 г. Постановлением ЦИК СССР Малый театр награжден орденом Ленина.

Указом Президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Малый был включен в список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Лучшие спектакли на русском языке, которые можно посмотреть онлайн

Предлагаем вашему вниманию разножанровую подборку лучших спектаклей на русском языке, которые можно посмотреть онлайн. Приятного просмотра!

1. Кто боится Вирджинии Вульф? Театр Современник.

По одноименной пьесе американского драматурга Эдварда Олби в постановке Московского театра «Современник» . В шутливом названии пьесы — переиначенная строчка «Нам не страшен серый волк!», но посвящена она теме кризиса традиционных моральных ценностей. Съемки в Московском театре «Современник» в отсутствие зрителей. Драматическая история из жизни внешне благопристойной супружеской пары, прожившей вмести более двадцати лет. Жена – дочь ректора университета, муж — преподаватель истории. Однажды на огонёк с очень корыстной целью – завязать нужные знакомства к ним забрела молодая супружеская пара. Ночь, которую они проводят вчетвером, где Джордж и Марта, подначивая и обвиняя друг друга, рассказывают дикие истории из прошлого, которые оборачиваются изменой.

2. Дальше — тишина. Театр имени Моссовета

Действие спектакля происходит в США, в семье Куперов. Придя на обед к родителям, дети узнают неприятную новость — родители вынуждены расстаться с домом из-за задолженности банку. Скидываться на оплату жилья для родителей дети не желают, и начинаются разборки — куда девать мать и отца. Старики становятся в тягость своим детям.

3. Ужин с дураком

Представьте себе, что сегодня у Вас ужин с друзьями. Обязательное условие – привести с собой. дурака. Дурак, естественно, не догадывается, почему ему оказана такая «честь». Смысл шутки в том, чтобы развязать необычному гостю язык. Тот же, кто приведет «лучшего» – победитель. А теперь, представьте, что у вас страшный приступ радикулита, жена уходит из дома, а перед вами тот самый дурак, приглашенный на ужин.

4. По По

В этом спектакле Е.Гришковец вместе с другом занят пересказом рассказов Эдгара По, запавших в душу с детства. Не перечитывая их, не освежая в памяти, они передают залу яркие впечатления двадцатилетней давности, пересказывая тексты в уникальной манере – просто, задушевно и легко.

5. Служанки. Театр Романа Виктюка

Пьесу Жана Жене Роман Виктюк поставил, следуя рекомендациям драматурга: все роли в ней должны исполнять только мужчины. Режиссер создал мощный вневременной «театральный ритуал»: исследуемые в нем тайны человеческой души не имеют срока годности, и сценическое долголетие «Служанок» – прямое тому доказательство.
Две сестры Соланж и Клер служат в доме у Мадам. Завидуя красоте и богатству хозяйки, служанки играют в Мадам, надевая ее платья и украшения, копируя ее манеру говорить и двигаться, – и заигрываются: анонимно клевещут на любовника Мадам Месье в полицию и решают убить хозяйку, виня во всех своих несчастьях едва замечающую служанок экзальтированную женщину.

6. ИГРОКИ XXI. АРТель АРТистов Сергея Юрского

Место действия гоголевской пьесы «Игроки» перенесено в наши дни в Сочи, в гостиницу на берегу моря. Хотя герои пьесы только переодеты в современные костюмы, текст же ее остался почти неизменным.

7. Сон Гафта, пересказанный Виктюком. Т еатр Современник

Редчайший случай: в названии спектакля нашлось место и имени драматурга, и имени постановщика: «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» – так называется премьера в «Современнике». Валентин Гафт написал пьесу, театр «Современник», где он служит, принял ее к постановке. Несколько месяцев назад Гафт впервые прочитал ее в Москве (см. «НГ» от 13.11.08), а теперь, после работы с Виктюком, сыграл в ней Сталина, то есть одну из главных ролей. На другую был приглашен Александр Филиппенко, им в помощь на сцене – Максим Разуваев. Почти два часа без антракта, на протяжении которых Гафт почти ни на минуту не покидает сцену, премьерный зал с искренним вниманием смотрел и слушал, время от времени смеялся и аплодировал.

8. Горки-10. Школа драматического искусства

«О нашем новом спектакле.

Я хочу поставить такой спектакль — чтобы было долго ничего не понятно, но очень интересно. Очень долго ничего не понятно. Но интересно. А потом, не переставая быть интересным, стало бы все понятно. Только не сразу, но довольно быстро. И не то, чтобы «понятно», а, скорее бы, появилось чувство, что ты понимаешь куда все это клонится. А когда все это наклонится туда, откуда будет уже совсем все понятно, то не возникло бы мысли, что ты напрасно провел время.

А ещё в конце очень хочется сделать ту сцену из «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского, где у старушки якобы украли кошелёк, а потом она его нашла.

И чтобы был антракт и занавес. И бутерброды с колбасой в антракте. И тюль с наклеенными деревьями. И большой обеденный стол с чашками. Чтобы были мир и покой. И ещё много стрельбы из разного оружия и крови».

9. Катя, Соня, Поля, Галя, Вера, Оля, Таня. Спектакль театра «Школа драматического искусства»

Лишенный ложной сентиментальности взгляд на хрестоматийное произведение. На сцене – пылкие барышни, замирающие покалеченными куклами в картонных коробках, и семеро мужчин – собирательный образ бунинского персонажа, охваченного безумной и губительной страстью к женщине, которая неминуемо становится жертвой этого чувства.

10. Косметика врага. Московский драматический театр им. А.С. Пушкина

В аэропорту случайно встречаются два человека, между ними возникает диалог, кажущийся поначалу пустой болтовней. Но постепенно взаимосвязь между ними становится все очевидней, разоблачения — все ужасней, пока, наконец, не наступает неожиданная для зрителей развязка.

11. Пластилин

Пьеса Василия Сигарева «Пластилин» рассказывает о полной трагизма жизни в провинциальном городе подростка Максима, у которого в жизни только одна радость – лепить из пластилина свой мир. Между тем, реальный мир, общество отторгает его, чувствуя в нем противовес, враждебную силу, непокорность. Общество пытается всеми силами сломать мальчика: так выходит, что каждый встречный норовит пнуть, плюнуть, растоптать – учителя, друзья, прохожие – все.

12. Маленькие комедии большого дома. Московский театра Сатиры

Пять лирических и сатирических новелл из жизни москвичей 70-х годов: «Смотровой ордер», «Грабеж», «Московская серенада», «Звуковое письмо», «Пой, ласточка, пой. «. Жители нового дома влюбляются, ссорятся и мирятся, работают и отдыхают.

13. Оскар и Розовая дама

Моноспекталь Алисы Фрейндлих по одноименной пьесе Эрика-Эммануила Шмитта. Старая сиделка детского госпиталя читает письма десятилетнего мальчика Оскара, больного лейкемией. Письма эти адресованы Богу. Сиделка сама когда-то посоветовала Оскару обратиться к этому последнему и единственному защитнику…

14. Губернатор — Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова

Рассказ «Губернатор» — отклик писателя-символиста на убийство эсером Каляевым московского генерал-губернатора, великого князя Сергея Александровича. По объему смыслов, сгущенности повествования это не рассказ даже, а экзистенциальный микророман. Главный герой, градоначальник, отдавший приказ о расстреле толпы бастующих рабочих, переосмысляет произошедшее и предчувствует собственную смерть.
Но революция — лишь фон спектакля, в центре его — частная история человека, ведущего тяжелый, мучительный диалог с самим собой, с собственной совестью, живущего в постоянном ожидании смерти.

Moscow.org городской портал Москвы

Адрес: Театральный проезд, д. 1

Телефон: заказ билетов (web-касса): 8 (495) 624 4046, отдел реализации билетов: 8 (495) 625 4859, администратор: 8 (495) 624 4083

Время работы: кассы Основной сцены работают: будни — с 11:00 до 20:00, выходные — с 11.00 до 19:00

Как добраться до Государственного академического Малого театра России: ст. метро: Охотный ряд, Лубянская площадь, Кузнецкий мост

Начало публичному русскому театру было положено в 1756 году, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении российского театра в Санкт-Петербурге. Этот театр родился из профессиональной драматической труппы Федора Григорьевича Волкова, которая начала свою деятельность в Ярославле в 1750 году. Спустя два года указом императрицы труппа была переведена в Санкт-Петербург, а в 1756 году состоялось открытие театра. Его возглавил А.П. Сумароков, драматург, автор трагедий «Хорев», «Синав и Трувор», которые составили первоначальный репертуар театра.

Читайте также  Покров достопримечательности что посмотреть за один день?

Некоторое время спустя при Московском университете была организована студенческая труппа. Ее возглавил директор университета, поэт и драматург М.М. Херасков. В Московском Университете царил дух свободы и демократии, который привнес сюда его основатель М.В. Ломоносов. Из университетской труппы вышли такие актеры как Я. И. Булгаков, П. А. Плавильщиков и другие.

Этот студенческий театр просуществовал недолго, но он стал основой первой постоянной театральной труппы в Москве. Несколько десятилетий московскую труппу, в состав которой входили актеры, певцы, музыканты и танцовщики, возглавляли частные предприниматели, среди них был и известный антрепренер М.Е. Медокс. В 1780 году он выстроил здание театра, который был назван Петровским. В 1806 году труппа Петровского театра была переведена на казенный счет. Она вошла в систему императорских театров, и с тех пор Петровский театр стал называться Императорским Московским театром.

Огромное влияние на репертуар театра оказывала прогрессивная русская интеллигенция, сплотившаяся вокруг писателя и издателя Н.И. Новикова. В Петровском театре впервые в Москве были поставлены спектакли по пьесам Д. И. Фонвизина, А. О. Аблесимова, Л. Б. Княжнина, И. А. Крылова, Мольера, Вольтера, Дидро, Бомарше, Лессинга и других.

После того как Петровский театр сгорел, его театральная труппа ненадолго осталась без сцены. В 1806 году вышел указ об учреждении императорских театров, и в состав новой труппы вошли актеры Петровского театра и крепостные актеры Столыпина, который продал свою труппу государству. Сохранилась купчая, в которой говорится: «Г. Столыпин находящуюся при Московском Вашего Императорского Величества театре труппу актеров и оркестр музыкантов, состоящих с детьми их из 74 человек, продает за 42 000 рублей». Правда в итоге труппа была продана за 32 000 рублей, так как император Александр I счел сумму, запрошенную Столыпиным, слишком большой.

Архитектор К. Росси для нового театра выстроил деревянное здание рядом с Арбатскими воротами, но в 1812 году оно сгорело. У московской труппы вновь не было помещения, и спектакли проходили в разных частных домах, в том числе в домах Пашкова и Апраксина. Только в 1822 году было принято решение о формировании театрального центра в Москве. Архитектор В.О. Бове перестроил для театра дом купца Варгина, и 14 октября 1824 года здесь состоялось первое представление Малого театра. «Московские ведомости» писали об этом событии следующее: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н. Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет. »

Поначалу «малый» писали со строчной буквы, ведь это слово обозначало всего лишь размеры здания в сравнении с соседним Большим театром, в котором ставили оперные и балетные постановки, но спустя некоторое время «Малый» стало именем собственным, которое во всех странах произносится на русском языке. Какое-то время балетно-оперная и драматическая труппы были единым коллективом, актеры могли играть в спектаклях разного рода, а между двумя театрами существовал подземный ход.

В 1838-1840 годах здание театра было перестроено по проекту архитектора К. Тона, причем, внешний вид театра практически не изменился, а вот внутренняя часть была значительно преобразована.

Один из знаменательных этапов в судьбе Малого театра связан с великим трагическим актером П.С. Мочаловым. В.Г. Белинский писал, что этому «актеру-плебею» удалось переломить каноны устоявшихся традиций, сложившихся в эпоху классицизма. Вместо общепринятых декламации и величественных, он принес на сцену бурную страсть и жестикуляцию, выражающую всю палитру человеческих эмоций. В 1822 году в Малый театр пришел бывший крепостной актер М.С. Щепкин, уже заработавший известность в провинциальных антрепризах. «Он первым создал правду на русской сцене, он первым стал нетеатрален на театре», — так охарактеризовал Щепкина А. И. Герцен.

Очень интересна история репертуара Малого театра. Еще при жизни А.С. Пушкина здесь были поставлены три сценические версии таких произведений поэта как «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыган». Зарубежные драматурги в Малом театре были представлены произведениями Шекспира и Шиллера.

Большой интерес у зрителей вызвала постановка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Правда, в 1830 году цензура допустила к показу только отдельные сцены, но уже в 1831 году театралы смогли увидеть пьесу целиком. В спектакле приняли участие сразу два великих актера: Щепкин выступал в роли Фамусова, а Мочалов — в роли Чацкого. Шли на сцене Малого театра и пьесы Н.В. Гоголя. При постановке «Ревизора» сам писатель послал Щепкину письмо, в котором давал ему советы для игры. Специально для Малого театра и М.С. Щепкина И.С. Тургенев написал пьесы «Холостяк» и «Нахлебник». В Малом театре прошла премьера комедия «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина.

Сохранилось письмо И.А. Гончарова к А.Н. Островскому, в котором говорится: «Только после вас, мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться «Театр Островского». Островский написал для Малого театра 48 пьес, и все они были поставлены. Каждое свое произведение драматург лично читал актерам, а затем проводил с ними репетиции. «Домом Островского» Малый театр начали называть еще при жизни этого автора, а в 1929 году перед зданием Малого театра был установлен памятник великому русскому драматургу. «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Последняя жертва», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Лес», «Бешеные деньги», «Трудовой хлеб», «Свои люди — сочтемся!», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» — эти пьесы Островского и сегодня составляют основу репертуара Малого театра.

Как уже говорилось выше, поначалу Большой и Малый театры были единой структурой. Так, популярный спектакль «Орлеанская дева» по Ф. Шиллеру, в котором в главной роли играла великая Ермолова шел на сцене Малого театра 9 лет, а затем был перенесен в Большой театр – так велико было число желающих его увидеть. Случалось и наоборот, когда оперные или балетные постановки проходили в Малом театре. Именно здесь состоялась премьера оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

При жизни А.П. Чехова его пьесы в Малом театре почти не ставили. Здесь можно было увидеть только водевили «Предложение», «Медведь» и «Юбилей». Уже в наши дни пьесы «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры» занимают важное место в жизни Малого театра.

Визитной карточкой театра стала трилогия А.К.Толстого, рассказывающая об истории Государства Российского: «Царь Иоанн Грозный», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис». Специально для этих спектаклей Г.В. Свиридов написал музыку. Из зарубежных классиков Малый театр отдавал предпочтение таким авторам как Шекспир, Гольдони, Мольер.

В послереволюционные годы театральный комиссариат хотел закрыть Императорский театр, так как он не нужен новому зрителю, но эти планы не осуществились. Во время Великой Отечественной войны Малый театр также сделал свой вклад в борьбу с врагом. Актеры театра в числе первых вошли в состав фронтовых бригад, ездивших с выступлениями по воинским частям и госпиталям. В 1943 году был организован Фронтовой филиал Малого театра, труппа которого выступала перед воинами действующих частей армии. В общей сложности бригады Малого театра и Фронтового филиала в дни войны дали около 2700 фронтовых спектаклей и концертов. В 1944 году на средства, собранные коллективом Малого театра, была построена эскадрилья самолетов, которая называлась «Малый театр – фронту». Эта эскадрилья с октября 1944 года по 1945 год участвовала в боях над Восточной Пруссией.

После войны, в 1946 году здание Малого театра реконструировали по проекту архитектора А.П. Великанова. В обновленном здании в послевоенные годы были поставлены такие спектакли как «Васса Железнова» М.А. Горького, историческая драма А.Н. Степанова и И.Ф. Попова «Порт-Артур», «Власть тьмы» Л.Н. Толстого, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, «Макбет» У. Шекспира, «Ярмарки тщеславия» У. Теккерея, «Госпожа Бовари» Г. Флобера.

Репертуар 1980-х годов можно назвать консервативным. В нем отсутствовали громкие скандальные пьесы, но это не делало его менее интересным. Зрителей с неизменным постоянством привлекала игра талантливых актеров, выступающих на сцене Малого театра, таких как И.В. Ильинский, М.И. Царев, М.И. Жаров, Э.А. Быстрицкая, В.В. Кенигсон, В. И. Коршунов, Е.В. Самойлов, Е.Я. Весник, Ю.И. Каюров, Н.И. Корниенко, Ю.М. Соломин, В. М. Соломин и многие другие.

Сейчас труппа Малого театра насчитывает более 100 человек, общее число сотрудников превышает 700 человек. У театра имеется свой симфонический оркестр, состоящий из профессионалов мирового класса. Каждый сезон театр радует зрителей несколькими новыми постановками, и убирает из репертуара несколько старых спектаклей. Помимо выступлений в Москве, театр много гастролирует, его спектакли могли увидеть жители Финляндии, Италии, Германии, Франции, Японии, Израиля, Греции, Польше, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии, Монголии, Южной Кореи и многих других государств.

По инициативе Малого театра проводится Всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского», целью которого является поддержка русской театральной провинции. В дни фестиваля на сцене Малого театра труппы из разных городов России представляют зрителям свои постановки произведений Островского. В 2010 году Малый театр приняли в Союз театров Европы (СТЕ), а в 2012 году на его сцене прошел Международный фестиваль СТЕ.

Указом Президента России Государственному академическому Малому театру России был присвоен статус национального достояния, в который входят такие культурные объекты как Большой театр, Третьяковская галерея, Эрмитаж и прочие.

У Малого театра имеется филиал, расположенный по адресу Большая Ордынка, д. 69. В 1914 году это здание, построенное Н.А. Спириным как кинотеатр «Кино-Палас», было преобразовано в театр П.П. Струйского. Позднее театр переименовали в Театр миниатюр, в 1917 году его национализировали. В 1922 году здесь начал работу районный театр Замоскворецкого совета (Замоскворецкий театр). Директором театра был назначен его бывший хозяин – П.П. Струйский. Через три года театр снова сменил название – теперь он назывался Московский театр Ленсовета. В 1944 году театр на Большой Ордынке передали Малому театру в качестве филиала. Сейчас спектакли Малого театра идут на обеих сценах каждый день кроме понедельника.

1780 г. – было построено здание Петровского театра
1806 г. — труппа Петровского театра была переведена на казенный счет
1806 г. — вышел указ об учреждении императорских театров
1822 г. — в Малый театр пришел бывший крепостной актер М.С. Щепкин
1824 г. — состоялось первое представление Малого театра
1838-1840 г.г. — здание театра было перестроено по проекту архитектора К. Тона
1929 г. — перед зданием Малого театра был установлен памятник Островскому
1943 г. — был организован Фронтовой филиал Малого театра
1944 г. — на средства, собранные коллективом Малого театра, была построена эскадрилья самолетов
1946 г. — здание Малого театра реконструировали по проекту архитектора А.П. Великанова
1944 г. — театр на Большой Ордынке передали Малому театру в качестве филиала
2010 г. — Малый театр приняли в Союз театров Европы
2012 г. — на его сцене прошел Международный фестиваль СТЕ

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: