Палех достопримечательности что посмотреть за один день?

Палех: история палехской росписи, палехские иконы, музеи Палеха. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы. До революции писали иконы, а новая власть заставила взяться за светские мотивы. Писать миниатюры стали на шкатулках.

Палех достопримечательности что посмотреть за один день?

От иконы — к шкатулке

П алех. Название, прославленное на весь мир мастерством художников, не всегда ассоциировалось с красочными шкатулками. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали иконописцы из Владимира и Суздаля. На месте выжженного леса осели и построились. До революции писали иконы, а новая власть, к религиозной тематике суровая, заставила взяться за светские мотивы — сказки, предания, былины. Писать миниатюры стали на шкатулках. Предлагаем вспомнить 10 фактов из истории промысла с Натальей Летниковой.

В традициях первых мастеров. «Палех — село-академия народная», — говорил в 1863 году Георгий Филимонов, хранитель христианских и русских древностей в первом в Москве Публичном музее, заведующий архивом Оружейной палаты. В основе палехского стиля — традиции многих иконописных школ. Отличаются палехские иконы особой тонкостью письма, мягкими плавными линиями и сдержанной цветовой гаммой. Одежды и орнамент блестят золотом — символом света. Цвет драгоценного металла в палехской миниатюре — не просто техника письма. В христианской символике именно свет — прообраз божественной благодати.

Иконописные корни палехской росписи. В окружении лесов да вдали от больших дорог, вдоль живописной речки Палешки. Жили в селе обособленно, торговцы практически не захаживали. Так иконописцы сохраняли из поколения в поколение свои традиции. Лишь в середине XVII века молва о палехских мастерах добралась до Москвы. А уж затем и сами художники оказались в Белокаменной. Палешане приложили свое мастерство в Грановитой палате Московского Кремля, Троице-Сергиевой лавре и в Новодевичьем монастыре.

Новое время, новые образы, новый промысел. После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских. Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами.

«Артель древней живописи». Перенесли художники темперную живопись на шкатулки и объединились в артель. В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький, который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.

Таланты и поклонники. Палехскими иконами восхищались Николай Некрасов, Николай Лесков, Антон Чехов. В 1814 году выказывал особый интерес к работам русских иконописцев Иоганн Гёте. Немецкий поэт даже получил от владимирского губернатора в подарок две иконы, написанные в Палехе, — «Двунадесятые праздники» и «Богоматерь». В 1930-м большая выставка палехской миниатюры прошла в Государственном Русском музее. Работы палехских мастеров стали статьей экспорта. Расписные шкатулки покупал Внешторг и продавал за валюту.

  • От прялки до резной скамьи: 5 экспонатов Всероссийского музея декоративного искусства
  • 10 самых интересных музеев Подмосковья
  • 5 известных портретов из Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Династии и секреты промысла. Славилась артель своими династиями. Секреты мастерства — дело семейное. Растили живописцы себе смену сызмальства. Одна из старейших палехских фамилий — Белоусовы. Леонид Иванович Белоусов — художник-иконописец. Начинал работать в артели в 1926 году. Лаковая миниатюра стала делом жизни и для его правнука — Евгения Белоусова. И таких славных фамилий в Палехе немало. Голиковы, Котухины, Сивяковы… История промысла и секреты мастерства когда-то не выпускали за семейный круг. Даже замуж выходили за своих, за палехских, тайны росписи оберегая.

Мировое признание. Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.

Краски Палеха не для батальных сцен. Так уж сложилось, что Палех — все больше картинки из сельской жизни и сказочные мотивы. Но это в мирное время. Когда вся страна жила единой мыслью о Победе, Сталинградская битва стала источником вдохновения и для художников: «Народные мстители», «По следам врага», «Атака», «Народная война». Работая в тылу, мастера сохраняли ремесло даже во время войны. Только работали старики и допризывная молодежь. Не закрывалось и художественное училище «села-академии» — как называли Палех.

Таинство создания краски. Издавна в Палехе писали темперой. Делали краску дедовским способом — на яичном желтке. Добиваясь «глубины, светоносности и стойкости». Разводили столовым уксусом или квасом. Кисти палехских художников — ручной работы. Магазинные, даже беличьи — слишком непослушные. Так что и современные мастера, даже покупая готовые краски, кисти все же собирают вручную — волосок к волоску. Для работы с листовым золотом мастера используют специальную кисть — лампемзель, изготовленную из кончика беличьего хвоста.

Музеи Палеха. 14 тысяч экспонатов и шесть отдельных коллекций. Музей палехского искусства был открыт 80 лет назад по инициативе Максима Горького. За десятилетия экспозицию составили лучшие произведения палехских мастеров. Стал музеем и дом одного из основоположников палехской лаковой миниатюры Ивана Голикова. Музей-мастерская Николая Дыдыкина рассказывает о старинном палехском роде иконописцев, из которого вышел и скульптор — автор памятника Пушкину у Музея-квартиры поэта в Петербурге. Из Палеха пошло мастерство Павла Корина. В Москве работы художника может увидеть любой — на станции метро «Новослободская». В палехском доме академика живописи собрана редкая коллекция икон.

Палех ()

  • Введение
  • Климат Палеха
  • История Палеха
  • Что посмотреть
  • Как добраться до Палеха

Палех — поселок городского типа в Ивановской области, административный центр Палехского района. Расположен на берегу реки Палешка и окружен лесом. Ближайшие города — Шуя (30 км) и Иваново (60 км). Площадь — около 6 кв.км, население — около пяти тысяч человек.

Центр лаковой миниатюры и иконописи. Художественный промысел здесь развивался со средних веков, палехские мастера расписывали Грановитую палату московского Кремля, а также

Новодевичий монастырь и Троице-Сергиеву Лавру. Палехскую школу отличает плавность линий и тонкость письма, местные художники пишут яркими красками и золотом на черном фоне.

Жители часто называют Палех родиной Жар-птицы. Эта диковинная представительница пернатых не только часто встречается в сюжетах палехских мастеров на шкатулках, посуде и ювелирных изделиях, но и украшает флаг и герб Палехского муниципального района, утвержденные в начале XXI века.

Климат Палеха

Климат в Палехе умеренно-континентальный, для него характерны снежные и холодные зимы и теплые и дождливые лета, а также ярко выраженное межсезонье.

Среднегодовая температура днем +8°С, ночью — +1,5°С. Ветры преимущественно южные и западные, общегодовое количество осадков — более 600 мм.

Самый холодный месяц — январь со средней температурой -10°С. Самый теплый месяц — июль со среднедневной температурой +23°С. Максимальное количество осадков выпадает в июле — около 100 мм.

Наиболее комфортными месяцами для посещения Палеха можно назвать июнь и август, когда большое количество солнечных дней и умеренное количество осадков. Также рекомендуются для путешествий май, июль и сентябрь.

История Палеха

Историки полагают, что Палех существует с глубокой древности, приблизительно с IX века. Изначально на этих землях жили финно-угорские племена, которые впоследствии ассимилировались со славянами. В память о первых жителях этих мест осталось только название.

По одной из легенд, название Палех происходит от большого лесного пожара, который был вызван молнией. И на участке, освобожденном от леса огнем, появилось село. По другой легенде, пожар в этих краях учинили монголо-татарские завоеватели. Как бы то ни было, название села происходит от слов «пламя», «палиха».

Предположительно с XIII века селом владели князья Палецкие, а Палех был центром удельного Палецкого княжества, которое, в свою очередь, входило в княжество Стародубское. В конце XVI века род князей Палецких прервался, и Иван Грозный отписал село своему сыну.

В 1619 году Палех пожалован Ивану Матвеевичу Бутурлину в благодарность за участие в народном ополчении Минина и Пожарского. Вплоть до 1861 года местные крестьяне были крепостными дворян Бутурлиных. К этому времени в селе действовали два храма, насчитывалось 279 дворов и проживало около 900 человек.

Иконописный промысел начал складываться в Палехе с XVII века. Местные художники находились под влиянием ростово-суздальской, новгородской и других русских школ иконописи, но в результате здесь сложился свой собственный палехский стиль, достигший своего расцвета в конце XVIII — начале XIX века.

Через село проходил оживленный торговый тракт, связывавший Шую и Южу с Нижним Новгородом. В начале XIX столетия рядом с Палехом прошел «аракчеевский тракт», связавший Санкт-Петербург с Нижним Новгородом и Казанью. Несмотря на близость оживленных дорог, село сохраняло патриархальный уклад и жило довольно замкнуто.

Местные иконы благодаря торговцам пользовались спросом в близлежащих городах и даже отправлялись за границу. Палехские иконописцы реставрировали древние фрески во Владимирских храмах, расписывали церкви в соседних селах и даже привлекались к росписи храмов в Москве.

После революции 1917 года иконописный промысел в Палехе прекратил свое существование. А в 1920 году знаменитый местный художник И. И. Голиков написал первую лаковую миниатюру «Адам в Раю».

Читайте также  Что посмотреть в Дивноморском и окрестностях самостоятельно?

Она была выполнена в уникальном стиле, впрочем, с сохранением традиций местного иконописного промысла. С этого началось становление в Палехе искусства лаковой миниатюры, которое в XX веке принесло селу мировую славу.

Что посмотреть

Начать знакомство с Палехом логично с центра, где на улице Баканова расположился Музей Палехского искусства. Музей имеет шесть филиалов, центральный посвящен лаковой миниатюре.

Здесь собраны произведения прославленных палехских художников, интересно следить за их сюжетами: народные сказки, пушкиниана, советский быт.

По соседству расположился памятник архитектуры федерального значения — дом И. М. Баканова, в честь которого и названа улица.

Потомственный иконописец и заслуженный художник жил в этом доме с 1907 по 1936 год. Знаменит тем, что реставрировал старинные фрески в храмах Москвы, Костромы, Владимира и других городов.

Напротив через дорогу находится еще одно примечательное место — Пожарная часть. Она располагается в историческом здании, построенном полностью из дерева, но прекрасно сохранившемся до наших дней. Позади пожарной части раскинулся парк — отличное место для прогулок.

Совсем рядом, за больницей, находится художественная мастерская, которая сохраняет традиции палехского искусства. Здесь пишут иконы и расписывают шкатулки. В мастерской можно как понаблюдать за работой художников, так и попробовать себя в роли живописца. И, конечно, среди многочисленных сувениров можно присмотреть что-то на память.

Палех — практически музей под открытым небом, можно идти в любую сторону и всегда на пути встретится что-то интересное, историческое, памятное. Так если пройти по Школьному проезду и дойти до улицы Горького, то можно увидеть старинный дом Ф. А. Каурцева, потомственного иконописца, восстанавливавшего фрески Успенского собора Московского кремля.

Практически напротив дом И. П. Вакурова, одного из основоположников искусства палехской лаковой миниатюры, чьи работы были удостоены большой золотой медали на Парижской выставке 1925 года.

На улице Горького ближе к центру расположился храм Илии Пророка. Он был построен в 1790 году на месте существовавшей здесь прежде деревянной кладбищенской церкви. Расписан местными художниками-иконописцами. В советское время использовался как склад, возвращен верующим в 1989 году, в реставрации фресок и иконостаса принимали участие местные художники.

На углу улиц Горького и Ленина стоит Дом ремесел. Он занимает старинное здание, где в XIX веке располагались мастерская и школа известного палехского живописца, поставщика Двора Его Императорского Величества Н. М. Софонова.

Сейчас в доме действуют детские творческие объединения, а для туристических групп проводятся экскурсии по тематическим выставкам, посвященным русскому быту, и мастер-классы.

Здесь же на улице Ленина расположилась очень красивая Крестовоздвиженская церковь, построенная в конце XVIII века. Она уникальна тем, что внутренние росписи выполнены в традициях палехской школы иконописи, также впечатляет резной главный иконостас начала XX века.

Совсем рядом расположился новый музей иконы. Он открыт в 2014 году, в залах музея можно увидеть иконы XIV-XVII веков, которые местные жители начали собирать еще в XVIII столетии. Также в музее представлены металлические оклады, предметы быта, изделия из дерева и меди.

По соседству находится деревянный дом-музей И. И. Голикова, одного из самых ярких и самобытных художников Палеха, основоположника искусства лаковой миниатюры. В музее представлены личные вещи живописца, здесь же можно познакомиться с историей его семьи и увидеть уникальные фото старого Палеха.

На противоположной стороне улицы стоит мастерская-музей скульптора Н. В. Дыдыкина. Потомственный иконописец, он посвятил свою жизнь изобразительному искусству. Его авторству принадлежит памятник А. С. Пушкину в Санкт-Петербурге, а также скульптурные портреты палехских мастеров лаковой миниатюры.

Буквально в нескольких шагах расположен дом еще одного палехского художника — Н. А. Правдина. Выходец из семьи иконописцев, в советское время он реставрировал фрески древних храмов, а также оформлял книги. На этой же улице стоит большой деревянный дом, где жили и работали известные художники-палешане И. И. Зубков и Т. И. Зубкова.

На улице Демьяна Бедного сохранился добротный дом из красного кирпича. Здесь в XIX и XX веках жили и работали потомственные иконописцы братья А. В. и В. В. Котухины. Одни из основоположников искусства советского Палеха, они стали авторами множества лаковых миниатюр, посвященных сказочным сюжетам А. С Пушкина.

В нескольких минутах ходьбы находится еще одно интересное место — дом-музей П. Д. Корина. Уникален он тем, что начал создаваться фактически при жизни художника, все экспонаты в нем подлинные, а сам дом — старейшая в Палехе постройка из дерева.

Из экспозиции музея можно больше узнать об укладе жизни в селе на рубеже XIX-XX веков. Также здесь представлена уникальная коллекция икон и гравюры, которую собирал сам Павел Дмитриевич.

На подъезде к Палеху со стороны Москвы тоже есть на что посмотреть. Так в селе Большие Дорки стоит Преображенская церковь.

Она была построена в 1796 году на средства прихожан на месте старой деревянной церкви XVII века. Изначально при церкви была и колокольня, но она разрушена в годы советской власти.

С Шуйского тракта прекрасно видно Знаменскую церковь, расположенную на въезде в село Красное. Нарядный белоснежный храм с колокольней был построен в начале XIX века. Это единственная церковь Палехского района, не закрывавшаяся в советское время, благодаря чему очень хорошо сохранилась.

В трех километрах от Палеха в деревне Дягилево встречает гостей дом-музей Н. М. Зиновьева. Николай Михайлович стоял у истоков искусства лаковой миниатюры, занимался монументальной живописью, работал директором палехского музея. В его доме бывали известные художники, писатели и космонавты.

Как добраться до Палеха

Из Москвы до Палеха можно добраться на личном автомобиле. Расстояние — около 350 км, время в пути — около 5 часов. Двигаться необходимо на северо-восток по трассе М7 через Владимир и Суздаль, далее через Лежнево на Шую и Палех.

Поскольку Палех стоит на оживленной трассе, сюда легко доехать на рейсовом автобусе. Прямыми рейсами поселок связан с Москвой, Нижним Новгородом, Костромой, Чебоксарами, Уфой, Ярославлем и другими крупными городами.

Ближайшая к Палеху железнодорожная станция — Шуя. Сюда можно добраться из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Самары, Оренбурга. Далее следует пересесть на автобус. Через Шую на Палех ходит множество транзитных автобусов, периодичность в дневное время — не реже раза в час, время в пути — приблизительно 30 минут.

Палех: интересные места и достопримечательности

Палех – город, располагающийся в Ивановской области и входящий в состав Золотого Кольца России. До 1947 года был старинным русским селом Владимиро – Суздальской земли, затем получил статус посёлка. Точная дата основания Палеха неизвестна, однако, если судить по древним летописям, он начал своё существование ещё до 15 века. В XVI – XVII веке здесь начало зарождаться иконописное ремесло. Этот промысел отличался особой тонкостью и применением золотых красок для росписи одежды святых. В начале 20 века иконопись прекратила своё существование, и местные мастера в 1920 году стали заниматься росписью по дереву. Но этот промысел долго не просуществовал. С 1923 года умения палехских творцов воплотились в лаковой миниатюре. На различных изделиях из папье–маше художники воплощали на чёрном фоне сюжеты сказок и различные моменты истории.

Описание

Открытие галереи произошло в марте 1935 года. В главном зале музея представлены экспонаты, представляющие широко известную живопись этого города. Один из залов посвящён русской иконописи, причём здесь выставлены как современные иконы, так и написанные в XVII веке. Несколько экспозиций посвящено палехской лаковой миниатюре различных периодов. Здесь располагаются различные шкатулки с нанесёнными на них сюжетами русских сказок. Также в музее есть коллекция живописи, относящаяся к 20-30-м годам прошлого столетия. В состав галереи входит Музей – мастерская Н.В. Дыдыкина, Дома – музеи П.Д. Корина, И.И. Голикова и Н.М. Зиновьева.

Мемориальная галерея, посвящённая этому скульптору, была открыта в 1978 году. Экспозиция музея состоит из более сотни работ мастера, среди которых есть барельефы и бюсты знаменитых писателей, художников, композиторов, космонавтов и учёных. Сам Дыдыкин завещал все эти свои произведения палехскому музею. Кроме того, на прилегающей к мастерской территории располагается яблоневый сад, а также растут посаженные ещё самим Дыдыкиным пихты и липы. В помещении галереи каждый год проходит фестиваль «Яблочный Спас», в котором принимают участие деятели культуры.

Галерея была открыта в 1968 году, а сам дом, в котором она расположилась, построили в 1928. Однако личных вещей основателя лаковой миниатюры сохранилось немного. В одной комнате дома размещаются только вещи, принадлежавшие Голикову – письменный стол, этажерка с книгами, кровать, стулья. Другая комната посвящена работе палехских художников в послереволюционное время, запечатлённая в документах. Также здесь представлены фотографии старого Палеха.

Это самое старое здание во всём Палехе, построенное в 1860-х годах. Сам музей здесь был открыт в 1974 году. Зелёная комната дома посвящена искусству иконописи. В мастерской художника находится его мольберт, предметы необходимые мастеру для работы, а также некоторые этюды. Третий зал отведён под монументальную живопись и в нём выставлены эскизы Корина для оформления станций метрополитена. В доме также есть кухня, в которой восстановлена обстановка начала прошлого столетия.

Николай Михайлович Зиновьев – народный советский художник, родившийся и работавший в посёлке Палех. Экспозиция музея состоит из личных вещей мастера – книги, фотографии, большое количество картин, выполненных Николаем Михайловичем. Дом включает в себя всего лишь одну комнату, которая служила и спальней, и столовой, и рабочим кабинетом художника. Кроме этого помещения есть также кухня с русской печью. Особенно интересно внешнее оформление дома: белые «кружевные» наличники, светёлка и высокое крыльцо. Напротив музея в центре улицы находится колодец – «журавль», до сих пор являющийся единственным источником питьевой воды в этом районе.

Читайте также  Горки Ленинские что посмотреть?

Эта галерея была открыта в декабре 2014 года. В ней располагается экспозиционный зал и художественный салон. Выставка музея богата древними иконами, привезёнными местными жителями из различных уголков необъятной России. Кроме того, экспонаты передавались галерее при закрытии в советское время храмов и часовен, а также были собраны сотрудниками музея в процессе их многочисленных экспедиций. Именно благодаря этому собранию древнерусских икон палехские мастера учились искусству иконописи и разрабатывали свой собственный стиль в данном ремесле.

Это памятник архитектуры XVIII века. Храм был построен в 1762 — 1774 годах на средства жителей города и соседних деревень. Собор возведён в стиле старинного древнерусского зодчества XVII века. Великолепная пятиглавая церковь соединяется папертью с колокольней, по форме напоминающей шатёр. В соборе находится иконостас в шесть ярусов, расписанный местными мастерами в стиле рококо и покрытый позолотой. Кроме того, храм богат своими фресками, переписанными в начале 20 века палехскими художниками и изображающими библейские сюжеты. В советское время церковь избежала разорения благодаря тому, что в течение некоторого времени в ней располагался музей палехского искусства. В 2012 году храму был присвоен статус кафедрального собора.

Этот собор был возведён в 1790 году и считался кладбищенской церковью. Здание храма представляет собой характерную для этого региона маленькую сельскую церковь для прихожан. По своему строению собор аналогичен композиции палехского Крестовоздвиженского храма. Кирпичное сооружение одноглавое и имеет низкую шатровую колокольню. Наличники окон имеют арочную форму, как и окна алтаря. Эта церковь представляет собой ценный памятник архитектуры данного региона, а в 60-х годах прошлого столетия на ней была установлена мемориальная доска.

Построена на въезде в Палех в 1804 году. Средства на строительство каменного собора на месте старого деревянного были собраны местными прихожанами, а также выделены из личных средств местного помещика П.Н. Бутурлина. Освятили храм лишь в июне 1810 года. Церковь состоит из трёх престолов: первый освящён в честь Знамения Пресвятой Богородицы, второй – во имя Святого Николая Чудотворца, а третий – во имя Святой мученицы Параскевы Пятницы. Стены храма расписаны сюжетами Ветхого и Нового Заветов. В 1906 году собор отреставрировали в палехском фряжском стиле. Прекрасные постройки церкви с живописным окружением являются важнейшим акцентом в панораме всего Палеха.

Это муниципальное городское учреждение, открытое в 1991 году в доме Н.М. Сафонова, являвшегося в конце XIX века хозяином иконописной мастерской в Палехе. Одна из комнат особняка посвящена самому Сафонову и в ней представлены его личные вещи и фотографии. В выставочном зале Дома ремёсел представлены работы местных художников, а также их молодых последователей. Для детей здесь открыты различные кружки и секции, в которых ребята могут научиться различным древним ремёслам. Кроме того, на территории галереи проводятся костюмированные постановки для посетителей разных возрастов.

В самом центре города в октябре 1968 года был установлен обелиск, посвящённый памяти погибших в Великой Отечественной войне воинов – героев. Высота памятника составляет 14 м. Композиция монумента состоит из фигуры солдата, который держит в своей руке меч и одет в кирзовые сапоги, пилотку и плащ – палатку. Данная скульптура олицетворяет советского солдата, идущего защищать свою Родину. Перед монументом располагается имитация вечного огня, который зажигается ежегодно 9 мая.

Официальный туристический портал Ивановской области

  • Интересные факты
  • История города
  • Великие люди
  • Исторические места
  • Исторические очерки и документы
  • Музеи
  • Архитектура и памятники
  • Храмы, церкви
  • События
  • Туристические программы
  • Справочная информация
  • Где поесть
  • Где остановиться
  • Что купить
  • Интересные факты
  • История города
  • Великие люди
  • Исторические места
  • Исторические очерки и документы
  • Музеи
  • Архитектура и памятники
  • Храмы, церкви
  • События
  • Экскурсии и маршруты
  • Справочная информация
  • Скачать брошюры
  • Где поесть
  • Где остановиться
  • Что купить
  • История города
  • Великие люди
  • Музеи
  • Храмы, церкви
  • События
  • Экскурсии и маршруты
  • Где поесть
  • Где остановиться
  • Что купить
  • Интересные факты
  • История села
  • Великие люди
  • Исторические места
  • Музеи
  • Храмы, церкви
  • События
  • Экскурсии и маршруты
  • Что купить

Достопримечательности п. Палех

В этом доме жил и работал один из основоположников искусства советского Палеха, художник Аристарх Александрович Дыдыкин.

В этом здании с 1927 по 1947 гг. работал преподавателем палехского искусства, сначала в профшколе древней живописи, а затем в Палехском художественном училище им. М. Горького народный художник РСФСР Маркичев Иван Васильевич.

В этом доме с 1907 по 1936 гг. жил и работал художник-плешанин, заслуженный деятель искусств РСФСР Баканов Иван Михайлович.

В этом доме жил и работал один из основоположников искусства советского Палеха народный художник РСФСР Вакуров Иван Петрович в 1885 – 1968 гг.

В этом доме жили и работали основоположники искусства советского Палеха народный художник РСФСР Котухин Александр Васильевич и художник Котухин Владимир Васильевич.

В этом доме с 1935 по 1981 гг. жил и работал художник Палеха заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Александрович Правдин.

В этом доме жил и работал художник лаковой миниатюры Каурцев Федор Александрович в 1896-1963 гг.

Что посмотреть в Палехе

В Палех мы добирались на автобусе из Иваново. Дорога недолгая, всего полтора часа, за которые однообразные унылые пейзажи за окном успевают и надоесть, и настроить на лирический-меланхолический лад. Да, ранняя весна — не самое живописное время года для этих мест. Но у нас есть цель — побывать в поселке, где менее 100 лет назад возник промысел, подаривший миру многоцветие палехской лаковой миниатюры.

С названием маленького поселка в Ивановской области связано сразу несколько легенд. По одной из них Палех был основан иконописцами из Владимиро-Суздальских земель, бежавших в дремучие леса от татаро-монгольского ига. Дорог, по которым степняки могли бы сюда добраться, не было, поэтому мастера, спалив на берегу лес, назвали речку Палешка, а селение Палех. Но это, конечно, просто красивая легенда. Некоторые связывают название села с фамилией одного из владельцев — князем Палецким, но и эту версию отклонили, так как княжеская фамилия происходи от слова «палица». Вероятнее всего, название Палех имеет финно-угорские корни, в пользу чего говорят местные топонимы — реки Люлех (левый приток реки Теза), Пенюх, поселок Ландех, город Пужеч и подобное.

Когда род Палецких пресекся Палех перешел в казну. В XVII веке село было пожаловано Ивану Бутурлину «за московское осадное сидение королевичево» и принадлежало его роду до 1861 года. Земли здесь скудные, сельским хозяйством заниматься было не рентабельно, потому Бутурлины не противодействовали, когда местные жители занялись иконописью, и в зимнее время отпускали своих людей в другие города на росписи. Примечательно, что в наше время история повторяется — мужское население Палеха все лето ездит на храмовые росписи по городам России.

По примеру своих родственников купцов Строгановых, Бутурлины покровительствовали иконному делу, но в отличие от Строгановых, не культивировали особую иконописную школу. Однако в силу своего географического расположения, из-за удаленности Палеха от торговых путей, главной особенностью палехской иконы стало ее своеобразное, замкнутое развитие и строгое соблюдение канонов старой иконописной традиции.

Начиная с XVII века и вплоть до начала XX века в Палехе существовали иконописные мастерские, специализировавшиеся на различных стилях иконописи. Писали не только иконы на досках, уезжали расписывать храмы в большие города. Если кто не знает, то 1882 году по указу император Александр III Грановитая палата кремля расписали палехские мастера. Палешане братья Иван и Василий Белоусовы за эту работу были удостоены золотой медали.

Первый же опыт палехских художников в монументальной живописи можно увидеть здесь, в сельском Крестовоздвиженском храме (иногда называют Церковь Воздвиженья). Его стены расписали в 1807-1812 годах местные мастера Ананий Беляев и Степан Вечерин вместе с московскими художниками братьями Сапожниковыми.

Особенность росписи Крестовоздвиженского храма — в расположении многочисленных композиций, взятых с гравюр иллюстрированной библии Вейгеля. Фрески не покрывают стены сплошным живописным ковром, а каждая композиция обведена в нарисованную раму наподобие картины, оттого зайдя в храм, кажется, что ты в картинной галерее. Возможно, благодаря тому что в храме долгое время размещался Палехский музей, не пострадали ни иконостас, ни росписи. И когда в 1992 году церковь перешла Ивановской епархии, целый зал был отдан под иконы палехских мастеров.

Сам храм построил в 1762-1774 годах мастер Егор Дубов, о чем свидетельствует надпись на западном фасаде. У восточной стены, на которой с большим трудом угадывается внешняя роспись, похоронен «певец Палеха» и инициатор создания Музея палехского искусства поэт Ефим Вихрев.

В поселке сохранился еще один станинный храм, построенный в 1790 году на сельско кладбище — церковь Ильи Пророка. Когда-то ее стены так же покрывали живописные фрески, но в свое время они были забелены.

Читайте также  Саратовская область достопримечательности что посмотреть?

Иконописный промысел начал развиваться в Палехе с XVII века, и стиль его письма специалисты относят к традициям древнесуздальской школы. Палехские иконы ценились за сложный орнамент, светящиеся изнутри краски и обильное золочение. Один их самых ранних сохранившихся образцов палехского письма — икона «Всех скорбящих радости». Вершиной иконописания палешан считается «Акафист Спасителю» середины XVIII века. Обе иконы вы увидите в местном музее.

После 1917 года иконописный промысел по понятным причинам стал вымирать, пока стараниями Ивана Ивановича Голикова не трансформировался в декоративно-прикладной. Как работали палехские мастера, создавая лаковую миниатюру, расскажут и покажут в доме-музее Ивана Голикова — одного из основателей «Артели древней живописи».

Дом Ивана Ивановича Голикова — первый из мемориальных музеев, открытый в Палехе. До революции Голиков ни чем не выделялся среди мастеров-иконописцев. Роспись была для него обычным ремеслом, нежели искусством. После 1917 года в его жизни был период «поденщины» — театральные декорации, афиши, плакаты — что только не приходилось рисовать. Но однажды в Кустарном музее в Москве (теперь это Музей декоративно-прикладного искусства) Голиков увидел расписные коробочки из папье-маше, сделанные в Федоскино. Под впечатлением от федоскинских шкатулок, вечером того же дня он расписал дно фотографической ванночки из папье-маше, показал её музейщикам и сразу получил заказ на работу и сырье, с которым вернулся в Палех, где организовал «Артель древней живописи».

Посмотреть на лучшие работы палехских художников послереволюционного периода можно в Государственном музее палехского искусства, расположенном по соседству с домом Голикова.

В поселке хранят память и о других мастерах. Здесь до сих пор стоят здания, в которых когда-то жили и работали мастера палехской живописи, отчего Палех с уверенностью можно называть селом-музеем. Жаль, что в 2010 году посёлок был лишён статуса «историческое поселение».

В поселке работают филиалы ГМПИ: дом — музей И.И.Голикова, мемориальный дом — музей народного художника СССР П.Д.Корина, мемориальный дом — мастерская Н.В.Дыдыкина, мемориальный дом — музей народного художника СССР Зиновьева (в деревне Дягилево под Палехом).

Новых мастеров палехской миниатюры готовят в Палехском художественном училище. Здесь с 1930 года обучают технике и композиции миниатюры, стенной росписи, готовят мастеров-реставраторов, в 1991 года введен курс иконописания.

В целом, советуем не ограничиваться только мемориальным домом Голикова и музеем палехской миниатюры, а пройтись по поселку, посмотреть на храмовую роспись и сохранившиеся деревянные дома, украшенные резными наличниками. И еще обратите внимание на ажурную деревянную резьбу каким-то невероятным образом попавшую на здание продовольственного магазина. Вот уж точно, нечеловеческая щедрость широкой русской души.

Палех

Содержание

  • 1 Понять
    • 1.1 Ориентация
  • 2 Как добраться
    • 2.1 На поезде
    • 2.2 На автобусе
    • 2.3 На автомобиле
  • 3 Достопримечательности
  • 4 Чем заняться
  • 5 Покупки
  • 6 Еда
  • 7 Где остановиться
  • 8 Меры предосторожности
  • 9 Окрестности

Палех — центр традиционной лаковой миниатюры, тихий посёлок на юго-востоке Ивановской области, часть Золотого кольца. Он интересен своими музеями, в которых можно увидеть самые неожиданные трансформации здешнего художественного стиля, но хорош и внешне как характерный уголок среднерусской глубинки, приправленный парой смелых архитектурных экспериментов советского времени. Это одно из самых колоритных мест Ивановской области.

Понять [ править ]

Говорят, что в древности в этих местах жило племя мерян, со временем поглощённое восточными славянами. Тогда здесь был труднопроходимый лесной край, в своё время послуживший жителям Владимиро-Суздальского княжества укрытием от татар. По одной из версий, своё имя посёлок получил от финно-угорского названия речки Палекши, ныне переименованной в Палешку. Впрочем, эта версия ничего не говорит о том, откуда взялось название реки. Другие гипотезы, включая и «официальную», обыгрывают созвучный названию посёлка глагол спалить, а вот насчёт того, кто и что спалил, мнения расходятся. Может, жгли леса татары, а может однажды молния подожгла лес, и на выгоревшей территории обосновалось новое поселение.

В XIV — XV веках Палех был одним из уделов Стародубского княжества, а в XVII веке село вместе с жителями отдали видному участнику Первого народного ополчения Ивану Бутурлину, потомки которого владели селом вплоть до отмены крепостного права в 1861 году. Иконописью в здешних местах занимались ещё в XVI — XVII веках, но слава настигла местных живописцев в XVIII веке, когда через Палех прошёл Балахнинский тракт — оживлённый торговый путь из Шуи в Нижний Новгород. К этому времени обрёл хорошо узнаваемые черты стиль местных иконописцев, позже названный «палехским письмом». На торговле иконами село постепенно разбогатело и к XVIII веку начало обзаводиться каменными постройками, включая и пару церквей, сменивших прежние деревянные. В середине XIX века в Палехе проживало около 1300 жителей, из которых чуть ли не половина занималась иконописью. К началу XX века Палех ещё подрос и превратился в окружённое полями живописное село с регулярной планировкой, в резных домах которого обитали иконописцы-надомники.

После революции иконописный промысел потерял актуальность, но местные мастера сумели встроиться в новую реальность. Родоначальниками современного палехского стиля считаются Иван Голиков и Александр Глазунов — авторы первой работы в новом палехском стиле. Вместо использовавшегося для икон дерева палешане начали работать с папье-маше, ставшим материальной основой знаменитой лаковой миниатюры. Уже в 1924 году палехские изделия появились на мировой арене и с тех пор, без преувеличения, их знает весь мир.

В наши дни в посёлке с шеститысячным населением каждый восьмой житель — художник. Местные мастера производят всякую всячину — от икон и шкатулок до всевозможных мелочей вроде брошей и портсигаров. Каждое изделие изготавливается и расписывается вручную одним мастером (его имя всегда есть на работе). Сюжеты миниатюр необычайно разнообразны и заимствуются из сказок, песен и былин, причудливо сочетаясь с эпизодами повседневной жизни.

Ориентация [ править ]

Палех — посёлок небольшой, а всё интересное сосредоточено в нём на центральных улицах Ленина и Бажанова или в радиусе пары сотен метров от них. Общественного транспорта нет. На внешний осмотр Палеха хватит и часа, хотя было бы ошибкой не заглянуть в музеи, поэтому старайтесь приехать сюда днём и рассчитывайте на 3-4 часа.

Как добраться [ править ]

На поезде [ править ]

Ближайшая ж/д станция находится в Шуе, где четыре раза в день останавливается «Ласточка», следующая из Москвы в Иваново. От Москвы до Шуи ехать чуть больше 3 ч, а дальше ещё полчаса автобусом. Автобусы ходят, в среднем, каждые полчаса; автостанция находится в Шуе рядом с вокзалом. Тот же путь можно проделать через Иваново, но там как раз железнодорожный и автовокзалы находятся очень далеко друг от друга, да и поездов не сильно больше, чем в Шуе.

На автобусе [ править ]

В Палехе останавливаются ивановские автобусы, следующие в райцентры на юго-востоке области — Южа, Пестяки, Пучеж, Верхний Ландех — а также в Нижний Новгород. Интервал движения: 1-2 раза в час, в пути не более полутора часов; все эти автобусы делают промежуточную остановку в Шуе. Пару раз в день ходят прямые автобусы из Москвы (7 ч).

На автомобиле [ править ]

Через Палех проходит автомобильная дорога Р152 , соединяющая Иваново (65 км) и Нижний Новгород (180 км). Дорога из Палеха на юг, в сущности, тупиковая и будет полезна лишь тем, кто едет смотреть Холуй или Южу.

Достопримечательности [ править ]

Рядовая застройка Палеха тоже по-своему интересна. Вдоль улиц Ленина и Баканова стоят дореволюционные каменные дома, в основном крепкие и двухэтажные, а дальше начинаются деревянные дома, украшенные резьбой — обычно современной, но от того не менее симпатичной. По меркам Ивановской области здесь нет решительно ничего особенного, благо резные дома встречаются в каждом втором селе, и даже реестры культурного наследия скупо отмечают «исторический центр Палеха» без детализации отдельных его зданий, хотя для тех, кто приехал со стороны Владимира или Нижнего Новгорода, Палех станет неплохим вступлением к тому, что вы увидите дальше. Не забудьте также про музеи!

Чем заняться [ править ]

Покупки [ править ]

Почти все сувенирные салоны Палеха сконцентрированы у пересечения улицы Ленина и Музейного переулка, два из них находятся прямо в музеях (икон и лаковой миниатюры).

Еда [ править ]

Где остановиться [ править ]

Вариантов размещения в Палехе немного. Скорее всего, вы остановитесь в Иваново или Шуе.

Меры предосторожности [ править ]

Посёлок вполне безопасен.

Окрестности [ править ]

Хотя Палех кажется изрядной глушью, на самом деле это только начало, а вот за ним места действительно нехоженые, обследовать которые лучше с машиной. В Лухе великолепный храмовый комплекс — один из самых красивых на ивановской земле. В направлении Нижнего Новгорода живописное село Мыт и загадочные посёлки Верхний да Нижний Ландех, где жизнь будто остановилась. Наконец, к югу от Палеха, среди лесов и болот на границе Владимирской области, притаились фабричная Южа и село Холуй — ещё один центр традиционной лаковой миниатюры.

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: