Монумент рабочий и колхозница где находится?

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве – один из самых узнаваемых символов советской эпохи, расположенный у ВДНХ.

Монумент рабочий и колхозница где находится?

Прообразы памятника «Рабочий и колхозница» и другие любопытные факты

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве – один из самых узнаваемых символов советской эпохи. Скульптурная композиция представляет собой фигуры мужчины и женщины, будто устремленные ввысь – к светлому будущему – и поднимающие зажатые в кулак молот и серп.

Правда, со временем забылся тот факт, что «отцом» или, по крайней мере, соавтором памятника является архитектор Борис Михайлович Иофан, разработавший концептуальную и композиционную основу монумента.

Это нисколько не умаляет великий талант Мухиной, воплотившей идею уже в пластике. Причем, этого права она добилась в результате проведенного специального конкурса, в котором участвовали такие известные скульпторы, как Матвей Генрихович Манизер и Иван Дмитриевич Шадр.

Из истории «Рабочего и колхозницы»

«Рабочего и колхозницу» готовили для Всемирной выставки 1937 года, которая проводилась в Париже. Памятник являлся доминантой советского павильона – его завершением. Он хоть и был выполнен в лаконичном стиле, но представлял собой внушительный по размерам павильон – 165 метров в глубину и почти 35 в высоту (вместе со скульптурной композицией – под 60). Разработал проект все тот же Иофан.

Что послужило прообразом памятника «Рабочему и колхознице»?

По воспоминаниям Исаака Юльевича Эйгеля, работавшего в тот период у Бориса Михайловича, прообразом монумента стали:

  • скульптурная группа «Тираноборцы» (Гармодий и Аристогитон), созданная в античные времена афинянами Критием и Неосиотом (V в. до н.э.)
  • древнегреческая «Ника Самофракийская» скульптора Пифокрита (III в. до н.э.).

Глядя на фотографии скульптур можно найти много сходного. Не правда ли?

Каркас памятника изготовили на московском предприятии «Стальмост», а обшивку – в цехах завода московского НИИ машиностроения, которым руководил ученый Петр Николаевич Львов. Он внес ряд изменений в разработанную технологию сборки монумента:

  1. во-первых, предложил использовать для оболочки листы хром-никелевой стали вместо планируемых медных или даже бронзовых. Веским аргументом в пользу этого выбора стал тот факт, что «нержавейка» лучше отражала естественный солнечный свет и своим сиянием должна была затмить (ну как же тогда без этого) изображение символа орла, размещенного на фронтоне павильона фашисткой Германии.
  2. во-вторых, при соединении листов оболочки памятника использовали не традиционные тогда заклёпки, а точечную сварку, разработанную все тем же Львовым.

Работы по сборке «Рабочего и колхозницы» продолжались более трех месяцев и сопровождались определенными трудностями из-за конструктивных особенностей монумента.

В частности, возникли проблемы с установкой «развевающегося на ветру» шарфа женской фигуры, что даже послужило поводом для доноса на Веру Мухину. «Наушником» стал директор опытного завода ЦНИИМ С.П. Тамбовцев, обвинивший ее в затягивании сроков сборки памятника, возможности его разрушения от ветровой нагрузки из-за парусности «шарфа» и даже в воспроизведении в линиях складок последнего … образа тогда уже врага народа Льва Троцкого.

На донос махнули рукой и для Веры Игнатьевны всё обошлось благополучно.

Работы по сборке, к которым было привлечено порядка полутора сотен рабочих и инженеров, закончили вовремя. Скульптурная группа высотой 25,5 метра весила около … 75 тонн: 63-тонный каркас плюс 12-тонная оболочка, толщиной всего в полмиллиметра.

Принимать «Рабочего и колхозницу» прибыл тогдашний Нарком обороны Климент Ефремович Ворошилов, а через пару часов памятник осмотрел лично Иосиф Виссарионович Сталин.

Путь в Париж и фурор на Всемирной выставке

После осмотра памятника высшим руководством, скульптурную группу разделили на 65 фрагментов, аккуратно упаковали в деревянные ящики, изнутри набитые войлоком и отправили в Париж по железной дороге. Всего понадобилось … 28 вагонов.

Для монтажа скульптурной композиции на павильон СССР в Париже, из Москвы привезли специально для этого изготовленный мачтовый кран, башню которого удерживали в равновесии натянутые с трех сторон металлические тросы. В одну из ночей неизвестными была повреждена одна из растяжек, что могло привести к обрушению крана на почти собранную скульптурную композицию. В следующие дни здесь выставили уже круглосуточную охрану.

Торжественное открытие выставки прошло 25 мая 1937 года.

«Рабочий и колхозница» получили не только восторженные отклики французской прессы. Ею восхищались всемирно известные люди того времени, среди которых поэт и прозаик Луи Арагон, писатель и драматург Ромен Роллан, художники Пабло Пикассо и Франс Мазерель.

Изображение шедевра Веры Мухиной размножили большими тиражами по всему миру на открытках, почтовых марках, плакатах и значках. Это был фурор!

После окончания Всемирной выставки французское правительство обратилось к руководству СССР с просьбой выкупить «Рабочего и колхозницу» и даже начало сбор денег среди своих граждан. Ответ нашей страны был отрицательным.

Возвращение на родину и история памятника времен СССР

К сожалению, демонтаж «Рабочего и колхозницы» после окончания выставки провели по-варварски. Мало того, что этим занималась группа рабочих «близко не стоявших» при его создании, так еще на площадку не пустили и саму Веру Мухину, остававшуюся еще в Париже. Это было ей наказанием за то, что во время командировки она проживала у своей знакомой – художницы Александры Александровны Экстрер, т.н. «невозвращенки», а не где разместились все члены советской делегации.

Скульптурную композицию порезали автогеном на 44 фрагмента, закидали (по-другому и не назовешь) на открытые железнодорожные платформы и отправил в СССР. Неповрежденными доехали лишь «голова и рука рабочего».

Вновь собрали скульптурную композицию лишь к августу 1939 года, спеша к открытию ВСХВ (ныне – ВДНХ). Тогда «Рабочего и колхозницу» перелицевали полностью, заменив прежние полумиллиметровые металлические листы оболочки на двухмиллиметровые. Значительно изменили и каркас. В итоге – некоторые части монумента значительно отличались от оригинала.

Стоит отметить, что вопрос о месте установки памятника на родине решался долго и сложно!

Вера Мухина видела памятник или на Ленинских (ныне – Воробьевых) горах, или на Крымском Валу, о чем неоднократно писала в правительственные органы.

К ней даже не прислушались, а приняли решение установить его на Рыбинской ГЭС в Ярославской области. Был даже изготовлен эскизный проект, но из-за затягивания сроков сдачи в эксплуатацию гидроэлектростанции, решили поставить … на Манежную площадь.

В конце концов, памятник установили на нынешнем месте – у Северного входа на ВСХВ, являвшегося на тот момент главным входом на всесоюзную выставку.

Установили – это культурно сказано. Его водрузили на 10-метровый наспех устроенный постамент высотой всего 10 метров (сравните с высотой 35 метров павильона СССР, на крыше которого он стоял). Его Вера Игнатьевна прозвала «пеньком», из-за которого скульптурная группа потеряла всю свою динамичность.

Долгие годы после этого Мухина вместе с архитектором Иофаном пытались «достучаться до небес»: если и не переносить памятник, так хотя бы поставить его на соответствующей высоты пьедестал.

Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1975-м, когда Совет депутатов города Москвы одобрил идею установки «Рабочего и колхозницы» на высокий постамент, выполненный в виде павильона. Разработкой проекта занялся сам Иофан, но спустя год его не стало и воплощение идеи в жизнь вновь застопорилось.

В 1987-м, когда отмечали 50-летний юбилей создания памятника, «наверху» решили перенести его на новое место – на стрелку Болотного острова неподалеку от ЦДХ на Крымском Валу. Реализации помещала лишь ветхость конструкции. Но, как говорят, «свято место пусто не бывает» и в 1997-м здесь появился церетелиевский Петр I.

Реставрация памятника и торжество разума

К 1998-му году состояние памятника уже было ужасающим, но понадобилось еще 5 лет, пока не были выделены деньги на его реконструкцию. К демонтажу приступили в 2003-м и уже к 2005-му власти обещали вновь открыть восстановленных «Рабочего и колхозницу».

Снять то сняли, но практически сразу после этого занимавшуюся этим делом организацию обвинили в хищении средств и дальнейшие работы приостановили. Еще долго не в особо приспособленных помещениях пролежали фрагменты скульптуры.

Читайте также  Зоопарк в Пафосе как добраться?

К восстановительным работам вновь приступили лишь в 2007-м, но из-за мизерного финансирования работы шли ни шатко, ни валко, пока за день до наступления нового 2009 года московские власти вновь не объявили конкурс на проведение реставрационных работ. Выиграла его фирма Елены Батуриной – супруги тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова (а кто бы сомневался).

Руководить проектом поставили скульптора Вадима Михайловича Церковникова. К работе были привлечены значимые институты и предприятия не только Москвы, но и других городов России. За относительно короткий срок они сумели восстановить большую часть фрагментов памятника (лишь 10% не подлежали восстановлению) с использованием наисовременнейших материалов и создать новый, более надежный, тройной каркас. Все работы провели с особой тщательностью.

28 ноября 2009 года скульптуру «Рабочего и колхозницы» установили на новый постамент высотой под 35 метров и длиной 66 метров, который визуально похож на павильон СССР, спроектированный Борисом Иофаном. На фронтоне пьедестала установлен государственный герб СССР, напоминающий подобный от 1937-го года.

Сегодня в пространстве под памятником расположен музейно-выставочный центр, 3 уровня которого имеют общую площадь чуть более 3 тысяч квадратных метров.

Вот такие любопытные факты и история памятника «Рабочий и колхозница» со счастливым концом и, надеемся, прекрасным будущим.

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве

Знаменитый монумент придумал архитектор Борис Иофан. Тот самый, что разрабатывал грандиозный Дом советов со 100-метровой фигурой Ленина наверху на месте Храма Христа Спасителя. Тогда проект так и не реализовали из-за войны. А вот памятник «Рабочий и колхозница» в Москве в жизнь воплотили. Создала его, потом разобрала на 65 частей и повезла в 1937 году на международную выставку в Париже народный художник, скульптор Вера Мухина. А уже после мероприятия композицию из нержавеющей стали установили там, где она до сих пор и возвышается, — у входа на ВДНХ.

Но это не только скульптура! Внутри постамента не так давно открыли огромный павильон, где устраивают выставки и лекции. А на самом постаменте, прямо у громадных ног рабочего и колхозницы, в хорошую погоду проводят концерты.

Адрес: Москва, пр. Мира, 123Б

Координаты: 55.828163, 37.646861

Режим работы: ежедневно, круглосуточно

Видео памятника «Рабочий и колхозница»

История

Изначально рабочий и колхозница должны были быть обнаженными — как и их прообраз, древнегреческая скульптура «Тираноборцы» (5 век до нашей эры; считается одним из символов афинской демократии). Но приемная комиссия велела фигуры «одеть». Так появился шарф, который держит колхозница, — изначально это была прикрывающая тела драпировка. Делали ее долго, и на Мухину донесли, что она сознательно затягивает сроки сдачи монумента. А в шарфе для пущей убедительности даже рассмотрели… черты лица Льва Троцкого, на тот момент уже врага СССР. К счастью, клевета никак не сказался на судьбе Веры Мухиной. Потом на приемку монумента приедет сам Сталин. Походит, поразглядывает, никакого Троцкого не обнаружит — и довольный уедет к себе. А Мухина с памятником отправится на Парижскую выставку.

Панорама международной выставки 1937 года в Париже, в правой части — павильон СССР с «Рабочим и колхозницей», напротив — павильон Германии с орлом на крыше, по центру — Эйфелева башня.
Фото: commons.wikimedia.org

Каркас будущей композиции ваяли на московском предприятии «Стальмост», обшивку (листы стали, из которых и состоит памятник) — в цехах столичного завода НИИ машиностроения. Прототипом «колхозницы» стала служившая в то время телефонисткой в НКВД Анна Богоявленская — красивая, говорят, девушка спортивного телосложения. Для «рабочего» позировали два человека: танцор Игорь Басенко (с него лепили тело) и строитель Сергей Каснер (он «подарил» скульптуре свое лицо, поскольку анфас танцовщика был недостаточно пролетарским).

Когда монумент собрали в Париже (а для перевозки его разбирали на 65 частей), французы ахнули от восторга, а местная пресса назвала работу Мухиной величайшим произведением 20 века. Скульптура получила золотую медаль — Гран-при. Французы хотели даже купить монумент, но советское правительство решило: такую символичную композицию надо возвращать на Родину. Ее установили перед входом на ВДНХ.

В 1970-х хотели было переместить скульптуру на стрелку недалеко от Дома художника на Крымском валу. Но не стали: монумент к тому времени обветшал и мог не перенести переезда. Памятник оставили на своем месте, а на стрелке водрузили Петра Первого работы Зураба Церетели, который уже много лет вызывает яростные споры на предмет «снести нельзя оставить».

Высочайшие памятники России, 2015 год.
Фото: Insider, commons.wikimedia.com

Памятник «Рабочий и колхозница» в Москве на долгие годы стал не только символом нового поколения новой страны, но и заставкой к кинолентам «Мосфильма». Правда, водрузили его на уменьшенный постамент: всего 10 метров вместо оригинальных 35, как это было в Париже. В результате скульптура потеряла свою мощь и динамичность.В 2003-м монумент решили реставрировать. Разрезали на 40 деталей, чтобы понять: какие надо менять полностью из-за коррозии, а какие можно восстановить. Так фигуры исчезли со своего постамента до 2009 года. По этому поводу тогда шутили: «Рабочий и колхозница развелись», «Парочка эмигрировала». После нескольких лет работы скульптуру вновь установили на павильон высотой 34,5 метра, повторяющий авторский проект Бориса Иофана 1937 года. В итоге скульптура — 24,5 метра плюс постамент — стала пятой по высоте в России: после монумента Победы, памятника покорителям космоса около ВДНХ, памятника Петру Первому на Крымской набережной в Москве и «Родины-матери» в Волгограде.

Что посмотреть

Во-первых, памятник «Рабочий и колхозница» в Москве достоин того, чтобы неторопливо насладиться его общим видом издалека. Полюбуйтесь им, двигаясь от остановки монорельса «Улица Сергея Эйзенштейна» или от метро «ВДНХ», почувствуйте всю его мощь!

Увидеть миниатюрную копию памятника можно здесь же — в павильоне-постаменте.
Фото: Наталия АНДРЕАССЕН

Во-вторых, зайдите на выставки, которые последние лет 10 устраивают в павильоне-постаменте. Заодно там же оцените и то, как устроен павильон: огромные проходы в виде пандусов соединяют между собой залы и этажи, все это смотрится весьма внушительно.Ну а потом можно и на ВДНХ заглянуть — а это отдельный мир советского величия, к тому же недавно отреставрированный.

Панорама памятника

Памятник «Рабочий и колхозница» в разное время года

В павильоне «Рабочий и колхозница» круглогодично проходят выставки. Попасть с этажа на этаж можно не только с помощью лифтов (это как раз наименее интересно), а по широченным пандусам, образующим квадратную спираль.А летом на крыше здания, прямо у подножия 24-метровых статуй, устраивают концерты. Слушаешь музыку и наслаждаешься потрясающим видом на Москву. Еще тут проводят мастер-классы и семинары.

Где сделать красивое фото

Во время концерта у подножия скульптуры. Если не боитесь нависающих над вами почти 25-метровых колоссов, конечно.

Осмотрите памятник со всех сторон.
Фото: Георгий РОЗОВ, globallookpress.com

На фоне монумента целиком и в отдалении от него — так, чтобы вся махина вошла в кадр вместе с вами. Ракурс присматривайте, подходя со стороны метро.

Снимите памятник «Рабочий и колхозница» в обрамлении листьев деревьев или цветов, с весны по середину осени в Москве все цветет. Так получится яркая натуральная рамка, в центре композиции которой окажется знаменитая пара.

Скульпутра «Рабочий и колхозница» в Москве

Скульпутра «Рабочий и колхозница»

Скульптура «Рабочий и колхозница» — это известная композиция, расположенная у северного входа ВДНХ в Москве и выражающая идеологию Советского государства в период строительства социалистического строя. Памятник сооружен для Всемирной выставки в Париже 1937 года, идея его создания принадлежит архитектору Борису Иофану, а воплотила в жизнь проект скульптор Вера Мухина.

Можно ли назвать скульптурную группу «Рабочий и колхозница» памятником? В каком-то смысле — да, поскольку это памятник советской эпохе.

Описание

Композиция представляет собой динамичные фигуры девушки и юноши, в поднятых руках которых — серп и молот, эмблема СССР. Работая над проектом, Борис Иофан хотел показать единство, дружбу и целеустремленность рабочего класса и крестьянства, что именно они являются хозяевами страны Советов.

Читайте также  Катманду Непал где находится?

Монумент выполнен из нержавеющей стали, его высота составляет 23,5 метра. Памятник установлен на павильоне-постаменте высотой 34,5 метра, в котором размещается Музейный комплекс «Рабочий и колхозница», общий вес композиции — около 185 тонн.

Экспонаты музея рассказывают об истории сооружения памятника, в его залах представлены проекты, макеты и фотографии, личные вещи создателей монумента.

Адрес монумента «Рабочий и колхозница»

Проспект Мира, дом №123Б, проезд до станции метро ВДНХ

Как доехать до скульптуры «Рабочий и колхозница»

Ехать до станции метро «ВДНХ». Если Вы едете со стороны центра, то Вам нужно подняться через выход, который ближе к первому вагону. В выходные и праздничные дни большая часть отдыхающих направляется к главному входу ВДНХ. Вам же нужно пройти около 700 метров дальше по проспекту Мира. Через несколько минут Вы увидите слева скульптуру «Рабочий и колхозница».

Рабочий и колхозница — история создания

Выставка во Франции проходила под девизом «Искусство и техника в современной жизни». Стране Советов важно было не только принять участие в этом мероприятии, перед участниками выставки стояла задача — показать достижения страны Советов и преимущество социалистического строя.

Проект павильона и самого памятника выполнил архитектор Борис Иофан, Павильон длиной в 150 метров представлял собой несколько уступов, на самом верхнем из которых были установлены скульптуры девушки и юноши, держащих в руках серп и молот. Композиция павильона СССР отражала динамику развития Советского государства, успехи в строительстве социализма в годы первых пятилеток.

Замысел архитектора воплотили в жизнь скульптор Вера Мухина, а также профессор, инженер-конструктор Петр Николаевич Львов, руководивший работами по сборке монумента.

На создание памятника ушло 3,5 месяца, а затем, чтобы доставить скульптуру в Париж, пришлось распилить ее на 65 частей и погрузить в 28 вагонов. На границе с Польшей ящики не проходили в туннель и отдельные части скульптур еще раз разрезали.

В Париже монумент под руководством П.Н. Львова был собран за 11 дней. Рабочий и колхозница, установленные на пьедестале высотой 34 метра, словно парили над всей выставкой. Павильон облицевали самаркандским мрамором, а его вход украсили барельефы, герб Советского Союза и одиннадцати Союзных республик.

Внутри павильона в одном из залов была представлена карта Советского Союза, выполненная с использованием драгоценных и полудрагоценных камней. На карте указывались места природных богатств и достижения индустриализации страны, а столицы союзных республик украсили рубиновые звезды. Удивили посетителей и многие другие экспонаты выставочных залов.

Жюри Всемирной выставки присудило её участникам, представителям СССР — предприятиям и организациям, а также отдельным ученым и инженерам 593 награды, причем из них 139 — дипломов гран-при, 62 — почетных дипломов и 92 — золотых медалей. Гран-при был вручен и Вере Мухиной за скульптуру «Рабочий и колхозница», увековечившую ее имя.

Эта победа явилась триумфом советского искусства, а монумент Мухиной стали называть памятником триумфа, хотя сама скульптор называла свою работу ласково «Рабочий и крестьянка».

В Москве было решено смонтировать монумент перед северным входом на ВСХВ — Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, ныне ВДНХ, которая должна была открыться в 1938 году.

Правда, установить скульптурную группу на такой же высокий постамент, как в Париже, не было возможности и она была водружена на пьедестал высотой в 10 метров, то есть втрое меньше парижского.

Надо отметить, что Вера Мухина до самой смерти мечтала, чтобы ее работа была перенесена на Воробьевы горы или на стрелку Москвы-реки, там, где сейчас стоит памятник Петру I работы Церетели.

Вскоре монумент «Рабочий и колхозница», выражавший идеологию социалистического государства, появился на экранах фильмов «Подкидыш», «Светлый путь» и «Здравствуй, Москва», а с 1948 года изображение скульптуры стало эмблемой киностудии Мосфильм.

В 2003 году монумент был разобран на 40 частей и началась его реконструкция. Открытие скульптурной группы «Рабочий и колхозница» состоялось в ноябре 2009 года. Основанием памятника служит специально построенный павильон музейно-выставочного центра, по своей форме, напоминающий тот, что был сооружен на выставке в Париже в 1937 году.

Памятник «Рабочий и колхозница» — уникальное наследие социалистической эпохи

Памятник «Рабочий и колхозница»

Памятник «Рабочий и колхозница» — это символ социалистической эпохи, олицетворение союза рабочего класса и крестьянства, которые вместе смогли одержать победу в октябре 1917 года. Сегодня величественная скульптура, создававшаяся для парижской выставки 1937 года, установлена у Северного входа на ВДНХ.

Ежегодно эту достопримечательность посещают тысячи туристов и жителей Москвы, ведь скульптура установлена не просто на пьедестале, а на павильоне с интереснейшими экспозициями.

Работа над проектом памятника

Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.

Вариант Б. Иофана

Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».

По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.

Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.

Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.

Вариант В. Мухиной

Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.

Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.

После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.

Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.

Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.

Согласование проекта

Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.

Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.

Изготовление памятника и павильона

После утверждения эскиза надлежало приступить к созданию уменьшенной модели памятника «Рабочий и колхозница». Чтобы свести к минимуму вероятность неточностей и ошибок, она должна была быть не менее одной пятой от оригинального размера скульптуры. На это у Мухиной уже не было времени.

Читайте также  Селигер где это находится?

Помог Львов П. Н. — главный инженер завода от Института машиностроения и металлообработки. Он предложил Вере создать метровую модель скульптуры, которую взялся увеличить потом в 15 раз! Он же предложил использовать хромоникелевую сталь для отливки деталей и разработал технологию точечной сварки для их соединения.

Шаблоны деталей делали из дерева. Стальные элементы выколачивали уже по ним. Для голов эта технология не подходила, поэтому пришлось изготавливать глиняные болванки.

Некоторые цифры о процессе изготовления памятника «Рабочий и колхозница»:

  • работа велась в 3 смены;
  • к монтажу было привлечено 160 человек;
  • 30 метров и 5 тонн — таким получился изящный шарф «колхозницы»;
  • для работы использовали кран 35 м высотой со стрелой 15 м;
  • толщина досок для шаблонов составляла 15 см;
  • каркас скульптуры весил 63 т;
  • вес обшивки — 12 т;
  • толщина обшивки — 0,5 мм.

Сразу после изготовления всех деталей памятник был готов к транспортировке в Париж.

Выставка в Париже и возвращение в Москву

В Париж памятник «Рабочий и колхозница» отправился разделенным на 65 частей. Вместе с инструментами он занял 28 ж/д вагонов. Ценный груз и Мухину с инженером Львовым во Франции встречал сам Борис Иофан.

Собирать скульптуру начали даже до окончательной облицовки павильона. В некоторых местах стальная обшивка помялась и ее пришлось выправлять на месте. Щели между элементами заделывали тонкими стальными полосами. Все работы закончили на 2 дня раньше срока.

Советский павильон со скульптурой рабочего и колхозницы имел колоссальный успех. Его фотографии публиковали во всех газетах, а вскоре изображения памятника появились на сувенирной продукции — жетонах, платках, чернильницах.

Интересный факт! В одном из интервью Вера Мухина сказала, что не совсем довольна своей работой. Она видела в ней некоторые технические и художественные недостатки.

После парижской выставки памятник «Рабочий и колхозница» разобрали и отправили обратно в Москву. По определенным политическим причинам Мухину не допустили на демонтаж конструкции. Это привело к тому, что незнакомые с устройством скульптуры рабочие почти варварски разрезали ее на 44 части.

В Москве скульптурную композицию собирали заново, заменили обшивку на более толстую, переделали почти половину каркаса. «Рабочий и колхозница» украсили собой главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне — ВДНХ).

Реставрация памятника «Рабочий и колхозница»

Почти 70 лет памятник простоял в первозданном виде. В 2003 году было решено провести его реставрацию. Работы закончили только в 2009 году, их общая стоимость составила чуть больше 2,9 миллиардов рублей.

Что было сделано:

  • проведены все необходимые замеры и расчеты;
  • спроектирован новый каркас, состоящий из несущих, промежуточных и конструктивных элементов;
  • разработаны новые материалы с высокой устойчивостью к коррозии;
  • проведен компьютерный спектральный анализ каждой из 40 частей, на которые разобрали памятник;
  • проведена рентгенография более 1 миллиона сварных точек;
  • выполнена очистка всех элементов памятника и их последующая обработка уникальной антикоррозийной пастой, которой понадобилось около тонны.

Новый павильон стал напоминать проект Б. Иофана, только вот из-за размеров выделенного участка земли его длину пришлось уменьшить до 66 м. Фасад украсил настоящий герб СССР, созданный к парижской выставке 1937 года.

Посещение памятника и павильона на ВДНХ

Осмотреть памятник «Рабочий и колхозница» могут все прогуливающиеся по ВДНХ. При желании можно посетить и одноименный павильон, разделенный на 3 этажа.

Здесь проводят различные выставки, лекции, тематические кинопоказы, конференции. Одна из постоянных экспозиций посвящена созданию павильона и венчающей его скульптурной композиции. Выставлены их макеты, архивные рабочие документы, фотографии и личные вещи В. Мухиной, Б. Иофана.

Видео: все самое интересное о скульптуре

Рабочий и Колхозница в Москве

Скульптурная композиция Рабочего и Колхозницы в Москве

Скульптура Рабочий и Колхозница с Серпом и Молотом — это самая известная скульптура советской эпохи, выдающаяся работа советского скульптора Веры Мухиной.

Скульптура «Рабочий и колхозница» — скульптурная композиция, одна из самых известных работ скульптора Веры Игнатьевны Мухиной. «Рабочий и Колхозница» представляют собой две переплетенные стальные статуи рабочего и колхозницы, поднявших над собой серп и молот — символ союза рабочих и крестьян. Высота скульптуры — 24 метра. «Рабочий и Колхозница» воистину являются симоволом советской эпохи, символом СССР.

«Рабочий и Колхозница» являются эмблемой московской киностудии «Мосфильм».

Международная выставка 1937 года

Скульптура была изготовлена для Международной выставки в Париже в 1937 году.

«Рабочий и колхозница» была изготовлена в кратчайтшие сроки, для этого рабочим приходилось работать с утра и до вечера. Вес готовой скульптуры составил 37 тонн. После одобрения скульптуры Сталиным, «Рабочий и Колхозница» были погружены в 28 вагонов и отправлены по железной дороге в Париж.

Скульптурная группа получила большую золотую медаль Гран-при, однако радость победы была омрачена тем, что «Рабочего и Колхозницу» поставили напротив павильона фашистской Германии.

Разведка СССР интересовалась оформлением немецкого павильона, в результате высота советской экспозиции была на несколько метров выше, что обрадовало руководство СССР и огорчило Германию. Парижане и гости выставки специально ходили смотреть на советскую скульптуру Веры Мухиной по нескольку раз в день, так как она постоянно меняла свой цвет — утром она была розового цвета от утреннего солнца, днем — ярко-серебристой как ей и положено быть, а на закате солнца вечером — золотистой. Франция планировала выкупить скульптуру для Парижа, однако советская делегация по распоряжению Сталина в этом отказала.

После закрытия Всемирной выставки в Париже большинство создателей «Рабочего и Колхозницы» отправились в лагеря и ссылки, комиссар советского павильона И. Межлаук был расстрелян. А Вера Мухина была отстранена от работы.

Перевозка скульптуры

При перевозке статуя была повреждена, так как по габаритам не проходила некоторыми частями в железнодорожные тоннели, но в 1939 году реконструирована, а фактически выстроена заново и установлена перед Северным входом ВСХВ (ВВЦ, он жеВДНХ). Вера Мухина считала, что самое лучшее место для скульптуры — павильон СССР, однако к ее мнению не прислушивались.

Еще раз «Рабочий и колхозница» была отреставрирована в 1979 году.

С конца 40-х годов скульптура «Рабочий и колхозница» является основным символом киностудии Мосфильм.

Реконструция скульптуры

В 2003 году скультптура была разобрана на 40 составляющих частей. После реконструкции «Рабочего и Колхозницы» в постаменте планировалось разместить театр и музей, на площади – около 8 тысяч квадратных метров. Соогласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра. При «росте» скульптуры в 24,5 метра общая высота памятника будет около 60 метров, как и задумывалось Верой Мухиной. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке.

Установка на постамент

Полностью реконструкция была завершена в 2009 году. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью подъемного крана, а торжественное открытие состоялось в Москве 4 декабря 2009 года.

В 2010 году в постаменте был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница».

Где находится и как доехать

Адрес: Россия, Москва, проспект Мира, 123Б

Рабочий и Колхозница в Москве на карте

GPS координаты: 55.828295, 37.646490

Отзыв о статье «Рабочий и Колхозница в Москве»

Всего 1 комментариев.

Подразделы

  • Архитектура
  • Религия
  • Памятники
  • Музеи
  • Природа
  • Техника
  • Места
  • Города
  • Транспорт
  • События
  • Отдых
  • Справка
  • Кухня

Похожие записи

ВДНХ в Москве

«Родина Мать зовет!» в Волгограде

Ангел Юга в Англии

Скульптура «Чик с курицей» в Сухуме

Памятник в честь 850-ти летия Владимиру

Арка Главного штаба в Санкт-Петербурге

Большой Сфинкс в Гизе

Фонтаны «Штормовые волны» и «Тихий омут»

Андрей Белозеров/ автор статьи

Приветствую! Я являюсь руководителем данного проекта и занимаюсь его наполнением. Здесь я стараюсь собирать и публиковать максимально полный и интересный контент на темы связанные с путешествиями по всему миру. Уверен вы найдете для себя немало полезной информации. С уважением, Андрей Белозеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Nti-Travel.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: